Конкурентоспособность компании "Эвис-тур"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических основ оценки конкурентоспособности предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации 5
1.1. Сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» 5
1.2. Факторы конкурентного преимущества 9
Глава 2. Конкурентоспособность ООО «ЭвиС-тур» 18
2.1. Общая характеристика ООО «ЭвиС-тур» 18
2.2. Положение турфирмы ООО «ЭвиС-тур» на рынке 20
2.3 Оценка портфеля услуг ООО «ЭвиС-тур» 24
2.4 Оценка конкурентоспособности услуг 28
Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности
ООО «ЭвиС-тур» 30
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности услуг ООО «ЭвиС-тур» 30
3.2 Совершенствование сбытовой стратегии как направление повышения конкурентоспособности ООО «ЭвиС-тур» 31
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 36

Файлы: 1 файл

08.06.11. курсовая конкур.-ть ЭвиС-тур.doc

— 751.00 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

 

 

 

 

Введение

В конкурентных условиях и неопределенной внешней среде процесс целедостижения предпринимательской организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и свойствах системы управления (множественности реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и ее системы управления.

На протяжении многих лет к конкурентному механизму  в нашей стране относились крайне осторожно. Однако, в процессе реформирования экономики отношение к конкуренции  изменилось на диаметрально противоположное, и ее стали рассматривать как силу, без которой рыночные отношения теоретически не мыслимы и практически состояться не могут.

В настоящее время  является общепризнанным, что конкуренция  – это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах. Следует отметить, что в отечественной экономической теории и практике понимание, диагностика и формирование конкурентоспособности находятся в стадии исследования.

Конкурентоспособность является категорией динамической, причем эта динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может признаваться как управляемые параметры.

Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических основ оценки конкурентоспособности предприятия.

Для достижения поставленной цели решены несколько задач:

1. Рассмотрение характеристики  субъекта хозяйствования.

2. Изучение методики  оценки конкурентоспособности предприятия.

3. Анализ конкурентоспособности субъекта хозяйствования.

4. Предложение направлений повышения конкурентоспособности предприятия.

Предмет исследования работы – конкурентоспособность предприятия. Объектом исследований является ООО «ЭвиС-тур».

При написании работы использовались труды следующих  отечественных авторов: В. А. Алексунина Маркетинг в отраслях и сферах деятельности, Котлера Ф. Маркетинг менеджмент, Круглов В.В. Конкуренция, Моисеева Н.К. Международный маркетинг, Романова А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации Фатхутдинова Р.А. Стратегический маркетинг и др.

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации

1.1. Сущность  понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность»

Анализируя развитие общества в целом, а также его  различных групп и составных  частей, можно выделить следующую  закономерность: постоянное возрастание конкуренции на всех уровнях, между всеми участниками общественных процессов, во всех отраслях и сферах жизни. Конкуренция никогда не исчезает, она может видоизменяться, эволюционировать, переходить из одной плоскости в другую, но всегда имеет чётко выраженный вектор на усиление и обострение. Можно говорить о конкуренции между людьми, различными продуктами и услугами, о конкуренции между предприятиями, регионами и странами. Конкуренция является очень мощным двигателем развития, постоянного совершенствования, а значит, прогресса в обществе. Поэтому, о чём бы мы ни говорили, какой бы сферы ни касались, конкуренция является очень важной движущей силой. Следовательно, понимание сущности конкуренции и умение побеждать в конкурентной борьбе (т.е. умение быть конкурентоспособным) является весомым фактором успешного функционирования любого процесса и предприятия с самых ранних этапов развития общества и человека.

Конкурентные отношения  могут складываться на следующих  уровнях: межличностном; конкретного продукта; производства и предприятия; холдингов, отраслевых корпораций; горизонтально интегрированных компаний; региональном; межстрановом.

Все уровни тесно переплетены и  взаимосвязаны, но наиболее важным и  заслуживающим детального изучения является уровень предприятия.

Именно на этом уровне создаются  продукты и услуги, которые впоследствии «испытывают на себе» жёсткую рыночную конкуренцию. Товар, по сути, является инструментом, при помощи которого предприятие побеждает или терпит поражение в конкурентной борьбе на региональных, национальных и мировых рынках. С другой стороны, для успешного развития регионов и стран необходимы конкурентоспособные предприятия, которые могут стабильно платить налоги и заработную плату. Все это обусловливает важность и, в определённой мере, первостепенность конкуренции именно на уровне предприятия.

Многоуровневость конкуренции, а  также сложность этого процесса обусловили отсутствие единого определения данного понятия.

А. Смит рассматривал конкуренцию  как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимую руку» рынка, уравнивающую нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. [4, C. 362]

Известно определение конкуренции, приведенное в Законе РФ «О защите конкуренции»: конкуренция — соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке. [1]

«Конкуренция – элемент рыночного  механизма, реализующийся в форме  взаимодействия рыночных субъектов  и борьбы между ними за наиболее выгодные условия приложения капитала. В условиях рынка конкуренция представляет собой основной механизм формирования хозяйственных отношений и способ оздоровления экономики». [13, C. 28]

Р.А. Фатхутдинов в  своём учебнике "Стратегический маркетинг" даёт следующее определение  конкуренции: " Конкуренция –  это процесс соперничества конкурентов по поводу реализации своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей по удовлетворению объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [16, C. 154].

Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает «соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели».

«Конкуренция — один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлечённого в борьбу между двумя более или менее чётко обозначенными соперниками по бизнесу». [4, C.153-154]

Если свести воедино  все определения, то конкуренция  рассматривается, как наличие на рынке большого числа независимых  покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его; процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях; состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья.

По своей сути, конкуренция  является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики за ограниченные экономические ресурсы. Средством конкуренции, в наиболее традиционном смысле, являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух основных процессах – соперничестве и удовлетворении потребностей потребителей.

Наличие конкуренции  на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определённой конкурентоспособности. В противном случае, ему грозит вытеснение с данных рынков.

Понимание сущности конкурентоспособности  исходит из понимания сущности конкуренции, а это обусловило отсутствие единого  определения термина «конкурентоспособность». В работе акцент сделан на понимание  конкурентоспособности предприятия, так как именно предприятие является наиболее важным уровнем в цепи конкуренции «товар – предприятие – страна». Только хорошо функционирующее, гармонично развивающееся предприятие может выпускать продукцию, отвечающую всем запросам покупателей. Только предприятие, применяющее наиболее продуктивные и современные технологии, может обеспечить конкурентоспособность отрасли и страны на мировом рынке.

Конкурентоспособность – явление относительное. Одно предприятие  может быть конкурентоспособным, т. е. обладающим сравнительным преимуществом, только по отношению к другому. Относительность этого понятия просматривается и в следующем: успешно конкурирующее на одних рынках предприятие может быть неконкурентоспособным на других.

Общепринято под «конкурентоспособностью» понимать способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Но такое определение конкурентоспособности не дает полного представления и неприменимо для оценки конкретного предприятия, товара или услуги.

Поэтому в научной литературе приводится большое число определений данного понятия. Они разные в силу тех задач, которые решает тот или иной автор. В частности, конкурентоспособность рассматривается, как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [15, C. 480]; «мера их (предприятия, нации) способности в условиях свободного и честного рынка производить и поставлять товары и услуги, отвечающие справедливым международным рыночным требованиям и одновременно приносящие выгоды работникам предприятия или гражданам страны» [9, C. 8]; «способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов» [8, C. 38]; «реальная и потенциальная способность предприятия с учётом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготавливать и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [4, C. 712] и т. п.

Связав воедино все  определения, можно заключить, что  конкурентоспособность - способность предприятия наилучшим, по сравнению с другими участниками рынка, способом управлять совокупностью экономических ресурсов, с целью их перераспределения для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя. Данное определение отражает относительность этого явления (конкурентоспособным можно быть только относительно других участников рынка), даёт понимание сущности процессов, происходящих внутри предприятия, а также понимание того, на чём базируется это многогранное явление.

1.2. Факторы конкурентного преимущества

Конкурентоспособность организации – это относительная  характеристика, которая выражает степень отличия развития данной организации от конкурентов по степени удовлетворения своими товарами потребностей людей. Конкурентоспособность организации характеризует возможности и динамику ее приспособления к условиям рыночной конкуренции.

Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Внешние факторы конкурентного преимущества организации определяются следующими показателями:

– уровень конкурентоспособности  страны;

– уровень конкурентоспособности  региона;

– уровень конкурентоспособности  отрасли;

– государственная поддержка  малого и среднего бизнеса в стране и регионах;

– правовое регулирование  функционирования экономики страны и регионов;

– открытость общества и  рынков;

– научный уровень  управления экономикой страны и другими  системами;

– национальная система  стандартизации и сертификации;

– государственная поддержка  науки и инновационной деятельности;

– качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

– уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;

– налоговые ставки в  стране и регионах;

– процентные ставки в  стране и регионах;

– наличие доступных  и дешевых природных ресурсов;

– система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;

– климатические условия  и географическое положение страны или региона;

– уровень конкуренции  во всех областях деятельности в стране.

Значение каждого преимущества можно рассчитывать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления и наращивать новые конкурентные преимущества.

Внутренние факторы  конкурентного преимущества включают несколько составляющих:

1. Структурные:

– производственная структура  организации; – миссия организации;

Информация о работе Конкурентоспособность компании "Эвис-тур"