Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение сущности малого предпринимательства;
2. Рассмотрение характеристик малого предпринимательства;
3. Анализ проблем развития малого бизнеса;
4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;
5. Выделение основных проблем инновационной политики развития

Содержание работы

Введение...................................................................................................................21. Малое предпринимательство
1.1. Понятие малого предпринимательства..........................................................3
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса..........................................6
1.3. Экономико-правовые проблемы развития малого
предпринимательства............................................................................................10
2. Государственная инновационная политика по поддержке малого предпринимательства
2. 1. Государственные программы поддержки малого предпри-нимательства
и инновационной деятельности в РФ..................................................................13
2. 2. Основные проблемы в проведении государственной инновационной политики развития и поддержки малого предпринимательства.......................31
3. Практическая работа
3.1. Характеристика проекта................................................................................39
3.2. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО "УТСК"......................................39
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике организации готово.docx

— 962.83 Кб (Скачать файл)

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ

 

Институт экономики, менеджмента и информационных технологий

 

Кафедра «Финансы и бухгалтерский учет»

 

 

 

 

 

Специальность  080105.65  «Финансы и кредит»

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

по дисциплине «Экономика организации (предприятия) »

 

 Тема: «Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства»

 

 

Выполнила

Студентка  группы №4-19411/2-2

Гаврилова Юлия Андреевна

 

_____________________________

 

 

Проверил

Доцент, к.ф.н.

Бравцев Владимир Петрович

 

_____________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2014

Содержание

  Стр.

 

Введение...................................................................................................................21. Малое предпринимательство 
1.1. Понятие малого предпринимательства..........................................................3 
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса..........................................6 
1.3. Экономико-правовые проблемы развития малого 
предпринимательства............................................................................................10

2. Государственная инновационная  политика по поддержке малого  предпринимательства

2. 1. Государственные программы  поддержки малого предпринимательства 
и инновационной деятельности в РФ..................................................................13

2. 2. Основные проблемы в проведении государственной инновационной политики развития и поддержки малого предпринимательства.......................31

3. Практическая работа

3.1. Характеристика проекта................................................................................39

3.2. Годовая бухгалтерская отчетность  ОАО "УТСК"......................................39

Заключение

Список литературы

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.

Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Этим и обусловлена актуальность изучаемой темы.

Объектом работы является малое предпринимательство.

Предметом исследования является влияние инноваций на малое предпринимательство.

Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.

Задачами курсовой работы являются:

1. Изучение сущности малого предпринимательства; 
          2. Рассмотрение характеристик малого предпринимательства;

3. Анализ проблем развития малого бизнеса;

4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;

5. Выделение основных проблем  инновационной политики развития;

Теоретической базой исследования стали труды экономистов, таких как Ю.Ф. Симионов,  В.П. Марьяненко, М.В. Валынкина и другие.

 


1. Малое предпринимательство

1.1. Понятие малого предпринимательства

Переход к рынку в России во многом был связан с развитием малого предпринимательства. Большую роль в этом сыграл закон о кооперации, который при всём его несовершенстве оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи.

Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и другие.

В России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".

Согласно закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):

  • в промышленности - 100 человек;
  • в строительстве - 100 человек;
  • на транспорте - 100 человек;
  • в сельском хозяйстве - 60 человек;
  • в научно-технической сфере - 60 человек;
  • в оптовой торговле - 50 человек;
  • в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек;
  • в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек.

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.

Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.

Организационно-правовая форма малого предпринимательства устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".

Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.

Важнейшей функцией малого предпринимательства в 90-х годах стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.


В этот период в сфере малого предпринимательства стала развиваться конкуренция, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требовала наименьшего начального капитала и позволяла гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса.

Уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малого предпринимательства.

Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства в 1995 году, по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм в налоговой политике, недостаточное развитие рынков сбыта, а так же рынков сырья и материалов.

Негативное влияние оказал на малое предпринимательство кризис 1998 года. Это проявлялось в следующем:

  • кризис нарушил финансовую базу развития малого предпринимательства. Наибольший ущерб понёс малый бизнес от неплатежей и банкротств партнеров по бизнесу;
  • кризис не позволил развиться тенденции к производственной переориентации малого бизнеса, основывавшейся в последние годы на поставках импортных комплектующихся и полуфабрикатах;
  • кризис привел к распаду институциональной инфраструктуры государственной поддержки малого предпринимательства.

После кризиса "выжили" в основном те фирмы, которые диверсифицировались, т.е. имели не менее двух основных видов деятельности. Кроме того, решающим для выживания моментом было своевременное изменение цен, что часто невозможно было сделать из-за существенной рыночной власти монополий.

Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Следовательно, кризис создал новые предпосылки к переходу малого бизнеса на качественно-новую ступень развития. Акцент постепенно перемещается от проблемы выживания к проблемам эффективного производственного менеджмента, минимизации трансакционных издержек, реализации преимуществ межфирменной кооперации, а это - проблемы более высокой стадии хозяйственной зрелости.

К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких возможностях развития малого предпринимательства. [25, c.70-73]

1.2. Экономическая характеристика  малого бизнеса

Изложение этого вопроса хотелось бы построить на выявлении преимуществ, недостатков и резервов этого вида предпринимательства.


  1. Сравнительно более низкие издержки управления, обусловленные отсутствием лишнего бюрократического аппарата, и соответственно высокая гибкость и оперативность решений в управлении малыми предприятиями, что повышало производительность труда. Эти условия дают возможность быстро и гибко реагировать на конъюнктурные изменения, в том числе путем маневра капитала при переключении с одного вида деятельности на другой.
  2. В то же время большие размеры предприятия повышают степень формализации организации и понижают способность к организационным изменениям. Малые предприятия являются более гибкими и оперативными в принятии и выполнении решений, быстрее адаптируются к изменяющимся условиям.
  3. Для малых предприятий характерны более низкая потребность в капитале и способность быстро вводить изменения в продукцию и производство.
  4. Малые предприятия лучше знают уровень спроса на локальных рынках. Ориентация производителей преимущественно на региональный рынок идеально приспособлена для изучения пожеланий, предпочтений, обычаев, привычек и других характеристик местного рынка.
  5. Для малых предприятий характерна относительно более высокая оборачиваемость капитала.
  6. Работники малого предпринимательства имеют высокий уровень мотивации в достижении успеха, а также возможность реализовать свои идеи, проявить свои способности.
  7. Малый бизнес дает средства к существованию большему количеству людей, чем крупный. Он обладает значительным потенциалом в сфере трудоустройства населения, вовлечение в производство резервов рабочей силы, которые не могут быть использованы в крупном производстве из-за его технологических и иных особенностей. Это пенсионеры, учащиеся, домохозяйки, инвалиды, а также лица, желающие трудиться после основного рабочего времени ради получения дополнительных легальных доходов.

Особо хотелось бы остановится на инновационности малых предприятий.

Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большей степени определяет роль малого бизнеса.

В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний: Майкрософт, Эппл и другие.

Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:

    • научно-технический прогресс;
    • частная инициатива;
    • благоприятные экономические условия, создаваемые государством.

Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических условий.

Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. [16, c.89-93]. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они замаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоёмкие стадии промышленного развёртывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.


Недостатки малого бизнеса:

  1. По сравнению с крупными предприятиями малые обладают более высоким уровнем риска и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
  2. Малые предприятия зависимы от крупных предприятий.
  3. Слабая компетентность руководителей и менее профессиональные работники.
  4. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
  5. Малый бизнес связан с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
  6. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
  7. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности МП к изменениям невелики.
  8. Малый бизнес имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочной отдачи от вложений. [25, c. 74-76]

Информация о работе Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства