Характеристика стратегического планирования на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа

Описание работы

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Содержание работы

Введение 3
1. Характеристика стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Условия и факторы, определяющие выбор стратегии 5
1.2. Содержание товарной стратегии 7
2. Стратегическое планирование в товарной политике 17
2.1. Адаптация структуры для реализации стратегии концентрированного роста 17
2.2. Содержание и методика разработки бизнес-плана 18
3. Реализация стратегии концентрированного роста на предприятии 25
3.1. Составление плана маркетинга 25
3.2. Разработка производственного плана 29
3.3. Формирование финансового плана 31
3.4. Обоснование финансового плана 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37

Файлы: 1 файл

razrabotka_strategii_koncentrirovannogo_rosta_-_kyrsovaya.doc

— 485.50 Кб (Скачать файл)

 

Финансовый план составляется на основе плана (отчета) о доходах и расходах хозяйствующего субъекта.

 

ТАБЛИЦА 11. Отчет  о доходах и расходах

Показатели

2002 год, млн. руб.

2003 год, млн. руб.

план

План

Факт

Выручка от реализации

403,365

390,651

427,049

Себестоимость продукции

381,801

364,194

379,948

Прибыль от реализации

21,564

26,194

47,101

Налоги и отчисления

14,844

17,865

31,753

Чистая прибыль

6,72

8,329

15,348


 

Составление финансового  плана начинается с расчета плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, прибыли, необходимого прироста оборотных средств и т.д.

Стоимость основных фондов предприятия составляет на начало 2003 года 120 345 тыс. руб.

В планируемом году предприятие  не намерено приобретать основные фонды.

Все ОФ  относятся к I категории (здания, сооружения и их структурные компоненты).

Годовые нормы амортизации  составляют для данной категории 5%:

120 345 * 0,05  = 6017 тыс. руб.

Плановая сумма отчислений в ремонтный фонд рассчитывается по установленному в данном хозяйствующем субъекте нормативу отчислений 2,0% среднегодовой стоимости основных фондов:

120 345 * 0,02 = 2407 тыс. руб.

Планирование прибыли  начинается с расчета плановой суммы  себестоимости на год. Плановые суммы  себестоимости представлены в таблице 9.

Согласно плану на 2003 год, выручка от реализации продукции должна составить 427 049 тыс. руб.

Таким образом, балансовая прибыль составляет 47,101 млн. руб.

При составлении финансового  плана важным моментом является расчет потребности в оборотных средствах. Потребность в оборотных средствах рассматриваемого хозяйствующего субъекта определяется для средств, вложенных в производственные запасы (сырье и материалы), денежные средства в кассе, переводы в пути с момента инкассации выручки до момента поступления ее на расчетный счет, в прочие активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). Потребность в оборотных средствах по сырью и материалам определяется путем умножения однодневного их расхода на норму в днях, которая, как и все другие нормы, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.

Финансовый план предприятия  – это ведомость, где учтены доходы и поступления средств, расходы  и отчисления средств. Его можно  представить как баланс доходов  и расходов в виде таблицы, одна часть  которой (доходы) должна по сумме равняться  другой (расходы). Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления и объем использования прибыли, остающейся в его распоряжении, т.е. чистой прибыли. Чистая прибыль равна балансовой прибыли за минусом налогов, уплачиваемых из прибыли.

Эти налоги следующие:

1) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка данного налога устанавливается   местными   органами   власти. В нашем примере эта ставка установлена в размере 1,5% к объему выручки от реализации продукции, работ, услуг.

2) сбор на нужды  образовательных учреждений. Ставка  налога устанавливается местными  органами власти и составляет 1,0% от фонда оплаты труда.

3) налог на доходы. Ставка налога на арендный  доход - 15%.

4) целевой сбор на  содержание правоохранительных  органов. Ставка налога составляет 1,0% фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленного законом минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ) и среднесписочной численности работников.

5) налог на имущество.  Налогом на имущество облагаются основные средства, нематериальные активы, запасы и затраты, находящиеся на балансе плательщика. Ставка налога равна 2,0% годовых.

6) налог на пользователей  автомобильных дорог. Ставка налога  устанавливается местными органами  власти. В нашем случае она  составляла 2,5% суммы реализации продукции, выполняемых работ и предоставляемых услуг.

7) налогооблагаемая прибыль  23 613 тыс. руб.

8) налог на прибыль.  Ставка налога на прибыль является  дифференцированной и состоит  из двух видов ставок: отчисления в федеральный бюджет - 13% налогооблагаемой прибыли и отчисления в бюджет субъекта Российской Федерации, размер которых устанавливается местными органами власти.

В бюджет города зачисляются  поступления от налога на прибыль предприятий и организаций по ставке 22%.

Таким образом, для рассматриваемого хозяйствующего субъекта общая ставка налога на прибыль составляет 35% налогооблагаемой прибыли (13+22).

Сумма налога на прибыль  в нашем примере равна 8 265 тыс. руб.

9) чистая прибыль, т.е.  прибыль, остающаяся в распоряжении хозяйствующего субъекта  15 348 тыс. руб.

Планируется следующее  использование чистой прибыли, тыс. руб.:

на развитие производства – 15 348  тыс. руб.

Все вышеперечисленные  показатели сводим в финансовый план (таблица 12).

 

Таблица 12. Финансовый план хозяйствующего субъекта на 2003 год

Доходы и поступления средств

Расходы и отчисления средств

показатели

тыс. руб.

показатели

тыс. руб.

