Государственный и муниципальный финансовый контроль

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2012 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие сущности и необходимости финансового контроля, его видов, форм и принципов. Поэтому в данной курсовой работе поставлены следующие задачи:
-Раскрыть сущность и функции финансового контроля
-Изложить принципы финансового контроля.
-Охарактеризовать виды, формы и существенные методы финансового контроля.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Теоретические основы государственного финансового контроль…………………………………………………………………….4
1.1.Сущность финансового контроля………..…..................................................4
1.2.Система финансового контроля……......……………………………………9
1.3.Принципы финансового контроля………………...………..………………11
1.4.Формы финансового контроля……………..……………………………….13
Глава 2.Субъекты финансового контроля…………..…… ……..………14
2.1.Органы, осуществляющие финансовый контроль и их обязанности….14
Глава 3.Финансовый контроль на примере Контрольно-Счетной Палаты СПб и Развитие Финансового контроля………………………………………………………….………21
3.1. Пути реформирования и развития гос. и мун. Финансового контроля…21
3.2. Основные итоги деятельности Счетной палаты СПб…………….…….28
Заключение………………….…………………………………………….……41
Список использованных источников…………………………………………44

Файлы: 1 файл

курсовая 2003.doc

— 507.50 Кб (Скачать файл)

     Общей целью единого механизма государственного финансового контроля является обеспечение четкого, бесперебойного функционирования каждого органа управления, каждого должностного лица, аппарата государственного управления в целом на основе соблюдения законодательства, определяющего их задачи, функции и правомочия.

     Итак, реформирование ГФК должно быть приоритетной задачей, так как оно не только имеет особо большое значение в социально-экономическом плане, но и играет первостепенную роль в становлении нового демократического государства.

3.2.Основные  итоги деятельности  
Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга в 2011 году     

 
   Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга была создана в 1995 году по инициативе депутатов Законодательного собрания. Закон Санкт-Петербурга «О Контрольно-счетной  палате Санкт-Петербурга» был принят 26 мая 1995 года, и эта дата стала днем образования палаты.  
     Санкт-Петербург стал одним из первых регионов России, где 15 лет назад была создана Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга. Биография палаты началась с выборов председателя палаты. Будущему руководителю органа парламентского контроля предстояло пройти жесткий отбор на сессии Законодательного собрания. Требования предъявлялись очень высокие - блестящее знание законодательства, экономики и финансов, наличие внушительного опыта работы, соответствующие личные и деловые качества. В итоге первым председателем Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга 20 сентября 1995 года был избран Шаляпин Герман Константинович, а его заместителем принят вышедший во второй тур голосования Семенов Евгений Александрович.  
     Затем были сформированы кадры специалистов и экспертов. Первоначально численность палаты составляла всего 12 человек. Начинать было очень непросто, но нам помогали. Для укрепления статуса палаты, ее материального обеспечения много сделали депутаты и сотрудники аппарата Законодательного Собрания. 
     Время становления палаты пришлось не на самый легкий период, но все препятствия были с честью преодолены. Палата стала принципиально новой структурой, держащей под контролем задачи поистине государственной важности.  

В процессе реализации своих основных задач и функций  Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую и иную деятельность, обеспечивая при этом единую систему контроля за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, а также  бюджетов внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.  
      
     Данная система контроля интегрирована в основные составляющие бюджетного процесса и подразумевает систему непрерывного цикла контроля исполнения бюджетов каждого финансового года, реализуемая на трех последовательных стадиях - стадии предварительного контроля проектов бюджетов на очередной финансовый год, стадии оперативного контроля непосредственно в ходе исполнения бюджетов текущего финансового года и стадии последующего контроля уже исполненных бюджетов за отчетный финансовый год. 
      
     В отчетном периоде (2011 год) Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга одновременно осуществляла контроль бюджета Санкт-Петербурга и бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга: на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов (на стадии формирования), на 2011 год (текущее исполнение) и за 2010 год (исполнение за отчетный финансовый год). 
     
