Издержки и себестоимость продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 21:52, лекция

Описание работы

Понятие, виды издержек и себестоимость продукции.
Классификация затрат на производство продукции. Структура себестоимости единицы продукции.
Управление себестоимостью продукции.
Факторы и пути снижения себестоимости продукции.

Файлы: 1 файл

Izderzhki_i_sebest-t_produktsii_Lektsii_Dokumen.doc

— 304.00 Кб (Скачать файл)

Сп

Данный показатель отражает эффективность затрат живого и овеществлённого труда. Он в основном используется для планирования и учёта рентабельности производства отдельных видов продукции.

Рентабельность  продаж (оборота) (Роб) рассчитывается отношением прибыли от реализации продукции (Пр) к объёму продаж (Qр),%:

Пр

Роб = --------------- х 100.

Кроме этого, можно выделить рентабельность реальных инвестиций, которая рассчитывается как отношение прироста прибыли (снижение издержек производства) за счёт реализации реальных инвестиций к реальным инвестициям:                                            / \ Пл

Ринв = ------- .

Ир

 

4. Риски     в     производственно-хозяйственной     деятельности   предприятия.

 

Риск – это угроза, опасность потерь вследствие занятия  каким-либо делом или наступления определённых событий.

Хозяйственный риск связан с осуществлением предпринимательской деятельности, понимаемой в широком смысле слова, и представляет собой потенциальную возможность, вероятность потери ресурсов или недополучения дохода.

В зависимости от сферы  деятельности различают политический, производственный, коммерческий, инновационный, финансовый риск.

В условиях развития рыночной экономики риск усиливается в  силу следующих причин:

-    возрастание информационной неопределённости и неустойчивости внешней среды;

-    высокая изменчивость  экономической среды;

- недостаточный опыт предпринимательской деятельности и управления.

Для оценки рискообразующих факторов внешней и внутренней среды целесообразно использовать методику SWOT-анализа. SWOT-анализ позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия и оценить возможности и угрозы со стороны внешней среды.

Внутренняя среда

Сильные стороны / Слабые стороны

Внешняя среда

Возможности / Угрозы

 

Рис. SWOT-анализ

Категории риска непосредственно  связана с понятием потерь и характеризует  вероятность возникновения их определённого  уровня.

Потери могут носить случайный и систематически повторяющийся  характер. Случайные потери сопряжены  с политическим риском, форс-мажорными обстоятельствами, некомпетентностью персонала, недобросовестностью партнёров, и являются непосредственно объектом оценки риска. Систематические потери прогнозируемы, в силу чего рассматриваются не как потери, а как неизбежные расходы.

При учёте потерь предприятием осуществляется их классификация на материальные, трудовые, финансовые, потери времени, специальные виды потерь.

Оценка риска связан с понятием его экономических  и правовых границ. При рассмотрении границ риска выявляются зоны допустимого, критического и катастрофического  риска.

Область, в которой  наблюдаются нулевые потери или  превышение прибыли над ожидаемой, образует безрисковую зону.

Под зоной допустимого риска понимается область, в которой потери не превышают ожидаемой прибыли.

Зону критического риска образует область, характеризуемая возможностью потерь в размере, превышающем ожидаемую прибыль, но не выше расчётной выручки.

Зона катастрофического  риска – область потерь, размер которых превосходит ожидаемую выручку и может достичь величины собственного капитала предприятия и стоимости его имущества в целом.

Основными методами снижения риска являются:

-   управление риском (нахождение способов уменьшения негативных последствий для предприятия);

-   диверсификация (объединение широкого круга отраслей и видов деятельности в поле деятельности предприятия);

-   совершенствование  системы планирования;

-   страхование и самострахование;

- хеджирование  (система  фьючерсных контрактов)  систему  контрактов с условным требованием  и др.

 

5.  Пути повышения прибыли предприятия.

 

Основными направлениями  повышения прибыли предприятия  являются:

1) активизация инновационной деятельности предприятия.

Освоение нового сектора рынка или нового рынка связано с повышением качества выпускаемой продукции и внедрением новых видов товаров. Прирост прибыли за счёт этого можно рассчитывать следующим образом:

Прн = {(Ц2-Ц1) – (Сср2-Сср1)} х Q2

Внедрение новых технологий способствует повышению производительности труда и снижает затраты живого труда. В этом случае прибыль возрастает за счёт роста производительности труда и уменьшения затрат на оплату труда:

Прзп = (1- Jзп / Jпт) х Узп х Собщ.

Освоение новых видов сырья и материалов дают возможность снизить затраты и увеличить прибыль:

Прмз = (1- Jмз х Jц) х Умз х Собщ.

Внедрение материалов по совершенствованию организации и управления производством можно отнести к факторам роста производительности труда управленческого аппарата:

Пр = (1- Jзп / Jпт) х Узп х Собщ.

2)   снижение риска в производственно-хозяйственной деятельности предприятия;

3) проведение грамотной заёмной политики, связанной с соотношением собственным и заёмным капиталом в пользу собственного;

4) планомерное, грамотное использование экономических ресурсов.

Кроме четырёх вышеуказанных факторов существенное влияние на прибыль, следовательно, и на рентабельность, оказывают следующие условия, на которые предприятие не может повлиять или влияет слабо: характер производственной деятельности, конъюнктура рынка, структура производства, инфляция.

Тема: Инновации.

План лекции:

1.  Инновации:  понятие, классификация.

2.  Интеллектуальная  и промышленная собственность.

3. Государственное   регулирование  инновационной деятельности  предприятий.

4. Научно-технологический  потенциал предприятия и его развитие.

 

1.  Инновации: понятие, классификация.

 

Под инновацией (англ. «innovation» – нововведение, новшество, новаторство) понимается использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, новых форм организации производства и труда, обслуживания и управления. Понятия «новшество», «нововведение», «инновация» нередко отожествляются, хотя между ними есть и различия.

Под новшеством понимается новый порядок, новый метод, изобретение, новое явление.

Словосочетание «нововведение» в буквальном смысле означает процесс использования новшества. С момента принятия к распространению новшество приобретает новое качество и становится нововведением (инновацией). Период времени между появлением новшества и воплощением его в нововведение (инновацию) называется инновационным лагом.

Понятие «инновации» как экономической категории ввёл в научный оборот австрийский экономист Й. Шумпетер. Он впервые рассмотрел вопросы новых комбинаций производственных факторов и выделил пять изменений, т.е. вопросов инноваций:

- использование новой техники, технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства;

-    внедрение продукции с новыми свойствами;

-    использование  нового сырья;

- изменения в организации  производства и его материально-технического  обеспечения;

-    появление новых рынков сбыта.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедрённого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, непременными свойствами инновации являются их новизна, производственная применимость (экономическая обоснованность) и она обязательно должна отвечать запросам потребителей.

Всё разнообразие инноваций  можно классифицировать по ряду признаков:

1. По степени  новизны:

-   радикальные (базисные) инновации, которые реализуют открытия, крупные изобретения и становятся основой формирования новых поколений и направлений развития техники и технологии;

-    улучшающие  инновации, реализующие средние  изобретения;

- модификационные инновации,  направленные на частичное улучшение устаревших поколений техники и технологии, организации производства.

2. По объекту  применения:

- продуктовые инновации, ориентированные на производство и использование новых продуктов (услуг) или новых материалов, полуфабрикатов, комплектующих;

- технологические инновации,  нацеленные на создание и применение  новой технологии;

- процессные инновации,  ориентированные на создание  и функционирование новых организационных  структур, как внутри фирмы, так и на межфирменном уровне;

- комплексные инновации,  представляющие собой сочетание  различных инноваций.

3. По масштабам  применения:

-   отраслевые;

-   межотраслевые;

-   региональные;

-   в рамках предприятия (фирмы).

4. По причинам  возникновения:

- реактивные (адаптированные) инновации, обеспечивающие выживание фирмы, как реакции на нововведения, осуществляемые конкурентами;

- стратегические инновации – это инновации, реализация которых носит упреждающий характер с целью получения конкурентных преимуществ в перспективе.

5. По эффективности:

-   экономическая;

-   социальная;

-   экологическая;

-   интегральная.

Инновационная деятельность – это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Состояние инновационной деятельности является важнейшим индикатором развития экономики и общества. В реализации инновационного пути развития важная роль принадлежит основному звену экономики – предприятию.

Инновационная деятельность предприятий обладает рядом особенностей:

- высокой степенью  неопределённости результата и соответственно риска;

- значительным отставанием  момента получения результата  от времени осуществления затрат;

- особым значением  человеческого фактора. Успех  инноваций во многом зависит  от личностных данных участников процесса, их научно-технической компетенции, творческой активности, мотивации труда;

- необходимостью концентрации  значительных финансовых ресурсов, особенно для осуществления масштабных инноваций;

- высокими затратами  на начальных этапах и стадиях освоения нововведений;

- высокой стоимостью новых видов продукции и услуг, что создаёт трудности для распространения инноваций.

В качестве конечного  результата инновационной деятельности выступают инновации.

Инновационная деятельность включает:

- выявление проблем  предприятия;

- осуществление инновационного  процесса;

- организация инновационной  деятельности.

Внедрение новшеств всегда имело большое значение в развитии производства. В современной экономике роль инноваций значительно возрастает. Они всё более становятся основополагающими факторами экономического роста.

Опыт развитых стран  свидетельствует о том, что коренные преобразования в области производственных сил в эпоху НТР, быстрая сменяемость её волн, а, следовательно, новых комбинаций факторов производства, широкое внедрение нововведений стали нормой современной экономической жизни.

Возрастающая  роль инноваций обусловлена:

- во-первых, самой природой рыночных отношений;

- во-вторых, необходимостью  глубоких качественных преобразований  в экономике Республики Беларусь  с целью преодоления кризиса  и выхода на траекторию устойчивого  роста.

 

2. Интеллектуальная  и промышленная собственность.

 

Интеллектуальной собственностью признаётся авторское право и другие права на интеллектуальный продукт.

Объекты интеллектуальной собственности подразделяются на две  группы: охраняемые при условии регистрации (изобретения, полезные модели, промышленные образцы) и охраняемые без регистрации (программы для ЭВМ и базы данных, топологии интегральных микросхем, ноу-хау).

К изобретениям относят новые, обладающие существенными отличиями технические решения, обеспечивающие получение положительного эффекта.

Полезная модель – это техническое решение, относящееся к устройствам, являющимися новыми и промышленно применимыми.

Информация о работе Издержки и себестоимость продукции