Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 06:47, курсовая работа

Описание работы

Цель работы явлется комплексный анализ конкурентоспособности ООО МК «FOMA и на этой основе – разработка рекомендаций по ее дальнейшему повышению.
Исходя из поставленной цели были определены конкретные задачи:
исследовать экономическое содержание конкурентоспособности как экономического феномена и определить ее основные параметры;
выявить особенности формирования конкурентной среды современных предприятий, наиболее общие тенденции и закономерности ее развития;
провести сравнительный анализ определения конкурентоспособности изучаемого предприятия;
разработать предложения по повышению эффективности производства с учетом повышения конкурентоспособности товаров.

Содержание работы

Введение
5
1
Теоретические аспект изучения конкурентоспособности предприятия
7
1.1
Понятие и содержание конкурентоспособности предприятия
7
1.2
Факторы, влияющие на конкурентоспособность предприятия
10
1.3
Методы и критерии оценки конкурентоспособности предприятия
15
2
Анализ конкурентоспособности ООО МК «FOMA»
25
2.1
Организационно-правовая характеристика ООО МК «FOMA»
25
2.2
Анализ основных показателей работы ООО МК «FOMA»
28
2.3
Оценка рыночного положения предприятия
31
2.4
Исследование поведения потребителей
37
3.
Пути повышения конкурентоспособности предприятия ...
40
Заключение
44
Библиографический список
45

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 474.50 Кб (Скачать файл)

экспортно-импортные  операции;

экспорт своей  продукции, услуг, сырья, отходов производства, продукции иных предприятий, проектов и информационных материалов;

оптовая и  розничная торговля на территории Российской Федерации и за ее пределами.

2.2 Анализ  основных показателей работы  ООО МК «FOMA»

Проведем анализ основных показателей хозяйственной  деятельности предприятия за период 2008-2010 гг. с целью выяснения уровня показателей, достигнутых предприятие за отчетный период, выявления резервы и предложить возможные направления повышения конкурентоспособности предприятия.

Данные отдельных технико-экономических  показателей работы предприятия за 2008 – 2010 г. приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Сравнительный анализ отдельных экономических показателей за 2008-2010 гг.

Показатели 

2008

2009

2010

Значение 

В % к предыдущему периоду 

Значение 

В % к предыдущему периоду 

Значение 

В % к предыдущему периоду

1

2

3

4

5

6

7

Количество проданных  комплектов мебели производства ООО  МК «FOMA», шт.

1255

154 %

2 239

178,4%

1 974

88,2

       

Продолжение Таблицы 4

1

2

3

4

5

6

7

Валовой доход ООО  МК «FOMA» от реализации продукции

49 795

132,1

57 532

121,5

75 538

131,3

Общая сумма затрат по предприятию

43 820

113,6

47 745

118,3

66 084

138,4


 

Таким образом, можно  проследить существенные перепады в  объеме реализации выпускаемой ООО  МК «FOMA» продукции. Это можно связать с тем, что ООО МК «FOMA» помимо реализации собственной продукции в рассматриваемом периоде приступило с продаже подобной продукции других производителей в целях расширения ассортимента собственных магазинов.

Валовый доход предприятия  в рассматриваемом периоде все-таки имел тенденцию роста, что связано с незначительным увеличением цены реализации продукции, планомерным включением объема стоимости затрат в ее себестоимость, внедрением инновационных технологий в процесс производства. 

Среди множества финансовых показателей  есть такие, которые имеют особо большое значение для определения позиции фирмы и могут использоваться для анализа любых стратегических проблем.

Первоначально определим  показатели ликвидности ООО МК «FOMA» за 2010 г.

Оборотные активы ООО МК «FOMA» в начале 2010 года составили 43614 тыс. руб., а в конце года - 56641 тыс. руб. Краткосрочные обязательства соответственно 29759 тыс. руб. и 40904 тыс. руб. Определим изменение коэффициента текущей ликвидности за 2008 год.

Значение коэффициента текущей ликвидности (К ) в начале года:

К = 43614 / 29759 = 1,46

Значение коэффициента текущей ликвидности (К ) в конце года:

К = 56641 / 40904 = 1,38

Значение коэффициента текущей ликвидности на начало и  на конец года немного отличается от нормального показателя (в пределах 1,5-3), что говорит о сниженной возможности покрытия срочных долговых обязательств.

Изменение значения коэффициента текущей ликвидности (К ):

К = К / К = 1,38/1,46 = 0, 945

Коэффициент текущей  ликвидности уменьшился за год на 5,5 %.

Далее определим коэффициент абсолютной ликвидности, отражающий соотношение между наиболее ликвидной частью текущих активов и текущими пассивами.

К = =0,6

По оценкам экспертов, теоретически приемлемой величиной  считается К не ниже 0,2. В нашем случае К = 0,6 это означает, что предприятие обладает хорошей структурой оборотных средств в отношении обязательств.

Определим фондоотдачу  основных средств предприятия:

Данный коэффициент характеризует  эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величину продаж, приходящихся на 1 единицу стоимости средств.

Доля собственного капитала в оборотных  средствах или коэффициент обеспеченности собственными средствами рассчитывается как отношение собственных средств  в обороте ко всей величине оборотных средств:

=

Данный показатель характеризует  соотношение собственных и заемных  средств и определяет степень  обеспеченности хозяйственной деятельности организации собственными оборотными средствами, необходимыми для её финансовой устойчивости. Коэффициент обеспеченности собственными средствами на конец 2010 года составил 0,27. Значение этого показателя считается нормальным, если оно не менее 0,1.

Показатели прибыльности (доходности, рентабельности) могут иметь различные названия и форму расчета. Вычисление этих показателей это наиболее распространенный способ измерения успеха фирмы.

При анализе хозяйственной деятельности предприятия, во время проведения финансового  анализа, для оценки эффективности  хозяйственной деятельности и процессов ценообразования применяют коэффициент рентабельности продаж:

Показатель отражает соотношение  прибыли от реализации продукции  и дохода, полученного организацией в отчетном периоде. Он определяет, сколько рублей прибыли получено организацией в результате продукции на один рубль выручки.

Коэффициент рентабельности инвестиций показывает, сколько денежных единиц потребовалось предприятию для  получения одной денежной единицы  прибыли:

=

Этот показатель является одним  из наиболее важных индикаторов конкурентоспособности.

Анализ основных показателей деятельности предприятия по повышению его конкурентоспособности предполагает оценку достигнутого уровня использования имеющегося потенциала, общих результатов хозяйственной деятельности, финансовых результатов и платежеспособности. Таким образом, оценка устойчивости функционирования фирмы также рассматривается как индикатор её конкурентоспособности. ООО МК «FOMA» на конец отчетного периода занимает устойчивое финансовое положение, но можно проследить спад продаж собственной продукции по сравнению с предыдущим периодом.

2.3 Оценка рыночного положения предприятия

Оценка рыночного  положения предприятия имеет  свои черты и задачи:

во – первых, оценка конкурентоспособности, т. е. определение  показателей конкурентоспособности  предприятия, является исходным моментом для организации всей производственно-хозяйственной  деятельности в условиях рыночной экономики;

во – вторых, изучение конкурентоспособности должно вестись непрерывно и систематически, на всех стадиях жизненного цикла продукта. Такой подход позволяет своевременно принимать решения об оптимальных изменениях товарного ассортимента, необходимости поиска новых рынков или новых рыночных ниш, расширении и создании новых услуг, разработке новых либо модернизации выпускаемых товаров;

в–третьиx, оценка уровня конкурентоспособности предприятия вызывает необходимость использовать целый ряд показателей, без анализа которых можно обойтись при общей оценке производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Эти показатели, прежде всего, свидетельствуют о степени устойчивости положения предприятия, способности реализовывать товары и услуги, пользующуюся спросом у потребителей и обеспечивающую ему стабильную прибыль.

Основные торговые зоны ООО МК «FOMA»: г. Биробиджан, Амурская область, Хабаровский край, Приморский край. Организация ориентирована на локальные рынки.

Миссия: "Предприятие  предлагает новейшие разработки современных качественных моделей мебели, с доступными ценами и отличным качеством!".

Основными целями высшего  руководства ООО МК «FOMA» является повышение прибыли и увеличение конкурентоспособности, поддержание имиджа организации.

Целями подразделений  является: стимулирование продаж собственной продукции как на собственных торговых площадях, так и на других торговых площадях, поддержание лояльности и закрепление положительных эмоций при покупке.

Важнейшим индикатором  коммерческой эффективности работы фирмы является показатель занимаемой доли рынка. Чем больше доля рынка, тем успешнее бизнес, меньше издержки. Как только компания достигает хороших показателей по занимаемой доли рынка, она получает множество дополнительных возможностей одной из которых является устанавливать более высокие цены на товары и услуги. Доля рынка — соотношение между объемом продаж товара данной компании и объемом продаж товаров, реализованных всеми фирмами, действующими на данном рынке.

Таблица 5 - Конкуренты ООО МК «FOMA» в г. Биробиджане

Название организации

Местонахождение

Размер торговой площади, кв.м.

Объём продаж собственной  продукции, аналогичной продукции  ООО МК «FOMA», за 2010 г., тыс. руб.

ООО "Бира-мебель"

Г. Биробиджан

211

63144

ООО "Азбука мебели"

г. Биробиджан

252

68221

ООО «Мебель для вас»

г. Биробиджан

187

52242


 

Таблица 6 - Анализ продаж продукции, аналогичной продукции, производимой ООО МК «FOMA» в г. Биробиджан за 2010 г.

 

ООО МК «FOMA»

ООО "Бира-мебель"

ООО "Азбука мебели"

ООО «Мебель для вас»

ИТОГО

Объём продаж продукции, тыс. руб.

75 538

63144

68221

52242

259 145

Доля ранка, %

29,15

24,37

26,33

20,16

100


 

По итогам 2010 г. ООО МК "FOMA" занимает первое место по рейтингу продаж мебели среди других организаций, реализующих аналогичную продукцию. Рыночная доля, занимаемая предприятием составляет 29,15 %.

На показатель доли рынка  оказывают непосредственное влияние  цена на товар, реклама, ее эффективность  и качество, затраты фирмы на рекламные  мероприятия, имидж фирмы, наличие  или отсутствие товарного знака  и его узнаваемость, качество продукции или оказания услуг.

Одним из наиболее распространенных и признанных методов оценки среды  деятельности организации является метод СВОТ (SWOT – по начальным буквам английских слов "сила", "слабости", "возможности", "угрозы"). Метод СВОТ оценивает сильные и слабые стороны, с другой стороны, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.

Таблица 7 - Сильные и слабые стороны ООО МК "FOMA"

Сильные стороны

Слабые стороны

1 Устойчивое финансовое  положение.

2 Опыт 12-ти лет работы на рынке области.

3 Отсутствие долгосрочных  долговых обязательств.

4 Широкий ассортиментный  ряд продукции 

1 Предприятие находится  в экономически не развитом  регионе.

2 Сильная зависимость  от производителя ОАО "АВТОВАЗ".

3 Отсутствие достаточных маркетинговых исследований, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия.


 

Таблица 8 - Возможности и угрозы ООО МК "FOMA"

Возможности

  • Угрозы

  • 1 Возможность появление  новых услуг

    2 Стабилизируются доходы  населения

    3 Разорение и уход  фирм конкурентов

    4 Изменение рекламных  технологий

    1 Общий спад Российской  экономики

    2 Рост темпов инфляции

    3 Сбои в поставках  материалов для изготовления  продукции 

    4 Изменение покупательских  предпочтений

    5 Появления новых конкурентов

    6 Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов


     

    Заполнив данные матрицы  определены, основные направления развития предприятия и сформулированы основные проблемы. Проанализировав и сопоставив возможности с сильными сторонами  ООО МК "FOMA", приходим к выводу, что при данном опыте организации работы предприятия появляется возможность разработки нового модельного ряда продукции, представления новых услуг, изменения рекламных технологий, что выгодно отразиться на занимаемых конкурентных позициях, причём возможные перспективы укрепят рыночное положение предприятия. Опираясь на сильные стороны ООО МК "FOMA" можно снижать угрозы, применяя гибкую ценовую политику для борьбы с нежелательными конкурентами подкрепленную устойчивым финансовым положением. Основной из слабых сторон для реализации возможностей может быть отсутствие достаточных маркетинговых исследований, направленных на повышение конкурентоспособности предприятия необходимых для введения новых услуг и изменения рекламных технологий. Основными угрозами усугубленными слабыми сторонами для ООО МК "FOMA" будет являться сбои в поставках материалов для изготовления продукции.

    Информация о работе Конкурентоспособность предприятия и пути её повышения