Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 13:42, курсовая работа
Цель данной курсовой работы- изучить такой вид бизнеса как лизинг (финансовая аренда), его преимущества и недостатки, выявить проблемы, препятствующие его развитию. Задачи: ознакомиться с основными нормативно-правовыми актами, регулирующими в России отношения по поводу финансовой аренды;
выявить возможные пробелы в законодательстве либо противоречия одних норм другим;
познакомиться с основными точками зрения на проблемы лизинга, освещаемыми в литературе, в том числе специализированных журналах, где исследуются практические стороны функционирования экономических институтов;
попытаться выделить проблемы развития лизинга в России и предложить пути их решения;
В лидеры рынка вышли сделки
с легковым и грузовым автотранспортом:
в сумме они значительно
По типу наиболее востребованных предметов
лизинга прочные позиции занимает динамично
развивающийся сегмент автотранспорта
и подвижного состава.
Эта же причина - высокая ликвидность -
лежит в основе выдвижения на лидирующие
позиции железнодорожного транспорта.
Однако здесь имели место и дополнительные
стимулы. Прежде всего это растущий спрос
со стороны ОАО «РЖД», которое в 2003 году
провело тендер на лизинг 1000 полувагонов.
В 2004 году их число в этом тендере возросло
до 4600, а в 2005 - до 7000. Это привело к значительному
росту лизингового финансирования поставок
подвижного состава. Фактором увеличения
стоимостного объема суммарного портфеля
сделок лизинга железнодорожного транспорта
стал и рост цен на него более чем вдвое
в течение последних двух лет.
Еще одним фактором развития лизинга подвижного
состава стали изменения в законодательстве,
позволившие сократить сроки амортизации
на подвижной состав. С учетом коэффициента
ускорения это сделало его доступным для
лизингового оборота. Именно благодаря
быстрому росту данного сегмента в лидеры
рынка выдвинулись относительно недавно
созданные компании, такие как «Магистраль
Финанс», «Ханса Лизинг», «Брансвик Рейл
Лизинг». На сегмент делают ставку и крупные
участники рынка - «Русско-германская
лизинговая компания», «Альфа-Лизинг».
Новые компании, выходящие на рынок лизинга,
особенно иностранные, также собираются
сделать акцент на лизинг железнодорожного
и автотранспорта.
Вместе на долю железнодорожного и автотранспорта
приходится не менее половины всего рынка
лизинга. И это позитивная тенденция, которая
свидетельствует о взрослении и стабилизации
рынка. Именно такая структура характерна
для лизинговых рынков развитых стран.
Далее среди объектов лизинга можно выделить
сельскохозяйственную технику, различные
виды оборудования, а также строительную
и дорожно-строительную технику.
Таблица 1. Структура рынка по предметам лизинга
Предмет лизинга |
Доля в новом бизнесе в I полугод. 2010г.. %я |
Доля в новом бизнесе в I полугод. 2009г.. |
Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента |
Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.07.2010г. в % |
Железнодорожная техника |
37,14 |
8,67 |
1114,18 |
40,44 |
Грузовой автотранспорт |
8,34 |
8,45 |
179,87 |
5,72 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) |
8,16 |
7,50 |
208,36 |
13,27 |
Легковые автомобили |
7,56 |
13,97 |
53,42 |
4,14 |
Суда (морские и речные) |
5,36 |
0,00 |
– |
1,74 |
Энергетическое оборудование |
4,30 |
4,83 |
152,47 |
6,25 |
Дорожно-строительная техника |
4,28 |
0,86 |
1 310,74 |
2,22 |
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах |
3,92 |
5,43 |
105,02 |
3,56 |
Здания и сооружения |
2,68 |
7,18 |
5,71 |
3,04 |
Оборудование для газодобычи и переработки |
1,88 |
4,10 |
29,79 |
1,37 |
Для оценки ситуации с лидерами на рынке
лизинга можно проанализировать
рейтинг лизинговых компаний по объему
полученных за год лизинговых платежей.
Этот показатель представляет собой
комплексную и фундаментальную
оценку бизнеса и устойчивости лизинговой
компании, поскольку получаемые сейчас
лизинговые платежи являются результатом
деятельности за последние три - пять
лет.
В рейтинге по показателю объема полученных
лизинговых платежей наиболее высокие
позиции у компаний, имеющих длительную
историю на рынке и крупные объемы бизнеса
в прошлом, - «РТК Лизинг», «Авангард Лизинг»
и «Промсвязьлизинг».
3.Пути и перспективы развития лизинга
3.1. Роль лизинга в развитии предпринимательства
По оценке экспертов, российский рынок лизинга сейчас растет на 30-40% в год (оценка проводилась до начала финансового кризиса, прим. автора). Предполагается, что минимум пару лет подобные темпы сохранятся. А по объемам - $17,5 млрд по итогам минувшего года - отечественный лизинг стал лакомым объектом не только для «случайных» игроков, но и для крупных финансовых структур.
Однако пока можно констатировать,
что на этом рынке еще продолжаются
процессы формирования. Это связано
с генезисом российского
Затем ситуация изменилась, лизинг пополнил продуктовые линейки банков. И наконец выросший спрос и появление официальной законодательной базы - в 1998 году принят закон «О лизинге» - дали лизингу возможность формироваться уже как отдельному, вполне самодостаточному виду бизнеса.
