Конкурентоспособность предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа

Описание работы

Залог выживаемости предприятия - его
конкурентоспособность, а значит, стабильность на рынке. Чтобы
предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и
иметь стабильный доход, ему, прежде всего, нужна устойчивость
денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками,
кредиторами, своими работниками, местными органами власти,
государством. После расчетов и выполнения обязательств
необходима еще и прибыль, которая возможна, только если
предприятие производит конкурентоспособную продукцию.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3
ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ФОРМЫ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, СУЩНОСТЬ...............................................................................5
1.1. Понятие конкурентоспособности..................................................5
1.2. Формирование стратегии конкурентоспособности фирм................... 10
1.3. Показатели конкурентоспособности товара.................................... 14
ЕЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «БИРОБИДЖАНСКИЙ ЗАВОД СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ.....................................................31
2.1 Общие технические сведения о деятельности ОАО ЭТК БирЗСТ..............31
2.2. Анализ рынка конкурентов ОАО ЭТК БирЗСТ....................................35
2.3 Расчет оценки конкурентоспособности масляных трансформаторов ОАО ЭТК БирЗСТ...................................................................................40
ЕЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ЭТК БирЗСТ........47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................52
БИБЛИОРАФИЯ..............................................................................54
Приложение

Файлы: 1 файл

Конкурентоспособность предприятия.doc

— 458.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................3

ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ФОРМЫ. МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, СУЩНОСТЬ...............................................................................5

1.1.      Понятие конкурентоспособности..................................................5

1.2.      Формирование стратегии конкурентоспособности фирм................... 10

1.3.      Показатели конкурентоспособности товара.................................... 14

ЕЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОАО «ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ КОМПАНИИ «БИРОБИДЖАНСКИЙ ЗАВОД СИЛОВЫХ ТРАНСФОРМАТОРОВ.....................................................31

2.1 Общие технические сведения о деятельности ОАО ЭТК БирЗСТ..............31

2.2. Анализ рынка конкурентов ОАО ЭТК БирЗСТ....................................35

2.3 Расчет оценки конкурентоспособности масляных трансформаторов ОАО ЭТК БирЗСТ...................................................................................40

ЕЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ ОАО ЭТК БирЗСТ........47

ЗАКЛЮЧЕНИЕ................................................................................52

БИБЛИОРАФИЯ..............................................................................54

Приложение


ВВЕДЕНИЕ

N

Залог              выживаемости предприятия - его
конкурентоспособность, а значит, стабильность на рынке. Чтобы
предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и
иметь стабильный доход, ему, прежде всего, нужна устойчивость
денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками,
кредиторами, своими работниками, местными органами власти,
государством. После расчетов и выполнения обязательств
необходима еще и прибыль, которая возможна, только если
предприятие производит конкурентоспособную продукцию.

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара.

Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).


ВВЕДЕНИЕ

Залог выживаемости предприятия - его конкурентоспособность, а значит, стабильность на рынке. Чтобы предприятие могло эффективно функционировать, развиваться и иметь стабильный доход, ему, прежде всего, нужна устойчивость денежной выручки, достаточной для расплаты с поставщиками, кредиторами, своими работниками, местными органами власти, государством. После расчетов и выполнения обязательств необходима еще и прибыль, которая возможна, только если предприятие производит конкурентоспособную продукцию.

Конкурентоспособность можно определить как сравнительную характеристику товара, содержащую комплексную оценку всей совокупности производственных, коммерческих, организационных и экономических показателей относительно выявленных требований рынка или свойств аналогичного товара.

Это некая относительная и интегральная характеристика, отражающая отличие товара/фирмы-конкурента и, определяющая его/ее привлекательность в глазах потребителя.

Конкурентоспособность - это многоаспектное понятие, означающее соответствие товара условиям рынка конкретным требованиям потребителей не только по своим качественным, экономическим, техническим, эстетическим, эргономическим характеристикам, но и по коммерческим и иным условиям его реализации (сроки поставки, цена, каналы сбыта, сервис, реклама).

Объектом исследования является Биробиджанское предприятие выпускающее масляные трансформаторы и трансформаторные подстанции ОАО ЭТК БирЗСТ, а предметом - показатели конкурентоспособности фирмы.

Цель данной курсовой работы рассмотреть понятия, сущность, показатели конкурентоспособности фирмы.

Для того чтобы достичь поставленной нами цели необходимо решить следующие задачи:

1.         Рассмотреть понятие конкурентоспособности.

2.         Исследовать формирование стратегии конкурентоспособности фирмы.

3.              Проанализировать показатели конкурентоспособности товара.

4.         Провести анализ показателей конкурентоспособности предприятия ОАО ЭТК БирЗСТ.

5.              Рассмотреть анализ конкурентной среды и конкурентоспособности товаров ОАО ЭТК
БирЗСТ.

6.         Исследовать методы оценки конкурентоспособности на предприятии ОАО ЭТК БирЗСТ.

7. Описать основные направления, направленные на повышение конкурентоспособности продукции данного предприятия.

Методы, которые были использованы для решения поставленных задач, такие: описание, сравнение, анализ стат. данных.

Информационными источниками исследования послужили статистические материалы ОАО ЭТК БирЗСТ за 2003 - 2004 год.


ГЛАВА 1. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ: ФОРМЫ, МЕТОДЫ ОЦЕНКИ, СУЩНОСТЬ

1.1. Понятие конкурентоспособности

Понимание того, что скрывается за словом «конкурентоспособность» еще не устоялось. Оценка справочной, нормативно-технической и методической литературы показывает, что в ней конкурентоспособность рассматривается с общих позиций. Большинство публикаций объединяет подход к конкурентоспособности фирмы как характеристике возможности сбыта своего товара в условиях конкуренции. Такое определение не раскрывает сущность рассматриваемой категории, констатируя и без того очевидную зависимость сбыта от конкурентоспособности. При этом теряется содержание конкурентоспособности конкретного товара, которая обуславливает распределение спроса между ним и другими обращающимися на рынке изделиями аналогичного назначения.[11, с 129]

Конкурентоспособность фирмы определяется следующими факторами:

1.   Качество продукции и услуг;

2.   Наличие эффективной стратегии маркетинга и сбыта;

3.   Уровень квалификации персонала и менеджмента;

4.   Технологический уровень производства;

5.   Налоговая среда, в которой действует предприятие;

6.   Доступность источников финансирования.

Конкурентоспособный товар, как правило, может производить только конкурентоспособная фирма, а для такой фирмы нужны определенные условия, характеризуемые как конкурентоспособность страны.

Распространенным является подход к конкурентоспособности как комплексу потребительских свойств товара безотносительно к его стоимости. При этом предполагается,

что низкая конкурентоспособность ведет к снижению цен на товары и, наоборот, повышение

конкурентоспособности обуславливает рост цен. В данном случае конкурентоспособность отожествляется с качеством продукции, хотя качество лишь один из факторов конкурентоспособности.

Если подойти к определению конкурентоспособности фирмы производящей товары, через их цены (квалиметрическая методология ценообразования), которая исходит из представления о цене как универсальной характеристике товара, где отражаются все ее потребительские и меновые свойства. Различие таких свойств у конкурирующих изделий должно проявляться в различии цен, которая, как считают, и есть конкурентоспособность этих товаров по отношению друг к другу. [1, с 456]

Нельзя делать выбор среди группы товаров-конкурентов исключительно на основе сопоставления цен.

Чтобы выявить сущность категории «конкурентоспособность» продукции, прежде всего, необходимо учитывать, что она в условиях рыночной экономики, должна рассматриваться с точки зрения потребителей.[5, с 45]

Рынок представляет собой ту сферу общественных отношений, где товары, конкурируя между собой, проходят сравнение и проверку на соответствие требованиям потребителей и где выявляется их отклонение от этих требований. При совершении покупки каждый индивидуальный покупатель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогов и приобретает именно то изделие, которое в наибольшей степени удовлетворяет его потребность.

Наибольшее признание среди товаров, предназначенных для удовлетворения данной
общественной потребности, получает тот, который более полно ей соответствует по сравнению
с товарами-конкурентами. Это и выделяет его из общей товарной массы, обеспечивает успех в
конкурентной борьбе, другими словами, позволяет говорить, что              товар был
конкурентоспособен.

