Характеристика стратегического планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Условия и факторы, определяющие выбор стратегии 5
1.2. Содержание товарной стратегии 7
2. Стратегическое планирование в товарной политике 17
2.1. Адаптация структуры для реализации стратегии концентрированного роста 17
2.2. Содержание и методика разработки бизнес-плана 18
3. Реализация стратегии концентрированного роста на предприятии 25
3.1. Составление плана маркетинга 25
3.2. Разработка производственного плана 29
3.3. Формирование финансового плана 31
3.4. Обоснование финансового плана 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

razrabotka_strategii_koncentrirovannogo_rosta_-_kyrsovaya.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

 

Нефтепродукты – товары массового  спроса, и в то же время рынок  заполнен этим продуктом с избытком, что накладывает ограничения  на возможности фирмы по его производству и сбыту. Крупные производители, как правило, имеют 2 основных пути сбыта  – крупными оптовыми партиями или же через собственную розничную сеть автозаправочных станций. В первом случае оптовая (продажная) цена значительно ниже розничной, т.е. размер прибыли (маржа) на единицу продукции ниже, чем при продаже в розницу. Однако строительство и эксплуатация новых автозаправочных станций (АЗС) сопряжена со значительными издержками, что, наряду с большим сроком окупаемости (5-10 лет) не дает возможности в настоящее время значительно расширять розничную сеть. Предприятию рекомендовано сбывать нефтепродукты по существующим каналам сбыта. К их числу относятся:

сеть собственных автозаправочных  станций;

мелкооптовые покупатели и посредники;

поставки по контрактам  владельцам частных АЗС;

прямые договора с крупными потребителями (автохозяйства, авиапредприятие);

дилеры, дистрибьюторы, посредники.

При отлаженной организации и четкой работе собственной службы сбыта, предприятие  вполне справится с намеченными  планами производства и распределения  продукции.

Существующая на предприятии система  ценообразования предполагает установление цены на товар исходя из уровня себестоимости продукции и анализа цен конкурентов. Цены на бензин определяются следующим образом: оптовая цена составляет сумму себестоимости плюс 50% от разницы между средним уровнем цен за единицу продукции и себестоимостью единицы данного вида продукции. Так как производство нефтепродуктов традиционно измеряется в тоннах, в дальнейшем под словом «цена» и «себестоимость» может пониматься именно цена и себестоимость 1 тонны бензина и других нефтепродуктов. Розничная цена на собственных АЗС составляет сумму себестоимости плюс 90% от разницы между средним уровнем цен и себестоимостью. Ввиду монопольного положения «КОГАЛЫМНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА» на местном рынке керосина и битума, оптовая цена на указанные виды продукции определяется исходя из уровня затрат с наценкой 50% к их сумме. В розничную сеть указанные виды товаров не поступают.

Данные для определения планируемого роста себестоимости продукции  приведены в таблице 4.

 

ТАБЛИЦА 4. Динамика роста себестоимости продукции

Показатели

2001

2002

Отклон. факта от плана

%

2002 г.

к 2001 г

Отклон. 2002 г. от 2001г

план

факт

Себестоимость выраб-й  продукции, руб./т

1 366,09

2 346,05

2 187,60

-158,45

160,1

821,51

 в том числе: 

           

                       бензин  А -76

2 292,79

4 154,49

3 912,10

-242,39

170,6

1 619,31

                       топливо ТС-1(керосин)

1 257,34

2 168,46

2 117,43

-51,03

168,4

860,09

                       дизельное топливо

1 248,95

2 186,29

2 130,45

-55,84

170,6

881,50

                       битум дорожный

1 387,09

1 842,97

2 000,16

157,19

144.2

613,07

                       битум строительный

1 387,09

1 842,97

2 000,16

157,19

144,2

613,07


 

ТАБЛИЦА 5. Планируемые  издержки производства

Виды продукции

Себестоимость

продукции в 2002 г, руб./т

Планируемый рост издержек производства, %

Планируемая

себестоимость

продукции в 2003 году

Планируемый объем производства, тонн

Издержки производства всего, млн.руб.

бензин А - 76

3 912,10

125

4890,1

13500

66,015

топливо ТС-1 (керосин)

2 117,43

125

2646,8

23250

61,520

дизельное топливо

2 130,45

130

2769,6

72450

200,658

битум дорожный

2 000,16

110

2200,2

22325

49,115

битум строительный

2 000,16

110

2200,2

1200

2,64

ИТОГО

-

-

 

132725

379,948


 

ТАБЛИЦА 6. План реализации продукции (сбытовая программа)

Виды продукции

Планируемая

себестоимость

продукции в 2003 году

Средний уровень цен

(план)

Оптовая цена, руб/т, план

Розничная цена, руб./т, план

Относительные объемы продаж, %

Опт

Розница

бензин А - 76

4890,1

6100

5495

5979

20

80

топливо ТС-1 (керосин)

2646,8

-

3970

-

100

-

дизельное топливо

2769,6

4200

3485

4057

80

20

битум дорожный

2200,2

-

3300,3

-

100

-

битум строительный

2200,2

-

3300,3

-

100

-


 

ТАБЛИЦА 7. Планирование выручки от реализации продукции

Виды продукции

Цена, руб./тонна

Планируемый объем производства, тонн

Относительные объемы продаж, %

Выручка от реализации, млн.руб.

Выручка от реализации, тыс.руб., всего

Опт

Розница

Опт

Розница

Опт

Розница

бензин А - 76

5495

5979

13500

20

80

14,837

64,573

79,410

топливо ТС-1 (керосин)

3970

-

23250

100

-

9,230

-

9,230

дизельное топливо

3485

4057

72450

80

20

201,99

58,786

260,776

битум дорожный

3300,3

-

22325

100

-

73,673

-

73,673

битум строительный

3300,3

-

1200

100

-

3,960

-

3,960

ИТОГО

-

-

132725

-

-

-

-

427,049


3.2. Разработка производственного  плана

 

Процесс производства нефтепродуктов осуществляется на действующем нефтеперерабатывающем  заводе (НПЗ), принадлежащем управлению «КОГАЛЫМНЕФТЕГАЗПЕРЕРАБОТКА».

Его положение выбрано очень  удачно исходя из близости к рынку сбыта, к объектам нефтедобычи и другим  поставщикам.

Обеспеченность рабочей силой  составляет 100%, автотранспортом – 97%.

Для выполнения плана выпуска продукции  дополнительных производственных мощностей  не требуется. Для организации производства требуются следующие производственные мощности:

 

ТАБЛИЦА 8. Состояние производственных мощностей

Показатели

Физическое состояние

Существующие возможности

Недостатки или дополнительные потребности и меры по их удовлетворению

Земля

Удовлетворительное

Достаточно занимаемой территории

Требуется план природоохранных мероприятий

Здания и сооружения:

1.Корпуса НПЗ

2. Буровые вышки

    1. 3. Компрессорные станции
    2. 4. Нефтепроводы

Незначительный износ

 

Состояние зданий и сооружений позволяет  выполнять план производства без  введения дополнительных мощностей

нет

Оборудование:

1. Бурильные установки

2. Оборудование НПЗ

1. Износ бурильных  установок составляет 60%

2. Износ 17%

1. При резком повышении  объемов бурения и добычи нефти  возможны простои из-за отказа  оборудования

2. Износ оборудования НПЗ минимален, что позволяет аммортизационные отчисления использовать для финансирования неотложных нужд

1. Требуется поэтапный  ввод новых бурильных установок  и замена старых

2. Нет

Автотранспорт

Удовлетворительное

Незначительный дефицит автопарка

Требуется восполнить недостаток автотранспотрта путем закупки 6 единиц автотехники

Спецтехника

Удовлетворительное

Позволяет вести непрерывный  цикл производства

Нет


 

Обеспеченность собственным сырьем составляет 100%, поэтому дополнительных закупок не требуется.

 

ТАБЛИЦА 9. План производства

Виды продукции

Планируемый рост издержек производства, %

Планируемая

себестоимость

продукции в 2003 году

Планируемый объем производства, тонн

Издержки производства всего, млн.руб.

Выручка от реализации продукции, тыс.руб.

бензин А - 76

125

4890,1

13500

66,015

79,410

топливо ТС-1 (керосин)

125

2646,8

23250

61,520

9,230

дизельное топливо

130

2769,6

72450

200,658

260,776

битум дорожный

110

2200,2

22325

49,115

73,673

битум строительный

110

2200,2

1200

2,64

3,960

ИТОГО

-

-

132725

379,948

427,049


Схема организации производства предельно  проста.

