Исследование путей совершенствования организации и управления складским хозяйством предприятия ОАО «ЦЭМ»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа

Описание работы

Значение транспортного комплекса на уровне народного хозяйства предопределяется стратегическим положением республики на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, соединяющих Западную и Восточную Европу, прибалтийские регионы с азиатской частью России. Основные направления развития Республики Беларусь предусматривают совершенствование и модернизацию транспортного комплекса, расширение транзитных и экспортно–импортных перевозок. А это, в свою очередь, требует наличия в перевалочных пунктах сети современных и отвечающих высоким европейским стандартам складов и хранилищ, оснащенных высокопроизводительным оборудованием и транспортными средствами.

Файлы: 1 файл

Складское хоз-во.doc

— 502.50 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  республики беларусь

гомельский государственный технический  университет им. п. о. сухого

кафедра: «Менеджмент»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

на тему

«Исследование путей совершенствования  организации и управления складским  хозяйством предприятия оао «ЦЭМ»

 

 

 

 

Приняла

доцент. к.э.н 

Карпенко  Е. М.

Выполнил

студент гр УП-52

Дроздов В. Г.


 

 

 

 

 

 

Гомель 2003                       
Содержание

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Переход к рыночной экономике  требует поиска путей радикального улучшения функционирования общественного  производства. К их числу относится совершенствование производственной инфраструктуры.

Роль инфраструктуры заключается в освобождении основных подсистем производства от многочисленных функций самообслуживания и создании условий для их развития на основе разделения и кооперации труда. Производственные единицы получают при этом возможность сконцентрировать силы, ресурсы и инициативу на эффективном выполнении своих функций.

Анализ хранения, движения и изготовления готовой продукции  на большой группе машиностроительных предприятий Республики Беларусь показывает, что на основные операции по изготовлению продукции приходится от 7 до 12% времени, а большая его часть (88-93%) тратится на транспортирование, хранение и ожидание изготовления.

Транспортно-складское  хозяйство как составная часть производственной инфраструктуры тесно связано со всеми видами хозяйственной деятельности предприятия. В условиях узкой специализации даже небольшое отклонение  в функционировании складской сети отрицательно сказывается на производственном процессе.

Управление транспортно-складским  хозяйством можно рассматривать на макро и микро уровнях. К макро уровню можно отнести вопросы рационализации управления транспортно-складским комплексом республики в целом, ко второму, микро уровню – совершенствование управления складским хозяйством в рамках предприятия, его структурных подразделений.

Значение транспортного  комплекса на уровне народного хозяйства  предопределяется стратегическим положением республики на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, соединяющих Западную и Восточную Европу, прибалтийские регионы с азиатской частью России. Основные направления развития Республики Беларусь предусматривают совершенствование и модернизацию транспортного комплекса, расширение транзитных и экспортно–импортных перевозок. А это, в свою очередь, требует наличия в перевалочных пунктах сети современных и отвечающих высоким европейским стандартам складов и хранилищ, оснащенных высокопроизводительным оборудованием и транспортными средствами.

Важным направлением на уровне народного хозяйства является обеспечение сохранности массы потребительских свойств продукции, рациональное использование материальных ресурсов. В процессе производства и хранения допускаются значительные потери металла, топлива, древесины, цемента, минеральных удобрений. Следовательно, необходимо совершенствовать технологию складской переработки сырья и материалов.

Медленно снижаются  транспортные издержки. Из-за недостаточной протяженности дорог с твердым покрытием теряется значительное количество времени на транспортировку, повышается расход топлива и смазочных материалов, растут расходы на ремонт транспортных средств. Совершенствование путей сообщения республики ведет к сокращению времени обращения материальных ценностей, а следовательно, высвобождаются дополнительные оборотные средства.

Таким образом, транспортно-складское  хозяйство на уровне республики сокращает оборот авансированных ресурсов и тем самым увеличивает прибавочный продукт без дополнительного ввода мощностей.

Складское хозяйство  на предприятии играет большую роль в части обслуживания основного производства функциями хранения и продвижения предметов труда. Доля транспортно-складских издержек в выпускаемой продукции довольно велика. Так, в машиностроении она достигает 15–20%. Снижение расходов по перевозкам, хранению и переработке грузов за счет сокращения простоев транспортных средств, увеличения продолжительности работы складского оборудования, повышение производительности труда складских рабочих позволяют получить реальную экономию живого и овеществленного труда.

В процессе написания  данной работы по совершенствованию  управления складским хозяйством был  использован обширный материал из экономической  и технической литературы, практический опыт осуществления складских работ на предприятии ОАО “ЦЭМ”, нормативные и методические материалы.

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ СКЛАДСКОГО ХОЗЯЙСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Складское  хозяйство как объект управления  на предприятии.

 

Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и  управляющего органа - субъекта. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем - управляемой и управляющей.

Сложность отношений  управления на предприятии выражается в их многоуровневости. В связи  с этим одна и та же производственная ступень может быть и объектом, и субъектом управления.

В соответствии с представленным рисунком 1.1. отношения управления в системе предприятия предполагают два вида управления - управление вещами (средствами труда) и управление людьми.

 


                                                                           Аппарат заводоуправления


        П   


        р                                                                         Руководство цеха

        е


        д   


        п         Цех  

        р

        и

        я                                                                         Руководство участка

        т


        и                    Участок


        е

                                                                                          Человек


 

                                             Рабочее                                 Машина

                                             место

 

 

 

 

Рис.1.1. Взаимосвязь  объектов и субъектов управления на предприятии

 

В современном  производстве основное средство труда - машина. В системе, “человек - машина” человек выступает как субъект управления, машина - как его объект. При этом человек совершает все операции, свойственные процессу управления - получает информацию о работе машины, принимает решение осуществлять его и т.д.

Однако управление вещами представляет собой производство как процесс непосредственного  воздействия людей на предметы труда  в целях получения материальных благ и услуг. Оно представляет собой  управляемую систему, или объект управления. Значит, управление производством - это управление работниками, которые, в свою очередь, управляют средствами труда.

Работники, непосредственно  воздействующие на средства труда на рабочих местах (представлен рис.1.1.), выступают в двух видах: как объект управления в управляющей подсистеме (управление людьми) и как субъекты управления в управляемой подсистеме (управление вещами).

На участке  управляющую подсистему составляет руководство участка, управляемую - рабочие места.

В цехе субъектом управления выступает цеховой управленческий аппарат во главе с начальником цеха, а объектом управления - участки.

В системе предприятия  к управляющей подсистеме относится  весь управленческий аппарат заводоуправления во главе с директором, а к управляемой - цехи или участки.

Кроме того, на предприятии в целом осуществляется косвенное воздействие государства  в лице министерств и ведомств, а для предприятия государственной формы собственности - прямое управленческое воздействие со стороны высшего органа управления: отраслевого министерства, концерна, объединения и т.п. В этом случае предприятие выступает как объект управления, а субъектом является соответствующий орган государственной власти.

Таким образом, под объектом управления следует  понимать отдельное звено организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющие действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.

В государственном  масштабе объекты управления можно  классифицировать по нескольким признакам:

  • по уровню решаемых задач: народное хозяйство в целом, отрасли, регионы, предприятия;
  • по видам регулируемой деятельности: доходы, инвестиции, личное потребление, цены, рынки и т.п.;
  • по адресату воздействия: предприятия различных форм собственности, фонды, научно-исследовательские центры, учебные заведения и прочие [21, с.276].

До сих пор  мы рассматриваем субъекты и объекты  управления в вертикальной соподчиненности. Однако, помимо управления производством, на предприятии существуют другие сферы деятельности, также требующие управленческого воздействия. Это управление финансами, управление сбытом, управление материально-техническим обеспечением, управление качеством продукции.

По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса выделяют следующие объекты управления:

  • управление технической подготовкой производства;
  • управление технологическими процессами;
  • оперативное управление производством;
  • организация метрологического обеспечения;
  • управление вспомогательным и обслуживающим производствами;
  • технический контроль.

Управление  производственным процессом подразумевает  управление основными, вспомогательными и обслуживающими процессами.

Основные процессы - это технологические процессы, превращающие сырье и материалы в готовую продукцию, на выпуске которой специализируется предприятие. При их выполнении изменяются форма и размеры предмета труда, его внутренняя структура, вид и качественная характеристика исходного материала.

Вспомогательные процессы способствуют бесперебойному протеканию основных производственных процессов. Полученная в результате продукция используется на предприятии для осуществления основного производства.

Обслуживающие процессы призваны создавать условия  для успешного выполнения основных и вспомогательных процессов. К ним относятся меж- и внутрицеховые транспортные операции, обслуживание рабочих мест, складские операции, контроль качества продукции [23, c.263].

К цехам основного  производства относятся литейные, кузнечнопрессовые, механические, сборочные и другие в зависимости от вида изготовляемой продукции (например, на металлургических предприятиях - долинные, сталеплавильные, прокатные цеха; на обувных и швейных предприятиях - закройные и пошивочные, и т.д.).

К вспомогательным  цехам относятся инструментальные, ремонтные цеха, энергетическое хозяйство, тарное производство.

И, наконец, обслуживающее  производство представлено на предприятии транспортным и складским хозяйствами.

Так, на предприятиях металлургической промышленности, количество вспомогательных рабочих составляет примерно 55-60% от общей численности рабочих, на предприятиях машиностроения и металлообработки – 50-55%, и пищевой промышленности - 40-45%.

Одним из объектов управления на предприятии является складское хозяйство. Целью складского хозяйства как элемента производственной инфраструктуры предприятия является обеспечение основного производства необходимыми материалами, ресурсами и в то же время освобождение производственных цехов от запасов готовой продукции с помощью передачи ее потребителю.

В связи с  этим задачами складского хозяйства на предприятии являются:

  • накопление запасов материальных ценностей, обеспечение их поставки потребителям с сохранением качественных характеристик товара;
  • эффективное использование складских площадей и внутрискладского оборудования;
  • рациональное выполнение внутрискладских, транспортных, погрузочных, разгрузочных, сортировочных, комплектовочных и перегрузочных операций;
  • преобразование грузопотоков с изменением параметров принимаемых и выдаваемых партий грузов по величине, составу, физическим характеристикам входящих грузов, времени отправки транспортных партий;
  • выполнение специальных подготовительных технологических операций (раскрой материалов, предварительная комплектация, предмонтажная подготовка и др.);
  • обеспечение информацией о наличии, поступлении и расходовании материальных ценностей.

Информация о работе Исследование путей совершенствования организации и управления складским хозяйством предприятия ОАО «ЦЭМ»