Информационные ресурсы в банке ФЯ ОАО «Собинбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности управления за счет внедрения новых информационных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы использования информационных ресурсов в управлении предприятием, изучить существующие методы оценки экономической эффективности использования информационных технологий на предприятиях;
провести анализ информационных ресурсов в менеджменте на конкретном предприятии;
оценить экономическую эффективность использования информационных ресурсов в менеджменте ФЯ ОАО «Собинбанк» по временному фактору и в денежном выражении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Основные положения по использованию информационных ресурсов в системе менеджмента ………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность информационных ресурсов, требования, предъявляемые к ним, их виды……………………………………………………………………….
6
1.2 Информационные ресурсы банков на современном этапе………………... 17
1.3 Метод оценки экономической эффективности использования информационных технологий……………………………………………………….
17
2 Оценка эффективности использования информационных ресурсов в менеджменте на предприятии (на примере ФЯ ОАО «Собинбанк»)…………...
25
2.1 Анализ информационных ресурсов в системе управления ФЯ ОАО «Собинбанк»…..............................................................................................................
25
2.2 Оценка эффективности использования информационных ресурсов ……. 34
2.3 Предложения по внедрению новых информационных ресурсов в управлении ФЯ ОАО «Собинбанк»…………………………………………………
38
2.4 Разработка предложения по внедрению нового оборудования по обслуживанию банкоматов ………………………………………………………….
43
2.5 Расчет экономической эффективности использования информационных ресурсов ………………………………………………………..…………………..
47
Заключение ………………………………………………………………………. 51
Глоссарий………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников………………………………………….... 56
Приложение А ………………………………………………………………........ 60
Приложение Б ………………………………………………………………....... 61
Приложение В ………………………………………………………………....... 62
Приложение Г ………………………………………………………………....... 63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

Единство информационной системы управления предприятием состоит  в том, что данные, полученные или  введённые на любом уровне системы, должны быть доступны всем её компонентам (принцип однократного ввода). Мировой опыт применения информационных технологий говорит что структура такой единой информационной системы управления предприятием должна быть следующей:

“Становым хребтом” единой информационной системы управления предприятием является система управления бизнес процессами предприятия - система  класса ERP (Enterprise Resources Planning - Планирование ресурсов предприятия). Необходимым элементом являются системы автоматизации проектно конструкторской деятельности и технологической подготовки производства (САПР/АСТПП - CAD/CAM/CAE/PDM), обеспечивающие снижение времени производственного цикла и повышения качества продукции. Третий элемент - системы управления технологическим процессом производства. Связующее программное обеспечение обеспечивает взаимодействие всех ранее описанных решений в рамках единой информационно - аналитической системы управления предприятием [15, c.29].

В современных условиях функционирования предприятия совершенно необходимо, чтобы данные, введенные  в систему, были доступны сразу после  регистрации хозяйственной операции всем, кто испытывает в них потребность: от учетчика в цеху до управляющего предприятием. Например, единство данных финансового и управленческого учета. Финансово-хозяйственные операции должны регистрироваться в системе сразу после их совершения. Это позволит осуществлять контроль за производством на уровне производственных смет.

Понимание технических  характеристик в наибольшей степени  гарантирует соответствие системы  поставленным перед ней задачам. К техническим характеристикам  можно отнести: архитектуру системы, надежность, масштабируемость, способность к восстановлению, наличие средств резервного копирования, средства защиты от технических нападений, возможность интеграции с другими системами.

Компания, собирающаяся внедрить информационные технологии, как правило, дает следующую установку: они должны начать действовать как можно скорее, в срок и в рамках бюджета.

Прежде  чем приступить к внедрению системы, необходимо продумать организационную  структуру и бизнес-процессы [24, с. 92]:

  1. Убедиться, что правила и процедуры бухучета зафиксированы в документах по установленной форме и понятны работникам бухгалтерии.
  2. Описать методы ведения хозяйственной деятельности и действия, которые должны быть выполнены в результате их применения.
  3. При необходимости изменить эти методы так, чтобы они обеспечивали более эффективную работу и интеграцию новой системы.
  4. Описать организационную структуру и подумать о том, в максимальной ли степени она отвечает целям предприятия.
  5. Изучить наиболее эффективные методы, применяемые в отрасли.

Обеспечить создание необходимой технической инфраструктуры:

  1. Поручить соответствующим специалистам оценку нынешней инфраструктуры на основе требований, предъявляемых новой системой. Определить роль отдела информационных систем и продумать, каким изменениям он подвергнется в новой среде.
  2. Осуществить необходимые изменения в перечисленных областях перед тем, как передать систему в промышленную эксплуатацию. Убедиться, что система отвечает основным потребностям всех пользователей.
  3. Документально зафиксировать потребности бизнеса с той степенью подробности, которой будет достаточно для сравнения одной системы с другой.
  4. Пользоваться полученными документами, чтобы убедиться, что реализованные функции отвечают потребностям.
    1. Управлять изменениями, подстраиваясь под сотрудников.
    2. Проводить изменения постепенно, не забывая о том, что за один раз сотрудники могут освоить лишь определенное количество информации.
    3. С самого начала задействовать всех, кто играет основную роль в осуществлении проекта. Хороший способ добиться этого — попросить их высказывать свое мнение в процессе подробного определения потребностей бизнеса.
    4. Регулярно общаться с такими сотрудниками, давая им возможность быть услышанными.
    5. Разработать план обучения таким образом, чтобы люди не просто научились осуществлять ввод данных в систему, но поняли, как изменится их работа.
    6. После проведенных мероприятий можно приступать непосредственно к внедрению системы. Типовой план внедрения был разработан в компании Oliver Wight, но опыт показывает, что в той или иной степени практически все фирмы следуют этой стратегии.

 

1.2 Информационные ресурсы в управлении банковский деятельностью на современном этапе

 

В современных условиях управление деятельностью коммерческого банка особое значение приобретает автоматизация и внедрение информационных ресурсов. Они необходимы для менеджеров всех уровней, так как способна выдать информацию о реальном положении банка в каждый конкретный момент, с любой требуемой степенью агрегирования или детализации, по каждой структурной единице, продукту или процессу на основе анализа данных различных систем банка и интегрирования программных средств [13-14; 16; 21; 22; 26; 30; 31; 33-37].

Системы информационного  обеспечения банков на российском рынке  представлены продуктами трех уровней  сложности в приложении А.

Первый уровень достаточно прост (цена 30-60 тыс. долл. США). В этом сегменте рынка доминируют российские продукты. Их достаточно много и в основном это программы, предназначенные для ведения простых банковских операций и их бухгалтерского учета. Они имеют ограничения по количеству операций, по возможностям увеличения функций, по защищенности данных и по другим параметрам, но просты в использовании, не требуют значительного времени и больших затрат для ввода в эксплуатацию [33, c.52].

Второй уровень (цена 60-200тыс. долл. США с сопоставимыми затратами на внедрение) составляют интегрированные системы, дающие возможность вести одновременно и управленческий, и финансовый учет. Особую важность приобретает процесс внедрения этого программного продукта [16, c.54].

Банк должен располагать  квалифицированными специалистами, хорошо знающими финансовый бизнес и специфику  программного обеспечения, а в случае отсутствия таких специалистов банку  следует привлечь профессиональных консультантов. В настоящее время российских систем такого уровня стало больше и они значительно потеснили зарубежные системы в этом сегменте рынка. Стоит упомянуть о последних разработках компаний «Диасофт», «R-Style», «Програмбанк», «ФОРС», «Инверсия», среди зарубежных — CASE*Bank, iBank, CSBI ЕЕ «Банкир» [16, c.91].

Системы третьего уровня — это масштабные системы управления предприятием (цена 200-1500 тыс. долл. США и выше). Российских систем такого уровня пока нет. Среди зарубежных, внедренных на российском рынке, наиболее известны SASSystem, SAMIC, BAAN Triton, Midas, SSA/BPCS, Bankware. Для внедрения подобной системы нужен коллектив опытных финансовых, управленческих и технических экспертов. Сроки внедрения — от трех месяцев до одного года при затратах, сопоставимых со стоимостью системы [19].

Технологические усовершенствования привели к тому, что даже мелкие банки не могут обходиться без  компьютеров в бухгалтерском  учете. Это создает особые проблемы для развития систем внутреннего  контроля, для аудита и служб инспектирования Банка России. Внедрение АБС в практику управления банками имеет ряд несомненных преимуществ, но при этом возникают трудности в обосновании выбора тех или иных проводок с определенными счетами и возможные потери денежных средств [19].

Основные проблемы, связанные с использованием информационных технологий  и представляющие особую сложность при оценке деятельности банка, включают [19]:

  • отсутствие возможности отслеживания сделок при последующих проверках;
  • излишнее доверие компьютерному (автоматизированному) контролю;
  • отсутствие адекватных предупредительных мер на случай отказа компьютера;
  • повышенная зависимость от специалистов по компьютерам, включая фирмы — разработчики АБС.

В настоящее время  в отечественных банковских структурах имеется значительное количество вычислительной техники, разработано разнообразное прикладное программное обеспечение. Но программное обеспечение, как правило, решает технологические задачи, т.е. задачи уровня ведения операционной деятельности и частично — уровня управления операционной деятельностью. Разрабатываемые автоматизированные банковские системы (иностранные и отечественные) ориентированы на эти же уровни.

Экономическая эффективность  функционирования банка в значительной степени обусловливает масштаб  системы управленческого учета и степень ее компьютеризации, т.е. определяет, какие функции управления целесообразно реализовывать с помощью компьютеров и программного обеспечения, а какие — введением организационных процедур.

Внедрению информационных технологий в банках должен предшествовать этап уточнения структуры, доработки регламента, который соответствовал бы требованиям автоматизации. Наивно думать, что порядок в банке можно установить введением управленческой АБС. Реально этот процесс идет по этапам: сначала провозглашается цель постановки более эффективного и интегрированного учета, затем определяется постепенная реализация этой программы, решается задача включения все новых видов деятельности банка в единую интегрированную систему. Одновременно можно получить и экономию затрат, если решение о каждой новой подсистеме АБС принимать в тот момент, когда банк готов ее внедрять. Последовательная интеграция новых подсистем может дать экономию финансовых и управленческих ресурсов, поскольку исключает дублирование функций учета [16,  с.72].

Автоматизация и информатизация банковских операций не должна рассматриваться  как самоцель. Уровень требований к учетной системе, в том числе  автоматизированной, зависит от масштабов  банка, разнообразия видов его деятельности и уровня компетентности руководителя.

Банковская система  призвана обеспечить эффективность  расчетов между хозяйствующими субъектами. Значительная часть расчетов носит  межбанковский характер и служит для экономических связей финансово-кредитных  органов. Межбанковские расчеты  сопровождают различные виды внешнеэкономических связей. Банки между собой устанавливают корреспондентские отношения на договорной основе, когда для осуществления платежей и расчетов операции ведутся одним банком по поручению и за счет другого банка. К настоящему времени способы осуществления межбанковских платежей не удовлетворяют современным требованиям.

Одним из видов корреспондентских  отношений являются расчеты со взаимным открытием корреспондентских счетов коммерческих банков, открытых главным  образом в региональных учреждениях Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) — расчетно-кассовых центрах (РКЦ), региональных главных управлениях (РГУ) ЦБ РФ. По существу РКЦ — это отделения ЦБ РФ, являющиеся элементами платежной системы, главной функцией которых является перевод денежных средств. Иными словами, РКЦ служат посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками (КБ).

Идеальным был бы вариант  прямых корреспондентских отношений  между банками, при которых благодаря  АИТ каждый платежный документ отправляется от банка-отправителя к банку-получателю. Внедрение такой системы предполагает стыковку транспортного уровня с функционирующими в банках разнообразными автоматизированными банковскими системами (АБС).

Фирмы — разработчики автоматизированных банковских расчетов прикладывают значительные усилия для ее решения. Однако немало зависит и от самих банков, ибо любая система разрабатывается под конкретного клиента. Автоматизация банковских расчетов — основа для деятельности банка и необходимый фактор его конкурентоспособности. Это понимает большинство руководителей банков. Но при существующем в данный момент многообразии программного обеспечения для автоматизации всех видов деятельности банка возникает проблема унификации и выработки единых стандартов для новых программных продуктов и мер по стыковке уже созданных.

Если техническое обеспечение  АБС в России, как правило, полностью  зарубежное, то в программном обеспечении  доля зарубежных систем значительно  меньше. На отечественном рынке программных  средств действуют несколько десятков поставщиков. Кроме того, ряд банков (около 50%) разрабатывают собственное программное обеспечение. Качественная эволюция деятельности банков, их возрастающие требования и финансовые возможности будут развивать, и направлять подходы к организации программного обеспечения банковских технологий.

Договорная подсистема работает с кредитными, депозитными, межбанковскими договорами. Имеется  возможность формировать тексты договоров, заводить условия договоров  по выбранному шаблону. Условия договоров при изменении их статуса могут изменяться и проверяться на корректность. Реальное состояние договоров поддерживается путем ручного и автоматического исполнения режимов идентификации проводок по выдаче и возврату ссуд, гашению процентов и пеней.

Программно-технологический  комплекс-депозитарий фирмы «Инверсия» реализует следующие функции [33, с.91]:

  • формирование списка клиента с определением их типа (инвестор, дилер, эмитент, депозитарий, хранилище);
  • формирование депозитария, балансовых счетов и счетов депо, состоящих из кода клиента, кода ценной бумаги, кода места хранения;
  • выполнение операций с ценными бумагами, подготовка выписок по счетам депо;
  • ведение каталогов операций, размещение ценных бумаг, налогов и тарифов, подготовка сводной отчетности.

Информация о работе Информационные ресурсы в банке ФЯ ОАО «Собинбанк»