Сырая нефть из уже разведанных  и  разработанных месторождений  поступает по нефтепроводам непосредственно  на НПЗ, где путем перегонки и  крекинга из нее получают предусмотренные товарной стратегией предприятия товары: бензин, керосин, дизельное топливо, битум. Для доставки продукции конечным потребителям и в собственную розничную сеть АЗС применяется парк автомобильных топливозаправщиков. Таким образом, все добываемое сырье перерабатывается и сбывается на месте, что минимизирует издержки производства и обращения, кроме того, исключая продажу сырой нефти и предлагая потребителям завершенный продукт, предприятие  значительно увеличивает производство получаемую прибыль как в относительном, так и абсолютном выражении.

Помимо производственной функции, предприятию предложено выполнить  план природоохранных мероприятий. Он включает в себя:

  • проведение ревизии запорной арматуры на компрессорных станциях, газосборных сетях;
  • контроль загазованности воздушной среды на газопотребляющих объектах;
  • обеспечение утилизации газового конденсата на промыслах;
  • обеспечена утилизация газового конденсата из существующих конденсатосборников на газосборных сетях;
  • обеспечение сбора и своевременная сдача металлолома;
  • обеспечение сбора, размещения и сдачи промасленной ветоши для дальнейшей  утилизации; 
  • обеспечение сбора и размещения отработанных люминесцентных ламп на складе предприятия для дальнейшей утилизации;
  • работа по предотвращению  прорывов газопроводов на  месторождениях.

3.3. Формирование финансового  плана

 

Формирование финансового плана  начинается с составления оперативного плана. Он разрабатывается службой  маркетинга предприятия.

 

ТАБЛИЦА 10. Оперативный  план

Показатели

2001 год

2002 год

2003 год

план

факт

план

факт

план

Рыночный потенциал  фирмы, тонн:

  1. Бензин А-76
  2. Керосин
  3. Дизтопливо
  4. Битум дорожный
  5. Битум строительный

 

20010

25000

75000

25000

2500

 

14038

16336

57869

15761

1709

 

20010

25000

75000

25000

2500

 

11134

21490

66721

20494

963

 

20010

25000

75000

25000

2500

Оптовая цена за тонну, руб.:

    1. Бензин А-76
    2. Керосин
    3. Дизтопливо
    4. Битум дорожный
    5. Битум строительный

 

3500

3000

2900

2100

2100

 

3330

3050

3000

2081

2081

 

4230

3252

3350

2765

2765

 

4135

3175

3300

3000

3000

 

5495

3970

3485

3300

3300

Объем продаж, тонн:

  1. Бензин А-76
  2. Керосин
  3. Дизтопливо
  4. Битум дорожный
  5. Битум строительный

 

15000

16000

60000

16000

1800

 

13390

16200

58200

16000

1700

 

  17038

19800

62719

18961

1580

 

10500

21500

66900

18500

900

 

14782

23040

71940

22786

1363

Доля фирмы в отраслевом рынке по данному товару, %:

  1. Бензин А-76
  2. Керосин
  3. Дизтопливо
  4. Битум дорожный
  5. Битум строительный

 

 

72

74

70

91

100

 

 

68

76

68

90

100

 

 

77

83

68

87

100

 

 

52

89

72

93

100

 

 

60

93

75

95

100

Объем производства, тонн:

  1. Бензин А-76
  2. Керосин
  3. Дизтопливо
  4. Битум дорожный
  5. Битум строительный

 

15000

16000

60000

16000

1800

 

14038

16336

57869

15761

1709

 

16390

20010

63050

19200

1480

 

11134

21490

66721

20494

963

 

13500

23250

72450

22325

1200

Запасы данного товара на складах фирмы на конец отчетного периода:

  1. Бензин А-76
  2. Керосин
  3. Дизтопливо
  4. Битум дорожный
  5. Битум строительный

 

 

 

1000

1000

1000

1000

200

 

 

 

1648

800

669

761

300

 

 

 

1000

1000

1000

1000

200

 

 

 

2282

790

490

1461

363

 

 

 

1000

1000

1000

1000

200

Информация о работе Характеристика стратегического планирования на предприятии