Качество и стандартизация строительной продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2013 в 14:20, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – оценка эффективности внедрения системы менеджмента качества строительной продукции, выявление путей совершенствования системы управления качеством производства строительно-монтажных работ на примере ООО «Фундамент-строй».
Задачи работы: 1. Изучение сущности, видов и уровней качества строительно-монтажных работ.
2. Изучение системы управления, организации контроля и оценки качества строительно-монтажных работ.
3. Исследование международных стандартов качества ИСО 9001.
4. Оценка организации системы управления и контроля качеством строительно-монтажных работ в ООО «Фундамент-строй».
5. Оценка работы по совершенствованию системы управления качеством строительно-монтажных работ в ООО «Фундамент-строй».
6. Оценка эффективности внедренной международной системы менеджмента качества ИСО 9001-2009 в ООО «Фундамент-строй».
7. Оценка эффективности совершенствования системы управления качеством строительно-монтажных работ в ООО «Фундамент-строй».

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К УПРАВЛЕНИЮ КАЧЕСТВОМ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ……………………………………………………………………………..5
1.1 Понятие, сущность, виды и уровни качества строительно-монтажных работ 5
1.2 Система управления, организация контроля и оценка качества строительной продукции 9
1.3 Законодательное регулирование и нормативно-правовая база организации управления и контроля качества, стандартизации и сертификации работ 22
2 ОСОБЕННОСТИ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ НА ООО "ФУНДАМЕНТ-СТРОЙ" 34
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия 34
2.2 Система управления качеством продукции ООО «Фундамент-строй» 40
2.3 Организация контроля качества и сертификация продукции и операций на примере ООО "Фундамент-строй" 52
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОГО ПРЕДПРИТИЯ 58
3.1 Роль стандартизации в развитии строительной отрасли Республики Беларусь 58
3.2 Повышение экономической эффективности системы управления качеством продукции на основе международных стандартов качества ИСО 9001-2001 в ООО "Фундамент-строй" 72
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 85
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 87
Приложение А 90
Приложение Б 91
Приложение В 93
Приложение Г 94
Приложение Д 95
Приложение Е 96

Файлы: 1 файл

Диплом экономика НОВЫЙ.doc

— 649.50 Кб (Скачать файл)

Кроме производственного  контроля в ООО "Фундамент-строй" (входного, операционного, приемочного) за качеством строительства осуществляется контроль со стороны государственных и ведомственных органов контроля и надзора, действующих на основании специальных положений о них (пожарный, санитарно-технический, горно-технический и др.).

Таким образом, в рамках развития деятельности ООО "Фундамент-строй" на предприятии постоянно разрабатываются  организационные, технические и  экономические мероприятия, направленные на обеспечение контроля качества СМР. Последними направлениями являются рассмотрение вопросов создания строительных лабораторий, геодезических служб, повышения квалификации и мастерства исполнителей.

 

3 Совершенствование управления качеством как фактор повышения эффективноСТИ деятельности СТРОИТЕЛЬНОГО предпрития

3.1 Роль стандартизации в развитии строительной отрасли Республики Беларусь

 

В международной практике определение качество стало относиться к предприятию в целом, его  способности обеспечить минимальный  риск при заключении контракта, его  умению удовлетворять потребности и ожидания потребителя. Таким образом, можно сказать, что последние десятилетия окончательно определили новое направление в менеджменте: «От качества продукции к качеству предприятия», сформировались новый подход, новая стратегия в управлении качеством. В соответствии с ней обеспечение качества понимается не как техническая функция, которая может осуществляться каким-то одним подразделением, а как систематический процесс, пронизывающий всю структуру предприятия.

ИСО – Международная система качества. Менеджмент – расшифровывается, как управление, но имеет более широкое значение.

Последние несколько  десятилетий характеризовались  глобальными изменениями в рыночных отношениях, существенными изменениями  в технике. Новый рынок, его глобализация, небывалая конкуренция потребовали новых подходов в обеспечении качества продукции.

При обилии товаров и  очень высокой конкуренции качество продукции стало неотъемлемым условием успеха. Рынок начал требовать  снижения рисков покупки некачественной продукции, разработки новых видов продукции с лучшими характеристиками, по относительно низким ценам [16,с.82].

Системной основой версии ИСО 9001:2001 являются 8 принципов менеджмента  качества:

- направленность на  потребителя;

- ответственность руководства;

- вовлечение всего  персонала;

- процессный подход;

- системный подход  к управлению;

- постоянное улучшение;

- подход к принятию  решений на основе фактов;

- взаимовыгодные отношения  с поставщиками.

Рассмотрим каждый из этих принципов.

Принцип 1. Организация  должна понимать настоящие и будущие запросы потребителей, выполнять их требования и стремится превзойти их ожидания. Предприятие зависит от своего потребителя, удовлетворение всех его требований - одно из условий успешного бизнеса, которое говорит, что ни один клиент не должен уйти неудовлетворенным, всегда необходимо найти разумный компромисс.

Принцип 2. Руководители создают единство целей организации  и ее управления, демонстрируют приверженность качеству личным примером. Они должны создать и поддерживать внутреннюю среду, в которой работники могли бы быть полностью вовлечены в достижение целей организации. Применение этого принципа требует следующих действий:

- демонстрация приверженности  качеству собственным примером;

- ориентация на потребности  всех заинтересованных сторон;

- четкое определение  будущего своего предприятия;

- обеспечение персонала  необходимыми ресурсами и свободой  действия в рамках ответственности;

- инициирование, признание  и поощрение вклада людей;

- поддержка открытых  и честных взаимоотношений;

- обучение и «выращивание» людей;

- установление смелых  целей и применение стратегии  для их достижения. 

Принцип 3. Работники всех уровней составляют сущность организации, полное вовлечение дает возможность  использовать их способности на благо  организации. Применение этого принципа требует, чтобы работники предприятия следовали следующим целям:

- активное участие  в деятельности по улучшению  любых видов деятельности, осуществляемой  на предприятии;

- участие в команде  и передача своего опыта и  знаний членам команды;

- принятие инициативы и ответственности в решении проблем;

Поддерживать марку  и престиж предприятия, представлять в лучшем свете свое предприятие  потребителям и всем заинтересованным лицам Вовлеченность персонала - объект внимания первого руководителя, он должен этому способствовать проводя: обучение, поощрение как моральное, так и материальное, отбор персонала, модернизацию оплаты труда.

Принцип 4. Желаемый результат  достигается эффективнее, если деятельность и ресурсы управляются как  процессы. Согласно требованиям ИСО серии 9001-2001 предприятие должно:

  1. Определить процессы, необходимые в системе менеджмента качества;
  2. Определить последовательность и взаимодействие этих процессов;
  3. Определить критерии и меры оценки, необходимые для обеспечения эффективного выполнения процессов и контроля за ними;
  4. Обеспечить наличие информации, необходимой для выполнения и контроля процессов;
  5. Обеспечить оценку, мониторинг и анализ процессов, а также выполнение действий необходимых для достижения запланированных результатов.

Принцип 5. Эффективность и результативность организации улучшаются при определении, понимании и управлении системой взаимосвязанных процессов по установленной цели. Как правило, на предприятии всегда имеется система управления. Она может быть или не быть эффективной, но она есть, иначе предприятие не смогло бы работать.

Принцип 6. Неизменной целью  организации должно быть постоянное улучшение действующей системы  качества. Несомненно, эта цель должна исходить от руководителя.

Принцип 7. Эффективные  решения основываются на анализе данных и информации. Этот принцип, по сути, означает, что в системе менеджмента качества по всем процессам должен быть сбор, регистрация, статистический анализ и оценка информации и данных, используемых для принятия корректирующих и предупреждающих действий. Для этого должны применяться статистические методы.

Принцип 8. Организация  и поставщики взаимозависимы и их взаимовыгодные отношения увеличивают  их способность создавать ценности.

Для производства продукции  высокого качества и поставщик, и потребитель заинтересованы в заключении долгосрочных контрактов, которые укрепляют партнерские взаимоотношения. Для проверки качества поступающих материалов и комплектующих на предприятии осуществляется проведение входного контроля.

В 1987 г. Техническим Комитетом международной организации по стандартизации ИСО TK-176 "Управление качеством и обеспечение качества" опубликована серия стандартов по системам качества организаций (серии 9000), включающая следующие стандарты:

- ИСО 9000 "Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества. Руководящие указания по выбору и применению";

- ИСО 9001 "Системы  качества. Модель для обеспечения  качества при проектировании и/или разработке, монтаже и обслуживании";

- ИСО 9002 "Системы  качества. Модель для обеспечения качества при производстве и монтаже";

- ИСО 9003 "Системы  качества. Модель для обеспечения  качества при окончательном контроле и испытаниях";

- ИСО 9004 "Общее руководство  качеством и элементы системы  качества. Руководящие указания".

За год до этого ИСО TK-176 опубликовал трехъязычный словарь терминов и их определений в области управления и обеспечения качества — стандарт ИСО 8402-86, который также явился составной частью стандартов ИСО серии 9001-2001.

Основными целями выпуска  стандартов ИСО серии 9001-2001 являлись:

- укрепление взаимопонимания  и доверия между поставщиками  и потребителями продукции из  разных стран мира при заключении  контрактов;

- достижение взаимного  признания сертификатов на системы  качества, выдаваемых аккредитованными органами по сертификации из разных стран мира на основе использования ими единых подходов и единых стандартов при проведении сертификационных проверок (аудитов);

- оказание содействия  и методической помощи организациям  различных масштабов из различных  сфер деятельности в создании эффективно функционирующих систем качества [13, с.142].

Как видно из названий стандартов, системы качества организаций  могут охватывать все этапы жизненного цикла продукции от разработки до технического обслуживания ее в условиях эксплуатации (стандарт ИСО 9001) — либо только их часть, например окончательный контроль готовой продукции (стандарт ИСО 9003). Выбор модели системы качества должен при этом осуществляться на основе рекомендаций стандарта ИСО 9000. К критериям, которые должны учитываться при выборе одной из трех моделей для системы качества, приведенных в стандартах ИСО серии 9000, относятся, например, наличие и уровень сложности процессов проектирования (разработки) продукции, сложившаяся на предприятии производственная структура, технология и организация производства, специфические особенности продукции, экономические факторы и т.п.

Стандарт ИСО 9004 является для организаций своеобразным методическим пособием по разработке и применению систем качества. Стандарт содержит рекомендуемую структуру системы качества, характеристики основных функциональных элементов Системы, определенные требования к организационной структуре, составу и содержанию данных, которые должны или могут применяться в системе. В стандарте рассмотрены экономические аспекты качества, различные виды расходов и статьи затрат на качество, приведены указания по проведению внутренних проверок (аудитов) качества, позволяющих руководству организаций оценить степень готовности своих подразделений к стабильной поставке продукции, отвечающей требованиям спецификаций, стандартов и ожиданиям потребителей. Стандарт ИСО 9004 применим прежде всего для решения задач в области внутреннего обеспечения качества и не должен использоваться в контрактных ситуациях или для целей сертификации.

Для контрактных ситуаций, а также для целей сертификации в стандартах ИСО серии 9001 предусмотрено  применение трех базовых моделей систем качества, требования к которым регламентированы в стандартах ИСО 9002 и 9003.

ИСО 9001 является наиболее полным из трех стандартов, регламентирующих базовые модели систем качества, и охватывает всю деятельность компании, рассматривая процессы обеспечения качества продукции от ее разработки до эксплуатации. Важно отметить, что в стандарте нет специальных упоминаний о деятельности компании по идентификации продукции, определений продукта, удовлетворенности потребителя, в общем всего того, что является деятельностью по маркетингу. ИСО 9001 представляет базовую модель системы для обеспечения качества при проектировании (или улучшении продукта), производстве, установке (монтаже) продукции, сервисном обслуживании при ее эксплуатации у потребителя. Поэтому, этот стандарт применяют при проверках и сертификации той организации, которая имеет как производственные, так и разрабатывающие подразделения.

ИСО 9002 учитывает лишь процессы производства и испытания  продукции и представляет систему  качества как модель для обеспечения  качества при производстве продукции  и последующей ее установки у  потребителя.

Основной целью ООО «Фундамент-строй» в области качества является производство продукции, качество которой отвечает текущим требованиям и будущим ожиданиям потребителей, способствует получению устойчивой прибыли.

Реализация поставленной цели обеспечивается следующими мероприятиями: выполнением всех требований по достижению необходимого уровня и стабильности качества продукции; постоянным улучшением продукции на основе изучения и понимания требований потребителей и соответствующего планирования будущего ООО «Фундамент-строй»; постоянным улучшением процессов производства и процессов системы менеджмента качества на основе требований международного стандарта ИСО 9001:2000 года для повышения конкурентоспособности продукции; выполнением требований по экологической и технологической безопасности производства; привлечением всех работников предприятия к деятельности по обеспечению качества.

Зарубежная практика показывает, что одним из предварительных  условий заключения договора о разработке и поставке продукции все чаще ставится сертификация качества, на ее соответствие международным стандартам ИСО серии 9001. При их использовании особое внимание уделяется обеспечению соответствия систем менеджмента качества требованиям этих стандартов, что способствует рационализации контрактных отношений и установлению ряда технических предпосылок по глобализации рынка.

Хозрасчётная экономическая  эффективность от внедрения системы  качества оценивается величиной  суммарного годового экономического эффекта (суммы прибыли) П год (1), отражающего результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия в процессе функционирования системы, который определяется суммированием трёх его составляющих: прирост прибыли в результате внедрения и функционирования внутрифирменной системы качества (СК) (2); денежные средства, сэкономленные в результате уменьшения или ликвидации непроизводительных потерь, не включенных в себестоимость продукции уменьшающих фактическую прибыль предприятия; прибыль, получаемая за счёт экономии на налоге на имущество в результате лучшего его использования (3).

Несмотря на значительный конечный эффект, проведение работ  по сертификации системы менеджмента  качества продукции требуют определенных затрат (Приложение Б) [15].

На ООО «Фундамент строй» ежегодно разрабатываются мероприятия по развитию и поддержанию системы качества продукции (Приложение В).

Информация о работе Качество и стандартизация строительной продукции