Качество и стандартизация строительной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – оценка эффективности внедрения системы менеджмента качества строительной продукции, выявление путей совершенствования системы управления качеством производства строительно-монтажных работ на примере ООО «Фундамент-строй».
Задачи работы: 1. Изучение сущности, видов и уровней качества строительно-монтажных работ.
2. Изучение системы управления, организации контроля и оценки качества строительно-монтажных работ.
3. Исследование международных стандартов качества ИСО 9001.
4. Оценка организации системы управления и контроля качеством строительно-монтажных работ в ООО «Фундамент-строй».
5. Оценка работы по совершенствованию системы управления качеством строительно-монтажных работ в ООО «Фундамент-строй».
6. Оценка эффективности внедренной международной системы менеджмента качества ИСО 9001-2009 в ООО «Фундамент-строй».
7. Оценка эффективности совершенствования системы управления качеством строительно-монтажных работ в ООО «Фундамент-строй».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ……………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие, сущность, виды и уровни качества строительно-монтажных работ 5
1.2 Система управления, организация контроля и оценка качества строительной продукции 9
1.3 Законодательное регулирование и нормативно-правовая база организации управления и контроля качества, стандартизации и сертификации работ 22
2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ООО "ФУНДАМЕНТ-СТРОЙ" 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Система управления качеством продукции ООО «Фундамент-строй» 40
2.3 Организация контроля качества и сертификация продукции и операций на примере ООО "Фундамент-строй" 52
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИТИЯ 58
3.1 Роль стандартизации в развитии строительной отрасли Республики Беларусь 58
3.2 Повышение экономической эффективности системы управления качеством продукции на основе международных стандартов качества ИСО 9001-2001 в ООО "Фундамент-строй" 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Приложение А 90
Приложение Б 91
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95
Приложение Е 96

Файлы: 1 файл

Диплом экономика НОВЫЙ.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Операционный контроль должен выполняться производителями  работ и мастерами, а самоконтроль - исполнителями работ. К операционному контролю надлежит также привлекать строительные лаборатории и геодезические службы. Основными рабочими документами при операционном контроле качества должны служить схемы операционного контроля, разрабатываемые в составе проектов производства работ.

Схема операционного  контроля должна содержать:

- эскизы конструкций  с указанием допускаемых отклонений  в размерах и требуемой точности  измерений, а также сведения  по требуемым характеристикам  качества материалов;

- перечень операций  или процессов, качество выполнения  которых должен проверять производитель работ (мастер);

- перечень операций  или процессов, контролируемых  с участием строительной лаборатории  и геодезической службы;

- перечень скрытых  работ, подлежащих освидетельствованию  с составление акта [26, с.124].

Приемочный контроль должен производиться для проверки и оценки качества законченных строительством предприятий, зданий и сооружений или их частей, а также скрытых работ и отдельных ответственных конструкций.

Все скрытые работы подлежат приемке с составлением актов  из освидетельствования. Акт освидетельствования скрытых работ должен составляться на завершенный процесс, выполненный самостоятельным подразделением исполнителей. Составление актов освидетельствования скрытых работ в случаях, когда последующие работы должны начинаться после длительного перерыва, следует осуществлять непосредственно перед производством последующих работ.

Отдельные ответственные  конструкции по мере их готовности подлежат приемки в процессе строительства  с составлением акта промежуточной  приемки этих конструкций.

Перечень ответственных  конструкций, подлежащих промежуточной  приемке, устанавливается проектом.

Кроме производственного  контроля в строительно-монтажных  организациях (входного, операционного, приемочного) за качеством строительства  осуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них (пожарный, санитарно-технический, горнотехнический и др.).

В строительных организациях должны разрабатываться организационные, технические и экономические мероприятия, направленные на обеспечение контроля качества строительства. В этих мероприятиях должны быть, в четности, предусмотрены вопросы создания строительных лабораторий, геодезических служб, повышения квалификации и мастерства исполнителей [4, с.300].

На всех стадиях строительства  с целью проверки эффективности  ранее выполненного производственного  контроля выборочно осуществляться инспекционный контроль. Он осуществляется специальными службами, если они имеются  в составе строительной организации, либо специально создаваемыми для этой цели комиссиями. По результатам производственного и инспекционного контроля качества СМР разрабатываются мероприятия по устранению выявленных дефектов, при этом учитываются требования авторского надзора проектных организаций и органов государственного надзора.

Современный период характеризуется  значительным количеством предложений  по оценке уровня качества продукции. Заслуживают внимания предложения  о внедрении альтернативной оценки (“годен-негоден”). По существу постановки вопроса эта идея реализуется при внедрении Саратовской системы управления качеством, ориентирующей на сдачу продукции с первого предъявления - “ноль-дефектов”. Принципы оценки Саратовской системы получили широкое распространение не только в промышленности, но и в строительстве, особенно при производстве материалов и конструкций, выполнении строительно-монтажных работ.

Однако нельзя сказать, что применение системы оценки качества по альтернативному признаку обусловливает  “ноль-дефектов”, поскольку бездефектное изготовление продукции можно представить лишь теоретически. Не случайным является тот факт, что основная идея Саратовской системы с самого начала не была реализована полностью, наблюдались возвраты продукции.

Таким образом, внедрять альтернативную систему оценки можно лишь в том случае, когда достигнут высокий уровень качества продукции, а для этого должны быть созданы необходимые и достаточные предпосылки: высокий технический уровень производства, сложенная работа всех участников строительного процесса, четкая инженерная производственно-технологическая комплектация, высокая квалификация работников и совершенный хозяйственный механизм управления [26, с.129].

Экономические интересы строителей и государства требуют  учета не только высокого качества строительной продукции, но и дополнительных затрат при достижении этого же уровня качества. Такой подход к оценке уровня качества строительной продукции особенно актуален в условиях рыночных отношений.

Основной недостаток методов оценки уровня качества, применяемых в настоящее время в строительстве, состоит в том, что все они базируются на чисто инженерном подходе и понятию качества продукции как совокупности свойств, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Все это создает трудности при подсчете экономического эффекта от внедрения мероприятий, направленных на повышение качества продукции. Не создается и реальная база для экономического стимулирования труда работников.

Проведенные исследования позволяют сделать вывод о том, что объективность оценки качества продукции повышается, если в ней сочетаются одновременно инженерный и экономический подходы.

Введенная после отмены балльной альтернативная система оценки не способствовала повышению качества сдаваемых в эксплуатацию объектов. Анализ показывает, что в эксплуатацию сдаются объекты различного качества. При этом подрядные организации, сдающие объекты с уровнем качества, превышающим соответствующий и даже ниже нормативного, стимулируются одинаково. В соответствии с условиями альтернативной оценки приемка объектов не должна производиться, если уровень качества строительной продукции не соответствует требованиям норм. Однако в силу ряда объективных и субъективных причин, это требование не выполняется.

Оценка должна быть объективной  и получена расчетным путем на основе информации, поступающей от независимой контролирующей службы. Критерием оценки должна быть степень  соответствия показателей качества выполненных работ и продукции  требованиям норм. Любые отклонения от требований норм приводят к дополнительным затратам, перерасходу материально-технических ресурсов. Поэтому оценка качества должна иметь экономическое содержание и отражать потери из-за недополнительного качества. Эта важнейшая характеристика оценки должна быть учтена при определении значимости показателей качества. Критерием значимости показателей качества являются трудозатраты на устранение дефектов в процессе производства работ, а также размер возможного ущерба на стадии эксплуатации строительной продукции.

В заключение отметим, что  для объективной оценки качества строительной продукции необходимо создавать службу контроля качества, к функциям которой относятся  осуществление всех видов контроля и сбор информации для оценки качества, поступающей в процессе операционного контроля. В результате можно управлять процессом формирования показателей качества, то есть определять причину возникновения отклонений от технологических режимов, место и время их возникновения и выявлять конкретных виновников появления дефектов.

1.3 Законодательное регулирование и нормативно-правовая база организации управления и контроля качества, стандартизации и сертификации работ

 

Национальная система  стандартизации и сертификации Республики Беларусь (Система) - совокупность взаимодействующих элементов, включающая законодательную и нормативную базы, определяющие собственные правила и процедуры проведения сертификации соответствия, а также участников процесса сертификации.

Система определяет цели процедуры cepтификации, организационную структуру Системы, задачи и порядок функционирования органов по сертификации, требования, предъявляемые к экс пертам-аудиторам, порядок ведения Реестра Системы.

