Коммерческие риски

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 12:55, курсовая работа

Описание работы

Риск, являясь неотъемлемой частью экономической, политической, социальной жизни общества неизбежно сопровождает все сферы деятельности и направления любой организации, которая функционирует в условиях рынка. В связи с этим главным и непременным критерием нормальной дееспособности современного предприятия является умение высшего руководства, опираясь на строго научную основу прогнозировать, проводить профилактику, рационально контролировать и эффективно управлять рисками. Риск связан с управлением и напрямую, зависит от эффективности, обоснованности и своевременности управленческих решений.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Теоретические основы управления коммерческими рисками.
1.1. Понятие, сущность и классификация коммерческих рисков……………5
1.2. Методы оценки и страхования коммерческих рисков. ………………...14
1.3.Методы снижения рисков………………………………………………....21
2. Управление коммерческими рисками на примере ООО «Эй- Пи Трейд».
2.1. Анализ организационно-экономического положения ООО «Эй-Пи Трейд»…………………………………………………………………………..27
2.2. Выявление и оценка коммерческих рисков ООО «Эй- Пи Трейд»……31
3.Мероприятия по определению коммерческих рисков ООО «Эй- пи Трейд»…………………………………………………………………………..47
Заключение …………………………………………………………………….51
Список литературы…………………………………………………………….54

Файлы: 1 файл

Готовая курсовая работа.docx

— 89.73 Кб (Скачать файл)

 

Из таблицы  1 видно, что товарооборот ООО «Эй - Пи  Трейд» в 2012 году вырос  на 15,6 %  по сравнению с 2011 годом.

Объясняется рост деятельности расширением ассортиментных групп, внедрением новых услуг, ростом цен на товар.

Показатели экономической деятельности в 2012 году  растут. Результаты деятельности 2012 года имеют положительную тенденцию.

Рост экономических доходов объясняется заключением ряда выгодных контрактов.

Единственным недостатком хозяйственной деятельности ООО «Эй - Пи  Трейд» является снижение рентабельности продаж. Из - за превышения темпов роста торговых издержек и себестоимости над  товарооборотом.

 

2.2. Выявление и оценка  коммерческих рисков ООО «Эй - Пи Трейд»

В ООО «Эй - Пи  Трейд» специальной службы, занимающейся анализом  и оценкой рисков  нет. Все вопросы находятся в компетенции генерального директора предприятия.

Управление рисками в ООО «Эй - Пи  Трейд» - это процесс идентификации критических рисков, оценки их воздействия, выработки и реализации комплексного решения по управлению ими, объединяющего стратегию, персонал, процессы и технологию.

Система управления рисками ООО «Эй - Пи  Трейд» включает сбор данных о рисках, их анализ и принятие решений, позволяющая компании избегать случайных событий, негативно влияющих на результаты ее деятельности либо отдельных направлений бизнеса, а также создавать максимально эффективные условия для наступления событий, которые данные результаты позволяют улучшать.

Схематично методы управления рисками ООО «Эй - Пи  Трейд» представлена на рисунке 2.

Начинается управление рисками в ООО «Эй - Пи  Трейд» с диагностики и идентификации рисков.

В качестве сбора информации руководитель использует методы экономического анализа внутренней и внешней среды, анализа финансовых результатов,    проводит     опрос,     иногда     анкетирование    сотрудников для

диагностики рисков.

Рисунок 2. - Схема методов управления рисками ООО «Эй - Пи  Трейд»

Результаты диагностики и идентификации рисков ООО «Эй - Пи  Трейд» представлены в таблице 2.

Таблица 2 - Диагностика и идентификация рисков  ООО «Эй - Пи  Трейд»

Диагностика риска

Идентификация рисков ООО «Эй - Пи  Трейд»

1

2

Чистые риски                             

Природно-        
естественные   

Данный вид рисков нехарактерен для компании,  поскольку деятельность напрямую

не связана   с производством.

Экологические  

Данный вид  также нехарактерен

 для деятельности  предприятия

Политические   

Их влияние существенно, так как потребность в услугах по сдаче в аренду помещений может измениться в случае изменения политического климата в области 

или стране, смены власти и т.д.                    

Транспортные     
риски          

Особо не опасны для предприятия, так как деятельность предприятия не носит производственного характера                   

Имущественные    
риски          

Характерны, поскольку в производственной             
деятельности предприятие использует различные виды основных фондов                                 

Производственные

Не характерны, так как предприятие оказывает услуги                      

Торговые риски 

Характерны, так как предприятию необходимо организовывать каналы спроса на услуги            

 

1

2

3

Спекулятивные риски (В отличие от чистых, спекулятивные риски в полной   мере определяются управленческим решением. Нередко спекулятивные риски   имеют неопределенный характер проявления, их аналитические оценки   изменяются с течением времени.)                                         

Финансовые риски   

Характерны, так как это риски, обусловленные   вероятностью потерь вследствие осуществления    финансовой деятельности в условиях неопределенности

Риски, связанные с покупательной способностью денег                 

1.1.

Инфляционный     
риск           

Обусловлен прежде всего непредсказуемостью   инфляции, поскольку ошибочный темп инфляции,    заложенный в ставку дисконтирования, может           
существенно исказить оценку риска, не говоря уже    о том, что условия функционирования субъектов   хозяйства существенно различаются при    темпе инфляции 1% в месяц (12,68% в год) и 5%  в месяц (79,58% в год)                             

1.2.

Валютный риск  

Характерен, так как большая часть клиентов предприятия иностранные компании и расчеты ведутся  в валюте.

1.3.

Риск ликвидности

Характерен, так как он связан с невозможностью   продать за наличные деньги инвестиционный инструмент в подходящий момент и по приемлемой цене

Инвестиционные риски                                                

2.1.

Риски упущенной  
выгоды         

Характерны, так как в ООО «Эй - Пи  Трейд» не существует системы  
риск-менеджмента, которая бы могла оценить риски при 
принятии управленческих решений                    

2.2.

Риски снижения   
доходности     

Могут возникнуть в результате уменьшения спроса, снижения дивидендов

2.2.1

процентные     

Характерны, так как предприятие является акционерным   обществом и имеет ценные бумаги                    

2.2.2

кредитные      

Представляют собой опасность неуплаты заемщиком   основного долга и процентов, причитающихся   кредитору. К кредитному риску относится также риск  такого события, при котором эмитент, выпустивший   долговые ценные бумаги, окажется не в состоянии  выплачивать проценты по ним или основную сумму   долга. Такая неопределенность увеличивает не только риск, но и, как правило, полезный эффект. Данный   риск характерен для ООО «Эй - Пи  Трейд», так как его деятельность базируется не только на собственных средствах, но и на заемных                                         

3.

Риски прямых финансовых потерь                                      

3.1.

риски            
банкротства    

характерны, так как у предприятия много конкурентов, 
что может отрицательным образом сказаться на спросе на услуги; могут быть связаны с более низкой рентабельностью деятельности, чем у конкурентов,    и т.д.                                             


 

Таким образом, для ООО «Эй - Пи  Трейд» характерно большое разнообразие рисков.

Как видно из таблицы  2 наиболее существенными являются следующие виды рисков: политические, торговые риски, риски упущенной выгоды, риски снижения доходности, риски банкротства.

Для выявления и идентификации рисков генеральный директор использует методы горизонтального и вертикального анализа.

В качестве методов минимизации рисков генеральный директор, чаще всего на практике  применяет следующие методы: методы уклонения от риска;  методы локализации риска.

Для выявления и идентификации рисков генеральный директор на основании бухгалтерской отчетности и личных маркетинговых исследований проводит анализ    внутренней    среды, который включает в себя оценку эффективности использования основных, оборотных и трудовых ресурсов.

Анализ внешней среды раскрывает взаимоотношения предприятия с поставщиками, покупателями, дает представление о состоянии конкуренции на рынке торговли компьютерной техникой и оказания услуг.

В таблице 3 представлена карта рисков предприятия  за 2011 - 2012 годы, она построена в виде таблицы (вероятность - потери). По одной стороне указывают силу воздействия риска (ущерб от него), а по другой - вероятность возникновения. Каждому интервалу на шкале вероятностей и шкале потерь присваивается значение в баллах от одного до пяти.

Таблица 3 - Карта рисков ООО «Эй - Пи  Трейд»

 

2011 год

 

 

 

Вероят-ность

 

Потери

Торговый риск

Риск снижения доходов

Риск потери ликвидности и платежеспособ-ности

Коэффициент риска

     

4 балла

3 балла

5 балла

 

Х

Торговый риск

3 балла

х

х

х

12

Х

Риск снижения доходов

3 балла

х

х

х

9

Х

Риск потери ликвидн. и платежеспособ-ности

3балла

х

х

х

15

 

2012 год

 

 

 

Вероят-ность

 

Потери

Торговый риск

Риск снижения доходов

Риск потери ликвидности и платежеспособ-ности

Коэффициент риска

     

4 балла

3 балла

5 балла

 

Х

Торговый риск

4 балла

х

х

х

16

Х

Риск снижения доходов

3 балла

х

х

х

9

Х

Риск потери ликвидности и платежеспособ-ности

5балла

х

х

х

25


 

Таким образом, как следует из карты рисков для ООО «Эй - Пи  Трейд» в 2011-2012 годах наиболее опасным является проявление риска потери ликвидности и платежеспособности. На втором месте торговый риск. На третьем месте по степени опасности для  ООО «Эй - Пи  Трейд» находится риск снижения доходов. В 2012 году руководство предприятия не предприняла никаких активных мер и уровень рисков на предприятии  еще более усилился.

Таким образом, система ООО «Эй - Пи  Трейд» несовершенна. Методы выявления рисков, используемые в ООО «Эй - Пи  Трейд» не всегда информативны.

Оценка системы управления рисками ООО «Эй - Пи  Трейд» проводится по следующему алгоритму:

-  исследуется система  управления торговым риском в 2011 – 2012 гг.;

- исследуется система  управления риском ликвидности  в 2011 - 2012 гг.;

- исследуется система  управления риском снижения доходности  в 2011 – 2012 гг.

Для оценки системы управления торговым  риском, используется методика Шеремета В.В. В качестве экспертов выступают 5 чел. - специалисты различных отделов компании (включая директора компании), которым предлагается заполнить следующую форму (таблица 4). Опасность риска будет оцениваться по пятибалльной шкале, используя  показатели таблицы 5.

Таблица 4 - Форма для экспертного анализа торгового риска

 

2011 год

Наименование фактора риска

Опасность

Вероятность

Важность

риск управления    

3

0,1

0,3

общий риск бизнеса 

2

0,2

0,4

 риск крупных убытков

1

0,8

0,8

риск отклонения     от торгового плана 

2

0,3

0,6

риск роста цен 
поставщиков

5

0,5

2,5

риск человеческих    
ресурсов           

2

0,1

0,2

риск ухудшения       
деловой репутации  

3

0,2

0,6

риск усиления        
конкуренции        

4

0,25

1

риск неправильной    
оценки рынка       

2

0,3

0,6

2012 год

Наименование фактора риска

Опасность

Вероятность

Важность

риск управления    

5

0,1

0,5

общий риск бизнеса 

2

0,2

0,4

риск крупных убытков

1

0,4

0,4

риск отклонения   от торгового плана 

2

0,2

0,5

риск роста цен 
поставщиков

5

0,5

2,5

риск человеческих    
ресурсов           

3

0,1

0,3

риск ухудшения       
деловой репутации  

2

0,2

0,4

риск усиления        
конкуренции        

5

0,25

1,25

риск неправильной    
оценки рынка       

2

0,3

0,6


 

Как показывает таблица 4, в деятельности данной компании существуют как высокие, так и невысокие уровни отдельных факторов торгового риска. Наибольшую опасность на конец 2012 года представляют такие виды риска, как риск усиления конкуренции (важность - коэффициент 1,25) и риск роста цен на товары поставщиков (2,5), что в свою очередь сказывается на увеличении затратной части и повышает риск  убыточности.

Данным рискам необходимо уделить первоочередное внимание.

Для оценки системы управления рисками ликвидности рассчитаны коэффициенты текущей ликвидности (Таблица 5).

Более строго и обоснованно ликвидность оценивается с помощью системы показателей. Общая идея такой оценки заключается в сопоставлении текущих обязательств и активов, используемых для их погашения.

К т.л. = (ОА-РБП)/ (КО – ДБП)

где  ОА – оборотные активы;

РБП – расходы предстоящих периодов;

КО – краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность и  краткосрочные кредиты и займы);

ДБП – доходы будущих периодов.

Ктл2011 = 2042/1172 = 1,74

Ктл2012 = 2370/1012 = 2,34

К б.л. = (ДС + ДЗ) / КО  (1)

где ДС – денежные средства;

Дз – дебиторская задолженность;

КО – краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность и  краткосрочные кредиты и займы)

Кбл2011 = 777/1172 = 0,7

Кбл2012 = 944/1012 = 0,9

К а.л. = ДС / КО  (2)

где ДС – денежные средства;

КО – краткосрочные обязательства (кредиторская задолженность и  краткосрочные кредиты и займы).

Кал2011 = 217/1172 = 0,2

Кал2012 = 254/1012 = 0,3

Из таблицы 5 видно, что в 2012 году коэффициенты ликвидности имеют высокие показатели и  соответствуют нормативным значениям, что свидетельствует об удовлетворительной платежеспособности предприятия.

Таблица 5 - Анализ коэффициентов ликвидности ООО «Эй - Пи  Трейд» в 2011 – 2012 гг.

 

Показатели

Норматив

2011

 год

2012

год

Изменение

1

2

3

4

5

Коэффициент текущей ликвидности

>1

1,74

2,34

0,6

Коэффициент абсолютной ликвидности

>0,2

0,2

0,3

0,1

Коэффициент быстрой ликвидности

0,8-1,2

0,7

0,9

0,2


 

Таким образом, для предприятия  риск потери ликвидности слабый.

Далее проводится оценка риска снижения доходности.

Для этого проводится анализ финансовых результатов ООО «Эй - Пи  Трейд» (таблица 6).

Более детально оценить уровень влияния на прибыль различных факторов позволит факторный анализ. Для выявления факторов используется методика, предложенная Савицкой Г.В.

Таблица 6 – Исходные данные для факторного анализа, тыс. Руб.

 

Показатель

План

2011 г.

План, пересчитанный на

 фактический объем  продаж

Факт 2012 г.

Выручка, тыс. руб.

7254

7254/101200 шт. х 111004 шт. = 7957

8695

Полная себестоимость, тыс. руб.

5543

5543/101200х111004 = 6080

6571

Прибыль, тыс. руб.

1981

7957-6080 = 1877

2124


 

Таблица 7 - Расчет влияния факторов на изменение суммы прибыли от продаж 

 

Показатель прибыли

Фактор

Порядок расчета

Прибыль, тыс. руб.

Объем продаж

Структура продаж

Цена

Себестоимость

1

2

3

4

5

6

7

План

План

План

План

План

Впл.-

Зпл.

7254-5543=1981

Усл. 1

Факт

План

План

План

Впл.хКрп

7254*(111004/101200) = 7957

Усл. 2

Факт

Факт

План

План

Вусл-Зусл.

7957-6080=1877

Усл. 3

Факт

Факт

Факт

План

Вф-Зусл.

8695-6080 =2615

 

1

2

3

4

5

6

7

Факт

Факт

Факт

Факт

Факт

Вф-Зф

8695-6571 = 2124

Информация о работе Коммерческие риски