Экономическая сущность продажи готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия, также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.

Файлы: 1 файл

1 Экономическая сущность продажи готовой продукции.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

В состав предприятия  входят:

Цех железобетонных изделий (проектная мощность составляет 38,4 тыс.м3 в год)

Центральный растворобетонный цех (проектная мощность – 28 тыс.м3 в  год)

Цех вибропрессованных  изделий (проектная мощность – 5,2 тыс.м3 в год)

Асфальтобетонный цех (проектная мощность – 105,6 тыс.тн в  год )

Цех облицовочной плитки

Электроцех

Склад готовой продукции

Котельная (проектная  мощность – 21,6 тыс. гКал в год)

Отдел технического контроля

Лаборатория

Кислородный цех (проектная  мощность – 1000 тыс.м3 в год )

Ремонтно - механический цех

Строительный участок


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.1.1. Производственная структура ОАО «АЗЖБИ»

 

Изделия предприятия  использованы при строительстве  таких гигантов нефтехимии, как «Нижнекамскнефтехим», «Менделеевский завод минеральных  удобрений», в корпусах «Алнас», Трубного завода, завода «АЗЖБИ», чулочно-носочной фабрики «Алсу», Дворцов культуры и спорта города Альметьевска, Заинской ГРЭС, «КамАЗ» и других объектов нефтяной зоны Татарстана и Западной Сибири.

Во главе ОАО «АЗЖБИ»  находится генеральный директор, который избирался общим собранием  акционеров и осуществляет текущее руководство деятельностью предприятия, осуществляет общее управление ИТР и имеет преимущество в определении движения денежных ресурсов. Генеральный директор подготавливает к утверждению отчетные, финансовые, бухгалтерские и иные документы, связанные с деятельностью предприятия (рис.1).

Анализируя структуру  можно выявить, что она относится  к традиционному типу структур (линейно-функциональная структура), так существует иерархия и четкое разграничение компетенции  по уровням линейного управления.

Руководство предприятием осуществляет генеральный директор, который выбирается Советом директором на определенный срок. Он назначает  и освобождает от должности своих  заместителей, начальников цехов  и отделов. Распределение обязанностей между инженерно-техническими работниками и служащими производится в соответствии с должностными инструкциями, утверждёнными генеральным директором.

Достоинства линейно-функциональной  структуры в управлении одноотраслевым производством (централизованное управление, четкое планирование, строгий контроль производственно-хозяйственной деятельности) общепризнанны в условиях, когда изменения происходят равномерно и по всем структурным подразделениям. Существуют линейные связи между начальником любого отдела и его подчиненными (например, между главным бухгалтером и работниками бухгалтерии).

Функциональные связи  можно выделить, например, между  специалистами бухгалтерии и  специалистами отдела снабжения.

В соответствии с производственной структурой организации определено местонахождение объектов ОС, закрепление их за материально ответственными лицами.

Материально ответственными лицами в ОАО «АЗЖБИ» являются начальники  участков, цехов,  прораб, механики, заведующий складом.

Готовая продукция  учитывается по фактическим затратам, связанным с ее изготовлением, представляющим фактическую производственную себестоимость.

Остатки готовой  продукции на складах или иных местах хранения на начало и конец  отчетного периода в аналитическом  и синтетическом учете могут  оцениваться:

- по фактической  производственной себестоимости,  применяемой для оценки готовой  продукции в единичном и мелкосерийном  производствах, а также при  выпуске массовой продукции небольшой  номенклатуры;

- по нормативной  себестоимости, включающей полную  совокупность затрат на производство (расходы по использованию основных средств, сырья, материалов, топлива, энергии, трудовых ресурсов и др.). Она характерна для оценки готовой продукции в отраслях массового и серийного производства с большой номенклатурой готовой продукции;

- по нормативной  себестоимости, включающей расходы  прямых статей затрат;

- по договорным  ценам, что характерно для условий  стабильности цен на готовую  продукцию;

- по другим  видам цен.

Независимо  от цен, принятых для оценки готовой  продукции в соответствии с приказом руководителя организации об учетной политике, общая стоимость готовой продукции за отчетный период должна быть равна фактической производственной себестоимости готовой продукции.

Готовая продукция, выпущенная из производства, переходит из сферы (этапа) производства и поступает в сферу обращения.

Выпуск готовой  продукции из производства и поступление  ее на склад готовой продукции  учитываются следующими первичными учетными документами, не являющимися  типовыми:

- приемо-сдаточными  накладными;

- спецификациями;

- приемными  актами;

- ведомостями  сдачи готовой продукции из  производства на склад;

- планами-картами  сдачи готовой продукции и  др.

Перечисленные документы заполняются обычно в  двух экземплярах (один для цеха-сдатчика, другой остается на складе), утверждаются в учетной политике организации и должны содержать реквизиты, предусмотренные ст. 9 "Первичные учетные документы" Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" (в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 183-ФЗ).

Аналитический учет движения готовой продукции  на складах ведется аналогично учету  материально-производственных запасов  в карточках учета материалов типовой формы N М-17 по ее наименованиям, видам, местам хранения и материально  ответственным лицам. В карточках ведется учет поступления из производства готовых изделий, передачи (отгрузки, продажи) покупателям в соответствии с первичными документами и датами движения. Причем после каждой операции в карточке обязательно выводится ее остаток.

На основании  данных, учтенных в карточках, на складах составляются оборотные ведомости готовой продукции или сальдовые ведомости готовой продукции, которые передаются в бухгалтерию. Здесь они необходимы для ведения количественного и стоимостного учета движения готовой продукции на складах и организации контроля за сохранностью этих ценностей.

На автоматизированных складах аналитический учет движения готовой продукции ведется в  машинограммах движения готовой  продукции по складу, имеющих такое  же содержание, как и карточки, но составляемых ежедневно в разрезе каждого наименования и вида готовой продукции. Такая система учета носит название бескарточной.

Первичные учетные  документы, поступившие на склад  в течение месяца и сгруппированные  по местам хранения и видам готовой  продукции, поступают в бухгалтерию, где проверяются и таксируются. После этого на их основании в бухгалтерии ежемесячно составляется ведомость выпуска готовой продукции, которая необходима для оперативного контроля ежедневного выполнения плана по выпуску в разрезе наименований продукции в количественном и стоимостном измерении в течение месяца нарастающим итогом. Для отражения поступления готовой продукции из производства в стоимостном измерении используются учетные цены номенклатуры-ценника. По окончании месяца после расчета фактической себестоимости готовой продукции по видам она также показывается в этой ведомости.

Синтетический учет готовой продукции, выпущенной из производства, организуется на счете 43 "Готовая продукция" с использованием или без использования счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Когда организация  для учета движения готовой продукции  использует только сч. 43 "Готовая  продукция", при оприходовании  ее на склад выполняется следующая  корреспонденция:

Д-т сч. 43 "Готовая  продукция"

К-т сч. 20 "Основное производство", 23 Вспомогательные производства", 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" по фактической производственной себестоимости.

Если учет готовой  продукции ведется по нормативной  себестоимости или по договорным ценам, то разница между фактической себестоимостью и стоимостью готовой продукции по учетным ценам учитывается на счете 43 "Готовая продукция", субсчет "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости". Эти отклонения учитываются в разрезе номенклатуры готовой продукции, по отдельным группам готовой продукции или по организации в целом. Превышение фактической себестоимости над учетной стоимостью списывается:

Д-т сч. 43 "Готовая  продукция", субсчет "Отклонения фактической себестоимости готовой  продукции от учетной стоимости"

К-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные  производства", 29 "Обслуживающие  производства и хозяйства".

Если фактическая  себестоимость ниже учетной стоимости, то выполняется сторнировочная запись.

При необходимости  выпуск продукции, работ, услуг может учитываться на счете 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)". На этом счете обобщается информация о выпуске за отчетный период, когда организация оценивает готовую продукцию по нормативной (плановой) себестоимости.

По дебету счета 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" учитывается фактическая себестоимость выпуска:

Д-т сч. 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)"

К-т сч. 20 "Основное производство", 23 "Вспомогательные  производства", 29 "Обслуживающие  производства и хозяйства".

Нормативная (плановая) себестоимость произведенной продукции, работ, услуг списывается:

Д-т сч. 43 "Готовая  продукция", 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж"

К-т сч. 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Сопоставлением  дебетового и кредитового оборотов по счету 40 "Выпуск продукции (работ, услуг) на последнее число месяца определяется отклонение фактической производственной себестоимости выпущенной продукции (работ, услуг) от нормативной (плановой) себестоимости.

Экономия (превышение нормативной (плановой) себестоимости над фактической) отражается красным сторно:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж"

К-т сч. 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Перерасход (превышение фактической себестоимости над  нормативной (плановой) себестоимостью) отражается дополнительной записью:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж"

К-т сч. 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)".

Счет 40 "Выпуск продукции (работ, услуг)" по окончании  отчетного месяца закрывается, на отчетную дату сальдо не имеет и записи по нему в бухгалтерском балансе не производятся.

Для расчета  полной фактической себестоимости  готовой продукции необходимо организовать не только учет ее производственной себестоимости, но и учет коммерческих расходов. Коммерческие расходы представляют затраты на отгрузку и продажу готовой продукции, работ, услуг. К ним относятся:

- стоимость  тары, приобретенной у сторонних  организаций и используемой для  упаковки изделий, а также расходы  по ее содержанию в исправном  состоянии и ремонту, если стоимость последней включена в продажную цену готовой продукции на основании условий договора с покупателем и не подлежит оплате им;

- расходы на  погрузку готовой продукции в  транспортные средства, на ее  доставку до пункта, определенного  условиями договора с покупателем, оплату услуг транспортно-экспедиционных организаций и др.;

- комиссионные  сборы, отчисления, уплачиваемые  специализированным организациям, оказывающим услуги по доставке  готовой продукции в соответствии  с условиями договоров;

- затраты по  рекламе (разработка и изготовление рекламной продукции, изготовление и распространение рекламных сувениров, образцов продукции, объявления в средствах массовой информации и др.);

- представительские  расходы (расходы на проведение  официальных приемов, буфетное  обслуживание во время переговоров, оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате организации и др.) и др. Аналитический учет коммерческих расходов ведется на основании первичных учетных документов в ведомости учета коммерческих расходов в разрезе установленной в организации номенклатуры статей затрат.

Синтетический учет расходов организуется на собирательно-распределительном  счете 44 "Расходы на продажу", по дебету которого накапливаются суммы  произведенных организацией расходов по продаже продукции, работ, услуг:

Д-т сч. 44 "Расходы  на продажу"

К-т сч. 02 "Амортизация  основных средств", 05 "Амортизация  нематериальных активов", 10 "Материалы", 16 "Отклонения в стоимости материальных ценностей", 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", 70 "Расчеты  с персоналом по оплате труда", 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению", 71 "Расчеты с подотчетными лицами" и др.

Для определения финансового  результата деятельности организации, занимающейся промышленной и иной производственной деятельностью, коммерческие расходы, собранные на счете 44 "Расходы на продажу", списываются на счет 90 "Продажи" частично.

При частичном списании производится ежемесячное распределение расходов на упаковку и транспортировку готовой  продукции между отдельными видами отгруженной продукции пропорционально их весу, объему, производственной себестоимости и другим базам, принятым в организации и заявленным в учетной политике для целей бухгалтерского учета.

Пример. Сумма расходов на упаковку и транспортировку двух видов продукции, изготовляемых организацией, составила 90 000 руб. При частичном списании этих расходов и распределении их пропорционально производственной себестоимости (по первому виду продукции - 600 000 руб., по второму - 900 000 руб.) определим сумму расходов на упаковку и транспортировку отгруженной продукции по видам продукции.

Информация о работе Экономическая сущность продажи готовой продукции