Корпоративная культура на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2013 в 17:12, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов формирования и развития корпоративной культуры в организации и ее роли в управлении персоналом.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
рассмотреть основные подходы к определению корпоративной культуры
раскрыть теоретические аспекты формирования и поддержания корпоративной культуры в организации;
проанализировать корпоративную культуру организации;
рассмотреть пути совершенствования корпоративной культуры организации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА: ПОНЯТИЕ, НАЗНАЧЕНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ 4
1.1. Сущность, понятие и назначение корпоративной культуры 4
1.2. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации 8
2. АНАЛИЗ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРОЙ ЗАО «ИРКУТСКЭНЕРГОРЕМОНТ» 15
2.1. Общая характеристика организации 15
2.2. Элементы построения и управления корпоративной культурой 17
2.3. Проблемы управления корпоративной культурой 25
3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Файлы: 1 файл

181228_корпоративная культура на предпрятии_ор.doc

— 554.00 Кб (Скачать файл)

Ценности — объекты и явления, наиболее важные, с точки зрения субъекта, которые являются целями и ориентирами его жизнедеятельности. Отвечают основным потребностям субъекта, служат средством их удовлетворения.

Ценности обеспечивают сохранение целостности социальной системы (организации), в силу того, что в ценностях  выражается особая значимость определенных материальных и духовных благ для существования и развития системы. С точки зрения управления персоналом организации важны как ценности-цели, отражающие стратегические цели существования организации, так и ценности-средства, т. е. те ценные для данной организации качества персонала (например, дисциплинированность, честность, инициативность) и характеристики внутренней среды (например, командный дух), которые позволяют достигнуть ценности-цели.

В процессе развития ЗАО «Иркутскэнергоремонт» закладывались ценности-цели, определяющие назначение, роль организации. Ценности-цели выражаются в миссии организации и являются важнейшим элементом организационной культуры. Они формируются, как правило, на начальном этапе образования организации под непосредственным влиянием руководителя (непосредственно руководителем, с учетом его способностей, уровня компетентности, стиля руководства и даже его характера).

Миссия ЗАО «Иркутскэнергоремонт» формулируется следующим образом: «обеспечивать энергетические и промышленные предприятия комплексом качественных проектных, ремонтных и монтажных услуг, призванных повысить надежность и функциональность производств» [35].

Основные задачи

  1. обеспечение эффективной работы вышеуказанных ремонтно-сервисных компаний, а также достижение высоких производственных, экономических, финансовых и социальных показателей их деятельности;
  2. организация монтажа и ремонтов основного и вспомогательного тепломеханического, электротехнического оборудования, ремонтов средств автоматики и измерений вышеуказанных электростанций;
  3. организация общестроительных работ на территории указанных электростанций непромышленных объектов.

В настоящее время ЗАО «Иркутскэнергоремонт»  имеет следующие ключевые компетенции:

    • комплексное проектирование;
    • изготовление, монтаж и сервисное обслуживание энергооборудования и сложных металлоконструкций;
    • капитальные и средние ремонты, техническое обслуживание и текущие ремонты энергооборудования. [35]

 Принципы работы ЗАО «Иркутскэнергоремонт» и корпоративные ценности:

    • качество работ и услуг выше коммерческой выгоды;
    • безопасность при проведении работ является важнейшим и обязательным условием;
    • обязательства, взятые перед заказчиком, имеют высший приоритет;
    • готовность оперативно предлагать гибкие технические и организационные решения;
    • постоянное стремление к совершенствованию имеющихся компетенций, приобретению новых навыков и улучшению собственной деятельности компании. [35]

Миссия в качестве ценности-цели дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия, что в свою очередь способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации.

Ценности-цели способствуют формированию единства внутри организации и созданию корпоративного духа. Доведенные до сознания сотрудников ценности-цели ориентируют их в неопределенной ситуации, создают возможность для более эффективного управления организацией, так как они обеспечивают непротиворечивость набора целей, обогащают деятельность работника.

Другим элементом корпоративной культуры являются нормы. Нормы — требования к поведению владельца роли, человека, занимающего определенную ступеньку в структуре организации, обществе, семье.

Нормы усваиваются вместе с ценностями в процессе социализации, адаптации, но имеют менее устойчивый характер, чем ценности. Согласуются с ценностями, обеспечивают достижение целей в соответствии с ценностями. Оказывают влияние на поведение при наличии санкций, которые формируются одновременно с нормами. Следование усвоенным и включенным в структуру личности нормам становится самоценным поведением, и неследование им вызывает негативную реакцию, человек санкционирует себя сам (чувство вины, тревоги, переживания т. п.).

В Кодексе корпоративной культуры ЗАО «Иркутскэнергоремонт» перечислены правила ведения бизнеса по следующим направлениям:

    1. политика безопасности;
    2. политика внутреннего контроля;
    3. планирование деятельности;
    4. финансовая политика;
    5. этические нормы работников. [35]

В связи со спецификой деятельности ЗАО «Иркутскэнергоремонт» корпоративным нормам уделяется особое внимание.

Согласно положениям корпоративного кодекса ЗАО «Иркутскэнергоремонт» организация ожидает от всех своих директоров и работников, где бы они ни работали, избегать всех ситуаций потенциального и действительного конфликта личных интересов и интересов организации.

Другим элементом корпоративной  культуры является символика организации.

Символ — служит условным знаком какого-то понятия, явления, идеи, наиболее простая и в то же время наиболее часто встречающаяся категория культурных форм. Смысл символа отличается неисчерпаемой многозначностью, что позволяет придавать новое значение существующим символам в зависимости от формируемых ценностей. Символы различаются по степени своей значимости и по роли, которую они играют в выражении идеологических образцов. Существуют так называемые ключевые символы, выражающие содержание организационной культуры «в относительно чистом виде».

Ключевые символы в  свою очередь подразделяются на две основные группы: символы, отражающие особенности образа (или внешнего имиджа) организации; символы, направленные на выражение идеологии внутренних отношений.

Анализируя логотип  ЗАО «Иркутскэнергоремонт» с  изображением энергообъектов, обрамленных лопастями вращающейся турбины, можно сделать вывод о том, что он относится к символам, отражающим особенности образа организации (см. рис. 2.3).

 

 

Рис. 2.3. Логотип ЗАО «Иркутскэнергоремонт»

 

Как уже было отмечено выше, корпоративная культура — это составляющие кадровой политики. Реализация кадровой политики на предприятии осуществляется в соответствии с Планом социально-экономического развития предприятия. Положением о персонале, Отраслевым соглашением и Корпоративным кодексом ЗАО «Иркутскэнергоремонт».

ЗАО «Иркутскэнергоремонт» стремится проводить честную, справедливую и открытую политику в отношении своих работников, с учетом индивидуальных особенностей каждого работника.

Планирование персонала является неотъемлемой частью общего процесса планирования деятельности ЗАО «Иркутскэнергоремонт». Основная задача функции планирования заключается в перспективном определении количественной и качественной потребности в персонале и своевременное удовлетворение этой потребности.

Планирование персонала ЗАО «Иркутскэнергоремонт» осуществляется на основе следующих корпоративных принципов:

  1. Строгая взаимосвязь планирования персонала, как со стратегическими и оперативными целями предприятия, так и с результатами деятельности предприятия. Планирование рабочих на предприятии осуществляется в соответствии с планом производства на текущий год.
  2. Непрерывность планирования персонала — осуществление регулярной оценки организационных компетенций, необходимых для реализации стратегических задач ЗАО «Иркутскэнергоремонт», в сравнении с фактическим состоянием человеческих ресурсов (в количественном и качественном отношении) и определении потребности в этих ресурсах в будущем.
  3. Совместная ответственность за планирование персонала и организационное строительство руководителей структурных подразделений и отдела кадров. При этом отдел кадров обеспечивает руководителей необходимыми инструментами и координацию процесса планирования, а руководители структурных подразделений обосновывают необходимость изменений в количественном и качественном отношении.
  4. Непрерывная работа с кадровым резервом и планирование карьеры работников, обладающих потенциалом и необходимыми профессиональными навыками в отношении продвижения на различные должности на предприятии в целях максимального использования кадрового потенциала, создания условий для должностного и профессионального роста работников. [35]

Планирование персонала  осуществляется согласно утвержденным планам стратегического развития предприятия и содействует нахождению оптимального соотношения между потребностью предприятия в новых специалистах и оперативными заданиями по оптимизации численности.

При анализе работы проводимой на предприятии по планированию персоналом был сделан вывод, что данная работа ведется удовлетворительно. Было замечено, что при составлении резерва работников рассматриваются кандидатуры только высшего управленческого звена, не беря в расчет тех, кто работает на рабочей должности, но имеет высшее образование. Это является большим минусом в работе кадровой службы предприятия.

