Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию. Задачи: ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
Законодательно в основе классификации
лизинга по типам лежит срок его
осуществления. Различают:
В соответствии с установленной
Законом о лизинге
Отдельные виды лизинговых операций (например,
международные) осуществляются с соблюдением
норм таможенного и валютного законодательства.
Лизинговая деятельность, как любая предпринимательская
деятельность, осуществляется в рамках
норм российского законодательства, регулирующего
бухгалтерский учет и налогообложение.
Законодательная база, регулирующая лизинговые
операции, развивается одновременно с
созданием российского правового поля
в целом. Поэтому следует руководствоваться
принципом главенства законодательных
норм.
Законодательная база, из-за ограниченного
объема данного материала, не может быть
рассмотрена хотя бы в минимальном объеме.
Изучение ее должно производится отдельно.
Это должно осуществляться как лизинговой
компанией, так и лизингополучателем.
Каждый должен уметь защитить свои интересы.
Отметим только отдельные моменты:
1.3.Условия для осуществления лизинговой деятельности
Представители большинства лизинговых
компаний отмечают, что они развиваются,
несмотря на состояние законодательной
и нормативной базы для лизинга.
Хотя законодательство, регулирующее
лизинг, по их мнению, оставляет желать
лучшего, тем не менее оно представляет
собой достаточно полную нормативную
базу для расширения объема лизинговых
операций.
Почти все единодушно согласились
с тем, что закон о лизинге
в его настоящей редакции мало
чем может помочь их деятельности,
а принятие закона, противоречащего
Гражданскому Кодексу (в котором
дано определение финансовой аренды
(лизинга)), может усложнить их положение
и затруднить их работу. Лизинговые
компании также обеспокоены предложенным
проектом Налогового Кодекса и боятся
потерять те относительные преимущества,
которые в настоящее время
имеет лизинг по сравнению с банковским
кредитованием.
Директора лизинговых компаний называли
почти идентичный перечень трудностей,
с которыми сталкиваются их компании и
которые перечислены ниже в порядке убывания
значимости3:
Мнения представителей разных
лизинговых компаний об общем экономическом
климате для развития лизинга
в России во многом совпадают.
В ходе опроса почти все директора лизинговых
компаний назвали самой большой проблемой
«дорогостоящее» финансирование. Лизинговые
компании, тесно связанные с банками, получают
финансирование от банка-учредителя, обычно
по каждой сделке в отдельности.
Лизинговые компании, которые имеют прочные
связи с муниципалитетом или которые частично
принадлежат муниципалитету, могут получать
кредиты из средств местных бюджетов с
процентной ставкой значительно ниже
ставки рефинансирования Центрального
Банка, которая в марте 1998 г. составляла
30 процентов.
Хотя этот источник финансирования является
огромным преимуществом, директора нескольких
лизинговых компаний считают, что средства
городского бюджета ненадежны, и скорее
всего рано или поздно этот источник иссякнет.
Когда поступление средств прекратится,
у муниципальных лизинговых компаний
может не оказаться соответствующих финансовых
и управленческих механизмов для успешного
осуществления лизинговых сделок, финансируемых
банковскими кредитами с коммерческой
процентной ставкой.
Преимущества лизинга
для предприятия-
Преимущества лизинга для лизингодателя
Преимущества лизинга для
2.Лизинговая деятельность в России
2.1. Становление лизинга в России
В России лизинг применялся до начала 90-х годов в сравнительно небольших масштабах и лишь в международной торговле. Однако и раньше напрокат сдавались легковые машины, а прокат по своей сущности близок к оперативному лизингу. Позже, в 70–80-е годы лизинг рассматривался советскими внешнеторговыми организациями, прежде всего, как одна из форм приобретения и реализации такого оборудования, как крупногабаритные универсальные и другие дорогостоящие станки, поточные линии, дорожно-строительное, кузнечно-прессовое, энергетическое оборудование, а также ремонтные мастерские, самолеты, морские суда, автомашины, вычислительная техника на базе ЭВМ и т. д., с использованием специальной формы кредита. Лизинг обычно фиксировался в соглашениях, заключенных между советскими и иностранными партнерами, на определенный срок.
Начало современного развития лизинговых операций на отечественном рынке можно отнести к 1988–1989 гг. в связи с внедрением арендных форм хозяйствования.
Заметным явлением в становлении начальных правил применения лизинга стали Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде от 23 ноября 1989 года № 810–1 и письмо Госбанка СССР от 16 февраля 1990 года № 270 «О плане счетов бухгалтерского учета», в котором был представлен порядок отражения лизинга в бухгалтерском учете.
Правительство России своим постановлением от 29 июня 1995 г. № 633 утвердило Временное положение о лизинге, которое заложило нормативные и методологические основы лизинговой деятельности в нашей стране.
Следуя общепринятой в
мире практике, Временное положение
определило лизинг как самостоятельный
вид предпринимательской
Схожие в целом трактовки основных проблем лизинга содержались и во второй части Гражданского кодекса Российской Федерации (гл. 34, § 6), вступившей в действие 1 марта 1996 г.
Эффективность лизинга напрямую зависит от гибкости государственной амортизационной политики. В рамках общего курса на повышение роли амортизационных отчислений как одного из основных источников формирования инвестиций постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» был установлен порядок, по которому ко всем видам движимого лизингового имущества, относящегося к активной части основных фондов, мог применяться в соответствии с условиями договора лизинга механизм ускоренной амортизации, здесь также было определено, что лизинговое имущество в течение всего срока действия договора лизинга является собственностью лизингодателя, за исключением имущества, приобретаемого за счет бюджетных средств.
Развивалась методическая база лизинга. Министерством экономики и Министерством финансов Российской Федерации были разработаны типовой устав акционерной лизинговой компании, примерная форма договора о финансовом лизинге, методические рекомендации по расчету лизинговых платежей. Минфин РФ также утвердил инструкцию по бухгалтерскому учету лизинговых операций. 29 октября 1998 г. был принят Закон «О лизинге», который вступил в силу 5 ноября 1998 г., в указанном законе была предпринята попытка детально определить правовые и организационные особенности лизинга, заложить основу для реформирования налогового, валютного, таможенного законодательства в части лизинговой деятельности.
2.2 Структура и состав рынка лизинга
Рынок лизинга по темпам
роста опережает практически
все основные финансовые секторы
экономики. Поэтому растет не только
абсолютный размер лизинговых сделок,
но и их роль в экономике России.
Если в 2001 году доля лизинга в ВВП
составляла 0,5%, а в инвестициях
в основные средства - 3%, то к 2005 году
эти показатели выросли в два
с половиной раза - до 1,3 и 8,2% соответственно.
Россия становится одной из ведущих лизинговых
стран: если по итогам 2004 года в мировом
рейтинге она заняла одиннадцатое место,
то по результатам 2005 года, по-видимому,
уже войдет в первую десятку, обогнав Австрию
и Австралию. Лизинг все более прочно занимает
подобающее ему место в качестве одного
из главных финансовых механизмов обновления
основных фондов в экономике. Уже сейчас
лизинг в России стал основным инструментом
приобретения ряда важнейших видов основных
средств, таких как сельскохозяйственная
техника, племенная продукция, авиация,
авто- и железнодорожный транспорт.