Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:47, курсовая работа
Цель работы явлется комплексный анализ конкурентоспособности ООО МК «FOMA и на этой основе – разработка рекомендаций по ее дальнейшему повышению.
Исходя из поставленной цели были определены конкретные задачи:
исследовать экономическое содержание конкурентоспособности как экономического феномена и определить ее основные параметры;
выявить особенности формирования конкурентной среды современных предприятий, наиболее общие тенденции и закономерности ее развития;
провести сравнительный анализ определения конкурентоспособности изучаемого предприятия;
разработать предложения по повышению эффективности производства с учетом повышения конкурентоспособности товаров.
Введение
5
1
Теоретические аспект изучения конкурентоспособности предприятия
7
1.1
Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия
7
1.2
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
10
1.3
Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия
15
2
Анализ конкурентоспособности ООО МК «FOMA»
25
2.1
Организационно-правовая характеристика ООО МК «FOMA»
25
2.2
Анализ основных показателей работы ООО МК «FOMA»
28
2.3
Оценка рыночного положения предприятия
31
2.4
Исследование поведения потребителей
37
3.
Пути повышения конкурентоспособности предприятия ...
40
Заключение
44
Библиографический список
45
SWOT-анализ позволил ООО МК "FOMA" изучить существующие на рынке возможности и взвесить свои способности по их преследованию. Также при этом изучались угрозы, способные подорвать позиции фирмы. Сильные и слабые стороны были рассмотрены с позиции покупателей, что подвело реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогло компании извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей.
К преимуществам организации ООО МК "FOMA" относятся, такие характеристики как:
уникальная технология изготовления продукции и наличие квалифицированных специалистов, обладающих обладают высшим уровнем профессионализма. Обучение проводится периодически в соответствии с разработанным графиком;
хорошая репутация и имидж фирмы, заработанные в течении 12 лет существования на рынке мебельной продукции;
широкий ассортимент модельных рядов.
Для того чтобы определить рыночное положение организации и насколько крепко фирма удерживает свою конкурентную позицию, применим систему взвешенных оценок, так как различные показатели конкурентной силы неодинаково важны. Исследование конкурентов и их сравнительная оценка являются основой для определения преимуществ и возможностей основных соперников.
Первым шагом составляется
список ключевых факторов успеха в
данной отрасли и важнейших
На втором шаге проводится оценка фирмы и её конкурентов по каждому показателю. При этом используем шкалу от 1 до 10. В системе взвешенных оценок каждый показатель конкурентной силы имеет определенный вес, при этом сумму весов должна равняться 1,0.
Взвешенные оценки рассчитываются путем умножения оценки компании, по данному показателю конкурентной силы используя бальную оценку на ее вес. Сумма взвешенных оценок по всем показателям конкурентной силы компании дает ее общую оценку. Соответственно высокие оценки показателей, характеризующих конкурентную силу, говорят о сильной конкурентной позиции и наличии конкурентного преимущества. Напротив, низкие в этом случае свидетельствуют о слабой конкурентной позиции и о конкурентных недостатках.
Таблица 9 - Определение конкурентной силы ООО МК "FOMA"
Ключевые факторы успеха |
Вес |
ООО МК «FOMA» |
Компании – конкуренты | ||
Бира-мебель |
Азбука мебели |
Мебель для Вас | |||
Ассортимент товара |
0,20 |
10/2 |
7/1,4 |
6/1,2 |
7/1,4 |
Имидж |
0,10 |
9/0,9 |
8/0,8 |
7/0,7 |
8/0,8 |
Обслуживание клиентов |
0,15 |
8/1,2 |
7/1,05 |
6/0,9 |
6/0,9 |
Реклама |
0,10 |
6/0,6 |
6/0,6 |
4/0,4 |
5/0,5 |
Финансовое Положение |
0,15 |
7/1,05 |
6/0,9 |
4/0,6 |
4/0,6 |
Цена товаров и услуг |
0,20 |
7/1,4 |
8/1,6 |
5/1,0 |
6/1,2 |
Географическое Положение |
0,05 |
3/0,15 |
8/0,4 |
4/0,2 |
5/0,25 |
эффективность информационных систем (Интернет сайт) |
0,05 |
3/0,15 |
3/0,15 |
2/0,1 |
2/0,1 |
Сумма весов |
1 |
- |
- |
- |
- |
Общая взвешенная сумма |
- |
7,45 |
6,90 |
5,10 |
5,75 |
По данным таблицы 9 ООО МК "FOMA" занимает лидирующее положение на рынке. Главными конкурентами являются фирма ООО "Бира-мебель" и ООО "Мебель для Вас", так как занимают второе и третье места по общей взвешенной сумме оценок. Фирма ООО "Азбука мебели" является аутсайдером, поскольку набрало самый минимум по общей взвешенной сумме оценок.
Удобным инструментом сравнения возможностей предприятия и основных конкурентов является построение многоугольника конкурентоспособности, представляющий собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей.
Рисунок 4 – Многоугольник конкурентоспособности
Анализ конкурентных позиций предприятия на рынке предполагает выяснение не только его сильных и слабых сторон, но также исследование поведения потребителей, которое в той или иной степени воздействует на отношение покупателей к предприятию и, как результат, на изменение его доли в продажах на конкретном товарном рынке.
2.4 Исследование поведения потребителей
Предприятие не может добиться рыночного успеха, если игнорирует запросы потребителей. Не случайно для усиления конкурентных позиций на предприятии проводятся исследования, посвященные поведению потребителей. В самом широком понимании оно определяется как действия, непосредственно связанные с получением, потреблением и распоряжением товарами и услугами, включая процессы принятия решения, которые предшествуют и следуют за этими действиями.
Целевая аудитория ООО МК "FOMA":
По стоимости: продукция, производимая ООО МК «FOMA», относятся к категории средний, выше среднего ценовой сегмент.
По полу: организация предлагает мебельную продукцию для мужчин и женщин, однако основной клиент – мужчины.
По возрасту: основной сегмент покупателей – мужчины среднего возраста. Хотя система кредитования расширяет этот диапазон от 21 до 60 лет. И любой клиент имеющий официальное место работы (6 месяцев стажа) может стать покупателем продукции, предлагаемой ООО МК «FOMA».
Рассмотрим уровень удовлетворенности или лояльности клиентов ООО МК «FOMA», ведь только от наличия удовлетворенности зависит, станет ли покупатель постоянным клиентом. С поступательной интенсификацией конкуренции предприятие уже не может ориентироваться только на рост рынка и постоянное привлечение новых клиентов. Все большее значение приобретает удержание уже существующих клиентов – стимулирование повторных покупок в сочетании с построением эмоциональной приверженности к торговой марке. Стратегия построения лояльности покупателей оправдана – подсчитано, что привлечение одного нового покупателя обходится компании в 5 - 10 раз больше, нежели удержание одного уже существующего, поэтому концентрация стратегических усилий компании на построении лояльности клиентов приносит ей бесспорные выгоды.
Уровень лояльности клиентов ООО МК «FOMA» определяется по каналам обратной связи, так же ведется рейтинг данных показателей лояльности среди фирм-конкурентов, что непосредственно влияет на уровень обслуживания. На основе анализа полученных ответов на вопрос анкеты (опросного листа): "Порекомендуете ли Вы продукцию ООО МК «FOMA» и магазины «Айсберг» своим друзьям и знакомым?". Показатель лояльности определяется в процентах и представляет собой отношение суммы полученных положительных оценок к общему количеству заполненных анкет.
Ответы оцениваются по пятибалльной шкале: "определенно, да" = 5; "вероятно, да" = 4; "не могу сказать" = 3; "вероятно, нет" = 2; "определенно, нет" = 1.
Положительными считаются ответы клиентов, оцениваемые на 4 и 5.
Нормативное значение уровня лояльности клиентов должно быть не менее 80 % (ответы всех клиентов положительны).
Уровень удовлетворенности ООО МК «FOMA» за 2010 г. составил:
524 / 645 х 100 % = 81,2 %
Данный результат соответствует норме.
3 ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ
В современных условиях
возникает необходимость в
Разработка научно обоснованной системы стратегий фирмы как ключевого успеха её конкурентоспособности и долгосрочного успеха в отрасли и на рынке является одной из основных функций её руководства.
В результате оценки конкурентоспособности
продукции могут быть приняты
следующие пути повышения
изменение состава, структуры применяемых материалов (сырья, полуфабрикатов), комплектующих изделий или конструкции продукции;
изменение порядка проектирования продукции;
изменение технологии изготовления продукции, методов испытаний, системы, контроля качества изготовления, хранения, упаковки, транспортировки, монтажа;
изменение цен на продукцию, цен на услуги, по обслуживанию и ремонту, цен на запасные части;
изменение порядка реализации продукции на рынке;
изменение структуры и размера инвестиций в разработку, производство и сбыт продукции;
изменение структуры
и объемов кооперационных поставок
при производстве продукции и
цен на комплектующие изделия
и состава выбранных
изменение системы стимулирования поставщиков;
изменение структуры импорта и видов импортируемой продукции.
Мерами по усилению конкурентоспособности являются:
постоянное совершенствование продукта, повышающее его привлекательность, надежность, экономичность и пр.;
обеспечение его превосходства над заменителями;
нахождение новых сфер его использования, приспособление к нуждам потребителя;
творческое использование полезного опыта конкурентов;
умелое манипулирование ценовыми факторами конкурентной борьбы;
интенсивное использование рекламы и прочее.
Выделяют следующие конкретные источники конкурентных преимуществ (в различных отраслях и странах они могут быть разными):
1 Высокая обеспеченность
факторами производства, особенно
теми, которые не могут быть
скопированы (
Но сегодня роль этого источника становится второстепенной, ибо конкурентное преимущество на базе изобилия или дешевизны факторов производства привязано к местным условиям и непрочно и порождает застой. Обилие или дешевизна факторов может привести к их неэффективному применению.
2 Обладание уникальными знаниями (патентами, лицензиями, ноу-хау и пр.), прочные контакты с научными учреждениями. Использование предвосхищающих нововведений, быстрое накопление специализированных ресурсов и навыков, особенно протекающее в ускоренном режиме, при пассивности конкурентов может обеспечить лидерство на рынке. Конкурентные преимущества, возникающие из постоянных улучшений и перемен, поддерживаются также только благодаря ним.
Хотя большая часть нововведений обычно незначительны, носят эволюционный характер, но часто их накопление дает более значительный результат, чем технологический прорыв.
3 Удобное территориальное размещение, обладание необходимой производственной инфраструктурой. Однако в настоящее время низкие коммуникационные издержки приводят к тому, что роль расположения фирмы как фактора конкурентоспособности, особенно в сфере услуг, уменьшается.
4 Наличие инфраструктурных и поддерживающих отраслей, обеспечивающих фирму на выгодных условиях материальными ресурсами, оборудованием, информацией. Удержаться на мировом рынке, например, предприятие сможет лишь тогда, когда поставщик также будет лидером в своей области.
Конкурентоспособные родственные
отрасли за счет технологического и
информационного
5 Высокий уровень национального спроса на продукцию фирмы. Он благоприятствует развитию компании и укрепляет ее положение на внешнем рынке. Как показывают исследования, лидеры всегда начинают с преимущества, достигнутого дома, и затем на его основе распространяют свою деятельность по всему миру.
6 Обладание всесторонней точной информацией о ситуации на рынке (потребностях, тенденциях их изменения, основных конкурентах), позволяющей правильно выбрать рыночный сегмент и стратегию и успешно ее реализовывать.
7 Наличие надежных каналов сбыта, доступность потребителю, умелая реклама.
8 Высокий уровень организационной культуры, что является XXI в. одним из основных конкурентных преимуществ любой организации.
Успех в конкуренции
достигается преимущественно
9 Благоприятная для
компании конъюнктура, имидж (
10 Меры государственной поддержки данного вида производства, связи руководства в экономических и политических кругах лоббирование.
11 Способность организовывать эффективное функционирование всех элементов ценностной цепочки.
12 Высокое качество и широкий ассортимент продукции, низкие затраты, хорошая организация обслуживания, и пр. Они формируют важнейшее преимущество фирмы - благосклонное отношение к ней потребителя.
13 Постоянные инновации (в технике и технологии, управлении, маркетинге), особенно предвосхищающие потребности.
Конкурентные преимущества проистекают в основе своей из улучшений, новшеств и перемен в самом широком смысле, ведущих к смене лидерства в конкуренции, особенно, если остальные соперники не поняли или не приняли нового.
Заключение
В данной работе рассматриваются теоретические и практические аспекты конкурентоспособности, понятие и сущность конкурентоспособности предприятия, приводятся факторы и критерии, влияющие на конкурентоспособность предприятия, приводятся и раскрываются методики оценки конкурентоспособности фирмы. После этого проведен анализ фирмы, состоящий из следующих компонентов:
дана краткая технико-
произведен анализ прибыли и рентабельности рассматриваемого предприяти;
произведен анализ конкурентоспособности ООО МК «FOMA»;
Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения