Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение сущности малого предпринимательства;
2. Рассмотрение характеристик малого предпринимательства;
3. Анализ проблем развития малого бизнеса;
4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;
5. Выделение основных проблем инновационной политики развития

Содержание работы

Введение...................................................................................................................21. Малое предпринимательство
1.1. Понятие малого предпринимательства..........................................................3
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса..........................................6
1.3. Экономико-правовые проблемы развития малого
предпринимательства............................................................................................10
2. Государственная инновационная политика по поддержке малого предпринимательства
2. 1. Государственные программы поддержки малого предпри-нимательства
и инновационной деятельности в РФ..................................................................13
2. 2. Основные проблемы в проведении государственной инновационной политики развития и поддержки малого предпринимательства.......................31
3. Практическая работа
3.1. Характеристика проекта................................................................................39
3.2. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО "УТСК"......................................39
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике организации готово.docx

— 962.83 Кб (Скачать файл)

Многообразие определений и взглядов на государственную инновационную политику и ее основные цели, обуславливает необходимость разработки консолидирующего федерального закона об инновационной деятельности, который бы устранил неоднозначность различных подходов к одним и тем же понятиям. Отсутствие в России закона об инновационной деятельности, свидетельствует о том, что во властных кругах не сформировалось общее мнение о принципах государственного регулирования этой ключевой для развития страны сферы деятельности, что в определенной мере обусловлено неоднозначной трактовкой понятия инноваций среди экономистов. Между тем юридическое определение данной категории является принципиальным, так как поможет определить позицию государства относительно своей политики по поддержке инноваций.


Сегодня органы власти субъектов РФ пытаются компенсировать отсутствие такого Федерального закона путем принятия своих региональных документов. Но всех постановлений Правительства, даже самых необходимых недостаточно, необходим специальный Федеральный закон об инновационной деятельности, хотя, не смотря на его отсутствие, государственная поддержка инновационной деятельности в России все равно оказывается [20, с. 31-41].

Основное направление государственного регулирования инноваций в РФ было определено Письмом Президента РФ от 30 марта 2002 г. № Пр-576 «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу». Цель, которую ставил Президент РФ перед государственной инновационной политикой, была обозначена,

как переход к инновационному пути развития страны на основе выявленных приоритетов [20, с. 31-41].

Переход к инновационному пути развития Президент РФ наметил проводить в два взаимосвязанных этапа. Предполагалось, что основными задачами первого этапа — 2002-2006 гг. станут: формирование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности; обеспечение внедрение системы государственного заказа в области научно-технической продукции; внедрение механизмов финансирования целевых программ научных исследований и важнейших инновационных проектов государственного значения с использованием бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников; практическая нацеленность инноваций на структурную перестройку и модернизацию имеющихся производств; разработка проектов концепции научно-технологической безопасности РФ; создание интегрированных научно-технических и научно-образовательных структур и организация центров коллективного использования уникального научного оборудования по сетевому принципу; формирование федеральной целевой программы «Научные кадры», а также разработка механизмов повышения экономической заинтересованности в использовании результатов научно-технических разработок при решении социально-экономических задач. Главной задачей второго этапа — до 2010 г., должно было стать завершение формирования государственной инновационной системы и целостной структуры научно-технического комплекса страны, способного эффективно функционировать в условиях рыночной экономики и повысить конкурентоспособность России на международных рынках.


Но, в реальной жизни не все получилось, как было задумано. Не удалось решить ряд задач первого этапа и, в результате, не удалось решить основную задачу второго этапа, так как она может быть решена только при безусловном решении всех, без исключения, задач первого этапа. Но, удалось подойти к решению таких задач, как создание интегрированных научно-технических и научно-образовательных структур, формирование федеральной целевой программы «Научные кадры». Одна из основных задач данной программы — формирование нормативно-правовой базы научной, научно-технической и инновационной деятельности — находится в процессе разработки и до ее решения пока далеко. Решение остальных задач пока далеко от завершения или их решение находится в строгой зависимости от решения вышеназванных задач, последовательно, за решением которых, можно будет начать и решение этих задач (речь идет о задачах — обеспечение внедрение системы государственного заказа в области научно-технической продукции; практическая нацеленность инноваций на структурную перестройку и модернизацию имеющихся производств; разработка проектов концепции научно-технологической безопасности РФ и др.). Задача же — внедрение механизмов финансирования целевых программ научных исследований и важнейших инновационных проектов государственного значения с использованием бюджетов всех уровней, а также внебюджетных источников — уже реализуется с помощью Федерального фонда производственных инноваций, возможно не в тех объемах в каких хотелось бы и менее эффективными методами [6].


