Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Введение 3
1. Характеристика стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Условия и факторы, определяющие выбор стратегии 5
1.2. Содержание товарной стратегии 7
2. Стратегическое планирование в товарной политике 17
2.1. Адаптация структуры для реализации стратегии концентрированного роста 17
2.2. Содержание и методика разработки бизнес-плана 18
3. Реализация стратегии концентрированного роста на предприятии 25
3.1. Составление плана маркетинга 25
3.2. Разработка производственного плана 29
3.3. Формирование финансового плана 31
3.4. Обоснование финансового плана 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Нефтепродукты – товары массового спроса, и в то же время рынок заполнен этим продуктом с избытком, что накладывает ограничения на возможности фирмы по его производству и сбыту. Крупные производители, как правило, имеют 2 основных пути сбыта – крупными оптовыми партиями или же через собственную розничную сеть автозаправочных станций. В первом случае оптовая (продажная) цена значительно ниже розничной, т.е. размер прибыли (маржа) на единицу продукции ниже, чем при продаже в розницу. Однако строительство и эксплуатация новых автозаправочных станций (АЗС) сопряжена со значительными издержками, что, наряду с большим сроком окупаемости (5-10 лет) не дает возможности в настоящее время значительно расширять розничную сеть. Предприятию рекомендовано сбывать нефтепродукты по существующим каналам сбыта. К их числу относятся:
сеть собственных
мелкооптовые покупатели и посредники;
поставки по контрактам владельцам частных АЗС;
прямые договора с крупными потребителями (автохозяйства, авиапредприятие);
дилеры, дистрибьюторы, посредники.
При отлаженной организации и четкой работе собственной службы сбыта, предприятие вполне справится с намеченными планами производства и распределения продукции.
Существующая на предприятии система ценообразования предполагает установление цены на товар исходя из уровня себестоимости продукции и анализа цен конкурентов. Цены на бензин определяются следующим образом: оптовая цена составляет сумму себестоимости плюс 50% от разницы между средним уровнем цен за единицу продукции и себестоимостью единицы данного вида продукции. Так как производство нефтепродуктов традиционно измеряется в тоннах, в дальнейшем под словом «цена» и «себестоимость» может пониматься именно цена и себестоимость 1 тонны бензина и других нефтепродуктов. Розничная цена на собственных АЗС составляет сумму себестоимости плюс 90% от разницы между средним уровнем цен и себестоимостью. Ввиду монопольного положения «КОГАЛЫМНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА» на местном рынке керосина и битума, оптовая цена на указанные виды продукции определяется исходя из уровня затрат с наценкой 50% к их сумме. В розничную сеть указанные виды товаров не поступают.
Данные для определения
ТАБЛИЦА 4. Динамика роста себестоимости продукции
Показатели |
2001 |
2002 |
Отклон. факта от плана |
% 2002 г. к 2001 г |
Отклон. 2002 г. от 2001г | |
план |
факт | |||||
Себестоимость выраб-й продукции, руб./т |
1 366,09 |
2 346,05 |
2 187,60 |
-158,45 |
160,1 |
821,51 |
в том числе: |
||||||
бензин А -76 |
2 292,79 |
4 154,49 |
3 912,10 |
-242,39 |
170,6 |
1 619,31 |
топливо ТС-1(керосин) |
1 257,34 |
2 168,46 |
2 117,43 |
-51,03 |
168,4 |
860,09 |
дизельное топливо |
1 248,95 |
2 186,29 |
2 130,45 |
-55,84 |
170,6 |
881,50 |
битум дорожный |
1 387,09 |
1 842,97 |
2 000,16 |
157,19 |
144.2 |
613,07 |
битум строительный |
1 387,09 |
1 842,97 |
2 000,16 |
157,19 |
144,2 |
613,07 |
ТАБЛИЦА 5. Планируемые издержки производства
Виды продукции |
Себестоимость продукции в 2002 г, руб./т |
Планируемый рост издержек производства, % |
Планируемая себестоимость продукции в 2003 году |
Планируемый объем производства, тонн |
Издержки производства всего, млн.руб. |
бензин А - 76 |
3 912,10 |
125 |
4890,1 |
13500 |
66,015 |
топливо ТС-1 (керосин) |
2 117,43 |
125 |
2646,8 |
23250 |
61,520 |
дизельное топливо |
2 130,45 |
130 |
2769,6 |
72450 |
200,658 |
битум дорожный |
2 000,16 |
110 |
2200,2 |
22325 |
49,115 |
битум строительный |
2 000,16 |
110 |
2200,2 |
1200 |
2,64 |
ИТОГО |
- |
- |
132725 |
379,948 |
ТАБЛИЦА 6. План реализации продукции (сбытовая программа)
Виды продукции |
Планируемая себестоимость продукции в 2003 году |
Средний уровень цен (план) |
Оптовая цена, руб/т, план |
Розничная цена, руб./т, план |
Относительные объемы продаж, % | |
Опт |
Розница | |||||
бензин А - 76 |
4890,1 |
6100 |
5495 |
5979 |
20 |
80 |
топливо ТС-1 (керосин) |
2646,8 |
- |
3970 |
- |
100 |
- |
дизельное топливо |
2769,6 |
4200 |
3485 |
4057 |
80 |
20 |
битум дорожный |
2200,2 |
- |
3300,3 |
- |
100 |
- |
битум строительный |
2200,2 |
- |
3300,3 |
- |
100 |
- |
ТАБЛИЦА 7. Планирование выручки от реализации продукции
Виды продукции |
Цена, руб./тонна |
Планируемый объем производства, тонн |
Относительные объемы продаж, % |
Выручка от реализации, млн.руб. |
Выручка от реализации, тыс.руб., всего | |||
Опт |
Розница |
Опт |
Розница |
Опт |
Розница | |||
бензин А - 76 |
5495 |
5979 |
13500 |
20 |
80 |
14,837 |
64,573 |
79,410 |
топливо ТС-1 (керосин) |
3970 |
- |
23250 |
100 |
- |
9,230 |
- |
9,230 |
дизельное топливо |
3485 |
4057 |
72450 |
80 |
20 |
201,99 |
58,786 |
260,776 |
битум дорожный |
3300,3 |
- |
22325 |
100 |
- |
73,673 |
- |
73,673 |
битум строительный |
3300,3 |
- |
1200 |
100 |
- |
3,960 |
- |
3,960 |
ИТОГО |
- |
- |
132725 |
- |
- |
- |
- |
427,049 |
Процесс производства нефтепродуктов
осуществляется на действующем
Его положение выбрано очень удачно исходя из близости к рынку сбыта, к объектам нефтедобычи и другим поставщикам.
