Информационные ресурсы в банке ФЯ ОАО «Собинбанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 17:42, дипломная работа

Описание работы

Цель работы - разработка рекомендаций по повышению эффективности управления за счет внедрения новых информационных ресурсов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть теоретические основы использования информационных ресурсов в управлении предприятием, изучить существующие методы оценки экономической эффективности использования информационных технологий на предприятиях;
провести анализ информационных ресурсов в менеджменте на конкретном предприятии;
оценить экономическую эффективность использования информационных ресурсов в менеджменте ФЯ ОАО «Собинбанк» по временному фактору и в денежном выражении.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………... 3
1 Основные положения по использованию информационных ресурсов в системе менеджмента ………………………………………………………………..
6
1.1 Сущность информационных ресурсов, требования, предъявляемые к ним, их виды……………………………………………………………………….
6
1.2 Информационные ресурсы банков на современном этапе………………... 17
1.3 Метод оценки экономической эффективности использования информационных технологий……………………………………………………….
17
2 Оценка эффективности использования информационных ресурсов в менеджменте на предприятии (на примере ФЯ ОАО «Собинбанк»)…………...
25
2.1 Анализ информационных ресурсов в системе управления ФЯ ОАО «Собинбанк»…..............................................................................................................
25
2.2 Оценка эффективности использования информационных ресурсов ……. 34
2.3 Предложения по внедрению новых информационных ресурсов в управлении ФЯ ОАО «Собинбанк»…………………………………………………
38
2.4 Разработка предложения по внедрению нового оборудования по обслуживанию банкоматов ………………………………………………………….
43
2.5 Расчет экономической эффективности использования информационных ресурсов ………………………………………………………..…………………..
47
Заключение ………………………………………………………………………. 51
Глоссарий………………………………………………………………………… 54
Список использованных источников………………………………………….... 56
Приложение А ………………………………………………………………........ 60
Приложение Б ………………………………………………………………....... 61
Приложение В ………………………………………………………………....... 62
Приложение Г ………………………………………………………………....... 63

Файлы: 1 файл

Диплом.doc

— 786.00 Кб (Скачать файл)

Основными свойствами АБС  в отношении прикладных, потребительских  свойств являются: достаточная широта функционального набора, интегрированность, конфигурируемость, открытость и настраиваемость  системы.

Перечень функций, реализуемых  банковской системой, можно разделить на две части: обязательные функции и дополнительные функции. К первым отнесены те направления деятельности, которые, как правило, имеют место в любом коммерческом банке и должны в том или ином виде присутствовать в системе, выбор же вторых зависит от специализаций банка.

Одним из основных результатов  внедрения информационных технологий должно стать качественное повышение уровня его управляемости. Решение этой задачи лежит на пути разработки полностью интегрированной системы, объединяющей все банковские процессы  использованием моделей и экономико-математических методов. Интеграция технологий одного производителя сетевого оборудования, предоставляющего полный набор коммуникационных устройств упрощает управление, администрирование, подготовку персонала, снижает суммарную стоимость оборудования [13, c. 67].

Снижение стоимости  компьютеров не приводит к сокращению расходов банка на поддержание информационной инфраструктуры. Увеличение числа автоматизированных рабочих мест, повышение их интеллектуального уровня, использование более сложного состава и более дорогих программных средств требуют дополнительных затрат. Стоимость владения системой — это показатель затрат на установку и поддержку компьютерной системы, и он примерно в шесть раз больше начальной цены приобретения.

 

1.3 Методы оценки  экономической эффективности использования  информационных технологий в управлении банковской деятельностью

 

Внедрение информационных технологий и ресурсов сопряжено с капитальными вложениями как на приобретение техники, так и на разработку проектов, выполнение подготовительных работ и подготовку кадров. Поэтому внедрению должно предшествовать экономическое обоснование целесообразности внедрения экономических информационных систем (ЭИС). Это означает, что должна быть рассчитана эффективность применения информационных ресурсов.

Под эффективностью автоматизированного  преобразования экономической информации понимают целесообразность применения средств вычислительной и организационной  техники при формировании, передаче и обработке данных. Различают расчетную и фактическую эффективность. Первую (расчетную) определяют на стадии проектирования автоматизации информационных работ, т.е. разработки технорабочего проекта; вторую (фактическую) - по результатам внедрения технорабочего проекта [13, с. 98].

Обобщенными критерием  экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного  труда. При этом установлено, что  чем больше участков управленческих работ автоматизировано, тем эффективнее  используются техническое и программное обеспечение.

Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной  техники подразделяют на прямой и косвенный [13, с. 103].