 

      

 
     Деятельность Контрольно-счетной  палаты Санкт-Петербурга осуществлялась на основании плана работы, утверждённого  решением Бюджетно-финансового комитета Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.  
     В план работы включены предложения депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а также совместные контрольные  мероприятия со Счетной палатой Российской Федерации, Прокуратурой Санкт-Петербурга, ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области. 
     Информация о результатах проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятиях в форме отчетов, заключений и аналитических записок регулярно представлялась депутатам Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Губернатору Санкт-Петербурга.
 

      

В целях обеспечения  доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте  палаты www.ksp.org.ru регулярно размещалась информация о проведенной контрольной, экспертно-аналитической и иной деятельности палаты. 
     В 2011 году Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга были проведены 38 контрольных мероприятий и 91 экспертно-аналитическое мероприятие.  
      
     Выявлены различного рода нарушения действующего законодательства в общем объеме 6 млрд. 200 млн. рублей, из которых 285 млн. рублей выявлено при проверках внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга.  
     Из общего количества финансовых нарушений причиненный ущерб  бюджету Санкт-Петербурга составил 202,2 млн. рублей.  
      
     В ходе контрольных мероприятий выявлено наибольшее количество нарушений:  
     - ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ в части доведения субсидий в отсутствии нормативных правовых актов Санкт-Петербурга либо с нарушением установленного порядка, что составило сумму 3 млрд. рублей; 
     - ч. 3 ст. 1 Федерального Закона № 129-фз «О бухгалтерском учете», а именно в части формирования неполной и недостоверной информации, выразившейся в суммарном исчислении в размере 2 млрд. рублей; 
     - ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ в части несоблюдения принципа результативности и эффективности использования бюджетных средств, в сумме 310 млн. рублей; 
     - Указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ в части расходов, в сумме 242 млн. рублей. 
     Кроме того установлены факты неправомерного и излишнего расходования бюджетных средств; необоснованного отвлечения бюджетных средств в дебиторскую задолженность; осуществления платных видов деятельности, не предусмотренных Уставами; не регистрации прав на недвижимое имущество и земельные участки: непринятия либо неправомерного принятия решений об изъятии имущества и др. 
     Несмотря на отсутствие у Контрольно-счетной палаты полномочий по взысканию средств за причиненный ущерб и другие виды нарушений, проверяемыми органами и организациями в добровольном порядке устранено финансовых нарушений на общую сумму 117 438,5 тыс. рублей.  Возмещено в бюджет Санкт-Петербурга 53 млн. 900 тыс. рублей в виде возврата денежных средств, выполнения дополнительных работ и  уменьшения цены государственных контрактов. 
      
     Также в 2011 году в ходе контрольных мероприятий организациями принимались меры по устранению нарушений, возникших в результате неправильного ведения бухгалтерского учета: органами и организациями произведены исправительные бухгалтерские проводки по корректировке регистров бухгалтерского учета. 
      
     

Деятельность  Контрольно-счетной  палаты в 2011 году

В рамках полномочий, установленных ст. 8 Закона Санкт-Петербурга «О Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга» и во исполнение плана работы Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга на 2011 год, осуществлялся непрерывный оперативный контроль за полнотой и своевременностью поступлений в бюджет Санкт-Петербурга, фактическим расходованием бюджетных средств в сравнении с утвержденными ассигнованиями и бюджетными назначениями бюджетов: Санкт-Петербурга, Территориального фонда ОМС, внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга, входящих в состав консолидированного бюджета Санкт-Петербурга. 
В основу мониторинга положены данные об исполнении бюджета Санкт-Петербурга, представляемые Комитетом финансов Санкт-Петербурга (в том числе в автоматизированную информационную систему в части расходов бюджета), Управлением Федеральной налоговой службы по Санкт-Петербургу, Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Санкт-Петербурга, а также данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (Петростат) о социально-экономическом развитии Санкт-Петербурга и др. 
С учетом имеющихся материалов осуществляется систематизация,  анализ и оценка отчетных показателей данных информационной системы исполнения бюджета Санкт-Петербурга, показателей социально-экономического развития Санкт-Петербурга, проводится мониторинг, анализ и обобщение информации о выполнении органами государственной власти Санкт-Петербурга мероприятий по реализации приоритетных национальных проектов.  

В ежемесячной  информации Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербурга указывалось на ключевые моменты, влияющие  на обеспечение бюджетного процесса в Санкт-Петербурге, в частности:

·      При оценке исполнения основных характеристик бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году указывалось на имеющиеся резервы администрирования доходов городского бюджета, а также на необходимость пересмотра качества бюджетного планирования в целях безусловного исполнения принимаемых расходных обязательств. Отмечалась сложившаяся на протяжении ряда лет тенденция опережающего темпа роста исполнения доходов над финансированием расходов и, вследствие этого, образование значительных остатков временно свободных средств бюджета Санкт-Петербурга. 

 

В 2011 году доходы городского бюджета исполнены на 104,9 %, расходы не были профинансированы на 6,5 %, вследствие чего дефицит бюджета Санкт-Петербурга сформировался в 11,3 раза ниже утвержденного показателя, а остатки средств городского бюджета в 2011 году увеличились на 2 426,6 млн. рублей и на 01.01.2012 составили 30 666 млн. рублей.

·      При анализе динамики поступления доходов в городской бюджет указывалось на увеличение относительно 2010 года доходов бюджета Санкт-Петербурга в целом на 52 059,7 млн. рублей (или на 15 %). Рост налоговых доходов в значительной степени был обусловлен увеличением поступлений налогов: на прибыль организаций (на 19 856,7 млн. рублей или на 22,1 %), на доходы физических лиц (на 12 458,7 млн. рублей или на 11,7 %), на имущество организаций (на 2 307,8 млн. рублей или на 11,9 %).  

 

Увеличение неналоговых  поступлений в 2011 году произошло  в основном в результате роста  доходов от продажи материальных и нематериальных активов (на   1 859 млн. рублей или на 16,5 %), а также от оказания платных услуг и компенсации затрат государства (на 1 418,8 млн. рублей или на 60,7 %). В структуре налоговых поступлений стабильную основу составили налоги: на доходы физических лиц (42,1 %), на прибыль организаций (38,9 %) и на имущество организаций (7,7 %). Неналоговые поступления сформировались в 2011 году в основном за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (52,8 %) и доходов от продажи материальных и нематериальных активов (33,2 %). В структуре безвозмездных поступлений 96,4 % пришлось на межбюджетные трансферты из федерального бюджета. Основную часть составили субвенции из федерального бюджета, перечисляемые в бюджет Санкт-Петербурга в целях финансового обеспечения  расходных обязательств, возникающих при осуществлении переданных полномочий РФ (32,9 %) и субсидии бюджету Санкт-Петербурга на софинансирование расходных обязательств (22,4 %). Доля дотаций бюджету Санкт-Петербурга в общем объеме безвозмездных поступлений из федерального бюджета составила 21,9 %. Структура доходной части городского бюджета по итогам его исполнения в 2011 году претерпела незначительные изменения: в сравнении с 2010 годом доля налоговых и неналоговых доходов - сократилась с 81 % до 80,5 %, безвозмездных поступлений - снизилась с 9,4 % до 9,2 %, доходов от приносящей доход деятельности - увеличилась с 9,7 %  до 10,3 %. Таким образом, в 2011 году в общем объеме поступлений доля собственных доходов бюджета Санкт-Петербурга увеличилась с 96,1 % до 97,1 %.

