Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:47, курсовая работа
Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения "железного занавеса" у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства.
Жидкие комплексные удобрения удобны и просты в применении, их можно точно дозировать и равномерно вносить в почву. Питательные вещества ЖКУ хорошо усваиваются растениями. По эффективности не уступают твердым удобрениям, а в ряде случаев их превосходят. Новая марка ЖКУ 11-37 содержит больше питательных компонентов, чем ЖКУ марки 10:34, и практически не содержит взвесей. Применяются для плодово-ягодных, овощных и декоративных культур на всех видах почв. Их транспортировка покупателю осуществляется в специальных цистернах.
По заказам покупателей в состав удобрений могут быть введены любые виды микроэлементов - бор, медь, цинк и т.д., а также стимуляторы роста растений.
Кроме выпуска традиционных, хорошо известных марок фосфорных удобрений компания освоила и осуществляет производство сульфоаммофоса. Достаточно высокое содержание серы в удобрении повышает его агрохимическую ценность - способствует увеличению урожайности, улучшению качества продукции, более полному использованию макро и микроэлементов. Сера повышает устойчивость растений к неблагоприятным погодным условиям и болезням.
Для всех удобрений ОАО "Аммофос" характерна высокая концентрация основных питательных элементов, отсутствие балластных веществ, выровненный гранулометрический состав, химическая однородность. Все удобрения обладают хорошими физико-химическими свойствами, не содержат вредных примесей, для их производства используются высококачественные сырьевые материалы.
Анализ стратегической политики ОАО "Аммофос" на внешних рынках
На сегодняшний день стратегическая политика ОАО "Аммофос" на внешних рынках предполагает:
- восстановление и укрепление своих позиций на рынках стран таможенного союза и прежде всего Украины;
- поэтапное проникновение на рынки Дальнего Зарубежья;
- ориентацию на всех
рынках на массового
- предложение покупателю широкой номенклатуры изделий при постоянном наращивании их функциональных возможностей;
- усовершенствование сбытовых сетей, обеспечивающей максимальное удовлетворение потребностей покупателей товара.
Создание и профессиональное выполнение всех намеченных политикой задач невозможно каким-либо одним подразделением службы. Более того, оно невозможно без тесного взаимодействия, постоянного контакта со всеми остальными службами и подразделениями предприятия.
В разработке сбытовой политики
на внешних рынках в ОАО "Аммофос"
принимают участие все
- Отдел внешних экономических связей;
- бюро рекламы;
- отдел сбыта;
- технический центр;
- отдел протокольной работы.
Функционально каждое подразделение
службы – отдел, выполняет конкретные
задачи, направленные на реализацию отдельных
элементов маркетинговой
Отдел внешних экономических связей и маркетинга является самостоятельной структурной единицей, входящей в состав управления, возглавляется начальником отдела и состоит из следующих подразделений:
- бюро экспорта готовой продукции;
- бюро внешних экономических связей.
Каждое из этих подразделений выполняет задачи, направленные на поиск партнеров, в том числе иностранных, заключение и исполнение сделок, расширение экспорта продукции предприятия в странах СНГ, ближнего и дальнего зарубежья.
Кроме этого все бюро, имеющие наиболее тесный контакт с иностранными покупателями продукции ОАО «Аммофос», находятся в постоянном взаимодействии с другим отделом, входящим в управление маркетинга и ВЭС – отделом маркетинга и рекламы, который состоит из:
- бюро маркетинга и анализа рынка;
- бюро рекламы.
Функции и обязанности этих подразделений четко определены в их названии.
Основная задача, возложенная
на отдел импорта, заключается в
налаживании связей и организации
ритмичных поставок необходимых
импортных комплектующих и
В налаживании связей с внешними партнерами также особое место необходимо отвести отделу протокольной работы состоящему из:
- бюро организации встреч;
- бюро переводов.
Именно от профессионализма
переводчиков и организации встреч
зачастую зависит впечатление
Важнейшей задачей возложенной на службу маркетинга и сбыта является продвижение и сбыт продукции на внешнем и внутреннем рынках, получение валютной и рублевой выручки за проданный товар.
Ключевые факторы роста потребления удобрений в мире:
- рост численности мирового
населения ведет к увеличению
спроса на основные продукты
питания. Отношение мировых
- сокращение площади
- увеличение доходов на
душу населения в экономически
благополучных странах ведет
к улучшению рациона питания.
Производство мяса и молочных
продуктов также требует
- развитие рынка
Спрос на азотные удобрения растет более высокими темпами, чем на фосфорные и калийные. Наибольшие показатели роста демонстрируют страны Азии и Латинской Америки. Мировая промышленность минеральных удобрений характеризуется рядом особенностей:
- сырьем для производства
минеральных удобрений
- производственные мощности капиталоемки и сконцентрированы вблизи источников сырья или рынков сбыта;
- в силу несовпадения
географии производства и
Высокая степень концентрации производства обусловливает большую долю экспорта в общем объеме производства, в случае азотных и фосфорных удобрений она составляет порядка 30%, калийных — более 80%.
Первая половина 2009 года была отмечена беспрецедентным, отчасти спекулятивным, ростом цен на удобрения до исторических максимумов. Этому способствовали в основном рост мировых цен на зерновые и другую сельхозпродукцию и развитие рынка биоэнергоносителей.
Несмотря на благоприятную конъюнктуру в начале 2012 года, ситуация на мировом рынке минеральных удобрений к концу года резко изменилась.
Рисунок 1 - Динамика цен на основные виды удобрений и аммиак в 2007–2012 гг., $/т
Ранее отраслевые эксперты прогнозировали, что в течение ближайших 5 лет рост спроса на зерно и низкие запасы продовольствия вследствие серии неурожайных лет в странах — крупных производителях зерна станут основными причинами для роста потребления минеральных удобрений. Однако прогноз не оправдался, и конъюнктура рынка минеральных удобрений резко ухудшилась со второй половины 2011 года. Глубокий финансовый кризис изменил ситуацию на рынке минеральных удобрений во всем мире, во многих странах возникла нехватка финансовых средств на краткосрочные кредиты для фермеров. К тому же после нескольких лет бурного роста мировая экономика значительно замедлила свой рост. Синергия глобального экономического спада и углубляющийся финансовый кризис полностью изменили результаты 2011 года и прогнозы на 2012 год.
Резкое падение спроса и цен на минеральные удобрения в IV квартале было обусловлено следующими факторами:
- развитие рынка биотоплива, в свое время взвинтившее цены на технические сельхозкультуры (кукуруза и рапс), потеряло актуальность в связи с падением цен на нефть;
- высокая урожайность
основных культур в 2011 году
способствовала накоплению
- на конец 2011 года в мире были накоплены большие складские запасы минеральных удобрений;
- в условиях отсутствия
спроса и снижения цен на
удобрения большинство
По предварительной оценке на долю России в 2011 году приходилось 10% от мирового объема производства минеральных удобрений. В 2011 году Россия произвела около 16,3 млн тонн всех видов удобрений в действующем веществе, или около 36 млн тонн в физическом весе.
Вследствие мирового финансового кризиса, повлиявшего на результаты IV квартала, производство фосфорсодержащих удобрений и кормовых фосфатов в 2011 году снизилось на 8,2 % до 2576,4 тыс. тонн Р2О5 (по отношению к 2008 году).
Выработка азотных удобрений в России составила 6857,5 тыс. тонн в питательном веществе, что на 4,8% ниже показателя 2008 г. Средняя загрузка российских мощностей по производству азотных удобрений составила 83,9% (на 4,5% ниже, чем в 2008 г.).
В 2007–2012 гг. объем поставок минеральных удобрений на внутренний рынок (для сельского хозяйства и промышленного потребления) составлял 19–21% от объема производства. В 2009 году доля объема поставок на внутренний рынок, по оценке Компании « УРАЛХИМ», составила около 7,8 млн тонн в физическом весе (более 21% от объема производства), что соответствует уровню 2010 года.
В ассортиментной линейке производимых в России азотных удобрений лидирующие позиции занимают карбамид и аммиачная селитра, включая производные (69,1% общего объема производства азотсодержащих удобрений). Основными фосфорными удобреними, производимыми в России, являются аммофос (МАР) и диаммофос (DAP).
Производство минеральных
удобрений в России осуществляется
на более чем 20 крупных предприятиях.
На сегодняшний день в российской
индустрии азотно-фосфорных
- ОАО «МХК «Еврохим»;
- ОАО «ОХК « УРАЛХИМ»;
- ОАО «Акрон»;
- ОАО «ФосАгро».
Объемы производства основных предприятий отрасли фосфорных удобрений приведены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Объемы производства основных предприятий отрасли фосфорных удобрений, тыс. тонн
Наименование предприятия |
2010 |
2011 | ||
Объем |
Доля, % |
Объем |
Доля, % | |
АК «Азот» г. Новомосковск |
0,0 |
0,00% |
0,0 |
0,00% |
ОАО «Череповецкий «Азот» |
2,8 |
0,10% |
1,5 |
0,06% |
ОАО «Кирово-Чепецкий комбинат» |
43,7 |
1,55% |
28,0 |
1,11% |
ОАО «Воскресенские минеральные удобрения» |
309,9 |
10,97% |
223,2 |
8,86% |
ОАО «Минудобрения», г. Мелеуз |
5,6 |
0,20% |
11,0 |
0,44% |
ООО «БМУ», г. Балаково |
469,5 |
16,62% |
468,8 |
18,60% |
ОАО «Аммофос», |
945,9 |
33,48% |
877,5 |
34,82% |
ОАО «Невиномысский Азот» |
18,4 |
0,65% |
15,0 |
0,60% |
ОАО «Фосфорит», г. Кингисепп (ООО «ПГ Фосфорит») |
373,4 |
13,22% |
304,8 |
12,09% |
ОАО «Минудобрения» г. Белореченск (ОАО «Еврохим-БМУ) |
177,3 |
6,28% |
173,1 |
6,87% |
ОАО "Акрон" |
170,2 |
6,02% |
170,3 |
6,76% |
ОАО «Минудобрения», г. Россошь |
168,1 |
5,95% |
146,4 |
5,81% |
ОАО «Среднеуральский медеплавильный комбинат», г.Ревда |
0,0 |
0,00% |
0,0 |
0,00% |
ОАО «Доргобуж» |
101,4 |
3,59% |
64,0 |
2,54% |
ОАО "Гидрометаллургический завод", г. Лермонтов |
39,1 |
1,38% |
36,5 |
1,45% |
Итого |
2825,3 |
100,00% |
2520,1 |
100,00% |