Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 12:27, курсовая работа
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических основ оценки конкурентоспособности предприятия.
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью организации 5
1.1. Сущность понятий «конкуренция» и «конкурентоспособность» 5
1.2. Факторы конкурентного преимущества 9
Глава 2. Конкурентоспособность ООО «ЭвиС-тур» 18
2.1. Общая характеристика ООО «ЭвиС-тур» 18
2.2. Положение турфирмы ООО «ЭвиС-тур» на рынке 20
2.3 Оценка портфеля услуг ООО «ЭвиС-тур» 24
2.4 Оценка конкурентоспособности услуг 28
Глава 3. Направления повышения конкурентоспособности
ООО «ЭвиС-тур» 30
3.1 Рекомендации по повышению конкурентоспособности услуг ООО «ЭвиС-тур» 30
3.2 Совершенствование сбытовой стратегии как направление повышения конкурентоспособности ООО «ЭвиС-тур» 31
Заключение 33
Список литературы 34
Приложение 36
Содержание
В конкурентных условиях и неопределенной внешней среде процесс целедостижения предпринимательской организации базируется на ее определенных свойствах (конкурентоспособности) и свойствах системы управления (множественности реакций). Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и ее системы управления.
На протяжении многих
лет к конкурентному механизму
в нашей стране относились крайне
осторожно. Однако, в процессе реформирования
экономики отношение к
В настоящее время является общепризнанным, что конкуренция – это неотъемлемое свойство рынка, эффективность функционирования которого тем выше, чем активнее конкуренция и чем лучше условия для ее проявления. Развитие конкурентных отношений служит необходимым условием эффективного воздействия рыночных механизмов на обеспечение устойчивого экономического роста, как в стране в целом, так и в ее регионах. Следует отметить, что в отечественной экономической теории и практике понимание, диагностика и формирование конкурентоспособности находятся в стадии исследования.
Конкурентоспособность является категорией динамической, причем эта динамика обусловлена, прежде всего, внешними факторами, значительная часть которых может признаваться как управляемые параметры.
Цель курсовой работы – изучение теоретических и практических основ оценки конкурентоспособности предприятия.
Для достижения поставленной цели решены несколько задач:
1. Рассмотрение характеристики субъекта хозяйствования.
2. Изучение методики
оценки конкурентоспособности
3. Анализ конкурентоспособности субъекта хозяйствования.
4. Предложение направлений повышения конкурентоспособности предприятия.
Предмет исследования работы – конкурентоспособность предприятия. Объектом исследований является ООО «ЭвиС-тур».
При написании работы использовались труды следующих отечественных авторов: В. А. Алексунина Маркетинг в отраслях и сферах деятельности, Котлера Ф. Маркетинг менеджмент, Круглов В.В. Конкуренция, Моисеева Н.К. Международный маркетинг, Романова А.А., Панько А.В. Маркетинговые коммуникации Фатхутдинова Р.А. Стратегический маркетинг и др.
Анализируя развитие общества в целом, а также его различных групп и составных частей, можно выделить следующую закономерность: постоянное возрастание конкуренции на всех уровнях, между всеми участниками общественных процессов, во всех отраслях и сферах жизни. Конкуренция никогда не исчезает, она может видоизменяться, эволюционировать, переходить из одной плоскости в другую, но всегда имеет чётко выраженный вектор на усиление и обострение. Можно говорить о конкуренции между людьми, различными продуктами и услугами, о конкуренции между предприятиями, регионами и странами. Конкуренция является очень мощным двигателем развития, постоянного совершенствования, а значит, прогресса в обществе. Поэтому, о чём бы мы ни говорили, какой бы сферы ни касались, конкуренция является очень важной движущей силой. Следовательно, понимание сущности конкуренции и умение побеждать в конкурентной борьбе (т.е. умение быть конкурентоспособным) является весомым фактором успешного функционирования любого процесса и предприятия с самых ранних этапов развития общества и человека.
Конкурентные отношения могут складываться на следующих уровнях: межличностном; конкретного продукта; производства и предприятия; холдингов, отраслевых корпораций; горизонтально интегрированных компаний; региональном; межстрановом.
Все уровни тесно переплетены и взаимосвязаны, но наиболее важным и заслуживающим детального изучения является уровень предприятия.
Именно на этом уровне создаются продукты и услуги, которые впоследствии «испытывают на себе» жёсткую рыночную конкуренцию. Товар, по сути, является инструментом, при помощи которого предприятие побеждает или терпит поражение в конкурентной борьбе на региональных, национальных и мировых рынках. С другой стороны, для успешного развития регионов и стран необходимы конкурентоспособные предприятия, которые могут стабильно платить налоги и заработную плату. Все это обусловливает важность и, в определённой мере, первостепенность конкуренции именно на уровне предприятия.
Многоуровневость конкуренции, а также сложность этого процесса обусловили отсутствие единого определения данного понятия.
А. Смит рассматривал конкуренцию как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимую руку» рынка, уравнивающую нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. [4, C. 362]
Известно определение
«Конкуренция – элемент
Р.А. Фатхутдинов в своём учебнике "Стратегический маркетинг" даёт следующее определение конкуренции: " Конкуренция – это процесс соперничества конкурентов по поводу реализации своих конкурентных преимуществ на конкретном рынке (территории) для одержания победы или достижения других целей по удовлетворению объективных и/или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях» [16, C. 154].
Г.Л. Азоев под конкуренцией понимает «соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели».
«Конкуренция — один из сущностных признаков рынка, форма взаимного соперничества субъектов маркетинговой системы и механизм регулирования осуществленного производства. Как общественная форма взаимодействия субъектов конкуренция выступает предпосылкой реализации индивидуальных экономических интересов каждого субъекта, вовлечённого в борьбу между двумя более или менее чётко обозначенными соперниками по бизнесу». [4, C.153-154]
Если свести воедино все определения, то конкуренция рассматривается, как наличие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно входить на рынок и покидать его; процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для достижения победы или других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях; состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья.
По своей сути, конкуренция является формой взаимного соперничества субъектов рыночной экономики за ограниченные экономические ресурсы. Средством конкуренции, в наиболее традиционном смысле, являются товары и услуги, с помощью которых соперничающие фирмы стремятся завоевать и получить деньги потребителя. Конкуренция базируется на двух основных процессах – соперничестве и удовлетворении потребностей потребителей.
Наличие конкуренции на рынке товаров или услуг, на котором действует предприятие, требует от него обеспечения определённой конкурентоспособности. В противном случае, ему грозит вытеснение с данных рынков.
Понимание сущности конкурентоспособности
исходит из понимания сущности конкуренции,
а это обусловило отсутствие единого
определения термина «
Конкурентоспособность – явление относительное. Одно предприятие может быть конкурентоспособным, т. е. обладающим сравнительным преимуществом, только по отношению к другому. Относительность этого понятия просматривается и в следующем: успешно конкурирующее на одних рынках предприятие может быть неконкурентоспособным на других.
Общепринято под «конкурентоспособностью» понимать способность выдерживать конкуренцию, противостоять конкурентам. Но такое определение конкурентоспособности не дает полного представления и неприменимо для оценки конкретного предприятия, товара или услуги.
Поэтому в научной литературе приводится большое число определений данного понятия. Они разные в силу тех задач, которые решает тот или иной автор. В частности, конкурентоспособность рассматривается, как «свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [15, C. 480]; «мера их (предприятия, нации) способности в условиях свободного и честного рынка производить и поставлять товары и услуги, отвечающие справедливым международным рыночным требованиям и одновременно приносящие выгоды работникам предприятия или гражданам страны» [9, C. 8]; «способность к достижению собственных целей в условиях противодействия конкурентов» [8, C. 38]; «реальная и потенциальная способность предприятия с учётом имеющихся у него для этого возможностей проектировать, изготавливать и реализовывать в конкретных условиях товары, которые по своим потребительским и стоимостным характеристикам в комплексе более привлекательны для потребителей, чем товары конкурентов» [4, C. 712] и т. п.
Связав воедино все определения, можно заключить, что конкурентоспособность - способность предприятия наилучшим, по сравнению с другими участниками рынка, способом управлять совокупностью экономических ресурсов, с целью их перераспределения для наиболее полного удовлетворения потребностей потребителя. Данное определение отражает относительность этого явления (конкурентоспособным можно быть только относительно других участников рынка), даёт понимание сущности процессов, происходящих внутри предприятия, а также понимание того, на чём базируется это многогранное явление.
Конкурентоспособность
организации – это
Факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации. Внешние факторы конкурентного преимущества организации определяются следующими показателями:
– уровень конкурентоспособности страны;
– уровень конкурентоспособности региона;
– уровень конкурентоспособности отрасли;
– государственная поддержка малого и среднего бизнеса в стране и регионах;
– правовое регулирование функционирования экономики страны и регионов;
– открытость общества и рынков;
– научный уровень управления экономикой страны и другими системами;
– национальная система стандартизации и сертификации;
– государственная поддержка
науки и инновационной
– качество информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;
– уровень интеграции внутри страны и в рамках мирового сообщества;
– налоговые ставки в стране и регионах;
– процентные ставки в стране и регионах;
– наличие доступных и дешевых природных ресурсов;
– система подготовки и переподготовки управленческих кадров в стране;
– климатические условия и географическое положение страны или региона;
– уровень конкуренции во всех областях деятельности в стране.
Значение каждого преимущества можно рассчитывать количественно и проанализировать в динамике. Однако интегрировать все преимущества в единый показатель вряд ли возможно. Чем больше организация имеет конкурентных преимуществ, тем выше ее конкурентоспособность, живучесть, эффективность и перспективность. Для этого необходимо повышать научный уровень управления и наращивать новые конкурентные преимущества.
Внутренние факторы конкурентного преимущества включают несколько составляющих:
1. Структурные:
– производственная структура организации; – миссия организации;
Информация о работе Конкурентоспособность компании "Эвис-тур"