·      В процессе мониторинга поступления доходов в бюджет Санкт-Петербурга приводились факты ненадлежащего прогнозирования администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга поступлений в городской бюджет.  Так, в частности, при исполнении в 2011 году доходов бюджета Санкт-Петербурга в среднем на уровне 104,9 % по отдельным доходам городского бюджета сложился существенно низкий уровень исполнения: 55,2 % - по сборам за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов; 72,3 % - по денежным взысканиям (штрафам) за нарушение законодательства о рекламе. По отдельным статьям налоговых и неналоговых доходов, в т.ч. составляющим стабильную основу городского бюджета, бюджетные задания в 2011 году выполнены не были: наибольшие объемы платежей в бюджет Санкт-Петербурга не поступили по налогу на прибыль организаций -              2 356,6 млн. рублей и по налогу на имущество организаций - 1 943,1 млн. рублей. При этом в 2011 году перевыполнены бюджетные назначения: по задолженностям и перерасчетам по налогам на имущество (в 43,9 раза), по денежным взысканиям (штрафам) и иным суммам, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений, и возмещению ущерба имуществу (в 11,7 раза). Приведенные факты свидетельствуют о наличии у главных администраторов доходов бюджета Санкт-Петербурга значительных резервов повышения точности прогнозирования, в т.ч. при корректировке бюджета Санкт-Петербурга.

·      При анализе исполнения бюджета Санкт-Петербурга по расходам Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга неоднократно обращала внимание на  недостаточное качество бюджетного планирования и организации исполнения принятых расходных обязательств, что повлекло неравномерность их кассового исполнения в течение года, как в целом по бюджету, так и по отдельным разделам и подразделам классификации расходов. 

  

 В ходе  исполнения бюджета из 14 разделов, входящих в состав бюджетной  классификации расходов бюджетов  РФ, бюджетные назначения были  изменены по 12 разделам, а именно: уменьшены по разделу «Общегосударственные вопросы» (на 9,7 %), в результате чего процент исполнения увеличился на 8,2 %; увеличены по 11 разделам, при этом по 10 из них не были исполнены в полном объеме даже утвержденные бюджетные ассигнования. Проведенный анализ исполнения бюджета Санкт-Петербурга в 2011 году показал, что из 66 подразделов по 16 подразделам исполнение составило менее 90 %, а по 18 подразделам - свыше 100 %. Процент освоения бюджетных ассигнований сформировался в диапазоне от 24,5 % -  «Обслуживание внутреннего государственного и муниципального долга» до 641,7 % - «Санитарно-эпидемиологическое благополучие».

·      В ходе мониторинга финансирования расходов городского бюджета Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга обращала внимание на неравномерность исполнения бюджета Санкт-Петербурга, что создает предпосылки к освоению основных объемов бюджетных ассигнований в конце финансового года. В 2011 году более 20 % всех расходов бюджета были произведены в декабре, что практически совпало с прогнозным значением, рассчитанным Контрольно-счетной палатой Санкт-Петербурга еще в октябре 2011 года в ходе мониторинга текущего исполнения бюджета Санкт-Петербурга. Тенденция неравномерного исполнения расходных обязательств в 2011 году наблюдалась и в разрезе главных распорядителей бюджетных средств, в частности: 24,6 % составили обязательства администраций районов Санкт-Петербурга, которыми бюджетные ассигнования освоены в общей сумме 99 389,6 млн. рублей (102,3 % от годовых бюджетных назначений) и  75,4 % пришлось на расходы остальных органов государственной власти Санкт-Петербурга, освоивших бюджетные ассигнования в общей сумме 304 642,8 млн. рублей (91 %). В структуре профинансированных расходов значительная доля бюджетных ассигнований была освоена пятью главными распорядителями, ни одним из которых бюджетные назначения в полном объеме выполнены не были. В частности, Комитет по строительству исполнил бюджет на 74,1 % от годовых бюджетных назначений; Комитет по энергетике и инженерному обеспечению - на 86,4 %; Комитет по здравоохранению и Комитет по управлению городским имуществом - на 96,3 %; Комитет по социальной политике Санкт-Петербурга - на 97,5 %. 
     Рядом главных распорядителей бюджетные ассигнования не осваивались в полном объеме по причине: позднего проведения конкурсных процедур, в связи с отсутствием правовых оснований для совершения расходов, в связи с отсутствием потребности в средствах на финансирование предусмотренных в бюджете расходов, что также свидетельствует об имеющихся резервах бюджетного планирования.

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль