Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:49, курсовая работа
Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение сущности малого предпринимательства;
2. Рассмотрение характеристик малого предпринимательства;
3. Анализ проблем развития малого бизнеса;
4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;
5. Выделение основных проблем инновационной политики развития
Введение...................................................................................................................21. Малое предпринимательство
1.1. Понятие малого предпринимательства..........................................................3
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса..........................................6
1.3. Экономико-правовые проблемы развития малого
предпринимательства............................................................................................10
2. Государственная инновационная политика по поддержке малого предпринимательства
2. 1. Государственные программы поддержки малого предпри-нимательства
и инновационной деятельности в РФ..................................................................13
2. 2. Основные проблемы в проведении государственной инновационной политики развития и поддержки малого предпринимательства.......................31
3. Практическая работа
3.1. Характеристика проекта................................................................................39
3.2. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО "УТСК"......................................39
Заключение
Список литературы
Приложение
Отдельные положения легли в основу проекта Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 гг., задачи которой заключались в создании правовой, налоговой и административной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности. В проекте Федеральной программы опять вернулись к государственному регулированию обеспечения равноправного взаимодействия субъектов малого предпринимательства и государственных органов, а также к защите субъектов малого предпринимательства от недобросовестной конкуренции. Снова в программе было заявлено о разработке и реализации схем взаимного кредитования и страхования сделок, развитии институтов и технологий микрофинансирования, лизинга, франчайзинга, страхового обеспечения обязательств субъектов малого предпринимательства и т. д. В очередной раз подчеркивалась важность интенсивного развития сети объектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, включающей бизнес-инкубаторы, агентства, технопарки, фонды, инновационно-технологические центры и центры поддержки предпринимательства. Одно из направлений государственной поддержки малого предпринимательства— сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, повышение инновационной активности малых предприятий. Задачей программы в данном направлении стало дальнейшее развитие инновационной составляющей инфраструктуры на всех уровнях экономики, создание условий для коммерциализации результатов научных разработок и продвижения на рынок конкурентоспособной продукции и другие положения.
Программа была рассчитана на три года, а финансирование предполагалось за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников [22, с. 128].
Однако Федеральная программа государственной поддержки малого предпринимательства на 2003-2005 гг. не была принята Правительством РФ. Остались нереализованными отдельные заявленные положения и выдвинутые решения, а предпринимаемые государством усилия по увеличению количества малых предприятий и занятых на них работников не дали значимого эффекта. Правительству не удалось обеспечить качественную динамику роста общего числа субъектов малого предпринимательства и увеличение их вклада в экономику страны. В итоге проводимая в течение 10 лет государственная политика в отношении малого предпринимательства не дала ощутимых результатов. По мнению специалистов, это связано с тем, что в принятых законах и правительственных постановлениях не были достаточно четко определены конечные цели, не достаточно скоординированы меры поддержки по различным направлениям и обоснованы сроки реализации мероприятий.
В 1996 г. на Первом съезде представителей малых предприятий России, а также в ряде резолюций съездов и совещаний представителей предпринимательства планировалось выделить на поддержку малого предпринимательства по 0,5%, а позже и не менее 2% из доходов бюджетов всех уровней. Однако эти пожелания до сих пор остаются нереализованными.
Поэтому в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) опять провозглашена необходимость создания политических, правовых, экономических и финансовых условий, обеспечивающих, повышение социальной эффективности деятельности малого предпринимательства, увеличение темпов развития малого предпринимательства, расширение сфер деятельности и повышение устойчивости функционирования малых предприятий.
В соответствии с заявленной целью изменяются принципы государственной политики в области поддержки малого предпринимательства, такие как взаимное участие в финансовом обеспечении деятельности государства и бизнеса; использование «институтов развития» как дополнительных каналов государственной поддержки; переход на не денежные формы поддержки и другие. Данная программа в полном объеме не была реализована в результате начавшегося в 2008 г. мирового экономического кризиса.
Одной из региональных инновационных программ является инновационная программа развития Санкт-Петербурга. 20 июля 2007 г. правительством Санкт-Петербурга был принят один из программных документов общей стратегии социально-экономического развития города, в том числе его инновационного развития, — постановление «Об основах инновационной политики в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы». Инновации, техническое перевооружение действующих производств, экономия энергоресурсов, выпуск новых, конкурентоспособных видов продукции — таковы основные составляющие региональной инновационной программы Санкт-Петербурга, отмечала Губернатор Санкт-Петербурга В. И. Матвиенко [21, с. 5].
В Санкт-Петербурге была также создана комплексная программа мероприятий по реализации инновационной политики, целью которой являлось создание предпосылок для превращения Санкт-Петербурга к 2025 г. в инновационный центр мирового масштаба, которая должна была быть воплощена в жизнь к 2011 г. В числе приоритетов инновационной политики первый заместитель председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Санкт-Петербурга, доктор экономических наук С. А. Фивейский в своей статье выделил наиболее важные направления: подготовка кадров, развитие инновационной инфраструктуры, разработка и реализация кластерной политики, подготовка нормативных актов и оказание государственной поддержки субъектам инновационной деятельности, содействие экспорту инновационной продукции, привлечение и сопровождение отечественных и иностранных инвестиций [26, с. 16-18].
Малые компании, в том числе инновационные, активно пользуются городскими программами Санкт-Петербурга по поддержке малого предпринимательства: «Субсидирование арендной платы», «Кредитование коммерческими банками субъектов малого предпринимательства», «Сертификация продукции, работ, услуг» и другими.
