Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:52, лекция
Понятие, виды издержек и себестоимость продукции.
Классификация затрат на производство продукции. Структура себестоимости единицы продукции.
Управление себестоимостью продукции.
Факторы и пути снижения себестоимости продукции.
Для расчёта снижения издержек наиболее часто в практической деятельности применяется индексный метод. В этом случае снижение издержек определяют как сумму долей снижения издержек, обеспечиваемую каждым источником.
Снижение издержек за счёт изменения прямых материальных затрат (ССМ) можно рассчитать по формуле:
ССМ = (1-Iн*Iц)Ум * 100, (13.10)
где Iн – индекс изменения норм расхода сырья и материалов;
Iц – индекс изменения цен на сырьё и материалы;
Ум – удельный вес стоимости сырья и материалов в издержках предприятия, %.
Снижение издержек, обеспечиваемое за счёт уменьшения затрат живого труда (СИТ), определяется следующим образом:
СИТ = (1-Iзп*Iпт)Узп * 100, (13.11)
где Iзп – индекс изменения заработной платы;
Iпт – индекс изменения роста производительности труда;
Узп – удельный вес заработной платы в издержках, %.
Комплексные статьи состоят из условно-постоянных и условно-переменных затрат. При увеличении объёма производства доля постоянных затрат на единицу продукции снижается и влияние этого фактора на снижение издержек (ССП) можно выразить формулой:
ССП = (1– Iпп : Iо.пр.)Уп.з.*100, (13.12)
где Iпп – индекс изменения постоянных затрат;
Iо.пр. – индекс изменения объема производства;
Уп.з. – удельный вес постоянных затрат в издержках, %.
На производственных предприятиях могут иметь место резервы снижения себестоимости продукции. Резервы – это неиспользованные возможности снижения себестоимости. Они реализуются за счет многочисленных факторов, которые классифицируются по различным признакам.
Факторы – это действия,
позволяющие управлять
Внутрипроизводственные факторы – это те, которые зависят от деятельности предприятия:
- технические;
- организационные;
- структурные (изменение структуры и объема производства).
Внепроизводственные (внешние) факторы – те, изменение которых не зависит от деятельности предприятия:
- устанавливаемые нормы амортизационных отчислений;
- изменение цен на
получаемые от поставщиков сырь
- изменение тарифной системы и устанавливаемой минимальной величины заработной платы;
- изменение налоговых
ставок и нормативов
Организационные факторы включают в себя углубление специализации производства, улучшение организации производства и труда, управления и обслуживания производства, материально-технического обеспечения и др.
Нередко при управлении издержками предприятие стремится минимизировать их любым способом, даже отказываясь от увеличения расходов на рекламу, расходов, связанных с повышением квалификации работников и т.д. Результатом такой позиции является сужение возможностей для расширения доли предприятия на рынке и, как следствие, замедление темпов реализации продукции. Учитывая полученные результаты исследования возможностей оптимизации издержек производства и реализации продукции, рекомендуется для производственных предприятий определить рациональную величину издержек, при которой допускается увеличение дополнительных затрат для привлечения новых покупателей, поставщиков, создания привлекательного имиджа предприятия.
Уменьшение и рост издержек возникает в следующих ситуациях:
1. Когда предприятие повышает использование своих производственных мощностей от 0 до 100 %, то первоначальная постоянная стоимость остается неизменной. Но по мере расширения мощностей постоянные издержки распределяются уже на большее количество продукции, так что доля этих издержек в расчёте на единицу продукции непрерывно уменьшается вплоть до приближения к пределу производственных мощностей. При этом наблюдается снижение издержек производства по мере растущей загрузки производственных мощностей. И, напротив, при снижении коэффициента использования мощностей постоянные издержки распространяются уже на уменьшающееся количество выпускаемой продукции. Это ведёт к росту затрат на единицу продукции, а следовательно, и к прогрессивному росту издержек.
2. Действие закона массового производства. В промышленном производстве регрессивное снижение издержек используют таким образом, что стремятся полностью загрузить производственные мощности с целью увеличения объема выпускаемой продукции с наименьшими удельными затратами.
Мировой и передовой
отечественный опыт показывает, что
для коренного повышения
1. Экономическая сущность цены товара: функции, факторы.
Одним из важнейших экономических
рычагов повышения
Учётная функция цены состоит в её способности выразить величину затрат на производство реализацию продукции, т.е. общественно необходимых затрат. Цена показывает при этом и степень доходности производственной деятельности. Учётная функция цены дает возможность измерять и соизмерять затраты, выявлять оптимальные варианты с помощью количественных и качественных оценок деятельности.
Стимулирующая функция может проявляться как в отношении производителя, так и потребителя. Производитель через цену стимулируется в повышении качества продукции, экономии ресурсов, развитии и стимулировании достижений науки и техники, повышении эффективности производства. Потребитель может быть стимулирован ценами на возрастающее потребление, а это способствует росту производства.
Распределительная функция цены выражается в возможности за счёт перераспределения спроса на тот или иной товар влиять на его предложение. В процессе этого перераспределяются средства между сферами деятельности, субъектами разных форм деятельности, социальными группами населения.
Функция обеспечения баланса спроса и предложения. При нарушении баланса возникает необходимость изменения в объёмах производства и потребления.
Информационная функция проявляется в распространении сведений о качестве продукции, об издержках производства, о рынках, о наличии или дефиците товара. Информация необходима для того, чтобы обеспечить оценку производства и необходимых для его осуществления затрат, уровня конкуренции, государственного влияния на хозяйственную деятельность.
Внешнеэкономическая функция выступает в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, расчётов между экспортерами и импортёрами. Проблемы ценообразования в экспортных и импортных операциях связаны с расширением внешнеэкономической деятельности.
Регулирующая функция связана с тем, что переход от государственных цен к рыночным расчётам на длительный период, поэтому нельзя избежать регулирующего воздействия государства на цену, ценовой механизм, ценовую политику.
На формирование цены оказывают влияние внутренние и внешние факторы. К внешним факторам относят: спрос и предложение на продукцию, на различных сегментах рынка уровень цен, устанавливаемый конкурентами; наличие необходимых ресурсов по оптимальным ценам; политика государственного регулирования цен; кредитно-денежная политика. Спрос и предложение могут изменяться как под воздействием внешних макроэкономических, так и внутренних микроэкономических факторов. Факторами микроэкономического уровня являются следующие: затратный механизм на предприятии в виде его производственной структуры, издержками на сырьё, материалы, рабочую силу; жизненный цикл товаров на рынке; уникальность продукции; способы производства продукции.
Следует отметить, что ценовая политика в значительной мере зависит от типа рынка. На рынке чистой конкуренции функционирует большое количество производителей (продавцов), которые реализуют продукцию по рыночным ценам. Никто из производителей в такой ситуации не в состоянии изменить цену в сторону роста, так как покупатели могут удовлетворить свои потребности по рыночным ценам. Таким образом, на рынке действует в основном рыночная цена.
Рынок монополистической конкуренции характеризуется множеством покупателей и продавцов, а также большим разбросом цен на аналогичные товары, которые объясняются тем, что один и тот же товар может отличаться качеством, затратами на его эксплуатацию, внешним оформлением и т. д. Широко используется цена пробной продажи, в результате которой производитель может получить информацию, необходимую для модернизации тех или иных параметров товаров и создания продукции, соответствующей требованиям рынка.
На олигополистическом рынке действует сравнительно небольшое количество продавцов, поскольку новому производителю сложно преодолеть конкуренцию товаропроизводителей, прочно закрепившихся на рынке и владеющих разными средствами для устранения с рынка появившихся конкурентов, например временное снижение цен.
Рынок чистой монополии представлен одним производителем. Цена на товары устанавливается в зависимости от целей государственной или частной монополии. Этот рынок основывается на монопольной цене, которая предусматривает установление более высоких цен для товаров собственного производства и пониженных цен на товары других производителей.
Для классификации системы цен используют различные признаки, в основном экономического характера. Следствием закономерностей развития рыночных отношений являются тесные взаимосвязи различных видов цен.
I. Так, в зависимости от степени влияния государства на процесс формирования цен, применяют следующие их виды:
1) регулируемые – цены,
по которым государство
2) договорные – цены, определяемые предварительным соглашением производителя и покупателя;
3) свободные (рыночные) – цены, в установлении которых государство напрямую не вмешивается.
II. В зависимости от обслуживаемой зоны и характера реализуемого товара выделяют следующие виды цен:
III. В зависимости от условий поставки, указанных в контракте. Цена купли-продажи (фактурная цена) может быть: «сиф», «фоб», «фор» и «франко». Эти термины представляют собой аббревиатуры английских слов (см. ниже в скобках) и означают следующее:
- цена «сиф» (скорость, страховка, фрахт) означает, что продавец обязан за свой счёт зафрахтовать судно, оплатить стоимость перевозки (фрахт), оплатить таможенные расходы и страховку и взять на себя риск гибели или порчи товара до того момента, как груз пересечёт линию борта судна при погрузке, а покупатель берёт на себя риск гибели или порчи после пересечения линии борта;
- цена «фоб» (свободен
на борту) означает, что продавец
оплачивает все транспортные, страховые
и таможенные расходы до момент