Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2013 в 16:02, курсовая работа
Значение транспортного комплекса на уровне народного хозяйства предопределяется стратегическим положением республики на пересечении важнейших транспортных коммуникаций, соединяющих Западную и Восточную Европу, прибалтийские регионы с азиатской частью России. Основные направления развития Республики Беларусь предусматривают совершенствование и модернизацию транспортного комплекса, расширение транзитных и экспортно–импортных перевозок. А это, в свою очередь, требует наличия в перевалочных пунктах сети современных и отвечающих высоким европейским стандартам складов и хранилищ, оснащенных высокопроизводительным оборудованием и транспортными средствами.
С точки зрения теории о прибавочной стоимости, складское хозяйство само по себе не создает прибавочного продукта в вещественной форме, ничего не изменяет в продукте и не снабжает его дополнительными качествами. Следовательно, не создается новая стоимость в процессе складского производства, но увеличиваются издержки обращения. Склад является передаточным пунктом и местом накопления запасов.
Тем не менее, необходимость в накоплении запасов обусловлена тем, что в процессе производства существуют временные, пространственные, количественные и качественные несоответствия между наличием и потребностью в материалах. В преодолении этих разрывов и заключается основное назначение складов промышленного предприятия.
Складское хозяйство, как любая система, состоит из объекта и субъекта управления. В качестве объекта управления выступают производственные процессы, связанные с выполнением различных видов складских работ, кооперированием труда рабочих транспортно-складских цехов и других служб при обслуживании основного производства. Субъектом управления являются различные органы (звенья) системы, осуществляющие руководство складским хозяйством.
В условиях перехода к рыночной экономике функции и степень влияния складского хозяйства на основное производство значительно меняются. Это связано, прежде всего, с широкой коммерциализацией в последние годы транспортных и складских процессов при распределении и перераспределении общественного продукта, с увеличением числа торгово-закупочных, оптово-розничных и посреднических фирм. Рост затрат на содержание складских комплексов при одновременном снижении объемов производства и реализации продукции заставляет многие промышленные предприятия Республики Беларусь искать новые пути и формы организации материальных потоков в производстве (система “точно вовремя”, работа “с колес” и др.).
Важное значение имеет отказ от подхода к складскому обслуживанию как к второстепенному по отношению к основному производству, наращивания объемов выпуска продукции без создания условий для ее сохранения и использования. На предприятии наблюдается пренебрежительное отношение к проблемам складского обслуживания и накопления запасов, в том числе и специалистов, непосредственно занимающихся организацией материально-технического снабжения и сбыта.
Между тем на долю транспортно-складского хозяйства приходится около 20% затрат труда на производство и реализацию продукции, более 30% общей численности промышленно-производительного персонала и около 30% объема основных производственных фондов. Расходы на перевозки, погрузочно-разгрузочные и складские работы составляют от 15 до 20% в себестоимости выпускаемой продукции [22, c.118].
При создании материально-технической базы экономики в послевоенные годы особое внимание уделялось основному производству. В то же время выделялось мало средств на оснащение обслуживающего персонала производства высокопроизводительным подъемно-транспортным оборудованием, транспортными средствами, на строительство современных складских комплексов, на изготовление производственной тары. Это привело к заметному разрыву между относительно высоким техническим уровнем основного производства и отсталостью транспортно-складского хозяйства, что сказалось на снижении общей эффективности производства.
Недостаточное вложение средств в развитие инфраструктуры, как на уровне всего народного хозяйства, так и отдельного предприятия, отрицательно отразилось на состоянии транспорта и складских объектах. Это обусловлено отставанием развития подъездных путей, неудовлетворительной организацией погрузочно-разгрузочных площадок, складских комплексов, недостаточным оснащением подъемно-транспортным оборудованием, коммуникациями, средствами связи.
На большинстве промышленных предприятий отсутствует единый комплекс управления материальными потоками.
Транспортные
средства, подъемно - транспортное оборудование,
складские комплексы
Таблица 1.1.
Динамика развития транспортно-складского хозяйства за 1999-2002гг.
Показатели |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
А |
1 |
2 |
3 |
4 |
Внешние и цеховые грузопотоки, млн.т. |
482,1 |
579,7 |
675,6 |
673,2 |
Темпы роста к 1997г., % |
100 |
120,2 |
140,1 |
139,6 |
Объемы подъемно-транспортных работ, млн. т. операций |
510,1 |
782,8 |
1054,6 |
1044,2 |
Темпы роста к 1999г., % |
100 |
119,7 |
137,6 |
136,3 |
Стоимость подъемно-транспортных машин и оборудования, млн. руб |
510,1 |
782,8 |
1054,6 |
1044,2 |
Темпы роста к 1999г., % |
100 |
153,5 |
206,7 |
204,7 |
Рабочие на подъемно транспортных машинах, чел. |
102 |
109,7 |
116,5 |
116,7 |
Темпы роста к 1999г., % |
100 |
107,5 |
114,2 |
114,4 |
Данные из табл.1.1. показывают, что транспортно-складское хозяйство в 1999-2002-х гг. развивалось высокими темпами. Однако рост внешних и межцеховых грузопотоков и объемов подъемно-транспортных работ был обеспечен за счет экстенсивных факторов. А именно, за эти годы наблюдался значительный прирост численности занятых складских работах, а темпы роста фондов транспортно-складского хозяйства превышали объемы выполненных работ.
Интенсивное развитие складского хозяйства в условиях рынка предполагает решение комплекса задач по совершенствованию управления обслуживающих производств. Одной из важных задач является повышение производительности труда и уменьшение потребности в рабочей силе за счет внедрения комплексной механизации и автоматизации.
Часто из-за отсталости складского хозяйства, низкого уровня организации перевозок и перевозки грузов, применение ручного труда на грузовых операциях, комплексная механизация и автоматизация основного производства не дает желаемого экономического эффекта. Ликвидация имеющихся диспропорций в развитии основного и обслуживающего производства требует выделения необходимого объема капитальных вложений. Дополнительные затраты на совершенствование складского хозяйства должны компенсироваться за счет сокращения времени оборота материальных ценностей.
Совершенствование организации управления складским хозяйством на основе мероприятий организационного характера позволяет повысить эффективность складского обслуживания без привлечения дополнительных капитальных затрат.
Основная задача управления складским хозяйством состоит в достижении высоких результатов с наименьшими затратами, в обеспечении наиболее эффективного использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
В настоящее время на промышленных предприятиях применяются различные формы управления складским хозяйством. Различие применяемых форм обусловлено рядом факторов, главнейшие из которых - объем, номенклатура и характер выполняемых складами работ по приему, хранению, подготовке к отпуску, отпуску и доставке материальных ресурсов потребителям.
Складское хозяйство
промышленного предприятия, как
правило, состоит из нескольких складов,
специализированных по роду хранимых
материалов. Состав складов промышленного предприя
Наиболее распространены две формы построения складского хозяйства на предприятии: функциональная и по материальному признаку.
Функциональное построение предусматривает выделение складского хозяйства в особую группу. При этом заведующий складским хозяйством, в ведении которого находятся склады, подчиняется непосредственно начальнику отдела материально-технического снабжения. При таком построении между оперативно-заготовительными группами и заведующими отдельными складами существует оперативная связь. Такая форма построения складского хозяйства применяется на небольших предприятиях.
Система построения складского хозяйства по материальному признаку предусматривает объединение функций планирования, заготовки материалов и складских операций в отдельных материальных группах, которые получили название “снабсклад”.
При такой структуре центральным звеном службы материально-технического снабжения является снабсклад, который несет полную ответственность за снабжение производства материальными ресурсами по закрепленной за ними номенклатуре.
В круг вопросов, решаемых снабскладом, входят: определение потребности производства в материальных ресурсах, планирование и контроль за состоянием запасов материалов, реализация фондов, осуществление складских операций, питание складов материалами, контроль за использованием материальных ресурсов в производстве.
Таким образом, при построении структуры отдела материально-технического снабжения по материальному признаку все вопросы планирования потребности, организации заготовки материалов и складского хозяйства, включая питание производства материальными ресурсами, решаются одним подразделением - снабскладом в комплексе, в отличие от функциональной структуры, где эти вопросы решаются раздельно.
Построение аппарата отдела снабжения по системе снабсклада применяется на средних и крупных предприятиях с количеством работающих более 4-5тыс. человек.
В подчинении каждого склада находится один или несколько складов в зависимости от закрепленной номенклатуры.
При складах могут быть раскройно-заготовительные и другие отделения.
Надзор за состоянием и эксплуатацией складского хозяйства, проведение комплекса работ по дальнейшей механизации складских операций, расширение складов, техника безопасности, противопожарная безопасность и другие вопросы складского хозяйства решает техническая связь отдела снабжения - заведующий складским хозяйством.
Для осуществления контроля за ходом поставок материалов и питанием производства в системе отдела материально-технического снабжения имеется диспетчерская группа, которая организует работу складов по подготовке к выдаче и централизованной доставке материальных ценностей в цехи и отделы предприятия.
Важными вопросами управления являются внутренняя организация управления на складах, непосредственное руководство складским процессом, правильное разделение труда между работниками склада, установление их прав, обязанностей и ответственности, а также правил внутреннего распорядка на складах (режима работы). Непосредственное руководство складом осуществляет заведующий складом. Ему подчиняются заведующие секциями (кладовыми), старшие кладовщики и кладовщики, работающие посменно. Секции (кладовые) создаются обычно по роду хранимых материалов. Заведующему складом подчинены и бригады рабочих, занимающиеся перемещением и обработкой материалов. При отдельных крупных складах могут быть контролеры или группы ОТК, которые дают качественную оценку материальных ценностей, поступающих на склад. Эти работники входят обычно в состав заводского отдела технического контроля, а заведующему складом подчиняются только в оперативном отношении.
Заведующий складом организует всю работу на складе по приему, хранению и отпуску материалов потребителям. В его обязанности входит организация труда работников склада, создание условий для высокопроизводительной работы всего коллектива склада.
В оперативной работе складов существенную роль играет четкое диспетчирование завоза и отпуска материальных ценностей. С этой целью при отделах материально-технического снабжения создается диспетчерская служба, ее назначение - централизованное оперативное регулирование и контроль за работой складов. Главная задача диспетчерской службы - обеспечение бесперебойного снабжения потребителей материальными ресурсами, поддержание на необходимом уровне складских запасов, ускорение погрузочно-разгрузочных работ, быстрое оформление приемочных и отпускных операций.
В связи с осуществлением на складах комплексной механизации и автоматизации работ, оснащением их новыми сложными высокопроизводительными машинами и механизмами появляется необходимость выделения складского хозяйства на крупных предприятиях в самостоятельные подразделения - цехи складского хозяйства. В этом случае складское хозяйство выделяется в самостоятельное структурное подразделение предприятия и подчиняется непосредственно заместителю руководителя предприятия по материально-техническому снабжению. Свою деятельность цех осуществляет на основе внутризаводского хозяйственного расчета. Здесь имеются планово-диспетчерское бюро, технологическое бюро, участки по централизованному раскрою, механоэнергетическая служба. Во главе этого структурного подразделения стоит начальник цеха складского хозяйства, имеющий заместителя, занимающегося организацией складского хозяйства.