Обеспеченность рабочей силой составляет 100%, автотранспортом – 97%.
Для выполнения плана выпуска продукции дополнительных производственных мощностей не требуется. Для организации производства требуются следующие производственные мощности:
ТАБЛИЦА 8. Состояние производственных мощностей
Показатели |
Физическое состояние |
Существующие возможности |
Недостатки или дополнительные потребности и меры по их удовлетворению |
Земля |
Удовлетворительное |
Достаточно занимаемой территории |
Требуется план природоохранных мероприятий |
Здания и сооружения: 1.Корпуса НПЗ 2. Буровые вышки
|
Незначительный износ
|
Состояние зданий и сооружений позволяет выполнять план производства без введения дополнительных мощностей |
нет |
Оборудование: 1. Бурильные установки 2. Оборудование НПЗ |
1. Износ бурильных установок составляет 60% 2. Износ 17% |
1. При резком повышении
объемов бурения и добычи 2. Износ оборудования НПЗ минимален, что позволяет аммортизационные отчисления использовать для финансирования неотложных нужд |
1. Требуется поэтапный
ввод новых бурильных 2. Нет |
Автотранспорт |
Удовлетворительное |
Незначительный дефицит автопар |
Требуется восполнить недостаток автотранспотрта путем закупки 6 единиц автотехники |
Спецтехника |
Удовлетворительное |
Позволяет вести непрерывный цикл производства |
Нет |
Обеспеченность собственным
ТАБЛИЦА 9. План производства
Виды продукции |
Планируемый рост издержек производства, % |
Планируемая себестоимость продукции в 2003 году |
Планируемый объем производства, тонн |
Издержки производства всего, млн.руб. |
Выручка от реализации продукции, тыс.руб. |
бензин А - 76 |
125 |
4890,1 |
13500 |
66,015 |
79,410 |
топливо ТС-1 (керосин) |
125 |
2646,8 |
23250 |
61,520 |
9,230 |
дизельное топливо |
130 |
2769,6 |
72450 |
200,658 |
260,776 |
битум дорожный |
110 |
2200,2 |
22325 |
49,115 |
73,673 |
битум строительный |
110 |
2200,2 |
1200 |
2,64 |
3,960 |
ИТОГО |
- |
- |
132725 |
379,948 |
427,049 |
Схема организации производства предельно проста.
Сырая нефть из уже разведанных и разработанных месторождений поступает по нефтепроводам непосредственно на НПЗ, где путем перегонки и крекинга из нее получают предусмотренные товарной стратегией предприятия товары: бензин, керосин, дизельное топливо, битум. Для доставки продукции конечным потребителям и в собственную розничную сеть АЗС применяется парк автомобильных топливозаправщиков. Таким образом, все добываемое сырье перерабатывается и сбывается на месте, что минимизирует издержки производства и обращения, кроме того, исключая продажу сырой нефти и предлагая потребителям завершенный продукт, предприятие значительно увеличивает производство получаемую прибыль как в относительном, так и абсолютном выражении.
Помимо производственной функции, предприятию предложено выполнить план природоохранных мероприятий. Он включает в себя:
Формирование финансового
ТАБЛИЦА 10. Оперативный план
Показатели |
2001 год |
2002 год |
2003 год | ||
план |
факт |
план |
факт |
план | |
Рыночный потенциал фирмы, тонн:
|
20010 25000 75000 25000 2500 |
14038 16336 57869 15761 1709 |
20010 25000 75000 25000 2500 |
11134 21490 66721 20494 963 |
20010 25000 75000 25000 2500 |
Оптовая цена за тонну, руб.:
|
3500 3000 2900 2100 2100 |
3330 3050 3000 2081 2081 |
4230 3252 3350 2765 2765 |
4135 3175 3300 3000 3000 |
5495 3970 3485 3300 3300 |
Объем продаж, тонн:
|
15000 16000 60000 16000 1800 |
13390 16200 58200 16000 1700 |
17038 19800 62719 18961 1580 |
10500 21500 66900 18500 900 |
14782 23040 71940 22786 1363 |
Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, %:
|
72 74 70 91 100 |
68 76 68 90 100 |
77 83 68 87 100 |
52 89 72 93 100 |
60 93 75 95 100 |
Объем производства, тонн:
|
15000 16000 60000 16000 1800 |
14038 16336 57869 15761 1709 |
16390 20010 63050 19200 1480 |
11134 21490 66721 20494 963 |
13500 23250 72450 22325 1200 |
Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода:
|
1000 1000 1000 1000 200 |
1648 800 669 761 300 |
1000 1000 1000 1000 200 |
2282 790 490 1461 363 |
1000 1000 1000 1000 200 |
Информация о работе Характеристика стратегического планирования на предприятии