Под прямой экономической  эффективностью информационных ресурсов понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы, расхода основных и вспомогательных материалов вследствие автоматизации конкретных видов планово-учетных и аналитических работ.

Не исключено, что внедрение информационных ресурсов на первом этапе не приведет к уменьшению числа работников планово-учетных служб. В этом случае учитывают косвенную эффективность, проявляющуюся в конечных результатах хозяйственной деятельности предприятия. Ее локальными критериями могут быть: сокращение сроков составления сводок, повышения качества планово-учетных и аналитических работ, сокращения документооборота, повышения культуры и производительности труда и т.д.

В процессе анализа функционирования задач, подсистем и действий персонала в условиях внедрения ЭИС проводятся работы, аналогичные обследованию объекта по параметрам каждой функции подсистем ЭИС, с учетом применяемого комплекса технических средств и следующих факторов [13, с. 109]:

  • своевременности поступления к управленческому персоналу необходимой информации;
  • повышения достоверности информации;
  • улучшения технико-экономических показателей работы предприятия.

Качество функционирования отдельных задач и подсистем  оцениваются по показателям достоверности и своевременности информации, повышения качества соответствующих управленческих решений.

По результатам анализа функционирования системы разрабатываются предложения  для дальнейшего развития ЭИС.

Экономическую эффективность определяют с помощью трудовых и стоимостных показателей. Основным при расчетах является метод сопоставления данных базисного и отчетного периодов. В качестве базисного периода при переводе отдельных работ на автоматизацию принимают затраты на обработку информации до внедрения информационных ресурсов, а при совершенствовании действующей системы автоматизации экономических работ-затраты на обработку информации при достигнутом уровне автоматизации. При этом используются абсолютными и относительными показателями.

Наряду с трудовыми показателями необходимо рассчитывать и стоимостными показателями, т.е. определять затраты на обработку информации при базисном (С1 ) и отчетном (С0 ) вариантах в денежном выражении.

Абсолютный показатель стоимости  Сэк определяется отношением:

                                                      Сэк=С1                                                              (1.1)

Индекс стоимости затрат рассчитывается по формуле

                                                                                                             (1.2)

Срок окупаемости затрат Ток устанавливается по формуле

                                

                                                      (1.3)

где     З0  - затраты на техническое обеспечение;

П0- затраты на программное обеспечение;

 Кэф  – коэффициент эффективности.

Определение производительности компьютерной техники.

Производительность компьютера  определяется с помощью сравнения  скорости выполнения однотипных процессоров  на различных компьютерных системах. Принимает какую-либо систему за эталонную, вычисляя коэффициент соотношения данной системы  и эталонной. Очевидно, что более производительной будет система или звено, выполнившее за меньшее время наибольший объем вычислений [21, с.92].

Производительность центрального процессора зависит от [21, c.99]:

  • частота синхронизации;
  • среднего количества тактов на команду;
  • количество выполняемых команд.

Экономическая эффективность  функционирования банка в значительной степени обусловливает масштаб системы управленческого учета и степень ее компьютеризации, т.е. определяет, какие функции управления целесообразно реализовывать с помощью компьютеров и программного обеспечения, а какие — введением организационных процедур.

Внедрению средств автоматизации  учета в банках должен предшествовать этап уточнения структуры, доработки  регламента, который соответствовал бы требованиям автоматизации. Наивно думать, что порядок в банке  можно установить введением управленческой АБС. Реально этот процесс идет по этапам: сначала провозглашается цель постановки более эффективного и интегрированного учета, затем определяется постепенная реализация этой программы, решается задача включения все новых видов деятельности банка в единую интегрированную систему. Одновременно можно получить и экономию затрат, если решение о каждой новой подсистеме АБС принимать в тот момент, когда банк готов ее внедрять. Последовательная интеграция новых подсистем может дать экономию финансовых и управленческих ресурсов, поскольку исключает дублирование функций учета [15, с.79].

Соблюдение условий  постепенности и интеграции необходимо и при автоматизации учета  — заключительного и неизбежного  этапа создания современной учетной  системы. Очевидно, что это предъявляет  определенные требования и к разработчикам автоматизированных учетных систем. По мнению специалистов, многие из отечественных программных продуктов пока не отвечают этому требованию [15, с. 82].

В российских программах, в той или иной степени ориентированных  на развивающиеся учетные системы, есть два подхода к проблеме.

В основе первого подхода  лежит модульный принцип, который  в известном смысле является идеальным, так как воплощает единство противоположностей, — заранее заданной комплексности  системы учета и свободы маневра в построении этой системы. В этом случае можно начинать построение системы с любой программы: с кадров, с бухгалтерского учета, с оперативного управления, с планирования или бюджетного управления и т.д. Есть конкретные модули, они сгруппированы, и система изначально проектируется как набор конструктора, который можно собрать в необходимой комплектации с необходимым количеством рабочих мест.

Поскольку каждый модуль представляет собой замкнутый управленческий цикл, можно, автоматизировав ту или иную отдельно взятую подсистему и добившись конечных результатов в рамках этой подсистемы, использовать ее как пилотный проект, обучать на нем банковские службы и тем самым ускорять процесс внедрения других подсистем. Понятно, что это особенно актуально для крупных банков и банковских объединений, где, таким образом,  может быть достигнута значительная экономия.

Суть второго подхода  заключается в том, что разработчики АБС следуют желаниям банка-заказчика, не навязывая ему своего видения  учетной системы. Такой подход используется там, где руководители чаще всего под управлением понимают «сколько денег к нам пришло и сколько ушло» и «сколько завтра придет, и сколько мы должны отдать». На первый вопрос отвечает бухгалтерский учет, а чтобы ответить на второй, относящийся исключительно к области финансового менеджмента, менеджеру предлагают отражать в системе учета ряд документов, не относящихся к сфере бухгалтерии.

Рассмотренные подходы  и соответственно представляющие их программы относятся к разным весовым категориям. Автоматизация банковских операций не должна рассматриваться как самоцель. Уровень требований к учетной системе, в том числе автоматизированной, зависит от масштабов банка, разнообразия видов его деятельности и уровня компетентности руководителя.

Банковская система призвана обеспечить эффективность расчетов между хозяйствующими субъектами. Значительная часть расчетов носит межбанковский характер и служит для экономических связей финансово-кредитных органов. Межбанковские расчеты сопровождают различные виды внешнеэкономических связей. Банки между собой устанавливают корреспондентские отношения на договорной основе, когда для осуществления платежей и расчетов операции ведутся одним банком по поручению и за счет другого банка. К настоящему времени способы осуществления межбанковских платежей не удовлетворяют современным требованиям.

Одним из видов корреспондентских  отношений являются расчеты со взаимным открытием корреспондентских счетов коммерческих банков, открытых главным  образом в региональных учреждениях Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) — расчетно-кассовых центрах (РКЦ), региональных главных управлениях (РГУ) ЦБ РФ. По существу РКЦ — это отделения ЦБ РФ, являющиеся элементами платежной системы, главной функцией которых является перевод денежных средств. Иными словами, РКЦ служат посредниками в платежах и кредитах между коммерческими банками (КБ).

По способу организации  работы банка через корсчет в  РКЦ ЦБ все банки можно разделить  на две большие группы. Первая группа — это банки, использующие технологию так называемых прямых расчетов (региональных, ускоренных).

Технология прямых расчетов позволяет обеспечить прохождение платежей между банками-участниками этих расчетов в течение одного операционного дня. Все платежи, поступающие в банк в электронном виде, передаются несколько раз в день, что позволяет более эффективно использовать финансовые ресурсы банка. В России такая технология реализована лишь на региональном уровне и, более того, не во всех регионах, поэтому российские банки могут вести прямые расчеты с банками только своего региона. Межрегиональные расчеты осуществляются проводками по корсчету аналогично работе банков второй группы. Вторая группа — это банки, не использующие технологию «прямых» расчетов и работающие только через корсчет. Выбор банком способа работы по корсчету определяется в основном возможностями, предоставляемыми банкам региональными вычислительными центрами. При этом банк учитывает все преимущества и недостатки того или иного способа.

Центробанком России предпринимаются меры по формированию своей расчетной системы с применением новых алгоритмов учета и обработки информации на базе электронных систем перевода денежных средств,

Идеальным был бы вариант  прямых корреспондентских отношений  между банками, при которых благодаря АИТ каждый платежный документ отправляется от банка-отправителя к банку-получателю. Внедрение такой системы предполагает стыковку транспортного уровня с функционирующими в банках разнообразными автоматизированными банковскими системами (АБС).

Фирмы — разработчики автоматизированных банковских расчетов прикладывают значительные усилия для ее решения. Однако немало зависит и от самих банков, ибо любая система разрабатывается под конкретного клиента. Автоматизация банковских расчетов — основа для деятельности банка и необходимый фактор его конкурентоспособности. Это понимает большинство руководителей банков. Но при существующем в данный момент многообразии программного обеспечения для автоматизации всех видов деятельности банка возникает проблема унификации и выработки единых стандартов для новых программных продуктов и мер по стыковке уже созданных.

Информация о работе Информационные ресурсы в банке ФЯ ОАО «Собинбанк»