Необходимо отметить, что на реализацию задач, поставленных Письмом Президента РФ [14], серьезно повлиял, в отрицательном смысле этого слова, разразившийся в конце 2008 г. мировой экономический кризис, затронувший и Россию. Он сыграл и играет до настоящего времени негативную роль в плане инновационного развития экономики страны — он затормозил общее экономическое развитие и отбросил экономическое состояние ведущих отраслей на несколько лет назад, снизил покупательную способность населения и предпринимателей, ухудшил общее социально-экономическое положение государства.

Разработку и реализацию государственной инновационной политики, определение путей и методов ее эффективного регулирования, обеспечивающих социально-экономический прогресс и устойчивое развитие РФ, а также координацию деятельности в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти в отсутствии Федерального закона об инновационной деятельности до административной реформы 2004 г. осуществляло Министерство промышленности, науки и технологий РФ.

В регулировании инновационной деятельности в России участвовали многие министерства и ведомства, среди них можно отметить следующие: Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства; Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство образования РФ; Министерство экономики РФ.


В рамках административной реформы Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» № 314 от 9 марта 2004 г. Министерство промышленности, науки и технологий РФ было упразднено, а выполнявшиеся им прежде функции по принятию нормативных правовых актов в сфере науки были переданы вновь образованному Министерству образования и науки РФ, а в остальных сферах — Министерству промышленности и энергетики РФ. Функции по оказанию государственных услуг и управлению имуществом в сфере науки были переданы Федеральному агентству по науке, позже преобразованному в Федеральное агентство по науке и инновациям.

Сокращение числа Министерств, отвечающих за развитие инновационной деятельности, конечно, это положительно сказывается на стимулировании и поддержке создания и распространения инноваций. Но одних таких решений недостаточно, необходим специальный закон об инновационной деятельности.

Успех государственной инновационной политики во многом зависит от состояния и уровня развития малого предпринимательства, которое является источником инноваций, а также каналом трансферта знаний и технологий. Малое предпринимательства существенно меняет структуру различных секторов экономики, выступает основой формирования новых рынков. Например, именно малые предприятия в таких секторах, как био- и информационные технологии, нанотехнологии в странах ЕС являются основными поставщиками инновационной продукции и новых технологий.

Практически во всех экономических исследованиях государственная инновационная политика в области малого предпринимательства увязывается с наличием или отсутствием норм, предусматривающих мероприятия по государственной поддержке и развитию инноваций, что представляется вполне обоснованным — любой цивилизованный рынок, в том числе, и рынок инноваций, не может развиваться по модели абсолютно свободного, т. е. ничем не ограниченного и не управляемого, рынка.


Термин «государственная поддержка» получил распространение в России в начале 90-х годов в связи с реформированием системы государственного управления, направленным на уход от только административных и директивно-централизованных методов руководства, и усиление роли экономических стимулов управления.

Содействие инновационному предпринимательству - это часть правовой политики государства. Ведь инновационный процесс — это объективный процесс обновления практически всех сфер общественной жизни. Государство заинтересовано в нововведениях и их реализации в материальную сферу, так как, стимулируя инновационную деятельность, оно ожидает получение, кроме экономического, также социального и экологического эффекта. Кроме того, необходимая совокупность институтов гражданского общества, таких как бизнес, различные научные, благотворительные, венчурные и т. п. фонды, обеспечивающих помимо государства развитие этой сферы, создается очень медленно и в ближайшей перспективе только государственная поддержка может обеспечить развитие малого инновационного предпринимательства [19, с. 8].

Реализация государственной инновационной политики осуществляется, на сегодняшний день, с помощью федеральных и региональных инновационных программ.

Федеральные программы по поддержке малого предпринимательства, заложившие основы инновационного предпринимательства, несомненно, имеют важное значение в деле его поступательного развития. Одной из первых была принята Федеральная программа поддержки и развития предпринимательства 1994-1995 гг. была ориентирована на создание нормативно-правовых, финансовых, технологических и организационных условий становления малого предпринимательства в России. Однако в результате недофинансирования многие ее положения не были реализованы.


