Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:42, дипломная работа
Цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности управления за счет внедрения новых информационных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы использования информационных ресурсов в управлении предприятием, изучить существующие методы оценки экономической эффективности использования информационных технологий на предприятиях;
провести анализ информационных ресурсов в менеджменте на конкретном предприятии;
оценить экономическую эффективность использования информационных ресурсов в менеджменте ФЯ ОАО «Собинбанк» по временному фактору и в денежном выражении.
Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Основные положения по использованию информационных ресурсов в системе менеджмента ………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность информационных ресурсов, требования, предъявляемые к ним, их виды……………………………………………………………………….
6
1.2 Информационные ресурсы банков на современном этапе………………... 17
1.3 Метод оценки экономической эффективности использования информационных технологий……………………………………………………….
17
2 Оценка эффективности использования информационных ресурсов в менеджменте на предприятии (на примере ФЯ ОАО «Собинбанк»)…………...
25
2.1 Анализ информационных ресурсов в системе управления ФЯ ОАО «Собинбанк»…..............................................................................................................
25
2.2 Оценка эффективности использования информационных ресурсов ……. 34
2.3 Предложения по внедрению новых информационных ресурсов в управлении ФЯ ОАО «Собинбанк»…………………………………………………
38
2.4 Разработка предложения по внедрению нового оборудования по обслуживанию банкоматов ………………………………………………………….
43
2.5 Расчет экономической эффективности использования информационных ресурсов ………………………………………………………..…………………..
47
Заключение ………………………………………………………………………. 51
Глоссарий………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников………………………………………….... 56
Приложение А ………………………………………………………………........ 60
Приложение Б ………………………………………………………………....... 61
Приложение В ………………………………………………………………....... 62
Приложение Г ………………………………………………………………....... 63
Пока фирмы, тиражирующие свои системы, трудятся над решением проблемы их стыковки, в России появляются центры корреспондентских счетов, по логике работы весьма напоминающие клиринг. Это собственные клиринговые системы крупных коммерческих банков и межбанковские расчетные палаты. В частности, имеются примеры реализации безбумажной технологии обработки платежных документов за счет применения алгоритмов криптографической шифровки информации, которые по сути являются клиринговыми центрами для отделений и филиалов.
Если техническое обеспечение АБС в России, как правило, полностью зарубежное, то в программном обеспечении доля зарубежных систем значительно меньше. На отечественном рынке программных средств действуют несколько десятков поставщиков. Кроме того, ряд банков (около 50%) разрабатывают собственное программное обеспечение. Качественная эволюция деятельности банков, их возрастающие требования и финансовые возможности будут развивать, и направлять подходы к организации программного обеспечения банковских технологий.
Договорная подсистема работает с кредитными, депозитными, межбанковскими договорами. Имеется возможность формировать тексты договоров, заводить условия договоров по выбранному шаблону. Условия договоров при изменении их статуса могут изменяться и проверяться на корректность. Реальное состояние договоров поддерживается путем ручного и автоматического исполнения режимов идентификации проводок по выдаче и возврату ссуд, гашению процентов и пеней.
Программно-технологический
комплекс-депозитарий фирмы «
Основными свойствами АБС в отношении прикладных, потребительских свойств являются: достаточная широта функционального набора, интегрированность, конфигурируемость, открытость и настраиваемость системы.
Перечень функций, реализуемых банковской системой, можно разделить на две части: обязательные функции и дополнительные функции. К первым отнесены те направления деятельности, которые, как правило, имеют место в любом коммерческом банке и должны в том или ином виде присутствовать в системе, выбор же вторых зависит от специализаций банка.
Одним из основных результатов автоматизации банка должно стать качественное повышение уровня его управляемости. Решение этой задачи лежит на пути разработки полностью интегрированной системы, объединяющей все банковские процессы использованием моделей и экономико-математических методов. Интеграция технологий одного производителя сетевого оборудования, предоставляющего полный набор коммуникационных устройств упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарную стоимость оборудования [15, с. 86].
Снижение стоимости компьютеров не приводит к сокращению расходов банка на поддержание информационной инфраструктуры. Увеличение числа автоматизированных рабочих мест, повышение их интеллектуального уровня, использование более сложного состава и более дорогих программных средств требуют дополнительных затрат. Стоимость владения системой — это показатель затрат на установку и поддержку компьютерной системы, и он примерно в шесть раз больше начальной цены приобретения.