Целями Системы сертификации являются:

- защита потребителей  от приобретения (использования) продукции, работ и услуг, представляющих опасность для жизни людей, их здоровья и имущества;

- предотвращение распространения  продукции, работ и услуг, представляющих  опасность для окружающей среды;

- устранение технических  барьеров в международной торговле;

- стимулирование повышения  качества и конкурентоспособности  отечественной продукции;

- защита отечественного  рынка от недоброкачественной  и небезопасной продукции, поступающей  по импорту. [20, с.166]

В рамках Системы сертификации возможны следующие виды деятельности:

  • сертификация продукции;
  • сертификация услуг;
  • cepтификация систем качества;
  • сертификация персонала;
  • инспекционный контроль за сертифицированной продукцией, работами, услугами, системами качества и персоналом;
  • подготовка и аттестация экспертов-аудиторов но качеству;
  • подготовка и аттестация преподавателей, привлекаемых для проведения занятий в центрах (курсах) подготовки и повышения квалификации специалистов организаций (предприятий) но вопросам стандартизации, управления качеством и сертификации;
  • консалтинговая деятельность в области стандартизации, управления качеством и сертификации;
  • ведение государственного кадастра служебного и гражданского оружия и боеприпасов к нему.
  • Общее руководство Системой, организацию и координацию работ осуществляет Республиканский орган по сертификации. [20, с.169]

Законодательной и нормативной  базой работ по стандартизации и  сертификации является разветвленная  система документов, которые, как правило, носят обязательный характер, направлены на создания правовой основы проведения работ по сертификации.

Законодательные акты Республики Беларусь регламентируют деятельность по сертификации. Законодательной базой  сертификации являются Законы Республики Беларусь "О стандартизации и  сертификации продукции, работ и услуг", "О защите прав потребителей". Указ Президента РБ "О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)" и другие законодательные акты. В соответствии с этими актами вводится обязательная сертификация конкретных объектов, определяются органы, осуществляющие работы по сертификации этих объектов, создаются соответствующие системы и подсистемы сертификации [20, с.180].

Постановления Правительства  Республики Беларусь вводят в действие перечень продукции, услуг и других объектов, подлежащих сертификации, регламентируют правила выполнения отдельных видов работ (услуг) или устанавливают порядок их осуществления (например, "О Государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в РБ", "Об утверждении Положения о приемке товаров по количеству и качеству") [1, с.289].

Нормативные документы  в области сертификации определяют требования к организации работ по сертификации, участников работ, единые принципы сертификации. Исходя из области применения, необходимо выделить документы двух уровней:

1) документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на всю Систему сертификации РБ;

2) документы, созданные  компетентными органами и действующие  в рамках конкретных подсистем  сертификации.

Постановления, приказы  и директивные указания Госстандарта РБ направлены на уточнение отдельных положений, действующих документов либо на их однозначное толкование (например, письма Госстандарта РБ "О сроках действия сертификата соответствия на продукцию серийного производства", "О копиях сертификатов", "О применении штрафных санкций к поставщику недоброкачественной продукции").

Классификаторы, перечни  и номенклатуры используют дни обозначения  и идентификации отечественной и импортной продукции и услуг. В целях сертификации широко используется международный классификатор "Товарная номенклатура внешней экономической деятельности" (ТН ВЭД) для обозначения и идентификации девятиразрядного кода импортной и экспортной продукции.

Целью создания "Перечня  продукции и услуг, подлежащих обязательной сертификации" и "Перечня органов по сертификации, аккредитованных в национальной системе сертификации РБ" является предоставление необходимой информации о продукции и услугах, подлежащих сертификации, сведений о нормативных документах, на соответствие которым осуществляется сертификация, а также наименования организаций, при которых функционируют органы по сертификации, и области их аккредитации [1, с.296].

Рекомендательные документы  развивают и конкретизируют вопросы  организации сертификации, методы, формы осуществления различных  процедур сертификации с целью повышения эффективности работы участников процесса.

Справочно-информационные материалы содержат расширенную  информацию об объектах сертификации, системах сертификации, органах по сертификации, испытательных центрах  и лабораториях, экспертах-аудиторах. Главной информационной базой системы сертификации является Реестр Системы.

Информация о работе Качество и стандартизация строительной продукции