Экономическая сущность продажи готовой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 20:17, контрольная работа

Описание работы

Конечным продуктом производственного процесса предприятия является готовая продукция. Изделия считаются готовыми только в том случае, если они полностью укомплектованы и соответствуют техническим условиям, утвержденным в установленном порядке, сданы на склад готовой продукции и снабжены сертификатом или другим документом, удостоверяющим качество готовой продукции. Готовая продукция составляет основную часть продукции предприятия. Кроме того, в состав готовой продукции могут входить детали, узлы и полуфабрикаты, если они отправляются покупателям как запасные части или комплектующие изделия, также отпущенные на сторону полуфабрикаты собственного производства, выполненные работы и оказанные услуги промышленного характера. Работами промышленного характера считаются услуги вспомогательных цехов по отпуску пара, воды, электроэнергии, сжатого воздуха, автоперевозки и другие услуги сторонним предприятиям и организациям, своим непромышленным хозяйствам или для собственного капитального строительства.

Файлы: 1 файл

1 Экономическая сущность продажи готовой продукции.doc

— 461.00 Кб (Скачать файл)

1. Сумма производственной  себестоимости двух видов продукции  составит 1 500 000 руб. (600 000 руб. + 900 000 руб.).

2. Коэффициент распределения  расходов на упаковку и транспортировку  двух видов продукции - О,06 (90 000 руб. : 1 500 000 руб.).

3. Сумма расходов на  упаковку и транспортировку по  первому виду продукции - 36 000 руб. (600 000 руб. х 0,06).

4. Сумма расходов на  упаковку и транспортировку по  второму виду продукции - 54 000 руб. (900 000 руб. х 0,06).

Все остальные расходы, связанные  с продажей продукции, работ, услуг, ежемесячно относятся на себестоимость  проданной продукции:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж..."

К-т сч. 44 "Расходы на продажу".

Готовая продукция, изготовленная для продажи и сданная из производства на склад, подлежит отпуску отгрузке покупателям. Операции отгрузки, отпуска оформляются специальным первичным документом - приказом-накладной, форма и содержание которого определяются организацией самостоятельно и утверждаются в учетной политике организации. Приказ-накладная представляет документ, сочетающий два документа:

- приказ складу  на передачу, отпуск, отгрузку готовой  продукции покупателю;

- накладную на отпуск со склада готовой продукции.

Документ оформляется  в двух экземплярах. Первый экземпляр  передается экспедитору - работнику, отправляющему  груз. В нем указывается количество отправленных мест, масса груза в  соответствии с товарно-транспортной или железнодорожной накладной, стоимость оплаченного тарифа за доставку продукции до покупателя.

Экспедитор  сдает приказ-накладную и квитанцию  транспортной организации в бухгалтерию  для выписки платежных документов и их оплаты покупателем (платежного требования, счета-фактуры и др.).

Второй экземпляр  приказа-накладной используется как  оправдательный документ об отпуске  готовой продукции складским  персоналом, а также для отражения  этой операции в карточках учета  материалов (типовая форма N М-17).

Основанием для выписки приказа-накладной являются условия договоров с покупателями (договоры купли-продажи, поставки, мены, комиссии и др.). В документе указывают наименование покупателя, количество и наименование продукции, цену продукции, срок отгрузки, отпуска и др.

По данным сгруппированных  первичных документов на отпуск (отгрузку) готовой продукции оставляют  регистр аналитического учета - ведомость  продажи готовой продукции.

Важным условием договоров с покупателями выступает  момент перехода права собственности на продукцию от продавца к покупателю. В соответствии с нормами ст. 458 Гражданского кодекса РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент:

- вручения товара  покупателю или указанному им лицу, если договором не предусмотрена обязанность продавца по доставке товара;

- предоставления  товара в распоряжение покупателя, если товар должен быть передан  покупателю или указанному им  лицу в месте нахождения товара. Товар считается предоставленным покупателю, когда к сроку, предусмотренному договором, товар готов к передаче в надлежащем месте и покупатель в соответствии с условиями договора осведомлен о готовности товара к передаче.

В случае, когда  из договора купли-продажи не вытекает обязанности продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику или организации связи для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иного. Таким образом, продажа продукции, работ, услуг отражается в бухгалтерском учете по мере отгрузки, отпуска, передачи их покупателю в момент перехода права собственности на них покупателю.

При продвижении  готовой продукции от производителей к покупателям возникают транспортные расходы, оплата которых производится следующим образом:

1) все расходы  оплачивает поставщик. В этом  случае условия франкировки носят  название франко-склад покупателя, а франко (в переводе с итал. - свободный) означает, до какого звена на пути движения готовой продукции от производителя к покупателю последний освобождается от оплаты транспортных расходов;

2) все расходы  оплачивает покупатель (условия  франкировки - франко-склад поставщика);

3) часть расходов оплачивает поставщик, часть - покупатель. В этом случае условиями франкировки являются:

- франко-станция  отправления, когда поставщик  оплачивает транспортные расходы  (погрузка, доставка и др.) до станции  отправления;

- франко-станция  назначения, когда поставщик оплачивает транспортные расходы до станции назначения.

Продажа готовой  продукции позволяет возместить расходы организации, понесенные на производство и реализацию, учесть выручку от продажи готовой продукции, выявить финансовый результат обычной деятельности, произвести расчет фактической суммы прибыли или убытка от продаж.

Формирование  выручки от продаж в бухгалтерском  учете производится в соответствии с нормами п. 12 ПБУ 9/99 "Доходы организации" (в ред. приказа Минфина России от 27.10.2006), согласно которым выручка в бухгалтерском учете признается при наличии следующих условий:

- организация  имеет право на получение этой  выручки, вытекающее из конкретного  договора или подтвержденное  иным образом;

- имеется уверенность  в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

- право собственности  на готовую продукцию перешло  от организации к покупателю  или работа принята заказчиком (услуга оказана);

- расходы, которые  произведены или будут произведены  в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении  денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных  условий, то в бухгалтерском учете  организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Учет выручки от продажи продукции, работ, услуг ведется на активно-пассивном счете 90 "Продажи", имеющем следующие субсчета:

1 "Выручка" - для учета поступления активов,  признаваемых выручкой;

2 "Себестоимость  продаж" - для учета фактической  себестоимости продаж, по которым признана выручка;

3 "Налог на  добавленную стоимость" - для отражения  сумм НДС, причитающихся к получению  от покупателей, заказчиков;

4 "Акцизы" - для учета сумм акцизов, включенных  в цену проданной продукции;

9 "Прибыль/убыток  от продаж" - для выявления финансовых результатов (прибыли или убытка) от продажи готовой продукции, работ, услуг за отчетный период.

Бухгалтерские записи по счетам 90-1 "Выручка", 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог  на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" производятся накопительно в течение отчетного года.

При признании  в бухгалтерском учете сумм выручки  от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг производится следующая запись:

Д-т сч. 62 "Расчеты  с покупателями и заказчиками"

К-т сч. 90 "Продажи", субсчет 1 "Выручка".

Одновременно  списывается фактическая себестоимость  проданных продукции, работ, услуг  и коммерческие расходы:

Д-т сч. 90 "Продажи", субсчет 2 "Себестоимость продаж"

К-т сч. 43 "Готовая  продукция", 44 "Расходы на продажу", 20 "Основное производство".

При учете готовой  продукции по нормативной себестоимости  или договорным ценам списание готовой  продукции при отгрузке, отпуске  может производиться по учетной  стоимости. Одновременно на счета учета  продаж списываются отклонения, относящиеся  к проданной готовой продукции. Отклонения, относящиеся к остаткам готовой продукции, остаются на счете 43 "Готовая продукция", субсчет "Отклонения фактической себестоимости готовой продукции от учетной стоимости".

Независимо  от метода определения учетных цен общая стоимость готовой продукции (учетная стоимость плюс отклонения) должна равняться фактической производственной себестоимости этой продукции за отчетный месяц.

Расчет фактической  производственной себестоимости проданной  продукции за отчетный месяц и ее остатка на конец отчетного месяца производится исходя из следующих данных (далее приведены условные данные):

- остатков готовой  продукции на складе по учетным  ценам (6200 руб.) и фактической производственной  себестоимости на начало отчетного  месяца - 5500 руб. (по данным аналогичного расчета за прошлый месяц);

- выпуска из  производства готовой продукции  за отчетный месяц по учетным  ценам (80 300 руб.) и фактической  производственной себестоимости  - 87 000 руб. (по данным ведомости  выпуска готовой продукции);

- расчета соотношения  фактической производственной себестоимости  остатка готовой продукции на  складе и ее поступления на  склад за отчетный месяц к  стоимости по учетным ценам  - 1,07 [(5 500 руб. + 87 000 руб.): (6200 руб. + 80 300 руб.)];

- продажи готовой продукции в течение месяца по данным ведомости продажи готовой продукции по учетным ценам (80 000 руб.) и расчета ее фактической себестоимости как произведения стоимости отгруженной готовой продукции по учетным ценам в течение месяца и соотношения фактической производственной себестоимости готовой продукции и ее стоимости по учетным ценам (1,07) - 85 600 руб. (80 000 руб. х 1,07);

- расчета учетной  стоимости остатка непроданной  готовой продукции на складе  на конец отчетного месяца (остаток  готовой продукции на начало отчетного месяца по учетным ценам плюс стоимость поступления готовой продукции из производства в течение месяца по учетным ценам минус продажа готовой продукции по учетной стоимости в течение месяца) - 6 500 руб. (6200 руб. + 80 300 руб. - 80 000 руб.);

- расчета фактической  производственной себестоимости  остатка непроданной готовой  продукции на складе на конец  отчетного месяца (остаток готовой  продукции на начало отчетного  месяца по фактической производственной  себестоимости плюс стоимость  поступления готовой продукции из производства в течение месяца по фактической себестоимости минус продажа готовой продукции по фактической себестоимости в течение месяца) - 6900 руб. (5500 руб. + 87 000 руб. - 85 600 руб.).

Ежемесячно  сопоставлением совокупного дебетового оборота по счетам 90-2 "Себестоимость продаж", 90-3 "Налог на добавленную стоимость", 90-4 "Акцизы" и кредитового оборота по счету 90-1 "Выручка" определяется финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц. Прибыль ежемесячно (заключительными оборотами) списывается записью:

Д-т сч. 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"

К-т сч. 99 "Прибыли  и убытки".

Таким образом, счет 90 "Продажи" сальдо на отчетную дату не имеет.

По окончании  отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 "Продажи" (кроме счета 90-9 "Прибыль/убыток от продаж"), закрываются внутренними записями на счет 90-9 "Прибыль/убыток от продаж".

Аналитический учет по счету 90 "Продажи" ведется  по каждому виду проданных продукции, работ, услуг, а также по регионам продаж и другим направлениям, необходимым для управления организацией.

 

2.2 Бухгалтерский  учет расходов, связанных с продажей  продукции

 

Предприятие ОАО  «АЗЖБИ» само реализуюет собственную  продукцию.  Помимо расходов на производство,  у него возникают расходы, связанные со сбытом.  К таким затратам, в частности, относятся расходы на упаковку, содержание складских помещений, погрузку и доставку продукции, рекламные и другие аналогичные расходы. В данной статье рассмотрен порядок бухгалтерского учета данных расходов и особенности их налогообложения с учетом требований главы 25 “Налог на прибыль организаций” Налогового кодекса Российской Федерации.

Бухгалтерский и налоговый учет расходов на продажу

Согласно пунктам 5 и 7 Положения по бухгалтерскому учету  “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 № 33н, расходы на продажу включаются в состав расходов по обычным видам деятельности.

В соответствии с Планом счетов и инструкцией  по его применению, утвержденными  приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н, указанные расходы учитываются на счете 44 "Расходы на продажу". По дебету данного счета накапливаются суммы произведенных организацией расходов, связанных с продажей продукции. Эти суммы списываются полностью или частично в дебет счета 90 "Продажи".

Согласно Плану  счетов в промышленных организациях при частичном списании расходов на продажу ежемесячному распределению  между видами отгруженной продукции  подлежат расходы на упаковку и транспортировку (включая погрузочно-разгрузочные работы).

Все остальные  расходы, связанные с продажей продукции, товаров, работ, услуг, ежемесячно относятся  на себестоимость реализованной  продукции.

Информация о работе Экономическая сущность продажи готовой продукции