Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2015 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение малого предпринимательства и инновационной политики в России.
Задачами курсовой работы являются:
1. Изучение сущности малого предпринимательства;
2. Рассмотрение характеристик малого предпринимательства;
3. Анализ проблем развития малого бизнеса;
4. Изучение программы поддержки малого предпринимательства в РФ;
5. Выделение основных проблем инновационной политики развития

Содержание работы

Введение...................................................................................................................21. Малое предпринимательство
1.1. Понятие малого предпринимательства..........................................................3
1.2. Экономическая характеристика малого бизнеса..........................................6
1.3. Экономико-правовые проблемы развития малого
предпринимательства............................................................................................10
2. Государственная инновационная политика по поддержке малого предпринимательства
2. 1. Государственные программы поддержки малого предпри-нимательства
и инновационной деятельности в РФ..................................................................13
2. 2. Основные проблемы в проведении государственной инновационной политики развития и поддержки малого предпринимательства.......................31
3. Практическая работа
3.1. Характеристика проекта................................................................................39
3.2. Годовая бухгалтерская отчетность ОАО "УТСК"......................................39
Заключение
Список литературы
Приложение

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по Экономике организации готово.docx

— 962.83 Кб (Скачать файл)

 

 


1.3. Экономико-правовые проблемы  развития малого предпринимательства

Значимость малого предпринимательства в экономике страны побудило учёных, менеджеров, широкую общественность серьезно задуматься над теми проблемами, которые возникают в ходе малого бизнеса. Ознакомление с мнениями широкой аудитории позволило распределить по важности эти проблемы следующим образом:

    1. недостатки налоговой системы;
    2. отсутствие оборотных средств;
    3. низкий платёжеспособный спрос населения;
    4. высокая арендная плата;
    5. экономическая политика государства;
    6. недоступность кредитов;
    7. дороговизна сырьевых ресурсов;
    8. слабое развитие внутреннего рынка;
    9. высокие тарифы на перевозки;
    10. отсутствие производительных площадей.

Для нормальной деятельности бизнеса необходимо обеспечить оптимальное сочетание интересов государства, потребителей и субъектов предпринимательства. А для этого следует ввести упорядоченную и эффективную нормативно-правовую базу малого предпринимательства, которая будет стимулировать развитие бизнеса и создавать благоприятные условия для тех, кто готов начать и продолжить своё дело. Важно, чтобы государственная политика поставила надежный заслон непрекращающемуся разрастанию административных барьеров на пути деловой активности малого бизнеса.

Представляется принципиально важным установить в качестве общих принципов налогового законодательства положения, согласно которым, во-первых, не допускается дифференциация налогов с целью ограничения  или стимулирования отдельных видов деятельности и, во-вторых, запрещается установление чрезмерно обременительных налогов, исключающих получение налогоплательщиком доходов от своей деятельности, сдерживающих экономически оправданный оборот товаров, услуг и капиталов.


Особое внимание необходимо уделить проблеме кредитования малого предпринимательства. Специфические особенности предприятий малого бизнеса, а именно высокая  степень риска и неустойчивость на рынке, делают его непривлекательным для кредиторов. Кредитная необеспеченность вынуждает уходить в тень или оформлять низкую рентабельность для прикрытия подпольного бизнеса. Кредитов нет, поэтому малые предприятия обращаются к "теневому" капиталу. Банки отказываются работать с малыми предприятиями, не входящими в контролирующий их банк корпорацию: "чужим" малым предприятиям предлагаются неприемлемые условия. Этот процесс обостряется в период учреждения малого предприятия, выхода на рынок и при макроэкономических кризисах, поэтому необходимо усилить поддержку в этом направлении.

Интересы малого бизнеса и коммерческих банков расходятся. У предприятий нет необходимости залоговых возможностей, развитых систем гарантий для работы с коммерческими банками. Тем более этого нет на начальном этапе работы конкретного предприятия, когда кредиты ему необходимы для стартового капитала. Кроме того, сами коммерческие банки в России имеют существенные недостатки: неустойчивость, спекулятивный и корпоративно-политизированный характер их стратегий.

Проблема также заключается в непонимании и неправильном использовании малым бизнесом кредитов: успешные предприятия не берут кредиты, часто замедляя этим темпы роста, а неуспешные - берут, и этим ухудшают свое положение  из-за усугубления проблем финансовой неустойчивости.


