Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 09:46, реферат
Себестоимость продукции, анализ затрат, издержки производства, фондоемкость, рентабельность.
Объект исследования – ЗАО «Тбилисский сахарный завод» Тбилисского района.
Цель работы – провести анализ издержек и себестоимости производства основных видов продукции, определить факторы, влияющие на себестоимость, и пути ее снижения в ЗАО «Тбилисский сахарный завод».
Косвенные способы снижения затрат имеют место, когда следствием (побочным эффектом) мероприятий, имеющих другие приоритеты, является снижение затрат. Например, предприятие, выпускающее продукцию неэластичного спроса, решило повысить цены реализации[11]. Как это ни парадоксально, отдаленным следствием этого процесса явится снижение затрат на производство. Причина заключается в том, что при росте цен сократятся сбыт продукции и объем ее производства. Последнее приведет к уменьшению затрат на производство. При увеличении объемов производства и сбыта снижаются постоянные затраты на единицу продукции. Снижение издержек предполагает снижение не только производственных затрат, но и издержек обращения (коммерческих), внереализационных издержек, управленческих затрат.
Очень важно стремиться к уменьшению дебиторской задолженности, сокращению сроков расчетов с контрагентами[22]. В то же время разумный рост кредиторской задолженности уменьшает текущие затраты предприятия (но в будущем затраты могут вырасти, если будут применены штрафные санкции). Однако при высокой инфляции опасность последних не столь высока. Необходимо также снижать стоимость обслуживания заемных средств. Невыгодные для предприятия кредитные договоры следует «выравнивать», т.е. приводить их в соответствие со средними условиями кредитования. В планировании и прогнозировании издержек предприятия необходимо предусматривать их снижение.
В условиях инфляции растут не только выручка от реализации, но и затраты предприятия на приобретение сырья, материалов, электроэнергии, получение кредитов и др. При превышении темпов роста цен на приобретаемую продукцию по сравнению с реализуемой у предприятия обостряется потребность в оборотных, прежде всего денежных, средствах, растет потребность в дополнительных источниках финансирования, увеличиваются расходы, ухудшается финансовое положение.
Занижение реальной стоимости основного и оборотного капиталов в балансе предприятия соответственно занижает величину амортизационных отчислений и других необходимых расходов, а также занижает себестоимость[8]. У предприятия обостряется проблема замены износившихся средств и орудий труда. Это, в свою очередь, ведет к «старению» производственного парка, снижению качества продукции, сдаче конкурентных позиций. В условиях инфляции оценку производственных запасов нередко проводят по методу ЛИФО (по себестоимости последних по времени приобретений). В этих условиях оценка приобретения и заготовки материалов более выгодна по учетным ценам и отклонениям от фактических затрат (а не по фактической себестоимости приобретений).
Инфляция резко усиливает значение многих факторов хозяйственной деятельности: экономии материальных и трудовых ресурсов; нормирования сырья, материалов, топлива, энергии; роста производительности труда (роста объемов производства при заданном (неизменном) общем уровне затрат); соотношения кредиторской и дебиторской задолженности (при росте доли первой предприятие получает относительный выигрыш и, наоборот, при росте второй несет дополнительные потери вследствие обесценения денежных средств).
При инфляции важно не допускать опережающего роста затрат на потребляемые изделия, сырье по сравнению с темпами инфляции, следует по возможности сохранять прежний уровень затрат на единицу продукции за счет роста объемов производства (по отношению к постоянным затратам) и дополнительных мероприятий, например в части переменных затрат[7]. Возможно и допущение роста затрат в соответствии с темпами динамики прибыли.
При инфляции в составе затрат падает доля инвестиций (особенно производственных), так как она в первую очередь обесценивает капитальные (долгосрочные) вложения[7]. Падает и доля амортизационных отчислений. Если предприятие не поддерживает реальную заработную плату на прежнем уровне, то падает и ее доля. Одновременно средства и накопления предприятий «перетекают» в торговую, финансовую, посредническую и другие сферы с более быстрым (т.е. с менее обесценивающимся) оборотом капитала.
К числу мер предупреждения перерасхода затрат относятся:
постоянный анализ и контроль над затратами;
непрерывное ужесточение норм расхода сырья и материалов;
внедрение режима строгой экономии;
расширение круга нормируемых оборотных средств;
установление потенциальных зон с наиболее высоким риском перерасхода средств;
достижение запланированных показателей объема производства (при снижении последних растут постоянные затраты на единицу продукции);
определение взаимосвязи динамики и относительных показателей затрат с объемами и динамикой производственно-коммерческой деятельности предприятия и качества продукции (работ, услуг).
В целях профилактики перерасхода затрат необходимо определить возможные причины перерасхода затрат.
Это может быть:
1) приобретение продукции с потребительскими свойствами ниже ожидаемых;
2) удорожание инвестиционных проектов;
3) вынужденное использование кредитов и займов с невыгодными условиями;
4) увеличение первоначальной стоимости закупаемых сырья, материалов или их первоначальная недооценка;
5) недостатки нормирования оборотных средств или его отсутствие;
6) использование устаревшего оборудования или сырья;
7) неэффективное использование оборудования; финансовые упущения и злоупотребления менеджеров;
8) нарушения законодательства, нормативных актов и вызванные этим штрафные санкции;
9) нежелательные изменения в законодательстве и нормативных актах;
10) инфляционные процессы;
11) негативные изменения валютных курсов.
Таким образом, профилактика перерасхода затрат должна охватывать все аспекты деятельности предприятия, в том числе, казалось бы, не имеющие отношения к политике экономии ресурсов.
Выводы по разделу три
В разделе три проведена экономическая оценка уровня издержек и себестоимости производства продукции ЗАО «Тбилисский сахарный завод». Проведен анализ издержек и себестоимости производства основных видов продукции. Проведена оценка затрат на производство и реализацию продукции по экономическим элементам и статьям калькуляции. Выявлены факторы, влияющие на себестоимость продукции. Рассмотрена методика планирования себестоимости продукции. При инфляции важно не допускать опережающего роста затрат на потребляемые изделия, сырье по сравнению с темпами инфляции, следует по возможности сохранять прежний уровень затрат на единицу продукции за счет роста объемов производства (по отношению к постоянным затратам) и дополнительных мероприятий, например в части переменных затрат.
При анализе основное внимание уделяется тем статьям, по которым допущены непланируемые потери и перерасходы. Однако анализ себестоимости не должен ограничиваться только этими статьями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В работе основное внимание уделено анализу бухгалтерских балансов ЗАО «Тбилисский сахарный завод» за три года – с 2009-го по 2011-й года включительно, а также проведен экономико-статистический анализ издержек и себестоимости продукции предприятия и пути их снижения.
Для подведения итогов, можно сказать, что главной целью и определяющим мотивом предприятий на современном этапе является максимизация прибыли, а это обусловлено не только спросом, но и издержками производства. Именно издержки производства оказывают в значительной мере воздействие на конкурентное предложение. Классификация и структура затрат позволяют понять, какую роль играют в структуре себестоимости отдельные элементы затрат и на какой основе определить пути ее снижения.
Таким образом, себестоимость продукции является важнейшей экономической категорией и характеризует затраты предприятия на производство и реализацию продукции. Она является также важнейшим качественным показателем работы предприятия, так как характеризует уровень использования всех ресурсов (переменного и постоянного капитала), находящихся в распоряжение предприятия.
При анализе основное внимание уделяется тем статьям, по которым допущены непланируемые потери и перерасходы. Однако анализ себестоимости не должен ограничиваться только этими статьями.
Делая анализ структуры и динамики себестоимости производства сахара первого сорта, мы видим, что за исследуемый период его себестоимость повысилась. За последние 2009-2011 годы себестоимость 1ц. составила в среднем 1244,4 руб. Тенденция повышения себестоимости составляет 1,1%. При ежегодном темпе прироста 10 среднее значение 1% прироста составляет 12,018.
Для внутрипроизводственного планирования и выявления резервов снижения себестоимости продукции необходимо знать не только общую сумму затрат каждого предприятия по тому или иному экономическому элементу, но и величину расходов в зависимости от места их возникновения. Такую возможность дает классификация затрат по калькуляционным статьям.
Важным условием эффективного функционирования сельскохозяйственного предприятия является постоянное снижение себестоимости производства продукции. Исследуемое хозяйство не является исключением. Таким образом, можно сформулировать дополнительные пути увеличения производства продукции в хозяйстве ЗАО «Тбилисский сахарный завод»: внедрение новой, прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производственных процессов; улучшение использования и применение новых видов сырья и посадочных материалов.
Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции затраты предприятия группируются по статьям калькуляции.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрютина М.С. Экономический анализ торговой деятельности: Учебное пособие. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2008. - 512с.
2. Аванесов Ю. А., Клочко А. Н., Васькин Е. В. Основы коммерции. ВУЗ. – М., 2005. 215с.
3. Балабанов И. Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом? – М.: Финансы и Статистика, 2009. 345с.
4. Барышева А.В. Как сделать персонал ориентированным на клиента // Управление персоналом. –2008. №8. – С. 24-33.
5. Басконова В.В. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. – М.: «ИНФРА-М», 2009. – 455с.
6. Бойдейл Т. Как улучшить управление организацией: пособие для руководителей. – М.: АО «ИНФРА – М», 2009. – 204с.
7. Болдырев Ю. Н. Покупатель и магазин. – М. : Финансы и статистика, 2008. – 112с.
8. Брагин Л.А. Торговое дело: экономика, маркетинг, организация / Л.А. Брагин, Т.П. Данько – М.: «ИНФРА-М», 2010 – 560с.
9. Гитомер Дж. Библия торговли / Гитомер Дж. –СПБ: Питер, 2008. –368с.
10. Голиков Е.А. Оптовая торговля. Менеджмент. Маркетинг. Логистика. Финансы. Безопасность: Учебно-практическое пособие. / Е.А. Голиков. - М.: Издательство «Экзамен», 2007. - 352с.
11. Греховодова М.Н. Экономика торгового предприятия. – Ростов/н/Дону.: «Феникс», 2008. – 25 с.
12. Грибов, В.Д. Экономика предприятия [Текст]: учеб, для студ. / В.Д. Грибов. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 336с.
13. Дашков Л. П., Памбухчияец В. К. Коммерция и технология торговли: Учебник для студентов высших учебных заведений, 3-е изд.,- М.: Издательско- книготорговый центр «Маркетинг», 2008. – 352с.
14. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Ч.1. Розничная торговля: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во
Урал. гос. экон. ун-та, 2007. - 207с.
15. Каплина С.А. Технология оптовой и розничной торговли - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Перспектива, 2009. – 336с.
16. Комкова Е. Товарный портфель. Управление закупками в рознице -СПБ: Питер, 2008 – 336с.
17. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: Учеб. для вузов. – 5-е изд., перераб . и доп. – Мн .: Высш.шк ., 2008. – 430с.
18. Крейнина, М.Н. Финансовый менеджмент / М.Н. Крейнина. - М.: Экономика, 2008. – 110с.
19. Маслов Е.В. Управление персоналом предприятия. – М.: ИНФРА – М, Новосибирск: НГАЭ и У, 2000. 118с.
20. Милгром, П. Экономика, организация и менеджмент. В 2т. Т.1/Пол Милгром, Джон Роберте; перевод с англ.; под ред. И.И.Елисеевой, В.Л.Тамбовцева. - СПб.: Экон.шк., 2008. – 468с.
21. Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность. Ч.2. Оптовая торговля: Учеб. пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун- та, 2007.-104с.
22. Оптовая торговля / Под ред.А.Г. Роминой. - Мн.: УП «ИВЦ Минфина», 2008. - 220с.
23. Организация и технология торговых процессов. / Под ред. Ф.Г. Панкратова. – М.: Экономика, 2009. – 334с.
24. Организация оптовой торговли: Учеб. пособие / Под общ. ред. А. Г. Роминой. - Мн.: БГЭУ, 2007. - 167с.
25. Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности. –М.: Банки и биржи, 2007. – 432с.
26. Павлова, Л.Н. Финансовый менеджмент: учеб. для вузов / Л.Н.Павлова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 269с.
27. Анализ себестоимости продукции [Электронный ресурс] Себестоимость – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org.