Основной недостаток всех федеральных программ по поддержке малого предпринимательства, заключается в несоответствии ее целей и задач, и недостаточностью реально выделяемых государственных ресурсов из федерального бюджета на их достижение.
Основные приоритеты государственной инновационной политики поддержки малого предпринимательства на среднесрочную перспективу на сегодняшний день включают [22]:
Хочется отметить, что приоритеты государственной инновационной политики поддержки малого предпринимательства не затрагивают вопросов стимулирования спроса инноваций, что, по мнению автора, должна являться одним из важнейших приоритетов в процессе формирования государственной инновационной политики
Грамотно проводимая инновационная политика сама по себе является мощным инструментом, с помощью которого государство в состоянии преодолеть кризис и спад в экономике, так как развитие инноваций, их внедрение в хозяйственную практику — это наиболее перспективный способ достижения экономического роста. В связи с этим, государственному регулированию инновационной деятельности сегодня в России уделяется значительное внимание. Для формирования государственной инновационной системы в Российской Федерации предусматривается:
совершенствование механизмов государственной поддержки научных исследований, в том числе и коммерциализации их результатов и т. д.Современное предпринимательство в целом — это сложная система вертикальных и горизонтальных правовых отношений. Но, публично-правовая система, призванная быть вспомогательной при регулировании сферы отношений инновационного предпринимательства, сегодня имеет доминирующее значение, в то время, как должна только опираться на частноправовую систему [17].
В законодательных нормах о предпринимательстве ведущей мыслью является та, что предпринимательство — сфера нерегулируемая и плохо управляемая [17]. Обоснование такой идеи заключается в том, что на фоне законных правовых норм весомое значение имеют нормы неформальные в виде правил поведения, выработанных самими непосредственными участниками предпринимательской деятельности.
В настоящее время инновационная деятельность в России развивается не такими быстрыми темпами, какие необходимы для поступательного развития экономики страны, а экономический кризис еще больше затормозил это развитие. Отставание в развитии связано со многими причинами, но одной из основных, на взгляд автора, является та, что в советское время крупномасштабные инновации осуществлялись государством. Поэтому, не смотря на то, что в России еще остались технологические заделы, научно-производственная база и квалифицированные кадры, в нашей стране не существовала и не сформирована на сегодняшний день инновационная культура предпринимательства, не хватает инновационной инфраструктуры, не достаточно структур поддержки инновационного предпринимательства, а сами предприниматели воспринимают инновационную деятельность только через призму государственной поддержки. Таким образом, на сегодняшний день ориентация существующего инновационного потенциала малого предпринимательства на реализацию научных достижений и новые исследования не достаточная [2].
2.2. Основные проблемы в проведении государственной
инновационной политики развития и поддержки
малого предпринимательства
Развитие малого предпринимательства, а особенно инновационного, невозможно без государственной поддержки и государственного регулирования условий его функционирования
Сегодня понятно, что государство видит свою основную задачу в поддержке внедрения инноваций, которая может заключаться в прямом финансировании, создании соответствующей инфраструктуры или преференциях в области налогообложения и кредитования. Если предпочтение будет отдано широкому толкованию государственной поддержки инноваций, то можно предположить, что политика государства, наряду с непосредственным участием государства в исследованиях, будет ориентирована на поддержку и стимулирование частной инновационной деятельности. Если жевозобладает «узкий» подход, то следует ожидать доминирования государственного участия в инновационных исследованиях, в то время как стимулирование инноваций с использованием частного капитала на стадии внедрения научных разработок будет фактически бесконтрольным [20, с. 31-41].
О необходимости усиления государственной поддержки стратегически важных отраслей отечественной промышленности, таких как авиастроение, судостроение, атомная энергетика, оборонно-промышленный комплекс, говорят и руководители государства, в частности премьер-министр РФ В. В. Путин [23, с. 4]. А под поддержкой, в данном случае, имеется в виду поддержка именно инновационного развития ведущих отраслей промышленности, занимающих передовые позиции в современном мире.
Инновационное развитие ведущих отраслей промышленности невозможно без участия малого предпринимательства, существенная роль которого заключается в формировании связи между производством и фундаментальной наукой. Тем самым малое предпринимательство придает стимулы науке для изменения приоритетов в области прикладных исследований и разработок, а также доводит до коммерческого использования достижения фундаментальных и прикладных исследований.
Развитие малого инновационного предпринимательства также способствует созданию рабочих мест для специалистов высокой квалификации, позволяет сформировать условия для проявления индивидуальных особенностей личности, стать законодателями новых стандартов качества, быстро реагировать на запросы потребителей.
Создание малых инновационных предприятий требует меньших затрат, которые быстро окупаются, обладают мобильностью и возможностями в сжатый срок наладить производство новых изделий на современной технической основе. Они не имеют других возможностей и средств для выхода на рынок и его освоения, по сравнению с уже зарекомендовавшими себя на рынке крупными компаниями и монополистами на рынке, кроме выпуска качественно новой продукции. Небольшие масштабы выпускаемой продукции превращают процесс технического совершенствования производства в один из основных способов выживания малых предприятий, в особенности инновационных. Малые предприятия отличает высокая мотивация предпринимательской деятельности, самостоятельность и свобода в принятии решений, оперативность, позволяющая сократить инновационный цикл, а также низкий уровень накладных расходов благодаря прямым и персональным контактам с контрагентами. Все эти факторы, несомненно, подтверждают необходимость участия малого предпринимательства в инновационном развитии экономики, об усилении государственной поддержки которого отмечают руководители нашего государства [22, с. 148-149].
Информация о работе Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства