Издержки и себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:52, лекция

Описание работы

Понятие, виды издержек и себестоимость продукции.
Классификация затрат на производство продукции. Структура себестоимости единицы продукции.
Управление себестоимостью продукции.
Факторы и пути снижения себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

Izderzhki_i_sebest-t_produktsii_Lektsii_Dokumen.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Уровень качества продукции  – относительная характеристика продукции, основанная на сопоставлении  значений показателей, оцениваемой  продукции с базовыми значениями соответствующих показателей. Оценка уровня качества продукции – это  совокупность операций, включающих выбор номенклатуры показателей качества оцениваемой продукции, определение значений этих показателей при оценке качества продукции. Между качеством и конкурентоспособностью продукции есть существенное отличие: качество – это просто совокупность свойств, а конкурентоспособность – отношение потребителей к этим свойствам, дающие им возможность выбора. Поэтому обеспечение конкурентоспособности продукции должно занимать первое значение в стратегии и тактике развития предприятия. Этому способствует наличие методики оценки и планирования конкурентоспособности.

 

2.  Методы оценки конкурентоспособности  продукции.

 

Существует множество  методов оценки конкурентоспособности  товара:

- дифференциальный, что  предполагает использование единичных параметров сопоставляемых изделий. Единичный параметрический показатель отражает процентное отношение величины параметра к такой его величине, которая обеспечивает полное удовлетворение потребности;

- комплексный метод  основан на определении групповых  и интегральных показателей. Групповой показатель – это сумма единичных параметров, взвешенных на их значимость или долю статьи затрат в общей сумме по стоимостным характеристикам. Интегральный показатель – это отношение группового показателя по техническим параметрам к экономическим параметрам. Например, для новой марки стиральных машин:

качество стирки, 3 года гарантии, 20 автомат. программ,

экономия стирального порошка

Кинт = ----------------------------------------------------------------  --- max.

расход электроэнергии, стоимость стирального порошка

Оценка конкурентоспособности  может осуществляться как на стадии проектирования, так и на стадии изготовления продукции; как на стадии реализации, так и на стадии эксплуатации товара.

Количественную оценку конкурентоспособности однопараметрических объектов (машин, оборудования) можно осуществить по формуле:

К = (Е / Ел.о) х К1 х К2 … Кп, где

К – конкурентоспособность  анализируемого образца объекта  на конкретном рынке, доли единицы;

Е – эффективность анализируемого образца объекта на конкретном рынке, единица полезного эффекта, денежная единица;

Е л.о – эффективность лучшего образца-конкурента, используемого на данном рынке, денежная единица;

К1, К2, … Кп – корректирующие коэффициенты, учитывающие конкурентные преимущества.

Эффективность объекта рассчитывается по формуле:

Е = Пэ / Зс, где

Пэ – полезный эффект объекта за нормативный срок его службы в условиях конкретного рынка, единица полезного эффекта;

Зс – совокупные затраты за жизненный цикл объекта в условиях конкретного рынка, денежная единица.

Полезный эффект однопараметрических  объектов определяется:

где: Т – нормативный  срок службы объекта, лет;

Пч – часовая паспортная производительность объекта;

Ф2 – годовой плановый фонд времени работы объекта, час;

К1…Кп – коэффициенты, характеризующие несоответствие показателей качества объекта требованиям потребителя.

Эти показатели снижают  полезный эффект объекта. Совокупные затраты  за жизненный цикл единицы объекта  можно определить по формуле:

Зс = Зм. ниокр / N1 + Зотпп / N2 + Зизг + Звн +

Зэт + Зл, где

Зм. ниокр – сметная стоимость маркетинговых исследований, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;

N1 – количество объектов, которое намечается выпустить по данной документации;

Зотпп – сметная стоимость организационно-технической подготовки производства нового объекта;

N2 – количество объектов, которое намечается выпустить по данной технологической документации;

N1 = N2, если мы имеем дело с одним изготовителем данного объекта;

Зизг – затраты на производство объекта (без амортизации предыдущих затрат);

Звн – затраты на внедрение объекта у потребителя, включая транспортные, сметную стоимость строительно-монтажных работ и пусковых работ;

T – нормативный срок службы объекта;

Зэт – затраты на эксплуатацию, техническое обслуживание и ремонт объекта (без амортизации предыдущих затрат);

Зл – затраты на демонтаж и ликвидацию (реализацию).

Конкурентоспособность многопараметрических объектов (страна, отрасль, регион, организация, сложная техника и др.) оценивается экспертным путём двумя методами:

    1. без учёта весомости факторов;
    2. с учётом весомости факторов.

Оба метода применяются  при невозможности использования  более точных количественных методов оценки.

Конкурентоспособность товара следует оценивать 4 главным факторам: качество товара, цена товара, качество сервиса товара на конкретном рынке; эксплуатационные затраты. Если оценка производится по системе 1111-5555, то товар низкого качества по низкой цене, имеющий невысокое качество сервиса, и не очень высокие эксплуатационные затраты, будет иметь конкурентоспособность 1+3+1+2+7 из 20 (5+5+5+5) возможных. Цифры показывают, что конкурентоспособность оцениваемого товара почти в 3 раза отстаёт от лучших мировых образцов.

Для повышения точности оценки можно определить весомость каждого фактора конкурентоспособности. Им присваиваются следующие весомости: качеству товара – 4, его цене – 3, качеству сервиса на конкретном рынке – 2, эксплуатационным затратам по использованию товара – 1 балл. Экспертная группа оценивает товар, каждый эксперт может присвоить от 1 до 5 баллов по каждому фактору. По результатам экспертной оценки составляется таблица.

Вставка 2 -?

 

Конкурентоспособность товара, определенная экспертным путём по сумме баллов, будет равна:

Кт = --------- * аj, где

5

Кт – конкурентоспособность товара (значение колеблется от 2 до 10); n – количество экспертов;

Бij – экспертная оценка i-м экспертом j-го фактора конкурентоспособности товара;

аj – весомость j-го фактора (от 4 до 1);  

5 – максимальная оценка  фактора.

 

3.  Конкурентоспособность предприятия:  понятие, факторы.

 

Конкурентоспособность предприятия – это способность создавать и использовать стратегические факторы успеха, выгодно отличающие предприятие от конкурентов и дающие определённые рыночные преимущества выпускаемой продукции. Для оценки конкурентоспособности предприятия вначале проводится анализ его состояния, при котором устанавливаются стратегические и тактические факторы повышения конкурентоспособности выпускаемых товаров, эффективности и устойчивости функционирования предприятия.

Конкурентоспособность предприятия (Кп) можно определить в динамике и статике. В статике она определяется с учётом весомости товаров и рынков, на которых она реализуется:

Кп =

, где

ai – удельный вес i-го товара предприятия в объёме продаж за анализируемый период (определяется долями единицы i = 1,2,…n), ;

bj – показатель значимости рынка, на котором представлен товар предприятия (рынки США, Японии, Канады и стран ЕС имеют b = 1; внешние рынки других стран – 0,7; внутренний рынок – 0,5);

Kij – конкурентоспособность i-го товара на j-ом рынке.

Удельный вес i-го товара предприятия в его объёме продаж определяется по формуле:

ai = Qi / Q, где

Qi – объём продаж i-го товара за анализируемый период, ден. ед.;

Q – общий объём продаж организации за тот же период, ден. ед.

Интегральный показатель конкурентоспособности предприятия  можно определить через соотношение ряда показателей экономической эффективности ресурсов двух предприятий-конкурентов. Интегральный показатель Кп рассчитывают как средневзвешенную величину, по каждому показателю определена его весомость. Чем больше Кп, тем более конкурентоспособным оказывается предприятие.

Конкурентоспособность предприятия напрямую связана с конкурентоспособностью товаров, которые оно производит. Конкурентоспособность товаров оказывает решающее воздействие на результаты хозяйственной деятельности предприятия. Необходимо учитывать, что оценку конкурентоспособности товаров осуществляет покупатель, конкурентоспособность предприятия – еще и сам производитель, причём на более длительный промежуток времени.

Выделим основные группы факторов конкурентоспособности предприятия:

- качественная включает  в себя технико-экономические параметры продукции (материалоёмкость, наукоёмкость, капиталоёмкость, качество продукции);

- маркетинговая определяет  успех предприятия умением создавать  условия для возникновения спроса  на продукцию, эффективную сбытовую  и коммуникационную политику;

- коммерческая определяет  умение использовать гибкую ценовую  политику; вести переговоры и  заключать выгодные сделки; вести  деловые операции; организовывать  послегарантийное обслуживание;

- имидж предприятия  (гудвилл) включает в себя известность предприятия и его бренда, размеры и характер интеллектуальной собственности, отношение потребителей к продукции предприятия. Гудвилл можно оценить в денежном выражении, вычитая из рыночной стоимости предприятия балансовую стоимость его активов.

 

4. Направления  повышения  конкурентоспособности  продукции  и предприятия.

 

При оформлении стратегии  повышения конкурентоспособности  предприятия ресурсы вначале нужно вкладывать 1) в повышение качества продукции, 2) затем направлять на снижение издержек предприятия, 3) далее – на повышение качества сервиса продукции, 4) затем – на совершенствование организации продукции для сокращения эксплуатационных затрат. Порядок расположения показателей указывает на степень их влияния на конкурентоспособность продукции.

Меры повышения конкурентоспособности продукции и предприятия направлены, в основном, на рост экономической эффективности производства. К ним относят:

- внедрение высоких  технологий;

- повышение технического  уровня предприятий;

- разработку и внедрение современной организации производства;

- повышение квалификации  кадров;

- повышение стимулирующей  роли оплаты труда;

- постоянное, комплексное  проведение инновационной политики;

- обеспечение сервисного (послепродажного) обслуживания;

- развитие рекламной  политики;

- адаптацию предприятий  к внешней среде.

Основой современного механизма  повышения конкурентоспособности  предприятий и товаров является инновационная модель экономики, позволяющая максимально приспособиться к воздействию внешней среды и использовать ресурсные и другие возможности предприятия.

Тема: Доход предприятия, прибыль и рентабельность.

План лекции:

1.  Сущность и виды дохода, методы определения.

2. Сущность,  функции   и   виды   прибыли.  Формирование  и распределение  прибыли на предприятии.

3.  Понятие,  виды и показатели рентабельности, методика их расчёта.

4. Риски     в     производственно-хозяйственной     деятельности   предприятия.

5.  Пути повышения прибыли.

 

В условиях товарно-денежных отношений основным показателям, характеризующим  конечный результат производственно-хозяйственной деятельности предприятия, является прибыль. Однако, конечные результаты деятельности характеризуются не одним показателем, а группой их. Наряду с прибылью показателем конечных результатов предприятия являются доход и рентабельность.

С доходами и прибылью предприятия связано решение  важных социальных, экономических, политических, этических проблем общества как  на микро-, так на макроуровне. Всё это придает этим хозяйственным понятиям повышенную актуальность и значимость.

 

1.  Сущность и виды дохода, методы  определения.

 

Финансовые ресурсы, полученные от различных направлений деятельности предприятия и оставшиеся в распоряжении после уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, возмещения текущих издержек находят своё отражение в показателях дохода и прибыли.

Доходы – сумма денежных средств, поступивших на счета предприятия за реализованную продукцию или услуги. На размер доходов влияет объём товарной продукции, её качество и ассортимент. В доходы включают суммы, которые поступают: 1) за готовые изделия и полуфабрикаты собственного производства, 2) за услуги и работы промышленного характера.

Информация о работе Издержки и себестоимость продукции