Лизинговая деятельность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию. Задачи: ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;

Файлы: 1 файл

lizingovaya_deyatelnost_v_rossii.docx

— 75.62 Кб (Скачать файл)

В лидеры рынка вышли сделки с легковым и грузовым автотранспортом: в сумме они значительно опережают  остальные объекты лизинга. Исторически этот сегмент - наиболее привлекательный для лизингодателей. В нем работают почти все российские лизинговые компании. Это обусловлено высокой ликвидностью автомобилей, что превращает их в очень удобное и надежное обеспечение сделки. Большинство новых лизинговых компаний, выходя на рынок, начинают работать именно в этом сегменте. Затем, накопив опыт, переходят в более сложные и рискованные ниши. Поэтому увеличение интереса к данному рынку, выход на него новых игроков прежде всего отражается на лизинге автотранспорта.  
 
По типу наиболее востребованных предметов лизинга прочные позиции занимает динамично развивающийся сегмент автотранспорта и подвижного состава.  
Эта же причина - высокая ликвидность - лежит в основе выдвижения на лидирующие позиции железнодорожного транспорта. Однако здесь имели место и дополнительные стимулы. Прежде всего это растущий спрос со стороны ОАО «РЖД», которое в 2003 году провело тендер на лизинг 1000 полувагонов. В 2004 году их число в этом тендере возросло до 4600, а в 2005 - до 7000. Это привело к значительному росту лизингового финансирования поставок подвижного состава. Фактором увеличения стоимостного объема суммарного портфеля сделок лизинга железнодорожного транспорта стал и рост цен на него более чем вдвое в течение последних двух лет.  
 
Еще одним фактором развития лизинга подвижного состава стали изменения в законодательстве, позволившие сократить сроки амортизации на подвижной состав. С учетом коэффициента ускорения это сделало его доступным для лизингового оборота. Именно благодаря быстрому росту данного сегмента в лидеры рынка выдвинулись относительно недавно созданные компании, такие как «Магистраль Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные участники рынка - «Русско-германская лизинговая компания», «Альфа-Лизинг». Новые компании, выходящие на рынок лизинга, особенно иностранные, также собираются сделать акцент на лизинг железнодорожного и автотранспорта.  
 
Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта приходится не менее половины всего рынка лизинга. И это позитивная тенденция, которая свидетельствует о взрослении и стабилизации рынка. Именно такая структура характерна для лизинговых рынков развитых стран.  
 
Далее среди объектов лизинга можно выделить сельскохозяйственную технику, различные виды оборудования, а также строительную и дорожно-строительную технику.

Таблица 1. Структура рынка  по предметам лизинга

Предмет лизинга

Доля в новом бизнесе  в I полугод. 2010г.. %я

Доля в новом бизнесе  в I полугод. 2009г..

Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента

Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.07.2010г. в %

Железнодорожная техника

37,14

8,67

1114,18

40,44

Грузовой автотранспорт

8,34

8,45

179,87

5,72

Авиационный транспорт (воздушные  суда, вертолеты)

8,16

7,50

208,36

13,27

Легковые автомобили

7,56

13,97

53,42

4,14

Суда (морские и речные)

5,36

0,00

1,74

Энергетическое оборудование

4,30

4,83

152,47

6,25

Дорожно-строительная техника

4,28

0,86

1 310,74

2,22

Строительная техника, включая  строительную спецтехнику на колесах

3,92

5,43

105,02

3,56

Здания и сооружения

2,68

7,18

5,71

3,04

Оборудование для газодобычи и переработки

1,88

4,10

29,79

1,37


 
 
Для оценки ситуации с лидерами на рынке  лизинга можно проанализировать рейтинг лизинговых компаний по объему полученных за год лизинговых платежей. Этот показатель представляет собой  комплексную и фундаментальную  оценку бизнеса и устойчивости лизинговой компании, поскольку получаемые сейчас лизинговые платежи являются результатом  деятельности за последние три - пять лет.  
 
В рейтинге по показателю объема полученных лизинговых платежей наиболее высокие позиции у компаний, имеющих длительную историю на рынке и крупные объемы бизнеса в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг» и «Промсвязьлизинг».

3.Пути и перспективы  развития лизинга

3.1. Роль лизинга  в развитии предпринимательства

 

По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30-40% в год (оценка проводилась до начала финансового кризиса, прим. автора). Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся. А  по объемам - $17,5 млрд по итогам минувшего года - отечественный лизинг стал лакомым объектом не только для «случайных» игроков, но и для крупных финансовых структур.

Однако пока можно констатировать, что на этом рынке еще продолжаются процессы формирования. Это связано  с генезисом российского лизинга: он рождался как одно из направлений  деятельности финансовых структур - перспективное, но не самодостаточное. На старте им занимались случайные посредники. В конце 90-х  доминировал «лизинг поневоле»: был крупный производитель, который  хотел что-то продать, был покупатель, у которого не хватало денег, и  лизинг воспринимался ими как  выход из положения.

Затем ситуация изменилась, лизинг пополнил продуктовые линейки  банков. И наконец выросший спрос и появление официальной законодательной базы - в 1998 году принят закон «О лизинге» - дали лизингу возможность формироваться уже как отдельному, вполне самодостаточному виду бизнеса.

Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков  на этом рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял  объемы, достаточные для автономного  существования. Банковские «дочки» - «ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Лизинговая  компания УРАЛСИБ», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг», «ТрансКредитЛизинг» - занимают сейчас лидирующие места на лизинговом рынке. Вторая категория игроков - операторы крупных производителей техники и промышленного оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением политики стимулирования продаж своей продукции. Лидирующие места тут занимают компании «Ильюшин Финанс Ко», «Вольво Финанс Сервис Восток», «Скания Лизинг» и лизинговая компания «КАМАЗ». Третью когорту игроков формируют независимые лизингодатели - «РТК Лизинг», «РБ Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг», «Атлант-М Лизинг».

В результате, как отмечают эксперты, складывается нормальная конкурентная среда. «Уже сейчас наблюдается поэтапная  либерализация условий: меньше ставки, длиннее сроки, - отмечает Диана Маштакеева, гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. - Так что с развитием этого рынка можно ожидать как заметного улучшения условий лизинга, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых лизингодателями».

Плюсы и минусы лизинга. Насыщение  рынка имеет плюсы и для  самих лизинговых компаний, поскольку  лизингодатели получают доступ к  более дешевым и длинным деньгам. В последние годы на российский лизинг стали всерьез смотреть как на возможную точку приложения капиталов. Знаковым стал дебют отечественного лизинга на рынке заимствований: компании «ТрансФин-М» и «РТК-Лизинг» провели первые размещения своих облигаций. А пару недель назад «ВТБ-Лизинг» заявил о намерении выпустить облигации на сумму 8 млрд рублей. Аналитики полагают, что свою роль сыграет бренд ВТБ, однако сам факт успешного размещения такого крупного заимствования будет означать, что лизинг утверждается и на фондовом рынке.

Одна из тенденций развития рынка: лизинг постепенно рассредотачивается по России. И хотя в списке крупнейших лизингодателей более 90% по-прежнему занимают московские и петербургские компании, регионы начинают «подтягиваться». Крупнейшие региональные игроки - лизинговая компания «КАМАЗ» (Татарстан), «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) и некоторые другие - и сами ведут экспансию в другие регионы, составляя конкуренцию столичным коллегам.

Уязвимое место российского  лизинга сегодня - мощнейший перекос  в сторону автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться и участники  рынка констатируют рост и других направлений лизинга, в частности  строительного и промышленного  оборудования.

«В настоящее время  Россия переживает определенный строительный бум, - говорит Сергей Кирьянов, генеральный  директор ООО «ФинСтройЛизинг». - К примеру, строительные компании, с которыми мы сотрудничаем, выполняют до 70% объема в строительстве жилья и дорог Москвы и Подмосковья, около половины - в строительстве аэропортов в Москве, Петербурге и Сочи».

По мнению Кирьянова, актуальными  становится лизинг машиностроительной техники, энергетического, полиграфического и пищевого оборудования и IT-обеспечения. Это подтверждает и Сергей Рыбин, зампредправления банка «Стройкредит»: «Все больший спрос на лизинговые услуги наблюдается со стороны компаний, работающих в торговле, полиграфии, пищевой, деревообрабатывающей и строительной отраслях».

Лизинг - альтернатива для  малого бизнеса. Отраслевые сдвиги и  возрастающая конкуренция ускорили весьма позитивный процесс: лизинг поворачивается лицом к самой многострадальной части российской экономики - малому бизнесу.

«Первая волна всплеска спроса на услуги лизинга уже прошла, и  крупные производители произвели  обновление основных средств; сейчас с  их стороны объем заявок на услуги лизинга стабилизировался, - отмечает Алексей Вольнов, директор Московского филиала ООО «Лизинговая компания УРАЛСИБ». - А ниша услуг лизинга для предприятий малого и среднего бизнеса еще относительно свободная. Спрос здесь превышает предложение».

Именно поэтому лизингодатели  смотрят на малый бизнес как на стратегического клиента. Причем не только в независимых компаниях, но и в банках, более консервативных в отношениях с МБ. Например, в лизинговом управлении Юниаструм Банка отмечают, что именно предприятия малого и среднего бизнеса составляют основную массу клиентов - около 80%. «Мы считаем, что работа с малым и средним бизнесом наиболее актуальна как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения доходности нашего бизнеса», - заявил «Профилю» Игорь Фомкин, начальник управления лизинговых операций Юниаструм Банка.

Инициаторы российского  лизинга могут быть довольны: как  отметил в интервью «Профилю»  президент Международной академии ипотеки и недвижимости Иван Грачев, один из разработчиков лизингового  законодательства, сверхзадачей этого  законодательства была цель дать предпринимательству  дополнительный ресурс развития. «Предприятия малого и среднего бизнеса нуждаются  в обновлении основных средств без  отвлечения значительных сумм оборотных  средств, - говорит Сергей Дергачев, гендиректор компании «ТрансКредитЛизинг». - Лизинг в этом плане - универсальный инструмент и наиболее простой способ модернизации производства. Можно сказать, что для малого бизнеса он стал альтернативой классическому банковскому кредитованию».

С этим мнением солидарен  и Сергей Кирьянов из «ФинСтройЛизинга», который отмечает еще одно преимущество лизинга перед кредитованием: взаимодействие с лизинговой компанией для малого и среднего бизнеса гораздо проще и быстрее, чем с банком. Однако сами банкиры с этим не согласны. «Полностью заменить кредитование лизинговые операции не могут, - говорит Рыбин. - Далеко не все инвестиции в основные фонды могут быть профинансированы с использованием лизинговых операций. Например, в лизинг не получится приобрести оборудование, которое в случае необходимости по техническим причинам сложно реализовать. Кроме того, в соответствии с законом предметом лизинга не могут быть земельные участки».

Тем не менее, банкир соглашается  с тем, что во многих случаях лизинг для малого бизнеса удобнее и  доступнее кредита. По оценкам специалистов, сейчас лизинговые компании удовлетворяют 30-40% заявок малого бизнеса. Это выше, чем количество положительных решений  по кредитованию МБ в банках. Главная  причина: в случае с лизингом не встает вопрос залога - ахиллесова пята в кредитовании малого бизнеса. К тому же лизинговые компании, в отличие от банков, более  детально могут изучить бизнес клиента, соответственно, лимит доверия у  них выше.

Хотя, как отмечают участники  рынка, проблема непрозрачности подавляющего большинства российских предпринимателей мешает и в этом случае. Лизингодатели  пошли здесь по пути банков: ввели  в обиход скоринговую систему рассмотрения заявок клиентов, причем более лояльную и гибкую, чем традиционные банковские скоринг-системы.

«Лизингодатели предъявляют  к партнерам менее жесткие  требования, принимают в расчет их неофициальные доходы», - отмечает Маштакеева. Причем часто система оценки клиентов сводится к двум-трем основным показателям бизнеса. По оценке самих бизнесменов, в среднем решение о лизинге принимается в четыре-пять раз быстрее, чем решение о выдаче кредита, и требует куда меньше затрат времени и бюрократических процедур.

Еще один плюс лизинга - возможность  маневра клиента в случае форс-мажора или изменений в бизнесе: от лизинга, в отличие от кредита, можно отказаться и вернуть его объект лизингодателю. В условиях неустойчивости многих российских бизнесов этот плюс - весьма серьезный для многих предпринимателей, особенно из числа тех, кто берется за проекты start-ap.

Впрочем, главный минус  лизинга в сравнении с кредитом также лежит на поверхности: ставки лизинговых платежей пока еще выше кредитных.

Лизингодатели пытаются решить эту проблему за счет внедрения унифицированных  лизинговых продуктов - неких типовых  вариантов сделок, реализация которых  «на конвейере» потребует от лизинговых компаний меньше трудозатрат. Однако это  не снимает еще один вопрос - вопрос выгоды самих лизингодателей. По мнению многих из них, лизинг на суммы менее $40 тыс. компаниям невыгоден, поскольку  размер маржи не покрывает этих самых  трудозатрат. Поэтому проблемы микрокредитования  лизинг не решает. Максимум, на что можно  рассчитывать, полагают участники рынка, это снижение нижней планки «выгоды» до $25-30 тыс. Но ниже лизинг «упадет» едва ли.

«Медовый месяц» в отношениях лизинга и малого бизнеса имеет  весьма ощутимую подоплеку - либеральную  законодательную базу, которая дает лизингодателям гигантское налоговое  преимущество. Банковский кредит не может  быть отнесен к числу затрат, проценты по нему платятся из прибыли предприятий, подпадая под соответствующий налог. Все лизинговые платежи классифицируются как затраты, тем самым освобождая предпринимателя от налога на прибыль. К тому же клиент не платит с объекта  лизинга налог на имущество, поскольку  до окончания контракта оно считается  собственностью лизинговой компании. А та имеет право применять  коэффициент ускоренной (тройной) амортизации, что позволяет и ей минимизировать налоговое бремя.

Информация о работе Лизинговая деятельность