Характеристика стратегического планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Условия и факторы, определяющие выбор стратегии 5
1.2. Содержание товарной стратегии 7
2. Стратегическое планирование в товарной политике 17
2.1. Адаптация структуры для реализации стратегии концентрированного роста 17
2.2. Содержание и методика разработки бизнес-плана 18
3. Реализация стратегии концентрированного роста на предприятии 25
3.1. Составление плана маркетинга 25
3.2. Разработка производственного плана 29
3.3. Формирование финансового плана 31
3.4. Обоснование финансового плана 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

razrabotka_strategii_koncentrirovannogo_rosta_-_kyrsovaya.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

 

Введение

 

Каждый предприниматель, начиная свою деятельность, должен ясно представлять потребность на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники их получения, а также уметь четко рассчитать эффективность использования ресурсов в процессе работы фирмы.

Еще в большей мере это  относится к менеджерам среднего и высшего звена крупных фирм, всерьез занимающихся стратегическим управлением.

В рыночной экономике предприниматели  не смогут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, но необходимые для того, чтобы своевременно подготовиться и обойти потенциальные трудности и опасности, тем самым уменьшить риск в достижении поставленных целей.

Важной задачей является проблема привлечения инвестиций, в том числе и зарубежных, в действующие и развивающиеся предприятия. Для этого необходимо аргументировать и обосновать оформление проектов (предложений), требующих инвестиций. Для этих и некоторых других целей применяется бизнес-план.

В рыночной экономике  бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Бизнес-план описывает процесс функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь свои цели и задачи, в первую очередь повышения прибыльности работы. Хорошо разработанный бизнес-план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять перспективные планы своего развития.

Бизнес-план является постоянным документом; он систематически обновляется, в него вносятся изменения, связанные как с переменами, происходящими внутри фирмы, так и на рынке, где действует фирма.

В связи с тем, что  бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей целью изучение конкретного направления деятельности фирмы (товара или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

  • конкретный проект производства определенного товара (услуг) — создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);
  • всесторонний анализ производственно-хозяйственной и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение ее сильных и слабых сторон, специфики и отличий от других аналогичных фирм;
  • изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных механизмов, используемых в экономике для реализации конкретных задач.

Бизнес-план является одним  из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Составление грамотного  бизнес-плана невозможно без учета общей стратегии предприятия и его товарной стратегии в частности. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Бизнес-план позволяет  решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

  • обоснование экономической целесообразности направлений развития фирмы;
  • расчет ожидаемых финансовых результатов деятельности, в первую очередь объемов продаж, прибыли, доходов на капитал;
  • определение намечаемого источника финансирования реализации выбранной стратегии, т.е. способы концентрирования финансовых ресурсов;
  • подбор работников, которые способны реализовать данный план.

Каждая задача может  быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Таким образом, бизнес-план является не только внутренним документом фирмы, но и может быть использован для привлечения инвесторов. Перед тем как рискнуть некоторым капиталом, инвесторы должны быть уверены в тщательности проработки проекта и осведомлены о его эффективности. Предполагается, что бизнес-план хорошо подготовлен и изложен для восприятия потенциальных инвесторов.

Данная работа раскрывает особенности разработки стратегии концентрированного роста крупного предприятия на примере Управления по производству нефтепродуктов, сбору и использованию попутного нефтяного газа «КОГАЛЫМНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА».

 

1. Характеристика стратегического планирования на предприятии

1.1. Условия и факторы,  определяющие выбор стратегии

 

Товарная политика фирмы формируется  под влиянием нескольких факторов. В первую очередь, стратегия товара зависит от стратегии фирмы. Однако, хотя стратегия товара и является элементом общей стратегии фирмы, и соответственно, определяется характером ее целей и ее стратегией, тем не менее, можно указать на отдельные факторы, оказывающие непосредственное влияние на выработку стратегии товара.  К числу важнейших относятся следующие:

  • конкурентная среда и стратегия конкуренции фирмы;
  • состояние портфеля продукции фирмы;
  • место, занимаемое маркетингом в управлении фирмой.

Находясь в конкурентном окружении, фирмы прибегают ко множеству  различных форм и методов конкурентной борьбы, зачастую далеко выходящих за пределы традиционной конкуренции продуктом. Однако значение и роль конкуренции продуктом в общей конкурентной борьбе фирмы не уменьшается. Более того, именно конкуренция продуктом в конечном счете является решающей для долгосрочного выживания фирмы. Ничто не в состоянии оградить фирму от краха, если ее продукция проигрывает в конкурентной борьбе продукции других фирм.

В самом общем виде конкурентом  фирмы является любой субъект  деятельности на рынке, который своими действиями может уменьшить доход фирмы от реализуемого ею товара либо же даже вообще лишить ее этого дохода. Фирма производит продукт, чтобы реализовать его и получить доход, который она может использовать для обеспечения своего существования. Если доход большой (достаточный), то у фирмы дела идут хорошо. Но если он недостаточен, то значит, кто-то лишил фирму денег, на которые она рассчитывала. Этот кто-то — конкурент фирмы.

Силы, формирующие конкурентную среду товара и его конкурентные возможности, распадаются на пять групп. Анализ конкурентной среды излагается в соответствии с концепцией стратегии конкуренции М. Портера.

1. Первую группу составляют  конкурентные силы производителей  аналогичной продукции. То есть  в первой группе представлена  внутриотраслевая конкуренция, которая при традиционном рассмотрении рыночных систем выступала синонимом конкуренции вообще.

2. Вторую группу формируют поставщики  сырья, материалов, комплектующих  изделий и полуфабрикатов. Сила  воздействия представителей этой  группы на конкурентный потенциал фирмы состоит в их способности удерживать производителя товара в качестве своего клиента. В первую очередь это проявляется в том, что данная группа оказывает существенное влияние на качество и себестоимость товара.

3. В третью группу  входят покупатели товара. Их конкурентная сила состоит в способности требовать наличия определенных потребительских качеств у товара, а также воздействовать на цену товара в направлении ее уменьшения.

4. Четвертая группа  состоит из потенциальных производителей аналогичной продукции. Их конкурентная сила состоит в возможности переключения потребителей на свою продукцию, а также в возможности отвлечения потенциальных потребителей товара.

5. И, наконец, пятую  группу составляют производители замещающих продуктов. Часто наблюдается такая ситуация, когда именно конкурентная сила этой группы оказывается разрушительной и даже сокрушительной для товара.

Изучая состояние конкурентной среды при разработке стратегии  товара, фирма должна анализировать  не только структуру и динамику изменения конкурентных сил, но и досконально изучать отдельных конкурентов, чтобы по возможности полно представлять стратегию их конкурирующего товара. При этом обязательно должен приниматься во внимание тот факт, что как сама фирма, так и ее конкуренты действуют в постоянно меняющейся конкурентной среде, в которой может произойти изменение стратегии поведения отдельных субъектов конкуренции, могут появиться новые конкуренты, могут сойти с конкурентной арены отдельные противники и т.п.

Реальная практика дает множество примеров того, как неверные предпосылки относительно себя, своего товара привели успешно функционирующие фирмы к краху. Есть много примеров и того, как фирмы, опираясь на знание о неверных предпосылках своих мощных конкурентов, побеждали их в конкурентной борьбе.

Важнейшей задачей стратегического  управления является установление и  поддержание динамического взаимодействия организации с окружающей ее средой, призванное обеспечить ей преимущества в конкурентной борьбе, что достигается  за счет предоставления покупателю товара фирмы. Поэтому маркетинг объективно занимает позицию одной из ведущих функций стратегического управления. Для целого ряда организаций в зависимости от того, какие они преследуют цели и какие реализуют стратегии, маркетинг является ключевой функцией, обеспечивающей их успешное функционирование. Более того, с переходом к философии менеджмента, в соответствии с которой фирма должна в своей деятельности полностью ориентироваться на запросы клиента (market driven management), a не пытаться производить «удобную» для нее продукцию, которую потом стараются любым способом реализовать клиенту, маркетинг становится чем-то большим, нежели отдельная функция менеджмента.

В то же время необходимо подчеркнуть, что развитие маркетинга в свою очередь  способствовало изменению философии менеджмента, переходу к стратегическому управлению. Менялись условия функционирования фирмы, росла динамичность и степень влияния среды на фирму, и в ответ на это развивалась функция маркетинга. При этом развитие маркетинга одновременно несло в себе и требование изменения концепции управления, и возможности управлять по-новому с ориентацией на окружение, в частности на запросы потребителей.

1.2. Содержание товарной стратегии

 

Выбор товарной стратегии начинается с определения конкурентных сил и анализа конкурентов. Конкурентные силы составляют 5 больших групп:

  • производители аналогичной продукции;
  • поставщики;
  • покупатели;
  • потенциальные производителей аналогичной продукции;
  • производители замещающих продуктов.

Анализ конкурентов – достаточно сложный процесс, предполагающий углубленного изучения аспектов деятельности всех возможных конкурентов. Подход к анализу конкурента схематично представлен на рис. 1.

 

Рис. 1. Схема  анализа конкурента

 

 

Анализ проводится по двум направлениям:

  • устанавливается, что движет конкурентом;
  • выясняется, что конкурент делает и может делать. Изучение того, что движет конкурентом, концентрируется на двух аспектах его функционирования:
  • будущие цели конкурента, определенные для всех уровней управления;
  • предположения, которые имеет конкурент относительно себя и отрасли.

При изучении того, что делает конкурент  и что он может делать, анализ также проводится по двум направлениям:

  • текущая стратегия конкурента, проявляющаяся в том, как она осуществляется;
  • возможности конкурента с точки зрения его сильных сторон и слабостей.

Итогом анализа по перечисленным  направлениям должно стать составление  прогноза действий конкурента — профиля  конкурентного поведения.

 Предлагаемый М. Портером подход к анализу будущих целей конкурента предполагает изучение следующих характеристик:

  • финансовые цели;
  • отношение к риску;
  • ценности и нормы, существующие в организации;
  • структура организации;
  • системы контроля и стимулирования;
  • система бухгалтерского учета;
  • типы руководителей, в особенности высших руководителей;
  • сложившиеся представления о будущих направлениях развития фирмы;
  • состав совета директоров;
  • контрактные обязательства, которые могут лимитировать альтернативы поведения;
  • регуляционные ограничения со стороны государства. Если конкурентом выступает организация, являющаяся частью более крупного образования, то в этом случае важно также провести анализ будущих целей головной организации. Изучение в данном случае ведется по следующим направлениям:
  • текущие результаты деятельности головной фирмы (рост продаж, норма прибыли и т.п.);
  • общие цели головной организации;
  • степень важности изучаемой конкурентной организации для головной организации;
  • причины вхождения головной организации в данный конкретный бизнес (излишние мощности, необходимость вертикальной интеграции, желание использовать сети распределения и т.п.);
  • экономические связи между организациями, находящимися под управлением головной организации (степень вертикальной интеграции, проведение общих НИОКР и т.п.);
  • ценности и принципы высшего руководства;
  • общие стратегии, реализуемые головной организацией;
  • степень зависимости организации от функционирования других подразделений, находящихся под управлением головной организации (цели по объему продаж, нормативы по прибыльности, ограничения на используемый капитал);
  • планы диверсификации;
  • организационная структура головной организации с четкой фиксацией позиции и статуса каждой организационной единицы;
  • контроль и оплата работы дивизиональных руководителей;
  • тип обычно награждаемых руководителей (это поддерживает определенный тип стратегического поведения);
  • стратегия найма;
  • уязвимость для антимонопольного и других типов регулирования;
  • личное отношение высшего руководства к организации.

Информация о работе Характеристика стратегического планирования на предприятии