Стремясь к потреблению товара, в наибольшей степени соответствующего потребностям

(т.е. обладающего наивысшим потребительским эффектом), потребитель не может не думать о затратах, которые будут связаны с этим товаром. Естественно, что он стремится достичь оптимального соотношения потребительских свойств изделия и своих расходов, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат, Поэтому, для определения конкурентоспособности существенным является не только сравнение товаров по степени соответствия конкретной потребности, но и учет затрат потребителя, связанных с данными товарами.

Таким образом, затраты потребителя на удовлетворение его потребности посредством данного товара состоят (складываются) из двух статей:

- расходов на покупку (продажная цена)

- расходов, связанных с затратами на эксплуатацию изделия в период срока его службы (ремонт, уход, технологическое обслуживание, покупка запасных частей, энергопотребление и др.) В целом же общая сумма этих расходов выступает для потребителя в качестве цены удовлетворения потребности (цены потребления).

Уровень цены потребления представляется для покупателя составным элементом конкурентоспособности товара и зависит, прежде всего, от потребительских свойств конкретного изделия.

Затраты на удовлетворение потребности определяются условиями приобретения и потребления, которые связаны с социально-экономическим положением потребителей, наличием услуг, их стоимостью, удаленностью предприятий сервиса, а также зависят от факторов общеэкономического характера. Часто расходы, возникающие в процессе потребления, по многим видам изделий существенно превышают продажную цену. [8, с 124]

Таким образом, конкурентоспособность можно определить как комплексную характеристику товара, определяющую его предпочтение на рынке по сравнению с аналогичными изделиями-конкурентами как по степени соответствия конкретной общественной потребности, так и по затратам на его удовлетворение, которое обеспечивает возможность реализации этого товара в определенный момент времени на конкретном рынке. Отсюда следует, что конкурентоспособность обуславливается качественными и стоимостными особенностями товара, которые учитываются покупателем согласно их непосредственной значимости для удовлетворения потребностей. При этом, среди товаров аналогичного назначения большей конкурентоспособностью (К) на рынке обладает тот, который благодаря своим свойствам обеспечивает наибольший полезный эффект (Р) по отношению к цене потребления (С). Поэтому условие предпочтения одного из товаров всем иным имеет вид:

Это и есть условие конкурентоспособности товара в самом общем виде. [6, с 321] Подход к оценке товара с позиции производителя традиционен и выражает, и прежде всего, стратегию продаж, достижения их безусловной рентабельности. Рентабельность его собственной деятельности - основное условие коммерческого успеха. Для обеспечения преимуществ поставляемого товара по уровню цены, качеству, условиям поставки и сервису производитель вынужден, как правило, расходовать дополнительные средства, выделяемые им из прибыли. Поэтому для производителя условия конкурентоспособности его товара в практическом плане оценивается как отношение общей выручки от реализации к совокупным издержкам на изготовление, доставку товара и его сервисное обслуживание. При этом продавцы непременно должны использовать оценку конкурентоспособности их товаров с позиции покупателей, как один из важнейших ориентиров в своей работе в условиях рыночной конкуренции.

Таким образом, конкурентоспособность с точки зрения потребителя — это более высокое по сравнению с аналогами-заменителями соотношение современных качественных характеристик товара и затрат на его приобретение и потребление при их соответствии требованиям определенного сегмента. С точки зрения производителя конкурентоспособность продукции - это достижение безусловной рентабельности в своей деятельности и создание положительного имиджа у своих потребителей.

1.2. Формирование стратегии конкурентоспособности фирм

Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Главным при этом должно быть одно: умение определить, быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои сравнительные преимущества. Все усилия необходимо направить на развитие тех сторон, которые выгодно отличают вас от потенциальных или реальных конкурентов. Недаром многие ведущие фирмы сформулировали свои сравнительные преимущества в виде лозунгов, правил, которым должны следовать все ее работники. [13, С 561]

Четкая ориентация на свои сравнительные преимущества в конкуренции, неустанный их поиск как внутри предприятия, так и вне его предопределяют набор функций, выполняемых аппаратом управления ведущих компаний, состав их управленческих и инженерных подразде­лений, подходы к разработке хозяйственной стратегии.

Если можно коротко дать ответ на вопрос о том, как создать на предприятии производство мирового класса, он звучал бы так: для этого надо стать лучшим в мире в избранной отрасли или на рынке, на который работаете, хотя бы по одному важному аспекту производственной деятельности. [4, с 391]

Информация о работе Конкурентоспособность предприятия