При разработке государственной поддержки для малого промышленного бизнеса необходимо разделить предприятия на группы, в зависимости от перспектив развития. Первая группа должна включать наукоёмкие отрасли с диверсифицированным производством, требующим высококвалифицированную рабочую силу (точное машиностроение, радиоэлектроника, приборостроение, микробиология, медицинская промышленность, промышленность строительных материалов, деревоперерабатывающая и полиграфическая промышленность, пищевая промышленность), вторая - те отрасли, в которых возможности для развития малого предпринимательства ограничены в силу технологических особенностей (тяжёлое, энергетическое, транспортное машиностроение, химическая промышленность), третья - те отрасли, в которых вообще нет перспектив развития для малого бизнеса (ТЭК). Так как у предприятий разных групп первостепенные проблемы могут отличаться, дифференцированный подход к их поддержке может оказаться более эффективным. [25, c.79-81]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


2. Государственная инновационная  политика по поддержке малого  предпринимательства

2.1. Государственные программы поддержки малого предпринимательства и инновационной деятельности в РФ

В настоящее время, существует более 400 нормативных актов государственной власти субъектов РФ, в той или иной мере обращающихся и использующих понятия «инновации», «инновационная деятельность», «инновационная политика» [20, с. 31-41].

Государственная инновационная политика, которая лежит в основе государственного регулирования и поддержки деятельности малого предпринимательства, определяется органами государственной власти и органами государственной власти субъектов страны, целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов [19].

Конституция Российской Федерации (статья 114) [1] в качестве одного из направлений деятельности Правительства РФ определяет обеспечение проведения единой государственной политики в области науки и образования. Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» [3; 4] конкретизирует конституционную норму, устанавливая формы реализации поставленных перед правительством задач, к ведению которых, в частности, относятся — содействие развитию научной, научно-технической и инновационной деятельности субъектов РФ. В соответствии с поставленными перед ним задачами, Правительство РФ, еще в 1994 г., определило порядок образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ [5], а впоследствии в 1995 г. приняло решение о создании Федерального фонда производственных инноваций, призванного осуществлять поддержку инновационных проектов по приоритетным направлениям научно-технического прогресса [6]. В 1998 г. Правительством РФ был предусмотрен ряд дополнительных мер, направленных на привлечение инвестиций в инновационную сферу экономики [7].


Кроме вышеназванных решений Правительства в последние годы постсоветского периода предпринимался ряд мер, направленных на развитие инновационной деятельности в Российской Федерации, среди которых можно назвать следующие Постановления Правительства РФ, которые были приняты: № 827 от 26 августа 1995 г. «О Федеральном фонде производственных инноваций» [6]; № 1288 от 26 декабря 1995 г. «О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке инновационной деятельности в промышленности» [9]; № 374 от 31 марта 1998 г. «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» [8]; № 832 от 24 июля 1998 г. «О Концепции инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 гг.» [12]; № 1460 от 31 декабря 1999 г. «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» [10], а также Программа социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 гг.), утвержденная распоряжением Правительства РФ № 1163-р от 15 августа 2003 г. [11]

Важную роль в финансовом обеспечении инновационной деятельности и стимулировании инновационных процессов в России играл Федеральный фонд производственных инноваций, образованный Постановлением Правительства Российской Федерации № 827 от 26 августа 1995 г. как государственная некоммерческая организация [6]. Однако незначительные суммы бюджетного финансирования и задержки с их выделением не могли позволить серьезно увеличить объемы инновационной деятельности, финансируемой фондом, а объемы финансирования недостаточны для того, чтобы фонд мог играть существенную роль в системе возвратного финансирования инновационной деятельности [20, с. 31-41].

В начале 1999 г. на рассмотрение Государственной Думы РФ был представлен проект Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике». Принятие и введение в действие данного Федерального закона помогло бы ликвидировать пробелы в правовом поле данной сферы, и должно было способствовать повышению доли инновационной отечественной продукции на внутреннем и внешнем рынках, увеличению эффективности предприятий и организаций, а также повышению производительности труда и, в конечном счете, повышению жизненного уровня населения страны.


Принятый Государственной Думой РФ и одобренный Советом Федерации РФ Федеральный закон «Об инновационной деятельности и о государственной инновационной политике» был отклонен В. В. Путиным, на основании не готовности и несвоевременности данного закона и спустя полгода Государственная Дума РФ согласилась с решением Президента РФ о нецелесообразности его дальнейшего рассмотрения [20, с. 31-41]. Данный Федеральный Закон, хотя и был призван регулировать правовые и экономические отношения между субъектами инновационной деятельности, а также определять основы формирования и реализации государственной политики повышения инновационной активности и поддержки инноваций, конечно, был не совсем доработан. Автор позволит себе провести анализ данного Проекта Федерального Закона.

В проекте Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» государственную инновационную политику определяют, как деятельность федеральных органов и органов субъектов Федерации не только по определению приоритетов инновационной стратегии, регулированию инновационной деятельности, но также и по поддержке базисных и улучшающих инноваций, и малого и среднего инновационного предпринимательства, защите интеллектуальной собственности в процессе инновационной деятельности и т. д. Также в некоторых вариантах проекта данного ФЗ есть более короткое определение, которое делает важный акцент и раскрывает другую сторону инновационной политики — социально-экономический, т. е. государственная инновационная политика определяется как часть государственной социально-экономической политики, основной упор в деятельности которой делается на развитие и стимулирование инновационной деятельности. Но, обе эти трактовки, на взгляд автора, не полностью раскрывают смысл и сущность понятия государственной инновационной политики.


Автор, в свою очередь, предлагает более емкое, на свой взгляд, определение государственной инновационной политики. По мнению автора, государственная инновационная политика — это часть государственной социально-экономической политики, направленная на совершенствование государственного регулирования развития общества, где конечной целью стимулирования инновационной деятельности является, по мнению автора, повышение благосостояния общества и социальная стабильность, а также государственная инновационная политика является связующим звеном между фундаментальной наукой, сферой образования, промышленным производством и региональными (местными) органами власти, и направлена на создание благоприятного экономического климата для осуществления инновационных процессов.

Проектом Федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ», не принятого до сих пор, определяются основные принципы государственной инновационной политики [13]. Но, несмотря на глубину проработки самого проекта Федерального закона и необходимость его скорейшего принятия, ряд принципов хотелось бы уточнить. На сегодняшний день признавать приоритетность важности и значения инновационной деятельности для повышения эффективности производства и его конкурентоспособности, а также других перечисленных в данном подпункте приоритетов (качества жизни населения и экологической безопасности) нет необходимости. Эволюционная сила инновационной деятельности и ее незаменимость, а также ее превосходство перед простым воспроизводством — бесспорна.


Хотелось бы уточнить по поводу возможности обеспечения государственного регулирования инновационной деятельностью и обеспечения функционирования конкурентного механизма в инновационной сфере. По мнению автора, усиление государственного регулирования, несомненно, приведет к изменению условий свободной конкуренции и даст стимулы к неравноправным взаимоотношениям участников рынка. На взгляд автора данный принцип можно сформулировать несколько иначе: обеспечение государственного регулирования инновационной деятельностью в сочетании

с обеспечением неукоснительного соблюдения антимонопольного законодательства с целью пресечения недобросовестной конкуренции. А принцип, касающийся «создания условий для развития рыночных отношений в инновационной сфере» можно ограничить вышеназванной формулировкой, а окончание о «недобросовестной конкуренции в процессе инновационной деятельности» — можно опустить [13].

Государственная инновационная политика, в соответствии с проектом ФЗ «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике в РФ» [13], должна разрабатываться на основе инновационных прогнозов, инновационной стратегии, инновационных программ и инновационных проектов. В предлагаемой редакции проекта, автору также хотелось бы уточнить некоторые моменты. Например, инновационные прогнозы, по мнению автора, определены не совсем полно, так как планировать нужно не только направления производственного освоения инноваций, но и сами направления исследований и предлагает уточнить формулировку. В связи с этим, по мнению автора, инновационные прогнозы должны включать в себя не только выявление основных направлений производственного освоения научно-технических достижений, но также и направления исследований в РФ на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективу.

Информация о работе Инновационная политика по поддержке малого предпринимательства