Набор персонала производится в соответствии со штатным расписанием, с учетом прогноза численности персонала по каждой специальности и участку работ на предстоящий год. Среднее отклонение от плановой численности, установленной в штатном расписании, в 2011 г. составило 29 человек.

Комплектование кадрами  осуществляется за счет внутренних (кадровый резерв) и внешних источников. Для  поиска и привлечения кандидатов на вакансии используются следующие методы:

  1. взаимодействие с центром занятости (при подборе рабочих);
  2. взаимодействие с кадровыми агентствами в г. Иркутске и Иркутской области (Профессионал, МБТ, ИТ-Эксперт, Персона, Байкальский центр Рекрутинга и др.);
  3. прямой поиск кандидатов (при подборе персонала на руководящие должности);
  4. использование рекламы в СМИ (Internet, печатные издания);
  5. взаимодействие с ВУЗами по привлечению на вакансии выпускников.

Подбор персонала на вакантные должности осуществляется путем конкурсного отбора кандидатов, не зависимо от того привлекаются ли кандидаты с внешнего рынка или являются работниками предприятия.

Обучение, как одна из основных составляющих работы с персоналом, направлено на результаты предприятия и на каждого сотрудника. Высокая эффективность обучения достигается в основном за счет передачи сотруднику знаний и навыков, необходимых для его результативной и качественной работы.

Действующая система  обучения, как и в целом по ЗАО «Иркутскэнергоремонт» включает в себя следующие направления:

  • внутрикорпоративное обучение;
  • обучение по специальностям, подведомственным Ростехнадзору;
  • целевое обучение специалистов;
  • обучение резерва.

Всего за 2011 год прошли обучение по различным направлениям 223 работника ЗАО «Иркутскэнергоремонт»: 60 руководителей, 25 специалистов, 138 рабочих. Так 188 работников обучились и повысили свою квалификацию в НОУ УЦ «Энергетик». В основном обучение проводилось по темам: «Промбезопасность и охрана труда», «Подготовка специалистов сварочного производства I-III уровня», «Подготовка экспертов по промышленной безопасности». Представители предприятия обучались по курсу: «Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации» и др. Многим рабочим присвоен очередной разряд. В осенне-зимний период проводится еженедельная техническая учеба среди ремонтного персонала на базе предприятия силами руководителей среднего звена ЗАО «Иркутскэнергоремонт».

Начиная с 2012 г. планируется увеличение затрат на обучение до 2% от ФОТ, что составит более 2,5 млн руб., против 1,9 млн руб. в 2011 г. Повышение затрат на обучение связано с увеличением количества обучающихся, введения программ обучения линейных менеджеров, корпоративной программы по работе с молодежью, целенаправленной подготовки резерва, общего повышения цен на образовательные услуги. Ежегодный план обучающих мероприятий составляется с учетом как требований контролирующих органов по организации рабочего места, так и потребностей конкретного сотрудника. Основными критериями формирования политики компании в отношении обучения согласно Корпоративному кодексу являются вопросы: «Кого учить?», «Чему учить?», «Зачем учить?».

Цель политики предприятия  в области вознаграждения и оплаты труда обеспечивать условия для  привлечения наиболее квалифицированного персонала, стимулировать работников к развитию своего потенциала в рамках «командной» работы и направлять их усилия на выполнение оперативных и стратегических целей предприятия.

Согласно Кодексу корпоративной  культуры ЗАО «Иркутскэнергоремонт» обязуется согласно утвержденного акционерами бизнес-плана:

    1. устанавливать размер заработной платы, вознаграждений и других выплат персоналу в соответствии с принятой системой и Коллективным договором;
    2. следить за соответствием учета затрат реальным выплатам.

Основными принципами предприятия  в отношении политики вознаграждения и оплаты труда являются:

  • обеспечение единого подхода к оплате труда всех работников предприятия;
  • мотивация работников на достижение задач и целей предприятия; путем повышения эффективности индивидуальной деятельности, а также деятельности структурных подразделений и предприятия в целом;
  • конкурентоспособность компенсационного пакета на рынке труда с учетом региональных особенностей и специфики отрасли;
  • прозрачность — обеспечение понимания всеми работниками принципов, определения структуры и уровня вознаграждения;
  • поощрение инициативы;
  • социально-экономический баланс. Помимо экономической оправданности затрат на человеческие ресурсы, при разработке системы оплаты труда и применении социальных программ предприятия и управляющей компании старается учитывать потребности работников;
  • укрепление имиджа предприятия в качестве надежного работодателя. [35]

Информация о работе Корпоративная культура на предприятии