Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение сущности малого предпринимательства;
2. Рассмотрение характеристик малого предпринимательства;
3. Анализ проблем развития малого бизнеса;
4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;
5. Выделение основных проблем инновационной политики развития
Введение...................................................................................................................21. Малое предпринимательство
1.1. Понятие малого предпринимательства..........................................................3
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса..........................................6
1.3. Экономико-правовые проблемы развития малого
предпринимательства............................................................................................10
2. Государственная инновационная политика по поддержке малого предпринимательства
2. 1. Государственные программы поддержки малого предпри-нимательства
и инновационной деятельности в РФ..................................................................13
2. 2. Основные проблемы в проведении государственной инновационной политики развития и поддержки малого предпринимательства.......................31
3. Практическая работа
3.1. Характеристика проекта................................................................................39
3.2. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО "УТСК"......................................39
Заключение
Список литературы
Приложение
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ
Институт экономики, менеджмента и информационных технологий
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика организации (предприятия) »
Тема: «Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства»
Выполнила
Студентка группы №4-19411/2-2
Гаврилова Юлия Андреевна
_____________________________
Проверил
Доцент, к.ф.н.
Бравцев Владимир Петрович
_____________________________
Санкт-Петербург
2014
Содержание
Стр.
Введение......................
1.1. Понятие малого предпринимательства...........
1.2. Экономическая характеристика малого
бизнеса.......................
1.3. Экономико-правовые проблемы развития
малого
предпринимательства...........
2. Государственная инновационная политика по поддержке малого предпринимательства
2. 1. Государственные программы
поддержки малого
и инновационной деятельности в РФ............................
2. 2. Основные проблемы в проведении государственной
инновационной политики развития и поддержки
малого предпринимательства...........
3. Практическая работа
3.1. Характеристика проекта........
3.2. Годовая бухгалтерская
Заключение
Список литературы
Приложение
Введение
На современном этапе развития экономики в динамично меняющихся условиях хозяйствования, а также в кризисных ситуациях постоянно возрастает роль инноваций, что является решающим фактором в успешном функционировании любой организации. Ведь как бы успешно не развивалась организация, но если ее деятельность не нацелена на освоение новых технологий, позволяющих производить новые виды продукции более высокого качества и с наименьшими затратами, то она через некоторое время рискует стать неконкурентоспособной, а это в свою очередь означает ослабление позиций на рынке, потеря потребителей и снижение размеров прибыли.
Малый бизнес является стержнем экономики большинства развитых стран. Этим и обусловлена актуальность изучаемой темы.
Объектом работы является малое предпринимательство.
Предметом исследования является влияние инноваций на малое предпринимательство.
Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение сущности малого предпринимательства;
2. Рассмотрение
характеристик малого предпринимательства;
3. Анализ проблем развития малого бизнеса;
4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;
5. Выделение основных проблем
инновационной политики
Теоретической базой исследования стали труды экономистов, таких как Ю.Ф. Симионов, В.П. Марьяненко, М.В. Валынкина и другие.
1. Малое предпринимательство
1.1. Понятие малого
Переход к рынку в России во многом был связан с развитием малого предпринимательства. Большую роль в этом сыграл закон о кооперации, который при всём его несовершенстве оказался вполне дееспособным, открывшим новый путь в экономическом развитии страны. Буквально с первых дней действия данного закона в стране стали образовываться малые предприятия или кооперативы и за короткий промежуток времени их насчитывалось уже тысячи.
Основным фактором отнесения предприятия к малым является среднесписочный состав работников, но иногда используются дополнительные факторы, такие как объем продаж, стоимость активов и другие.
В России субъекты малого предпринимательства определены Федеральным законом от 14 июня 1995 г. №88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации".
Согласно закону, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия):
Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Малые предприятия, осуществляющие несколько видов деятельности (многопрофильные), относятся к таковым по критериям того вида деятельности, доля которого является наибольшей в годовом объеме оборота или годовом объеме прибыли.
Средняя за отчетный период численность работников малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учётом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений указанного юридического лица.
Организационно-правовая форма малого предпринимательства устанавливается в соответствии с Гражданским кодексом РФ, а также законами "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Они могут существовать в виде индивидуальных (семейных) частных предприятий, товариществ, акционерных обществ, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) предприятий.