 

Балансовая прибыль

 

47101

Налог на содержание жилищного фонда  и объектов социально- культурной сферы

 

6405

Амортизационные отчисления

6017

Сбор на нужды

образовательных учреждений

 

205

Отчисления в ремонтный фонд

2407

Налог на доходы

-

Прирост оборотных средств

16378

Целевой сбор на содержание правоохранительных органов

2

   

Налог на имущество

6200

   

Налог на пользователей автомобильных дорог

10676

   

Налог на прибыль

8265

   

Ремонтный фонд

2407

   

от прибыли - на развитие производства

15 348

   

за счет амортизационных отчислений - на развитие производства

 

6017

   

за счет прироста оборотных средств

16378

Итого

71903

Итого

71903


3.4. Обоснование финансового  плана

 

Для обоснования экономической  целесообразности принятого финансового  плана проанализируем основные показатели деятельности предприятия в динамике с учетом планируемых значений на 2003 год:

 

ТАБЛИЦА 13. Динамика технико-экономических показателей предприятия

Показатели

2001

2002

2003

Отклонение 2003 к 2002 году

%

Абс.

Объем производства

105 989

120 802

132 725

9,9

11923

Выручка от реализации

365,057

390,651

427,049

9,3

36,398

Себестоимость продукции

340,389

364,194

379,948

4,3

15,754

Прибыль от реализации

24,668

26,194

47,101

80

20,907

Налоги и отчисления

16,748

17,865

31,753

78

13,888

Чистая прибыль

7,92

8,329

15,348

84

7,019


 

Как видно из таблицы, в текущем  году планируется значительное улучшение финансово-экономических показателей. Так, рост производства намечен в размере 11 923 тонн нефтепродуктов, что превышает показатели предыдущего года на 9,9%. Темп прироста выручки от реализации  составит 9,3%, что составит в денежном выражении 15,754 млн. руб. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, составит 15,348 млн. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 84%, или 7,019 млн.руб.

Такие высокие показатели могут  быть достигнуты путем сокращения издержек производства за счет снижения выпуска продукции, не пользующейся спросом и имеющей высокую удельную себестоимость. Так, рост издержек производства продукции намечен в размере 4,3%, что по сравнению  с темпом роста выпуска продукции (109,9%) свидетельствует об их реальном снижении.

Все это говорит о принятии грамотной  и экономически целесообразной товарной стратегии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Стратегия концентрированного роста  (товарная стратегия) является одним из важнейших элементов стратегического управления предприятия. Принятие продуктовой стратегии должно сопровождаться разработкой четкого бизнес-плана, в работе над которым, помимо службы маркетинга, должны принимать участие финансовая, экономическая служба и бухгалтерия. Составление бизнес-плана – достаточно трудоемкий процесс, но чем подробнее он составлен, тем лучше вырисовываются перспективы развития предприятия в свете выбранной товарной стратегии.

В рассмотренном примере разработки бизнес-плана с учетом товарной стратегии  Управления по производству нефтепродуктов, сбору и использованию попутного нефтяного газа «КНГП» учтены аспекты выпуска продукции в соответствии со сложившейся конъюнктурой  спроса, а также акцентирования производства на наиболее рентабельных видах продукции. В результате в финансовый план на 2003 год заложены более высокие технико-экономические показатели, рост чистой прибыли составит 84%. Это свидетельствует о принятии предприятием правильной товарной стратегии.

Экономическую целесообразность разработки бизнес-плана можно проверить  после окончания отчетного периода путем сравнения итоговых фактических показателей с плановыми.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы



 

1. Алексеева М.А. Планирование  деятельности фирмы. М., Финансы  и статистика, 2003. 403 с.

  1. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. М., Финансы истатистика, 2003. 125 с.
  2. Балабанов И.Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего      субъекта. М., Финансы и статистика, 2002. 112 с.  
  3. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Учебное пособие. М., Финансы и статистика, 1997.  480 с.
  4. Бизнес-план. Под. ред. Р.Г. Маниловского. М., Финансы и статистика. 2002. 160 с.
  5. Бородина Е.И., Голикова Ю.С., Смирнова З.М. Финансы предприятия. М., Финансы и статистика, 1995. 254с.
  6. Винокуров В. Организация стратегического управления на предприятии. М., Центр  экономики и маркетинга, 1996. 234 с.
  7. Градов А.Н. Экономическая стратегия фирмы. С-Петербург, Спецлитература, 1995. 87 с.
  8. Грузинов В.В. Экономика предприятия и предпринимательство.  М., Софит, 1994. 379 с.
  9. Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. Пер. с нем. М., «Дело ЛТД». 1994. 400 с.
  10. Ковалев В.В. Финансовый анализ. М., Финансы и статистика, 1997. 343 с.
  11. Котлер Ф. Основы маркетинга. Новосибирск, Наука, 1992. 736 с.
  12. Крейнина М.М. Финансовый менеджмент. М., Дело и Сервис, 1997. 270 с.
  13. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В.,. Грамотенко Т.А,. Олейникова Ю.А. Бизнес - план. Учебно - практическое пособие. М., ПРИОР, 2002. 96 с.
  14. Организация, планирование и управление в автотранспортных предприятиях: Учебник для вузов. Под ред. М.П. Улицкого. М.,Транспорт, 1994. 328 с.
  15. Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов н/Д., «Феникс», 2002. 672 с.
  16. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. М., ИНФРА-М, 2002. 383с.

Информация о работе Характеристика стратегического планирования на предприятии