Издержки и себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:52, лекция

Описание работы

Понятие, виды издержек и себестоимость продукции.
Классификация затрат на производство продукции. Структура себестоимости единицы продукции.
Управление себестоимостью продукции.
Факторы и пути снижения себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

Izderzhki_i_sebest-t_produktsii_Lektsii_Dokumen.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

- регистрационный – основан на регистрации количества определенных событий (отказов), подсчёте предметов (защищенных патентами);

-    вычислительный (с применением математических моделей);

-    органолептический (использование результатов анализа восприятия органов чувств);

-   экспертный (осуществляет группа специалистов);

-    социологический (сбор и анализ мнений потребителей).

Качество продукции  характеризуют единичные, комплексные и обобщающие показатели. Единичные показатели характеризуют одно из следующих свойств продукции:

1. Показатели технического эффекта (назначение) – показатели, характеризующие полезный эффект от эксплуатации (использование) продукции по назначению и обуславливающие область её применения (грузоподъемность автомобиля, номинальное тяговое усилие трактора, КПД).

2. Показатели надежности продукции. Надёжность – это свойство продукции выполнять заданные функции, сохраняя во времени значение таких показателей, как безотказность, долговечность, ремонтопригодность и сохраняемость.

3. Показатели технологичности продукции характеризуют эффективность конструктивно-технологических решений для обеспечения высокой производительности труда при изготовлении и ремонте изделий.

4. Показатели стандартизации и унификации характеризуют степень использования в конкретном изделии стандартизированных деталей, сборочных единиц, блоков и других составных элементов, а также уровень унификации составных частей изделия. Эти показатели позволяют определить степень конструктивного единообразия изделия.

5. Эргономические показатели качества применяются для определения соответствия изделий различным эргономическим требованиям. Эти требования могут предъявляться к размерам изделия, его форме, функциональным характеристикам, отдельным элементам конструкции и их взаимному расположению.

6. Эстетические показатели качества характеризуют разнообразные эстетические свойства продукции: выразительность, гармоничность, целостность, соответствие среде и стилю.

7. Патентно-правовые показатели качества продукции характеризуют степень патентной защиты изделия, а также уровень патентно-правовой защиты изделия.

8. Экологические показатели  характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду при производстве или потреблении продукции.

9. Показатели транспортабельности,  определяющие приспособленность  продукции к перевозкам.

10. Показатели   безопасности  потребления продукции или её эксплуатации.

Из общей совокупности экономических показателей необходимо выделить наиболее часто употребляемые при планировании и оценке качества изделий: себестоимость продукции, цену продукции, относительный экономический показатель качества продукции, определяемый отношением затрат базового образца к соответствующим затратам оцениваемой продукции. Экономические показатели тесно связаны со всеми классификационными группами показателей. Экономические показатели учитываются также при определении комплексных (интегральных) показателей качества (напр., себестоимость или цена). Экономические показатели используются при обосновании цен на продукцию определенного уровня качества, а также при оценке экономической эффективности различных вариантов повышения, обеспечения и поддержания качества продукции.

Комплексные показатели характеризуют несколько свойств изделия. Они используются при управлении качеством продукции, оценке её конкурентоспобности. Для расчёта комплексных показателей качества продукции используются аналитический или коэффициентный метод. Аналитический метод применяется при возможности установления зависимости комплексного показателя от единичных. При коэффициентном методе комплексный показатель образуется в результате суммирования единичных показателей, взвешенных на коэффициенты значимости.

Обобщающие показатели качества характеризуют уровень  качества всей продукции в целом. В качестве них используют удельный вес новой продукции, продукции, поставляемой на экспорт, соответствующей  мировому уровню качества, сертифицированной  продукции в её общем объёме.

 

2. Система  управления качеством.

 

По  мнению  американского  специалиста   по   проблемам   качества  А. Фейгенбаума, «качество  – это не евангелизм, не рацпредложение и не лозунг; это образ жизни». Конгресс США учредил национальные премии за выдающиеся достижения в области повышения качества продукции, которые с 1987 г. ежегодно присуждаются трем лучшим фирмам. В Японии большое внимание уделяется организации и деятельности кружков качества. Особого внимания в Японском подходе к управлению качеством заслуживает их ориентация на контроль качества процессов, а не качества продукции. Мораль японца в отношении качества продукции отражается в высказывании: «Нормальному человеку стыдно плохо работать». В Европе для обеспечения условий по повышению качества продукции существуют единые законодательные требования, единые стандарты, единые процессы проверки соответствия продукции фирм требованиям рынка. Концепция всеобщего управления качеством (total guality management, TQM) – это совокупность принципов, методов, средств и форм управления качеством для повышения эффективности и конкурентоспособности организации. TQM является технологией руководства процесса повышения качества. Повышение качества связано с 4-мя уровнями качества по японской концепции:  1-ый уровень – продукция удовлетворяет требованиям стандарта; 2-ой уровень – продукция соответствует её назначению; 3-ий уровень – продукция соответствует фактическим требованиям рынка; 4-ый уровень – продукция соответствует его скрытым (латентным) потребностям. Оценка уровня качества продукции отечественных предприятий по степени удовлетворения потребностей потребителей показывает, что качество продукции соответствует в основном 2-ому уровню, который высокоразвитыми странами достигнут в 1960 году.

Мировой опыт по управлению и обеспечению качества продукции нашёл отражение в международных стандартах серии 9000. Стандарты ИСО серии 9000 установили единый, признанный в мире подход к договорным условиям по оценке систем качества и одновременно регламентировали отношение между производителями и потребителями продукции.

Для того, чтобы произвести ту или иную продукцию, выполнить  работу, оказать услугу, необходимо осуществить целый ряд операций, подготовительных работ. Конечное качество зависит от качества работы на каждом этапе.

Качество

Качество фирмы

Качество работы

Качество продукции

Рис. 1 Пирамида качества.

Наверху пирамиды находится TQM. Основными принципами менеджмента качества являются:

- направленность на  потребителя;

- вовлечение всего  персонала;

- заинтересованность и ответственность руководителей предприятий за качество;

- процессный  подход  (деятельность  и  ресурсы  управляются  как процессами);

- системный подход  к управлению;

- цель предприятия – постоянное  улучшение;

- принятие решений на основе  анализа и др.

Для обеспечения качества продукции разрабатывается и  реализуется политика предприятия  в области качества. Программа  разрабатывается на конкретную продукцию  и содержит задание по техническому уровню и качеству создаваемой продукции, требованию к ресурсному обеспечению всех этапов «петли качества».

Особое место среди  мероприятий, проводимых для обеспечения  качества, занимают те, которые связаны  с предупреждением различных отклонений от норм (предотвращение дефектов и несоответствия качества требованиям заказчика).

 

3. Стандартизация  и сертификация продукции.

 

В управлении качеством  продукции важное место занимают стандартизация и сертификация продукции.

Стандартизация представляет собой деятельность по установлению технических требований всеобщего и многократного применения в области разработки, производства, применения, хранения, перевозки, реализации, утилизации продукции и оказания услуг. Объектами стандартизации могут быть: продукция, услуги, работы, процессы, информация.

Стандарт – это нормативный документ, создаваемый на основе согласия заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации, содержащий требования к продукции, процессам её разработки, производства, применения, хранения, перевозки, реализации, утилизации или оказания услуг, утвержденный Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

Виды стандартов:

- международные – МС ИСО, МС МЭК;

- межгосударственные (региональные) – EN – европейский стандарт, BSEN, DIN EN, NF EN, – стандарты стран – участниц EC; ГОСТ – стандарты стран СНГ;

- государственные (Республики  Беларусь) – СТБ;

- стандарты организации  – СТП. 

Для обеспечения потребителя  объективной и достаточной информацией о качестве существует такой вид контроля качества, как сертификация.

Сертификация – это деятельность по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям, конкретным стандартам или техническим условиям. Основными целями сертификации являются:

- защита потребителя  от недобросовестности производителя;

- подтверждение характеристик качества, заявленных производителем;

- исключение реализации продукции, опасной  для  жизни,  здоровья имущества и окружающей среды;

- создание равных условий  для деятельности субъектов хозяйствования  на едином товарном рынке, для  участия в международной торговле.

Продукция, прошедшая  сертификацию заносится в сертификационных центрах в список изделий, разрешенных  к продаже, и маркируется знаком соответствия, на неё оформляется сертификат соответствия.

Сертификация производится с учётом ряда принципов:

- учёт государственных интересов при оценке качества продукции;

- достоверность;

- выбор изготовителем  субъекта оценки;

- разнообразие форм  и методов;

- исключение дискриминации  в сертификации и др.

Виды сертификации классифицируются по ряду признаков:

1. Кругу заинтересованных  сторон:

- национальные системы;

- региональные;

- международные.

2. По правовому статусу:

- обязательная;

- добровольная.

3. Участию сторонних  организаций:

- самостоятельная система  сертификации;

- система сертификации третьей стороной.

Органы по сертификации проходят аккредитацию, результатом  её является официальное признание  права проводить определенные виды деятельности.

Тема: Конкурентоспособность продукции и предприятия.

План лекции:

1.  Сущность  и оценка конкурентоспособности продукции.

2.  Методы  оценки конкурентоспособности продукции.

3. Конкурентоспособность предприятия: понятие, факторы.

4. Направления   повышения  конкурентоспособности  продукции  и предприятия.

 

  1. Сущность и оценка конкурентоспособности продукции, методов оценки. ?

 

В условиях рыночно ориентированной  экономики конкурентоспособность продукции является важнейшим фактором и индикатором успешной деятельности предприятий. 

Конкурентоспособность продукции – это относительная обобщённая характеристика товара, которая выражает его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на её удовлетворение. При этом среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью на рынке в данный момент обладает тот, который благодаря своим свойствам приносит наибольший полезный эффект по отношению к цене потребления.

Комплекс конкурентоспособности товара состоит из трёх групп элементов:

1. Экономические параметры – величина затрат на производство и реализацию товара (обобщающим показателем является цена).

2. Технические параметры,  выражающие качество продукции  (такие как надежность, технологичность,  стандартизация и др., образующие  полезный эффект от использования  продукции).

3. Социально-организационные параметры (отражают национальные особенности организации производства, сбыта, рекламы товара, учёт социальной структуры покупателей).

Для того, чтобы товар мог удовлетворять конкретную потребность, он должен обладать набором параметров, совпадающих с параметрами потребления. Эти параметры определяют полезный эффект, полученный покупателем от применения товара. Но при оценке эффекта учитывается не только результат, но и затраты на его достижение. Поэтому каждый товар характеризуется свойствами, определяющими размер затрат, необходимых для его покупки и использования. Совокупность этих свойств образует группу стоимостных параметров – цену потребления. Она (Цп) складывается из цены приобретения товара (Цпр), расходов на транспортировку (Ртр), стоимости установки или монтажа (Су), затрат на хранение (Зхр), расходов по обслуживанию (Робс), затрат на ремонт (Зрем), затрат на ликвидацию (Зл), затрат на налоги и сборы, связанные с приобретением и эксплуатацией товара (Зн) и прочие затраты (Зпр):

Цп = Цпр+Ртр+Су+Зхр+Робс+Зрем+Зл+Зн+Зпр.

По многим видам сложных  технических товаров цена эксплуатации как часть цены потребления превышает цену приобретения, то есть рыночную цену продажи товара. Например, по автомобилям эксплуатационные расходы составляют 75-85 % цены потребления.

Информация о работе Издержки и себестоимость продукции