Лизинговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию. Задачи: ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;

Файлы: 1 файл

lizingovaya_deyatelnost_v_rossii.docx

— 75.62 Кб (Скачать файл)

По мнению Анатолия Аксакова, зампреда банковского комитета Думы, это имеет значение не только для  игроков рынка, но и для технического развития страны. «Средний возраст  российского промышленного оборудования - 22 года, оно безнадежно устарело и с технической, и с моральной точки зрения, - напоминает Аксаков. - Для сравнения, на Западе этот срок составляет пять лет. Так что лизинг - это еще и один из способов стимулировать модернизацию нашей экономики».

Большинство участников рынка  соглашаются, что российское лизинговое законодательство весьма прогрессивное  и стимулирующее. Принципиальный минус  они видят в том, что пока не обеспечена база для развития одного из стратегических направлений лизинга - лизинга недвижимости. Это лишает малое предпринимательство возможности  использовать лизинг еще и как  инструмент обретения пространства для бизнеса.

«Проблемы с недвижимостью  во многом сдерживают развитие малого бизнеса, - отмечает Диана Маштакеева. - У небольших предприятий очень велики потребности в площадях, но недостаточно собственных средств для их приобретения. А арендные отношения у нас несовершенны: договоры заключаются, как правило, на 11 месяцев - для ухода от налогообложения, арендатор никем и ничем не защищен, чаще всего договоры могут быть расторгнуты арендодателем в одностороннем порядке. Соответственно, производить финансовые вложения в помещения малому бизнесу обычно невыгодно». Лизинг, по оценке экспертов, мог бы стать альтернативой не только кредитованию, но и аренде. Тем более что сейчас арендная плата за помещения сопоставима с лизинговыми платежами, но в последние входит и выкупная цена, и через пять-семь лет клиент может стать собственником помещения».

Между тем, если в Европе сделки с недвижимостью занимают 17% в общем объеме лизинга, то в  России - около 1%. Участники рынка  полагают, что связано это, во-первых, с несовершенством системы регистрации  сделок с недвижимостью, а во-вторых, с традиционным для России занижением балансовой стоимости объектов недвижимости, что создает дополнительные трудности для оформления лизинга, поскольку тут трудно провести часть платежей «вчерную».

Тем не менее наблюдатели и участники рынка весьма оптимистично оценивают перспективы развития российского лизинга.

«В последние два года рынок лизинга вошел в фазу быстрого роста, которая будет продолжаться еще два-три года, если не будет  сильных финансовых потрясений в  мире и стране, - полагает Алексей  Федоров, гендиректор компании «Атлант-М  Лизинг». - Примерно в 2009-2010 годах рынок  войдет в фазу постепенной стабилизации. Сейчас на рынке достаточно места, чтобы  развиваться и наращивать портфель. Ежегодно появляется несколько десятков новых лизинговых компаний. Но, думаю, через год-два начнутся серьезные  процессы по консолидации рынка, прокатится волна слияний и поглощений».

Что касается количественных прогнозов, то они могут быть сделаны  по аналогии с европейской ситуацией.

«Перспективы развития лизинга  трудно оценить количественно, - считает  Игорь Фомкин из Юниаструм Банка. - Можно только попытаться спрогнозировать, отталкиваясь от доли малого бизнеса в ВВП и доли лизинга в общем объеме инвестиций. В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет около 50%, в России - пока в три раза меньше. Что касается инвестиций, то доля лизинга в них в прошлом году составила 7%. В развитых странах этот показатель равен 25-30%. Если предположить, что мы приблизимся к показателям развитых стран, то с учетом кумулятивного эффекта (рост доли лизинга в инвестициях, помноженный на рост объемов продуктов и услуг малого бизнеса. - «Профиль») можно прогнозировать рост рынка лизинга примерно в 12 раз».

 

Таблица 1

Ведущие лизинговые компании России (по итогам 2006 года)

Рейтинг

Компания

Обязательства лизингополучателей ($ млн)

1

«ВТБ-Лизинг» (Москва)

1204,556

2

«Альфа-Лизинг» (Москва)

1072,175

3

«РТК-Лизинг» (Москва)

949,173

4

«Магистраль Финанс» (Санкт-Петербург)

864,08

5

«Бизнес Альянс» (Москва)

836,497

6

«РГ Лизинг» (Москва)

819,457

7

Лизинговая компания «УралСиб» (Москва)

680,651

8

«Авангард-Лизинг» (Москва)

534,412

9

«Ильюшин Финанс Ко» (Московская область)

498,192

10

ГК «Трансинвестхолдинг» (Москва)

445,109

11

«Инпромлизинг» (Москва)

425,731

12

«Вольво Финанс Сервис Восток» (Московская область)

366,562

13

«Петролизинг Менеджмент» (Москва)

345,112

14

«РБ Лизинг» (Москва)

344,842

15

«Райффайзен-Лизинг» (Москва)

338,33

16

Europlan (Москва)

322,067

17

«Глобус-Лизинг» (Санкт-Петербург)

287,155

18

ГК «Балтийский Лизинг» (Санкт-Петербург)

251,124

19

«ИР-Лизинг» (Москва)

249,029

20

ГК «Интерлизинг» (Санкт-Петербург)

247,119

21

«РМБ-Лизинг» (Москва)

228,344

22

«Центр-Капитал» (Москва)

218,949

23

«ТрансФин-М» (Москва)

218,628

24

«Локат Лизинг Руссия» (Москва)

197,28

25

«Росагроснаб» (Москва)

195,586

26

«Скания Лизинг» (Москва)

195,114

27

«Росдорлизинг» (Москва)

179,138

28

Лизинговая компания «КАМАЗ» (Татарстан)

178,867

29

«ЛизингПромХолд» (Москва)

175,836

30

ГЛК «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск)

175,564

Источник: портал Banki.ru.


 

По мнению Сергея Кирьянова, генерального директора компании «ФинСтройЛизинг»: «Лизинг может стать хорошим толчком для развития нового, пока еще молодого бизнеса. Не каждое малое предприятие выдерживает высокие требования, предъявляемые банками к своим заемщикам, и здесь лизинговая компания - реальная альтернатива. Малый и средний бизнес в России будет активно развиваться, соответственно, будут расти лизинговые сделки с малыми предприятиями. А объемы заинтересованности предпринимателей зависят от уровня их осведомленности о данном виде финансовых услуг, а также от ситуации с основными средствами в каждой конкретной компании в частности и по отраслям в целом. Это связано с тем, что, как известно, лизинг - удобный и апробированный способ обновления основных средств, а также оптимизации оборота капиталов».

Алексей Федоров, генеральный  директор компании «Атлант-М Лизинг»: «Поскольку рынок лизинговых услуг  развивается в нашей стране всего  несколько лет, то первые годы этими  услугами пользовались исключительно  крупные компании, а средний и  мелкий бизнес вовлекался в орбиту интересов лизинговых компаний постепенно. Сегодня малый и средний бизнес самым активным образом пользуется лизингом. Например, среди наших  клиентов более 65% - предприятия малого и среднего бизнеса. И их доля растет из года в год. Лизинг для малого и среднего бизнеса сегодня - серьезная  альтернатива кредитованию. Более того, для таких предприятий это  единственный экономически оправданный  вариант приобретения основных средств производства, а по скорости осуществления лизинг - максимально быстрая операция. Малый и средний бизнес потенциально может стать локомотивом роста лизингового рынка, однако эту перспективу нужно соизмерять с государственной политикой в области поддержки малого и среднего бизнеса. Пока же государство лишь декларирует такую поддержку, а на деле мы наблюдаем обратный процесс».

 

3.2. Перспективы  развития лизинга в России

 

Появление лизинговых схем в экономике, о чем можно судить по опыту США и ряда европейских  стран, связано с недостатком  собственных и трудностями привлечения  заемных средств в условиях высокой  потребности в обновлении основных производственных фондов, а также  снижением объемов продаж средств производства резидентов, отставанием развития реального сектора экономики.

Для российской экономики  середины 90-х было особенно характерно отсутствие «длинных» денег, преимущественное кредитование финансовыми структурами  краткосрочных инвестиционных проектов, как правило, в сфере оборота. Нормативная база в области лизинговых отношений создала условия для  взаимовыгодных отношений между  субъектами лизинга. На данном этапе  значимую роль стал играть фактор оптимизации  налогообложения, заключающийся в  возможности начисления ускоренной амортизации и включении лизингового  платежа лизингополучателем в себестоимость  продукции.

Мировая практика показывает, что в зависимости от сложившейся  экономической конъюнктуры налоговые  стимулы развития лизинговой деятельности корректировались. В кризисные периоды  наблюдалось уменьшение налогового бремени на лизингодателя, что снижало  стоимость приобретения оборудования, делало лизинговую схему более конкурентоспособной. Более того, налоговое регулирование  лизинговой деятельности в совокупности с монетарной политикой государств являлось значительным фактором, направленным на структурные изменения в экономике. Проводя жесткую монетарную политику с одновременным льготным налогообложением при применении лизинговой схемы (в середине 70-х в Европе было разрешено организациям самостоятельно устанавливать срок полезного использования оборудования), удалось обеспечить рост инвестиций в основной капитал, так как по определению объектами лизинга могут быть только непотребляемые активы (за исключением объектов природопользования). В периоды бурного развития промышленного производства, а также ускоренного обновления основных производственных фондов лизинговая деятельность развивалась при более слабом налоговом стимулировании (отменялись инвестиционные льготы и т.д.). Последние десятилетия в развитых странах наиболее динамично развивается оперативный лизинг, что связано со значительным сокращением продолжительности жизненного цикла готовой продукции и необходимостью к обновлению основных средств в период времени меньший срока их полезного использования.

Укрупненно преимущества лизинговой формы финансирования для  капитальных вложений можно разделить  на обусловленные:

особыми отношениями прав собственности на приобретаемые  активы участников сделки;

налоговыми льготами;

возможностью оказания лизинговыми  компаниями консалтинговых услуг.

Степень влияния каждого  из вышеперечисленных факторов оказывает  непосредственное влияние на развитие рынка лизинговых услуг в России.

С 2000 по 2008 гг. темпы роста  совокупной стоимости заключенных  договоров лизинга в России росли, опережая темпы роста основных макроэкономических показателей (ВВП, инвестиции в основной капитал, ПИИ), что вызвано не только острой потребностью экономики страны в обновлении основного капитала, но и стабилизацией стоимости и иных условий привлечения кредитных ресурсов, а также изменений в законодательстве.

Увеличение сроков предоставления средств кредитными организациями, снижение процентных ставок делает кредит более доступной формой финансирования приобретения основных средств, особенно для предприятий с многопрофильными активами, положительной кредитной историей. В тоже время, лизинговые компании используют для финансирования своей деятельности на 70-80% заемные средства, большую часть которых составляют именно банковские кредиты. Таким образом, повышение доступности кредитных средств является фактором, стимулирующим развитие лизинга, при условии всесторонней оценки его эффективности. Нельзя противопоставлять лизинговую и кредитную форму финансирования.

На наш взгляд, лизинг является своеобразной трехсторонней  формой товарного кредита, смысл  которого заключается в ограниченности использования полученных средств (только на приобретение основного  капитала для осуществления предпринимательской  деятельности), большая часть комиссионного  вознаграждения лизинговой компании является всего лишь платой за данное ограничение, увеличивающее риск вложений. Остальная  его часть идет на обеспечение  функционирования лизингодателя. Частично для того, чтобы компенсировать рисковое вознаграждение, являющееся затратами  лизингополучателя, государство использует механизм налогового стимулирования, то есть переносит часть затрат на себя. Ограниченность предметов лизинговых отношений исключает нецелевое  использование денежных средств, определяя  значимую роль лизинга в структурной  перестройке экономики страны.

В среде заинтересованных экономических субъектов существует мнение, что весомым недостатком  закона «О финансовой аренде (лизинге)»  является отсутствие возможности для  продавца основных средств выступать  в роли лизингодателя, но в данной ситуации необходимо и провести законодательно грань между лизингом, арендой  и товарным кредитом. Например, это  можно сделать введя минимальное ограничение на срок передачи в лизинг имущества в долях от периода полезного использования. Вообще не стоит спешить с предоставлением данной возможности, так как это может повлечь за собой отвлечение средств из производства для финансирования лизинговых операций, а ведь лизинг направлен не только на развитие потенциальных лизингополучателей, но и на расширение объемов сбыта производителей средств производства, хотя здесь можно предусмотреть максимальный пороговый уровень использования собственных средств при финансировании лизинговых операций.

На сегодня в России законодательно не урегулирован вопрос существования оперативного лизинга  из-за его схожести по своей сути с арендными отношениями. В соответствии с Международным стандартом бухгалтерского учета № 17 понятие «финансовый  лизинг» было введено с целью  отражения в бухгалтерском учете  у лизингополучателя наличия  обязательств перед лизингодателем. Перечень критериев отнесения лизинговой сделки к финансовой аренде просто включает в себя обязательство выкупа лизингового имущества по остаточной стоимости. В федеральном законе Российской Федерации «О финансовой аренде (лизинге)» предусмотрена  как возможность постановки основных средств на баланс лизингополучателя, так и лизингодателя. Для решения  данной проблемы можно использовать опыт стран с устоявшимися лизинговыми  отношениями, а можно пойти своим  путем, например, законодательно оформить обязанность лизингодателя заменить морально устаревшее оборудование новым, данный способ обеспечивает эффективность налогового стимулирования лизинговой деятельности при сложившемся понимании оперативного лизинга в России. Возможно, в качестве предметов оперативного лизинга нецелесообразно использование отдельных видов транспортных средств (легковых автомобилей) в том случае, если они предназначены не для использования по основному профилю деятельности, а для обеспечения административных потребностей. Данный момент актуален и для финансового лизинга.

Информация о работе Лизинговая деятельность