2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ В МЕНЕДЖМЕНТЕ НА ПРЕДПРИЯТИИ (НА ПРИМЕРЕ ФЯ ОАО «СОБИНБАНК»)
2.1 Анализ информационных ресурсов в системе управления ФЯ ОАО «Собинбанк»
Корпоративная политика в области информационных ресурсов и технологий в ОАО «Собинбанк» предполагает широкое внедрение современных информационных ресурсов. Полноценная автоматизация деятельности ФЯ ОАО «Собинбанк» позволяет получать следующие результаты: оперативность и надежность в обслуживании клиентов, оn-line обслуживание клиентов, простота внедрения новых банковских услуг, автоматизация внутрибанковской деятельности, оперативность в межбанковских расчетах, постоянный мониторинг экономических показателей деятельности банка, значительное сокращение бумажного документооборота, участие в международных платежных системах.
Также, к объективным причинам стремления к повсеместному внедрению современной компьютерной техники также относятся - необходимость повышения рентабельности работы банка, исключение возможности возникновения издержек в связи с ошибками в обслуживании клиентов либо в межбанковских расчетах.
Высокий уровень использования информационных технологий позволяет организовать полноценное обслуживание клиентов и внутрибанковскую деятельность при сравнительно небольшой численности сотрудников банка.
Особо стоит отметить качество программных продуктов используемых в ФЯ ОАО «Собинбанк». Введенное в эксплуатацию банковское программное обеспечение позволяет строить работу всех подразделений банка в тесном взаимодействии. Подобная организации работы позволяет, как указывалось выше, значительно сократить внутренний документооборот. Специализированное банковское программное обеспечение реализует принятый во всех финансовых структурах мира принцип «two person», который дает повышенные гарантии от возможных финансовых правонарушений как со стороны клиентов так и самих сотрудников банка.
При организации филиала «Якутский» ОАО «Собинбанк» изначально предполагало высокий уровень использования информационных технологий, информатизации и автоматизации деятельности. В связи с этим оснащение информационными системами, компьютерной техникой сотрудников ФЯ ОАО «Собинбанк» составляет более 80%. К наиболее оснащенным подразделениям относятся следующие бизнес подразделения: операционный отдел; отдел кредитования; отдел ценных бумаг; отдел валютных операций и валютного контроля, отдел кассовых операций.
До 2004 г. в банке была старая информационная система. Ее характеристика приведена в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Характеристика информационных ресурсов в ФЯ ОАО «Собинбанк» до 2004 г.
Хар-ка оборудования в ФЯ ОАО «Собинбанк» |
Фирма, кто выпускает |
Кол-во штук |
Стоимость тыс. руб. |
1. Компьютеры |
Hewlett Packard |
20 |
320 |
2. Принтеры (низкая скорость печати) |
Oki |
5 |
40 |
3. Серверное оборудование |
Первое поколение серверного оборудования |
2 |
211 |
4. Кассовое оборудование |
Magner-75 |
7 |
270 |
5. Программное обеспечение |
RS-Bank (1998) |
5 |
320 |
ИТОГО |
39 |
1161 |
В 2004 г. закупили дополнительно 20 компьютеров Р-4 и 5 специальных принтеров, банкоматы, принципиально новое серверное оборудование, оборудование для кассы и новое программное обеспечение. В таблице 2.2 приведена его стоимостная характеристика.
Таблица 2.2 - Характеристика информационных технологий, закупленных в 2004 г.
Новое оборудование |
Фирма, кто выпускает |
Кол-во штук |
Стоимость тыс. руб. |
1. Компьютеры Р-4 |
Hewlett Packard |
20 |
520 |
2. Принтеры с высокой скоростью печати |
Hewlett Packard |
5 |
70 |
3. Банкоматы |
Wincor Nixdorf |
2 |
1200 |
4. Серверное оборудование |
Hewlett Packard |
2 |
320 |
5. Кассовое оборудование |
Rue Systems Limited |
11 |
630 |
6. Программное обеспечение |
R-Style, Bank Soft System |
5 |
538 |
ИТОГО |
45 |
3278 |
В таблице 2.3 дана
итоговая характеристика
Таблица 2.3 - Характеристика информационных технологий в ФЯ ОАО «Собинбанк» после модернизации (итоговая)
Хар-ка оборудования в ФЯ ОАО «Собинбанк» |
Фирма, кто выпускает |
Кол-во штук |
Стоимость тыс. руб. |
1. Компьютеры |
Hewlett Packard |
40 |
840 |
2. Принтеры |
Hewlett Packard |
10 |
210 |
3. Банкоматы |
Wincor Nixdorf |
2 |
1200 |
4. Серверное оборудование |
Hewlett Packard |
2 |
320 |
5. Кассовое оборудование |
Rue Systems Limited |
11 |
830 |
6. Программное обеспечение |
R-Style, Bank Soft System |
5 |
538 |
ИТОГО |
62 |
4038 |
Как показывает анализ таблиц 2.1- 2.3, банк закупил значительно более мощное оборудование и принципиально обновил всю свою систему.
Рассмотрим далее более подробно характеристику нового серверного оборудования, банкоматов и оборудования для кассы.Из подразделений, обеспечивающих работу банка, по уровню компьютеризации можно выделить отдел бухгалтерии и отчетности, отдел информационных технологий.
При выборе информационных технологий, которые установлена в банке, были предложены следующие требования: надежность, полная совместимость с коммутационным оборудованием и программным обеспечением, эргономичность. Данные требования вытекают из условий эксплуатации, нежелания содержания значительного штата сотрудников для технического обслуживания, необходимости произвольной коммутации и свободной настройки под разнообразное программное обеспечение. Как немаловажный фактор рассматривалось удобство пользования, низкий уровень шумов, эстетические качества.
Учитывая указанные требования банком было отдано предпочтение продукции компании Hewlett Packard. Продукция этого всемирно известного бренда отвечает всем самым высоким международным стандартам, повсеместно используется именно в финансовых и банковских учреждениях по всему миру. Надежность техники подтверждается опытом эксплуатации в головном подразделении банка в г. Москва. Так как фирмой Hewlett Packard выпускается полная линейка компьютерной техники от рабочих станций до серверов, то использование продукции от одного производителя дает 100% гарантию в совместимости техники.
Компания Hewlett Packard тесно взаимодействует с различными разработчиками программного обеспечения, что и обеспечивает высокую надежность функционирования всего комплекса – аппаратной части компьютерной техники и программного обеспечения.
По аналогичным принципам
Сервера установленные в банке также производства фирмы Hewlett Packard Они обеспечивают работу сетевого банковского программного обеспечения, хранение базы данных. Дополнительное аппаратные устройства и программное обеспечение позволяют организовать резервное копирование всех данных на внешние носители информации. Подобные технологии позволяют производить восстановление любых информационных массивов при возникновении нештатных ситуаций в кратчайшие сроки. Программное обеспечение, установленное на серверах банка, предоставляет возможности по гибкому управлению всей локально-вычислительной сетью банка, разграничение прав пользователей в эксплуатируемом программном обеспечении. С использованием специального программного обеспечения организован доступ к информационным ресурсам глобальной сети Internet. Причем обеспечивается высокий уровень безопасности информационных массивов используемых в работе банка и составляющих коммерческую тайну банка.
В качестве коммутационного оборудования, объединяющего компьютерную технику банка в единую локально-вычислительную сеть используется продукция фирмы 3COM. Продукция данной фирмы зарекомендовала себя как одна из самых надежных и не имеющая себе равных по показателю цена/качество на рынке коммутационного оборудования.
Для автоматизации банковской деятельности в качестве базового программного обеспечения выбрано ПО одного из крупнейших разработчиков банковского программного обеспечения – компании «R-Style Software Lab». Компания предлагает полный пакет программного обеспечения для организации банковской деятельности. В ФЯ ОАО «Собинбанк» эксплуатируется автоматизированная банковская система «RS-Bank», которая является основным продуктом компании «R-Style Software Lab».
Основными достоинствами АБС «RS-Bank» являются функциональная полнота, надежность при сохранении гибкости в настройке, открытость архитектуры позволяющая настраивать ПО под любые специфичные условия. Использование подобных полнофункциональных систем значительно повышает производительность и эффективность банковского процесса. Использование АБС «RS-Bank» является одним из факторов интеграции и взаимодействия в сети банковских учреждений ОАО «Собинбанк».
Информация о работе Информационные ресурсы в банке ФЯ ОАО «Собинбанк»