Логичным и одним из основных итогов Федеральной программы стало принятие Федерального закона РФ № 88 от 14 июня 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации», который заложил общие принципы государственной политики регулирования и направления поддержки малого предпринимательства. Этот же ФЗ положил начало следующим основным элементам государственной поддержки малого предпринимательства: формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, стимулирующей его эффективный рост; создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных ресурсов; установление упрощенного порядка регистрации и текущей деятельности малых предприятий; поддержка инновационной деятельности предпринимательских структур; поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства.

Следующей федеральной программой стала государственная программа, разработанная на 1996-1997 гг., в которой декларировалось углубление заложенных направлений, дальнейшее развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства путем создания специализированных агентств, технопарков, бизнес-инкубаторов, учебных центров по подготовке кадров для малого предпринимательства, системы финансовых институтов, юридических, аудиторских и консалтинговых фирм, обслуживающих субъектов предпринимательства. Предусматривались также новые налоговые льготы, льготы в области кредитования, амортизационной и учетной политики малого предпринимательства. Однако, из-за несогласованности действий исполнителей, организационных просчетов, коррупционной составляющей и других негативных факторов, программа была выполнена не полностью, а некоторые положения были выполнены только частично [22, с. 122].

Разработка Федеральной программы на 1998-1999 гг. осуществлялась в условиях, когда поддержка малого предпринимательства была определена как один из базовых элементов институциональных преобразований в экономике страны, цель которой была сформулирована, как создание благоприятных условий для эффективной деятельности и устойчивого роста малого предпринимательства путем совершенствования нормативно-правовой базы, дальнейшего развития инфраструктуры поддержки, освоения новых форм и механизмов финансовой помощи малым предприятиям, что должно было обеспечить выход предпринимательства и всей экономики страны в целом из экономического кризиса. Программа предусматривала введение заявительного порядка регистрации, упрощенной системы налогообложения и бухгалтерского учета, формирование региональных центров поддержки предпринимательства, создание действенных финансово-кредитных и инвестиционных механизмов, основанных на оптимальном сочетании средств государственного бюджета, инвестиционных ресурсов частного капитала и собственных накоплений предпринимателей. Однако программа не была утверждена Правительством Российской Федерации, вследствие кризиса финансирование мероприятий осуществлялось только средствами Федерального фонда поддержки малого предпринимательства [22, с. 123].


Программа, рассчитанная на 2000-2001 гг., содержала конкретные меры по увеличению вклада малого предпринимательства в формирование валового внутреннего продукта, снижению уровня теневого оборота, расширению налогооблагаемой базы, развитию прогрессивных финансовых технологий, созданию новых рабочих мест, активизации международного сотрудничества, позитивных изменений в состоянии предпринимательства не внесла, так как малое предпринимательство понесло значительные потери в результате обвала 1998 г., и предприниматели не смогли адаптироваться к новым условиям хозяйствования за такой короткий срок.

Целью пятой Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002-2004 гг. стало обеспечение условий для интенсивного роста малых предприятий и выравнивания потенциала развития малого предпринимательства в разных регионах страны, в том числе совершенствование внешней рыночной среды развития предпринимательства, что предполагалось реализовать, ликвидируя противоречия в действующей законодательной базе, которые повысили бы ответственность государства за создание для всех субъектов экономики равных условий конкуренции. Предполагалось внести дополнения в правовые акты, регулирующие процесс ипотечного и микрокредитования кредитования и сократить множество подзаконных актов. Также была предусмотрена разработка правовых и организационных принципов участия малых предприятий в системе государственных закупок товаров и услуг на федеральном региональном и муниципальных уровнях. Кроме этого, в этой Программе также было уделено внимание созданию для субъектов малого предпринимательства благоприятного налогового климата путем снижения налогового бремени, упрощению порядка отчетности и налогообложения и снятие «информационной блокады», т. е. предусмотрено создание новых региональных и межрегиональных информационных центров, общероссийской сети сайтов, баз данных по различным аспектам ведения предпринимательства, а также развитию инновационного предпринимательства.


На федеральном уровне было заявлено о развитии франчайзинга, лизинга, венчурного финансирования, субподрядных отношений в сфере малого предпринимательства.

Реализация программы была рассчитана на три года и предусматривала ее реализацию в два этапа. На первом этапе (в 2002 г.) основные усилия и средства должны были быть направлены на развитие и внедрение кредитно-финансовых механизмов, и имущественную поддержку субъектов малого предпринимательства. На втором этапе предполагалось перейти к новым методам проведения государственной политики в отношении малого предпринимательства. Однако положения правительственного документа по большей части носили декларативный характер и также не имели ресурсного обеспечения, так что далеко не все были реализованы.

Информация о работе Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства