Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 09:09, курсовая работа
Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана — концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план — важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.
Введение 3
1. Характеристика стратегического планирования на предприятии 5
1.1. Условия и факторы, определяющие выбор стратегии 5
1.2. Содержание товарной стратегии 7
2. Стратегическое планирование в товарной политике 17
2.1. Адаптация структуры для реализации стратегии концентрированного роста 17
2.2. Содержание и методика разработки бизнес-плана 18
3. Реализация стратегии концентрированного роста на предприятии 25
3.1. Составление плана маркетинга 25
3.2. Разработка производственного плана 29
3.3. Формирование финансового плана 31
3.4. Обоснование финансового плана 34
Заключение 36
Список использованной литературы 37
Финансовый план составляется на основе плана (отчета) о доходах и расходах хозяйствующего субъекта.
ТАБЛИЦА 11. Отчет о доходах и расходах
Показатели |
2002 год, млн. руб. |
2003 год, млн. руб. план | |
План |
Факт | ||
Выручка от реализации |
403,365 |
390,651 |
427,049 |
Себестоимость продукции |
381,801 |
364,194 |
379,948 |
Прибыль от реализации |
21,564 |
26,194 |
47,101 |
Налоги и отчисления |
14,844 |
17,865 |
31,753 |
Чистая прибыль |
6,72 |
8,329 |
15,348 |
Составление финансового плана начинается с расчета плановой суммы амортизационных отчислений и отчислений в ремонтный фонд, прибыли, необходимого прироста оборотных средств и т.д.
Стоимость основных фондов предприятия составляет на начало 2003 года 120 345 тыс. руб.
В планируемом году предприятие не намерено приобретать основные фонды.
Все ОФ относятся к I категории (здания, сооружения и их структурные компоненты).
Годовые нормы амортизации составляют для данной категории 5%:
120 345 * 0,05 = 6017 тыс. руб.
Плановая сумма отчислений в ремонтный фонд рассчитывается по установленному в данном хозяйствующем субъекте нормативу отчислений 2,0% среднегодовой стоимости основных фондов:
120 345 * 0,02 = 2407 тыс. руб.
Планирование прибыли начинается с расчета плановой суммы себестоимости на год. Плановые суммы себестоимости представлены в таблице 9.
Согласно плану на 2003 год, выручка от реализации продукции должна составить 427 049 тыс. руб.
Таким образом, балансовая прибыль составляет 47,101 млн. руб.
При составлении финансового плана важным моментом является расчет потребности в оборотных средствах. Потребность в оборотных средствах рассматриваемого хозяйствующего субъекта определяется для средств, вложенных в производственные запасы (сырье и материалы), денежные средства в кассе, переводы в пути с момента инкассации выручки до момента поступления ее на расчетный счет, в прочие активы (малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). Потребность в оборотных средствах по сырью и материалам определяется путем умножения однодневного их расхода на норму в днях, которая, как и все другие нормы, устанавливается хозяйствующим субъектом самостоятельно.
Финансовый план предприятия – это ведомость, где учтены доходы и поступления средств, расходы и отчисления средств. Его можно представить как баланс доходов и расходов в виде таблицы, одна часть которой (доходы) должна по сумме равняться другой (расходы). Хозяйствующий субъект самостоятельно определяет направления и объем использования прибыли, остающейся в его распоряжении, т.е. чистой прибыли. Чистая прибыль равна балансовой прибыли за минусом налогов, уплачиваемых из прибыли.
Эти налоги следующие:
1) налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. Ставка данного налога устанавливается местными органами власти. В нашем примере эта ставка установлена в размере 1,5% к объему выручки от реализации продукции, работ, услуг.
2) сбор на нужды
образовательных учреждений. Ставка
налога устанавливается
3) налог на доходы. Ставка налога на арендный доход - 15%.
4) целевой сбор на содержание правоохранительных органов. Ставка налога составляет 1,0% фонда оплаты труда, рассчитанного исходя из установленного законом минимального месячного размера оплаты труда (МРОТ) и среднесписочной численности работников.
5) налог на имущество.
Налогом на имущество
6) налог на пользователей
автомобильных дорог. Ставка
7) налогооблагаемая прибыль 23 613 тыс. руб.
8) налог на прибыль.
Ставка налога на прибыль
В бюджет города зачисляются поступления от налога на прибыль предприятий и организаций по ставке 22%.
Таким образом, для рассматриваемого хозяйствующего субъекта общая ставка налога на прибыль составляет 35% налогооблагаемой прибыли (13+22).
Сумма налога на прибыль в нашем примере равна 8 265 тыс. руб.
9) чистая прибыль, т.е.
прибыль, остающаяся в распоряж
Планируется следующее использование чистой прибыли, тыс. руб.:
на развитие производства – 15 348 тыс. руб.
Все вышеперечисленные показатели сводим в финансовый план (таблица 12).
Таблица 12. Финансовый план хозяйствующего субъекта на 2003 год
Доходы и поступления средств |
Расходы и отчисления средств | ||
показатели |
тыс. руб. |
показатели |
тыс. руб. |
Балансовая прибыль |
47101 |
Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально- культурной сферы |
6405 |
Амортизационные отчисления |
6017 |
Сбор на нужды образовательных учреждений |
205 |
Отчисления в ремонтный фонд |
2407 |
Налог на доходы |
- |
Прирост оборотных средств |
16378 |
Целевой сбор на содержание правоохранительных органов |
2 |
Налог на имущество |
6200 | ||
Налог на пользователей автомобильных дорог |
10676 | ||
Налог на прибыль |
8265 | ||
Ремонтный фонд |
2407 | ||
от прибыли - на развитие производства |
15 348 | ||
за счет амортизационных отчислений - на развитие производства |
6017 | ||
за счет прироста оборотных средств |
16378 | ||
Итого |
71903 |
Итого |
71903 |
Для обоснования экономической целесообразности принятого финансового плана проанализируем основные показатели деятельности предприятия в динамике с учетом планируемых значений на 2003 год:
ТАБЛИЦА 13. Динамика технико-экономических показателей предприятия
Показатели |
2001 |
2002 |
2003 |
Отклонение 2003 к 2002 году | |
% |
Абс. | ||||
Объем производства |
105 989 |
120 802 |
132 725 |
9,9 |
11923 |
Выручка от реализации |
365,057 |
390,651 |
427,049 |
9,3 |
36,398 |
Себестоимость продукции |
340,389 |
364,194 |
379,948 |
4,3 |
15,754 |
Прибыль от реализации |
24,668 |
26,194 |
47,101 |
80 |
20,907 |
Налоги и отчисления |
16,748 |
17,865 |
31,753 |
78 |
13,888 |
Чистая прибыль |
7,92 |
8,329 |
15,348 |
84 |
7,019 |
Как видно из таблицы, в текущем году планируется значительное улучшение финансово-экономических показателей. Так, рост производства намечен в размере 11 923 тонн нефтепродуктов, что превышает показатели предыдущего года на 9,9%. Темп прироста выручки от реализации составит 9,3%, что составит в денежном выражении 15,754 млн. руб. Чистая прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, составит 15,348 млн. руб., что превышает аналогичный показатель прошлого года на 84%, или 7,019 млн.руб.
Такие высокие показатели могут быть достигнуты путем сокращения издержек производства за счет снижения выпуска продукции, не пользующейся спросом и имеющей высокую удельную себестоимость. Так, рост издержек производства продукции намечен в размере 4,3%, что по сравнению с темпом роста выпуска продукции (109,9%) свидетельствует об их реальном снижении.
Все это говорит о принятии грамотной и экономически целесообразной товарной стратегии.
Стратегия концентрированного роста (товарная стратегия) является одним из важнейших элементов стратегического управления предприятия. Принятие продуктовой стратегии должно сопровождаться разработкой четкого бизнес-плана, в работе над которым, помимо службы маркетинга, должны принимать участие финансовая, экономическая служба и бухгалтерия. Составление бизнес-плана – достаточно трудоемкий процесс, но чем подробнее он составлен, тем лучше вырисовываются перспективы развития предприятия в свете выбранной товарной стратегии.
В рассмотренном примере
Экономическую целесообразность разработки бизнес-плана можно проверить после окончания отчетного периода путем сравнения итоговых фактических показателей с плановыми.
1. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 2003. 403 с.
Информация о работе Характеристика стратегического планирования на предприятии