Важнейшей функцией малого предпринимательства в 90-х годах стало обеспечение выживания значительных слоев населения в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных (помимо основной, часто формальной занятости) средств к существованию.
В этот период в сфере малого предпринимательства стала развиваться конкуренция, характеризующаяся борьбой малых предприятий за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг. Большая часть предприятий сконцентрировалась в области торгово-посреднических услуг, так как эта деятельность требовала наименьшего начального капитала и позволяла гибко перестраиваться, следуя изменениям спроса.
Уже к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее малых предприятий преимущественно торгово-посреднической или, например, научно-консультационной ориентации либо прекратили своё существование, либо диверсифицировались. Такая ситуация закономерно должна была генерировать новые тенденции в развитии российского малого предпринимательства. Обозначился этап качественных изменений в динамике и структуре малого предпринимательства, сопровождающийся, как было отмечено выше, значительным сокращением прироста числа малого предпринимательства.
Основными факторами ухудшения ситуации в сфере малого предпринимательства в 1995 году, по оценкам предпринимателей, являлись нехватка собственных денежных средств, неплатежеспособность потребителей продукции, нестабильность правовых норм в налоговой политике, недостаточное развитие рынков сбыта, а так же рынков сырья и материалов.
Негативное влияние оказал на малое предпринимательство кризис 1998 года. Это проявлялось в следующем:
После кризиса "выжили" в основном те фирмы, которые диверсифицировались, т.е. имели не менее двух основных видов деятельности. Кроме того, решающим для выживания моментом было своевременное изменение цен, что часто невозможно было сделать из-за существенной рыночной власти монополий.
Малые предприятия в борьбе за выживание научились самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка. Следовательно, кризис создал новые предпосылки к переходу малого бизнеса на качественно-новую ступень развития. Акцент постепенно перемещается от проблемы выживания к проблемам эффективного производственного менеджмента, минимизации трансакционных издержек, реализации преимуществ межфирменной кооперации, а это - проблемы более высокой стадии хозяйственной зрелости.
К настоящему времени, по официальным данным, на долю частных субъектов малого предпринимательства в общем количестве частных, государственных и муниципальных, общественных малых предприятий приходится 84%. Малые предприятия, располагая 3,4% стоимости основных средств экономики России и 14% числа занятых, производят 12% ВВП и дают 25% всей прибыли по народному хозяйству. Это говорит о широких возможностях развития малого предпринимательства. [25, c.70-73]
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса
Изложение этого вопроса хотелось бы построить на выявлении преимуществ, недостатков и резервов этого вида предпринимательства.
Особо хотелось бы остановится на инновационности малых предприятий.
Это свойство малых предприятий необходимо рассмотреть отдельно, поскольку оно в большей степени определяет роль малого бизнеса.
В западных странах создаются специальные экономические условия для того, чтобы перспективные ученые, инженеры, изобретатели могли самостоятельно приступить к практическому внедрению своих идей, т.е. создается специализированная фирма во главе с автором идеи и с привлечением профессиональных менеджеров. В случае успеха это может превратиться в крупную промышленную корпорацию. Примеры таких компаний: Майкрософт, Эппл и другие.
Для успешной деятельности в инновационной области необходимо сочетание трех факторов:
Основная проблема России, мешающая осуществлению инновационной деятельности, - это отсутствие благоприятных экономических условий.
Наиболее значительную активность в области нововведений проявляют венчурные фирмы. [16, c.89-93]. Они успешно конкурируют с крупными, добиваясь более быстрых темпов внедрения достижений научно-технического прогресса. Мелкие исследовательские фирмы активно проводят исследования и разработки, проявляют больше желания взять на себя риск, гораздо эффективнее используют исследовательские фонды и оборудование, квалифицированные кадры, тем самым вносят весомый вклад в инновационный процесс, технологическое обновление производства. Мелкие инновационные фирмы с их мобильностью в условиях конкуренции новых товаров, когда рыночным фактором становятся темпы обновления ассортимента выпускаемой продукции, нашли свое место в системе хозяйства. Они замаются начальными стадиями нововведений, оставляя крупным фирмам капиталоёмкие стадии промышленного развёртывания новых производств. Достижения научно-технического прогресса позволяют им быстро подключиться к наукоемким отраслям, не располагая при этом большим капиталом.
Недостатки малого бизнеса:
Информация о работе Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства