Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 09:47, курсовая работа
Одной из важнейших сфер деятельности российских предприятий на современном этапе является внешнеэкономическая. До падения административно-командной системы экономика нашего государства представляла собой замкнутый механизм. Долгие годы органами власти проводилась политика автаркии, являвшаяся тормозом экономического и технического прогресса. При такой политике отечественные предприятия не нуждались в выходе на внешние рынки, и развитие внешнеэкономической деятельности не представляло для них интереса. После падения "железного занавеса" у предприятий появились возможности использования преимуществ внешнеэкономических связей, а также вхождения в мировой процесс интеграции и кооперации производства.
По сравнению с 2010 годом объем производства фосфорных удобрений в отрасли снизился на 305 тыс. тонн 100% Р2О5. Доля ОАО «Аммофос» в общем объеме производимых фосфорных удобрений в пересчете на 100% Р205 составила 34,8%.
Российский рынок минеральных удобрений переживает не лучшие времена. Кризис в банковским секторе практически полностью парализовал кредитный рынок. Покупка удобрений традиционно осуществлялась на кредитные деньги. Сложности с получением кредита не позволяют сделать даже приблизительные оценки новых заказов.
Отсутствие спроса привело к снижению цены. Значительнее всего упали цена на азотные удобрения. Основным индикатором, для стоимости российских удобрений являются цены на зерно и кукурузу в США, снижение на которые превышает 50%.
В прошлом году были введены пошлины на экспорт удобрений за границу. Введение пошлин было необходимо, так как стоимость удобрений на внешних рынках на 30% превышает их стоимость на внутреннем рынке. Существенное сокращение спроса заставило минпромторг обратиться к премьер-министру страны с предложением обнулить экспортные пошлины. Премьер обещал рассмотреть такую возможность, при условии, что компании будут реализовывать часть продукции на внутреннем рынке, по ценам, ниже чем за границей.
Итак, в настоящее время
в сегменте минеральных удобрений
присутствуют ярко выраженные компании-лидеры,
которые конкурируют между
Если же говорить о компаниях, занимающихся производством различных типов продукции, то конкуренция как таковая между ними отсутствует, и в принципе в каждом из сырьевых подсегментов можно выделить одного или двух монополистов, которые имеют конкурентов лишь на мировом уровне.
Нужно отметить, что в условиях финансового кризиса, и уже наблюдающегося сокращения объема производства, конкуренция между «однопрофильными» игроками, скорее всего, ужесточится. При этом возможны и негативных прогнозы по развитию некоторых предприятий, вплоть до банкротства. В таких непростых условиях будут «выживать» сильнейшие, чьи позиции в дальнейшем лишь усилятся.
Сегодня компания ОАО «Аммофос»
намерена больше внимания уделять модернизации
и обновлению оборудования, работающего
в сложных технологических
В связи с временным снижением спроса на мировом рынке, компания приступила к осуществлению мер по оптимизации издержек производства и сокращению выпуска продукции до уровня, сопоставимого с текущим потреблением.
Таблица 2.2 – Сравнительная характеристика игроков рынка по основным параметрам
Компания |
Производственные мощности |
Ассортимент услуг |
Географический охват |
Рыночная доля |
Сильные стороны |
ОАО МХК «Еврохим» |
18 091 тыс. тонн удобрений за 2011 год |
Аммиак, Карбамид, Амселитра, КАС, Аммофос, ДАФ, Метанол, Уксусная кислота, Железорудный концентрат, Апатитовый концентрат |
РФ, СНГ, дальнее зарубежье |
12,4% |
Широкий ассортимент, финансовая устойчивость, налаженный сбыт |
ОАО «Уралхим» |
14782 тыс. тонн за 2011 год |
Аммиачная селитра Азотосульфаты Известково-аммиачная селитра Кальцийазотосульфат Аммофос Диаммонийфосфат Монокалийфосфат Калиевая селитра Карбамид приллированный Сложные удобрения Тукосмеси |
РФ, СНГ, дальнее зарубежье |
9,1% |
Широкий ассортимент, развитая логистика |
ОАО «Акрон» |
12479 тыс. тонн за 2011 год |
более 40 наименований – включает аммиак, азотные (карбамид, аммиачная селитра и карбамидо-аммиачная смесь) и сложные (азофоска (NPK), нитроаммофос (NP) и сухие смеси) минеральные удобрения, а также продукцию органического синтеза и неорганической химии. |
реализуется более чем в 50 странах мира, при этом большая часть – на быстрорастущих рынках России и Китая, а также на рынках других стран Азии, Европы и Америки. |
8,2% |
Широкий ассортимент, Развитая логистика (ЗАО «Агронова») |
ОАО «Уралкалий» |
11639 тыс. тонн за 2011 год |
Калийные удобрения |
реализуется в странах Европы, , Африки, на Ближнем Востоке, в США |
10% |
Развитая современная производственная база |
ОАО «Аммофос» |
679 тыс. тонн за 2011 год |
Аммофос-экстра, ДАФ, ДАФК, Азотно-фосфорно-калийное удобрение, ЖКУ марка |
РФ, СНГ, дальнее зарубежье |
2,1% |
Современное производство, налаженный сбыт |
Анализ внешнеэкономической деятельности ОАО «Аммофос»
ОАО «Аммофос» является одним из крупнейших отечественных экспортеров минеральных удобрений.
Доля экспорта в 2012 г составила
68% общего объема выпускаемой продукции.
В таблице 2.3 дано описание основной
продукции предприятия и
Таблица 2.3 - Наименование продукции ОАО «Аммофос»
Продукт |
Описание |
Аммофос-экстра 12:52 |
концентрированное, безнитратное, водорастворимое, гранулированное азотно-фосфорное удобрение |
Диаммонийфосфат удобрительный (ДАФ) 18:46 |
концентрированное, безнитратное, водорастворимое, гранулированное азотно-фосфорное удобрение |
Диаммофоска (ДАФК) 10:26:26 |
концентрированное, безнитратное, водорастворимое, гранулированное азотно-фосфорно-калийное удобрение. |
Азотно-фосфорно-калийное удобрение (NPK) марка 13-19-19 |
концентрированное, гранулированное, безнитратное, водорастворимое удобрение |
ЖКУ марка 11-37 |
жидкое комплексное, концентрированное, безнитратное, азотно-фосфорное удобрение с повышенным содержанием питательных веществ |
В таблице 2.4 проведен анализ поставок основных трех видов продукции, выпускаемой ОАО «Аммофос» на внутренний и внешний рынок. Анализ проведен за 2009 г. с помесячной разбивкой.
Таблица 2.4 - Анализ поставок продукции ОАО «Аммофос», т.
Месяц |
МАФ |
ДАФ |
ЖКУ |
Всего: | |||
экспорт |
внутренний рынок |
экспорт |
внутренний рынок |
экспорт |
внутренний рынок |
||
январь |
57 961 |
200 |
71 661 |
200 |
3 950 |
200 |
198 676 |
февраль |
53 210 |
200 |
66 467 |
200 |
3 000 |
200 |
185 864 |
март |
64 704 |
200 |
72 657 |
200 |
2 700 |
200 |
210 257 |
апрель |
61 467 |
200 |
71 661 |
200 |
3 950 |
200 |
209 416 |
май |
45 317 |
200 |
63 436 |
200 |
2 700 |
4 500 |
164 861 |
июнь |
78 191 |
200 |
71 445 |
200 |
2 700 |
4 500 |
191 379 |
июль |
47 846 |
200 |
62 138 |
200 |
3 000 |
4 500 |
155 872 |
август |
60 911 |
200 |
74 259 |
200 |
2 700 |
4 500 |
213 663 |
сентябрь |
52 903 |
200 |
101 532 |
200 |
2 700 |
4 300 |
194 335 |
октябрь |
38 995 |
200 |
90 493 |
200 |
2 900 |
200 |
140 988 |
ноябрь |
50 375 |
200 |
112 224 |
200 |
3 950 |
200 |
181 157 |
декабрь |
63 689 |
200 |
92 441 |
200 |
2 700 |
200 |
211 434 |
Итого: |
675 569 |
2 400 |
950 414 |
2 400 |
36 950 |
23 700 |
2 257 901 |
По данным таблицы 2.2 и рис. 2.1 можно сделать следующие выводы. Во-первых, поставки продукции на внешний рынок в несколько десятков раз превышают поставки на внутренний рынок. Во – вторых, наибольшим спросом на внешнем рынке пользуется Диаммонийфосфат удобрительный (ДАФ), далее идет марка МАФ и, наиболее низкие объемы экспорта у марки ЖКУ.
Рис. 2.1 - Объемы экспорта продукции ОАО «Аммофос»
География поставок продукции
предприятия достаточно разнообразна,
она включает в себя страны Европы,
Азии, Америки и Африки. Основные
потребители продукции ОАО «
Таблица 2.5 - География поставок продукции ОАО «Аммофос» за 12 мес. 2012 г.
МАФ |
ДАФ |
ЖКУ | |||
Страна |
Всего, ТН |
Страна |
Всего, ТН |
Страна |
Всего, ТН |
Аргентина |
61 738,446 |
Турция |
31 363,000 |
Швейцария |
956,154 |
Уругвай |
24 175,288 |
Аргентина |
128 225,823 |
Франция |
4 520,830 |
Бразилия |
238 175,814 |
Уругвай |
42 865,139 |
Великобритания |
12 944,624 |
Нидерланды |
75 114,073 |
Бразилия |
45 766,615 |
Литва |
323,800 |
Бельгия |
19 800,000 |
Нидерланды |
153 697,082 |
Германия |
663,420 |
Швеция |
4 484,167 |
Бельгия |
47 632,891 |
Польша |
937,600 |
Европа |
64 071,428 |
Европа |
135 476,406 |
||
Испания |
4 012,966 |
Иран |
31 473,600 |
||
Пакистан |
53 013,800 |
Пакистан |
169 221,368 |
||
Канада |
13 367,800 |
Индия |
32 963,800 |
||
ИТОГО: |
557 953,782 |
818 685,724 |
20 346,428 |
Если проанализировать в
процентном соотношении отгрузку продукции
на экспорт в 2011-2012 гг. (рис. 2.2), то можно
сделать вывод, что в 2012 г. экспорт
продукции существенно был
Производственная программа отгрузки минеральных удобрений за отчетный период выполнена в полном объеме, отгружено 2 166 тыс. тонн. Дополнительно к плану отгружено 16 тыс. тонн удобрений. Отгрузка на внутренний рынок составила 492 тыс. тонн. Относительно прошлого года объемы отгрузки на внутренний рынок снизились на 76 тыс. тонн или на 13%.
Не смотря на усилия по увеличению объемов поставок на внутренний рынок, ОАО «Аммофос» продолжало оставаться экспортоориентированным предприятием. Объемы продаж на внешний рынок более чем в 3 раза превышают объемы продаж внутри страны.
Объем продаж минеральных удобрений за 2012 год на экспорт составили 1 674 тыс. тонн, или 77% от общего объема продаж.
Вся отгруженная продукция
на экспорт соответствовала
Таким образом, подытоживая проведенный анализ мы можем констатировать, что предприятие увеличивает поставки не только на внутренний рынок, но и на экспорт, а также проводит активную политику по поиску и завоеванию новых рынков.
На 2013 год планируется обеспечить выпуск серной кислоты на уровне 2 098 тыс. тонн, что ниже уровня прошлого года на 217 тыс. тонн, произвести фосфорной кислоты – 906 тыс. тонн 100% Р205, что так же ниже уровня прошлого года на 17 тыс. тонн 100% Р205, минеральных удобрений – 2 255 тыс. тонн в физической массе. Это на 88 тысяч тонн (4%) больше, чем в 2009 году.
При формировании производственной
программы 2013 года приоритет выпуска
минеральных удобрений был
План производства ДАФ на 2013 год выше на 274 тысячи тонн и составит 1 620 тысяч тонн физической массы, при этом увеличение выпуска ДАФ на первом участке ПМУ составит 110 тысяч тонн.
План по выпуску ЖКУ в 2013 году по сравнению с выпуском 2010 года снижен на 21,4 тысяч тонн физической массы и составит 30 тыс. тонн с продажей основного количества на экспорт.
Налаживание связей с независимыми
сбытовыми организациями может
способствовать вытеснению с рынков
конкурирующих предприятий, которые
сотрудничают с теми же агентами на
менее выгодных условиях. Особое значение
имеет использование