Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа
Значение транспортного комплекса на уровне народного хозяйства предопределяется стратегическим положением республики на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, соединяющих Западную и Восточную Европу, прибалтийские регионы с азиатской частью России. Основные направления развития Республики Беларусь предусматривают совершенствование и модернизацию транспортного комплекса, расширение транзитных и экспортно–импортных перевозок. А это, в свою очередь, требует наличия в перевалочных пунктах сети современных и отвечающих высоким европейским стандартам складов и хранилищ, оснащенных высокопроизводительным оборудованием и транспортными средствами.
Министерство образования республики беларусь
гомельский государственный
кафедра: «Менеджмент»
Курсовая работа
на тему
«Исследование путей совершенствования организации и управления складским хозяйством предприятия оао «ЦЭМ»
Приняла |
доцент. к.э.н Карпенко Е. М. |
Выполнил |
студент гр УП-52 Дроздов В. Г. |
Гомель 2003
Содержание
Переход к рыночной экономике требует поиска путей радикального улучшения функционирования общественного производства. К их числу относится совершенствование производственной инфраструктуры.
Роль инфраструктуры заключается в освобождении основных подсистем производства от многочисленных функций самообслуживания и создании условий для их развития на основе разделения и кооперации труда. Производственные единицы получают при этом возможность сконцентрировать силы, ресурсы и инициативу на эффективном выполнении своих функций.
Анализ хранения, движения и изготовления готовой продукции на большой группе машиностроительных предприятий Республики Беларусь показывает, что на основные операции по изготовлению продукции приходится от 7 до 12% времени, а большая его часть (88-93%) тратится на транспортирование, хранение и ожидание изготовления.
Транспортно-складское хозяйство как составная часть производственной инфраструктуры тесно связано со всеми видами хозяйственной деятельности предприятия. В условиях узкой специализации даже небольшое отклонение в функционировании складской сети отрицательно сказывается на производственном процессе.
Управление транспортно-
Значение транспортного комплекса на уровне народного хозяйства предопределяется стратегическим положением республики на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, соединяющих Западную и Восточную Европу, прибалтийские регионы с азиатской частью России. Основные направления развития Республики Беларусь предусматривают совершенствование и модернизацию транспортного комплекса, расширение транзитных и экспортно–импортных перевозок. А это, в свою очередь, требует наличия в перевалочных пунктах сети современных и отвечающих высоким европейским стандартам складов и хранилищ, оснащенных высокопроизводительным оборудованием и транспортными средствами.
Важным направлением на уровне народного хозяйства является обеспечение сохранности массы потребительских свойств продукции, рациональное использование материальных ресурсов. В процессе производства и хранения допускаются значительные потери металла, топлива, древесины, цемента, минеральных удобрений. Следовательно, необходимо совершенствовать технологию складской переработки сырья и материалов.
Медленно снижаются транспортные издержки. Из-за недостаточной протяженности дорог с твердым покрытием теряется значительное количество времени на транспортировку, повышается расход топлива и смазочных материалов, растут расходы на ремонт транспортных средств. Совершенствование путей сообщения республики ведет к сокращению времени обращения материальных ценностей, а следовательно, высвобождаются дополнительные оборотные средства.
Таким образом, транспортно-складское хозяйство на уровне республики сокращает оборот авансированных ресурсов и тем самым увеличивает прибавочный продукт без дополнительного ввода мощностей.
Складское хозяйство на предприятии играет большую роль в части обслуживания основного производства функциями хранения и продвижения предметов труда. Доля транспортно-складских издержек в выпускаемой продукции довольно велика. Так, в машиностроении она достигает 15–20%. Снижение расходов по перевозкам, хранению и переработке грузов за счет сокращения простоев транспортных средств, увеличения продолжительности работы складского оборудования, повышение производительности труда складских рабочих позволяют получить реальную экономию живого и овеществленного труда.
В процессе написания данной работы по совершенствованию управления складским хозяйством был использован обширный материал из экономической и технической литературы, практический опыт осуществления складских работ на предприятии ОАО “ЦЭМ”, нормативные и методические материалы.
Процесс управления предполагает наличие управляемого объекта и управляющего органа - субъекта. Это значит, что любая организация представляет собой единство двух подсистем - управляемой и управляющей.
Сложность отношений управления на предприятии выражается в их многоуровневости. В связи с этим одна и та же производственная ступень может быть и объектом, и субъектом управления.
В соответствии с представленным рисунком 1.1. отношения управления в системе предприятия предполагают два вида управления - управление вещами (средствами труда) и управление людьми.
П
р
е
д
п Цех
р
и
я
т
и Участок
е
Рис.1.1. Взаимосвязь объектов и субъектов управления на предприятии
В современном производстве основное средство труда - машина. В системе, “человек - машина” человек выступает как субъект управления, машина - как его объект. При этом человек совершает все операции, свойственные процессу управления - получает информацию о работе машины, принимает решение осуществлять его и т.д.
Однако управление вещами представляет собой производство как процесс непосредственного воздействия людей на предметы труда в целях получения материальных благ и услуг. Оно представляет собой управляемую систему, или объект управления. Значит, управление производством - это управление работниками, которые, в свою очередь, управляют средствами труда.
Работники, непосредственно воздействующие на средства труда на рабочих местах (представлен рис.1.1.), выступают в двух видах: как объект управления в управляющей подсистеме (управление людьми) и как субъекты управления в управляемой подсистеме (управление вещами).
На участке управляющую подсистему составляет руководство участка, управляемую - рабочие места.
В цехе субъектом управления выступает цеховой управленческий аппарат во главе с начальником цеха, а объектом управления - участки.
В системе предприятия к управляющей подсистеме относится весь управленческий аппарат заводоуправления во главе с директором, а к управляемой - цехи или участки.
Кроме того, на
предприятии в целом
Таким образом, под объектом управления следует понимать отдельное звено организации либо организацию в целом, на которую направлено управляющие действие. Субъект управления - орган либо лицо, осуществляющее управляющее действие.
В государственном масштабе объекты управления можно классифицировать по нескольким признакам:
До сих пор мы рассматриваем субъекты и объекты управления в вертикальной соподчиненности. Однако, помимо управления производством, на предприятии существуют другие сферы деятельности, также требующие управленческого воздействия. Это управление финансами, управление сбытом, управление материально-техническим обеспечением, управление качеством продукции.
По признаку воздействия на отдельные стадии производственного процесса выделяют следующие объекты управления:
Управление производственным процессом подразумевает управление основными, вспомогательными и обслуживающими процессами.
Основные процессы - это технологические процессы, превращающие сырье и материалы в готовую продукцию, на выпуске которой специализируется предприятие. При их выполнении изменяются форма и размеры предмета труда, его внутренняя структура, вид и качественная характеристика исходного материала.
Вспомогательные процессы способствуют бесперебойному протеканию основных производственных процессов. Полученная в результате продукция используется на предприятии для осуществления основного производства.
Обслуживающие процессы призваны создавать условия для успешного выполнения основных и вспомогательных процессов. К ним относятся меж- и внутрицеховые транспортные операции, обслуживание рабочих мест, складские операции, контроль качества продукции [23, c.263].
К цехам основного производства относятся литейные, кузнечнопрессовые, механические, сборочные и другие в зависимости от вида изготовляемой продукции (например, на металлургических предприятиях - долинные, сталеплавильные, прокатные цеха; на обувных и швейных предприятиях - закройные и пошивочные, и т.д.).
К вспомогательным
цехам относятся
И, наконец, обслуживающее производство представлено на предприятии транспортным и складским хозяйствами.
Так, на предприятиях металлургической промышленности, количество вспомогательных рабочих составляет примерно 55-60% от общей численности рабочих, на предприятиях машиностроения и металлообработки – 50-55%, и пищевой промышленности - 40-45%.
Одним из объектов управления на предприятии является складское хозяйство. Целью складского хозяйства как элемента производственной инфраструктуры предприятия является обеспечение основного производства необходимыми материалами, ресурсами и в то же время освобождение производственных цехов от запасов готовой продукции с помощью передачи ее потребителю.
В связи с этим задачами складского хозяйства на предприятии являются: