Коммерческие риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Риск, являясь неотъемлемой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую, зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками.
1.1. Понятие, сущность и классификация коммерческих рисков……………5
1.2. Методы оценки и страхования коммерческих рисков. ………………...14
1.3.Методы снижения рисков………………………………………………....21
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Эй- Пи Трейд».
2.1. Анализ организационно-экономического положения ООО «Эй-Пи Трейд»…………………………………………………………………………..27
2.2. Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Эй- Пи Трейд»……31
3.Мероприятия по определению коммерческих рисков ООО «Эй- пи Трейд»…………………………………………………………………………..47
Заключение …………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 89.73 Кб (Скачать файл)

Конечно, страховая организация должна и сама накапливать и анализировать данные о результатах деятельности аналогичных предприятий.

С особой осторожностью следует подходить к предприятиям, имеющим просроченную задолженность банкам и другим кредиторам.

При заключении договора страхования необходимо предусмотреть обязанность страхователя сообщать обо всех известных ему изменениях в системе страхового риска и не допускать действий, увеличивающих этот риск. [4]

Как и в других видах страхования, необходимо ввести некоторые ограничения при приеме на страхование и в определении страховой ответственности.

Так, представляется целесообразным исключить из сферы страхования посредническую деятельность, вложения в азартные игры, тотализаторы и т. п. Как правило, исключают из страховой ответственности убытки, обусловленные войной и военными действиями, решениями государственных органов, политическими переворотами, изменением курса валют, отказом банка в кредитовании основываемого предприятия (дела) и др.

Не возмещают потери, которые возникли вследствие умышленных действий страхователя, его партнеров или выгодоприобретателей, направленных на срыв застрахованной деятельности, нарушение законодательства, изменение профиля коммерческого предприятия, а также в результате неквалифицированного управления им.

Впрочем, каждая страховая организация вправе ограничивать или расширять принимаемые на свою ответственность риски.

Страхование следует проводить с установлением определенной франшизы (например, 5%) и с предоставлением права страхователю увеличить ее размер. Целесообразно ограничение и минимальной суммы возмещения (например, до 80% ущерба). [3]

Ставки взносов (тарифы) по страхованию коммерческих рисков зависят от многих факторов: вида деятельности, срока страхования, степени стабильности рыночных отношений и т. д. Для каждого предприятия риск индивидуален, следовательно, надо по возможности индивидуализировать сроки платежей. Тарифы данного страхования коррелируют в значительной мере со ставками страхования кредитов, поскольку в обоих случаях они находятся под сильным воздействием рыночного механизма. [17]

 

1.3 Методы снижения риска

Снижение степени риска - это сокращение вероятности и объема потерь.

Для снижения степени риска применяются различные приемы. Наиболее распространенными являются:

- диверсификация;

- приобретение дополнительной  информации о выборе и результатах;

- лимитирование;

- самострахование;

- страхование;

- хеджирование;

- приобретение контроля  над деятельностью в связанных  областях;

- учет и оценка доли  использования специфических фондов  компании в ее общих фондах  и др.

В системе мер, направленных на снижение рисков, важная роль принадлежит диверсификации. Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Примером диверсификации может служить хранение свободных денежных средств в различных банках.

Часто диверсификацию рассматривают как эффективный способ снижения рисков в процессе управления портфелем ценных бумаг. Вместе с тем этот метод имеет значительно более широкую область эффективного применения и может использоваться в различных сферах предпринимательской деятельности: промышленном производстве, строительстве, торговле и др. Так, для снижения риска потерь, связанных с падением спроса на определенный вид продукции, промышленное предприятие осваивает и осуществляет выпуск разных видов продукции.

Выход за пределы рынка одной страны может уменьшить колебания спроса, а соответствующее увеличение клиентов уменьшает уязвимость проекта (деятельность) при потере одного или нескольких клиентов.

Следует отметить, что не любое разнообразие акций, товаров, услуг, клиентов и т. п. приводит к снижению риска. При планировании разнообразия с целью снижения риска желательно выбирать производство таких товаров (услуг), спрос на которые изменяется в противоположных направлениях, т. е. при увеличении спроса на один товар спрос на другой предположительно уменьшается и наоборот.

Диверсификация является способом снижения несистематического риска. Как отмечалось, посредством диверсификации не может быть сокращен систематический риск, который обусловлен общим состоянием экономики и связан с такими факторами, как война, инфляция, глобальные изменения налогообложения, изменения денежной политики и т. п. [14]

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финансовому менеджеру часто приходится принимать рисковые решения, когда результаты вложения капитала не определены и основаны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидаемой стоимостью, когда информация неполная.

Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п. [13]

Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов непосредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья деятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмещения возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных затруднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды, в зависимости от цели назначения, могут создаваться в натуральной или денежной форме.

Страхование - один из наиболее распространенных способов снижения рисков.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.

Таким образом, страхование представляет собой совокупность экономических отношений между его участниками по поводу формирования, за счет денежных взносов, целевого страхового фонда и использования его для возмещения ущерба и выплаты страховых сумм.

Идея хеджирования основывается на том, что люди, обладая разными знаниями, опытом, информацией о положении дел, наконец, чутьем, интуицией, темпераментом и т.п., по разному оценивают ситуацию и перспективы ее развития. Поэтому они неодинаково подходят к определению будущей цены актива.

Орудием хеджирования являются фьючерсная и опционная сделки.

Фьючерская сделка предполагает, что одна сторона обязуется в обусловленный срок поставить определенное количество активов по установленной цене, а другая - принять и оплатить их. Гарантией этого служит внесение залога (депозита), который при осуществлении сделки возвращается. Такая сделка не может быть расторгнута, и чтобы ее аннулировать, нужно заключить встречную.

Различается хеджирование продажей и хеджирование покупкой.

Хеджирование продажей (короткое) осуществляется в целях страховании от снижения цены в будущем.

Нужно иметь в виду, что при сближении рыночной и контрактной цен хеджирование теряет смысл, ибо выгоды от него могут оказаться меньше, чем комиссионные, которые приходится уплачивать по каждой сделки.

Для покупателя в любом случае переплата из-за роста цены при приобретении товара на наличном рынке будет перекрыта равновеликим выигрышем от продажи контракта на фьючерсной бирже.

На самом деле в реально жизни все обстоит сложнее, так как приходится учитывать изменение базиса, т.е. разницу между наличной и фьючерсной ценой товара.

Страховать реальные сделки можно также путем покупки опциона. Последний представляет собой контракт, по условиям которого продавец за определенную невозвращаемую плату, называемую премией, предоставляет покупателю право совершить в оговоренные сроки с определенной ценой исполнения сделку или отказаться от нее.

Возможность рисковать только премией делает опцион похожим на страховой полис.

По технике исполнения выделяют три вида опционов:

- на право купить актив  или фьючерсный контракт по  определенной цене;

- на право их продать;

- на право выбрать одну  из двух сделок.

Продажа опциона на продажу актива получила название «короткий пут», продажа опциона на покупку - «короткий колл», покупка опциона на покупку актива - «длинный колл», а покупка опциона на продажу актива - «длинный пут».

При покупке реальных активов можно одновременно приобрести опцион на их продажу, т.е. осуществить стратегию, называемую «синтетический длинный пут». Обязательство же на постановку реальных активов страхуется с помощью приобретения опциона на их покупку. Такая стратегия называется «синтетический длинный колл». И в том и другом случае потери будут ограничиваться величиной премии. [6]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Управление коммерческими  рисками на примере ООО «Эй-Пи  Трейд».

2.1.Анализ организационно - экономического положения ООО «Эй - Пи Трейд»

Организационно - правовая форма предприятия - Общество с ограниченной ответственностью.  ООО «Эй - Пи  Трейд» зарегистрировано ИМНС России №1 по Сахалинской области 16.07.2005 года.

Форма собственности – частная. Учредителями ООО «Эй - Пи  Трейд» являются физические лица.

Организационную структуру предприятия можно представить в виде схемы (Рисунок 1).

По своему типу данная структура управления является линейно-функциональной. В линейно-функциональной структуре управления ООО «Эй - Пи  Трейд» генеральный директор обеспечивает руководство по всем видам деятельности. Все сотрудники фирмы подчиняются непосредственно руководителю, кассир предприятия по своим должностным обязанностям еще и подчиняется главному бухгалтеру.


 





 


 

 

Рисунок 1 - Организационная структура предприятия ООО «Эй - Пи  Трейд»

Таким образом, на предприятие действует принцип единоначалия, соблюдение этого принципа должно обеспечивать единство управления.

Такая организационная структура образуется в результате построения аппарата управления из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы, то есть каждый подчиненный имеет одного руководителя, а руководитель имеет несколько подчинённых. Генеральный директор подчиняется общему собранию учредителей, все остальные сотрудники организации подчиняются непосредственно генеральному директору.

Сотрудники организации работают в условиях достаточно высокой материально-технической оснащенности: с использованием ПК и прикладных программ в условиях полной автоматизации учета. У каждого работника есть персональный компьютер, рабочие места оборудованы офисной мебелью: столы, стулья, шкафы, тумбочки и подставки под оргтехнику.

Согласно ЕГРЮЛ в МРИ ФНС России № 1 зарегистрированы  следующие виды деятельности: розничная торговля и оптовая торговля компьютерами, программным обеспечением и переферийными устройствами, а также услуги по организации компьютерного обучения. Ассортимент предлагаемых товаров достаточно широк. 

Данные таблицы 1 демонстрирует основные показатели деятельности предприятия ООО «Эй - Пи  Трейд» и динамику их изменения за 2011 - 2012 годы.

Таблица 1 -  Основные финансово -  экономические показатели эффективности деятельности предприятия ООО «Эй - Пи  Трейд» за 2011 - 2012 годы

Показатели

2011 год

2012 год

Изменения (+;-)

Абсолютные

Относительные

1

2

3

4

5

Товарооборот, тыс. руб.

7524

8695

1171

15,6

Себестоимость, тыс. руб.

5228

6214

986

18,9

Коммерческие расходы,тыс. руб.

315

357

42

13,3

Прибыль от продаж, тыс. руб.

1981

2124

143

7,2

Прибыль до налогообложе-ния, тыс. руб.

1981

2124

143

7,2

Чистая прибыль, тыс. руб.

1585

1699

114

7,2

Численность работников, чел.

22

24

2

9,1

Производительность труда, тыс. руб.

       

Среднемесячная заработная плата на одного работника, тыс. руб.

25,6

28,1

2,5

9,8

Торговая площадь, м2

156

156

-

-

Товарооборот на 1 м2 площади, тыс. руб.

       

Среднегодовая стоимость основных фондов, тыс. руб.

300

316

16

5,3

Среднегодовая стоимость оборотных активов, тыс. руб.

1968,5

2206

237,5

12,1

Рентабельность продаж, %

26,3

24,4

-1,9

-7,2

Информация о работе Коммерческие риски