Эта предыстория породила, соответственно, три типа игроков на этом рынке. Во-первых, дочерние компании банков, в которых лизинг занял объемы, достаточные для автономного существования. Банковские «дочки» - «ВТБ-Лизинг», «Альфа-Лизинг», «Авангард-Лизинг», «Лизинговая компания УРАЛСИБ», «Райффайзен-Лизинг», «НОМОС-Лизинг», «ТрансКредитЛизинг» - занимают сейчас лидирующие места на лизинговом рынке. Вторая категория игроков - операторы крупных производителей техники и промышленного оборудования, для которых лизинг остается естественным продолжением политики стимулирования продаж своей продукции. Лидирующие места тут занимают компании «Ильюшин Финанс Ко», «Вольво Финанс Сервис Восток», «Скания Лизинг» и лизинговая компания «КАМАЗ». Третью когорту игроков формируют независимые лизингодатели - «РТК Лизинг», «РБ Лизинг», Europlan, «ФинСтройЛизинг», «Атлант-М Лизинг».
В результате, как отмечают эксперты, складывается нормальная конкурентная среда. «Уже сейчас наблюдается поэтапная либерализация условий: меньше ставки, длиннее сроки, - отмечает Диана Маштакеева, гендиректор Поволжского кредитно-финансового центра. - Так что с развитием этого рынка можно ожидать как заметного улучшения условий лизинга, так и расширения продуктов и услуг, предоставляемых лизингодателями».
Плюсы и минусы лизинга. Насыщение
рынка имеет плюсы и для
самих лизинговых компаний, поскольку
лизингодатели получают доступ к
более дешевым и длинным
Одна из тенденций развития рынка: лизинг постепенно рассредотачивается по России. И хотя в списке крупнейших лизингодателей более 90% по-прежнему занимают московские и петербургские компании, регионы начинают «подтягиваться». Крупнейшие региональные игроки - лизинговая компания «КАМАЗ» (Татарстан), «АльянсРегионЛизинг» (Новосибирск) и некоторые другие - и сами ведут экспансию в другие регионы, составляя конкуренцию столичным коллегам.
Уязвимое место российского лизинга сегодня - мощнейший перекос в сторону автотранспорта. Однако ситуация начинает меняться и участники рынка констатируют рост и других направлений лизинга, в частности строительного и промышленного оборудования.
«В настоящее время Россия переживает определенный строительный бум, - говорит Сергей Кирьянов, генеральный директор ООО «ФинСтройЛизинг». - К примеру, строительные компании, с которыми мы сотрудничаем, выполняют до 70% объема в строительстве жилья и дорог Москвы и Подмосковья, около половины - в строительстве аэропортов в Москве, Петербурге и Сочи».
По мнению Кирьянова, актуальными становится лизинг машиностроительной техники, энергетического, полиграфического и пищевого оборудования и IT-обеспечения. Это подтверждает и Сергей Рыбин, зампредправления банка «Стройкредит»: «Все больший спрос на лизинговые услуги наблюдается со стороны компаний, работающих в торговле, полиграфии, пищевой, деревообрабатывающей и строительной отраслях».
Лизинг - альтернатива для малого бизнеса. Отраслевые сдвиги и возрастающая конкуренция ускорили весьма позитивный процесс: лизинг поворачивается лицом к самой многострадальной части российской экономики - малому бизнесу.
«Первая волна всплеска спроса
на услуги лизинга уже прошла, и
крупные производители
Именно поэтому лизингодатели смотрят на малый бизнес как на стратегического клиента. Причем не только в независимых компаниях, но и в банках, более консервативных в отношениях с МБ. Например, в лизинговом управлении Юниаструм Банка отмечают, что именно предприятия малого и среднего бизнеса составляют основную массу клиентов - около 80%. «Мы считаем, что работа с малым и средним бизнесом наиболее актуальна как с точки зрения коммуникаций, так и с точки зрения доходности нашего бизнеса», - заявил «Профилю» Игорь Фомкин, начальник управления лизинговых операций Юниаструм Банка.
Инициаторы российского
лизинга могут быть довольны: как
отметил в интервью «Профилю»
президент Международной
С этим мнением солидарен и Сергей Кирьянов из «ФинСтройЛизинга», который отмечает еще одно преимущество лизинга перед кредитованием: взаимодействие с лизинговой компанией для малого и среднего бизнеса гораздо проще и быстрее, чем с банком. Однако сами банкиры с этим не согласны. «Полностью заменить кредитование лизинговые операции не могут, - говорит Рыбин. - Далеко не все инвестиции в основные фонды могут быть профинансированы с использованием лизинговых операций. Например, в лизинг не получится приобрести оборудование, которое в случае необходимости по техническим причинам сложно реализовать. Кроме того, в соответствии с законом предметом лизинга не могут быть земельные участки».
Тем не менее, банкир соглашается с тем, что во многих случаях лизинг для малого бизнеса удобнее и доступнее кредита. По оценкам специалистов, сейчас лизинговые компании удовлетворяют 30-40% заявок малого бизнеса. Это выше, чем количество положительных решений по кредитованию МБ в банках. Главная причина: в случае с лизингом не встает вопрос залога - ахиллесова пята в кредитовании малого бизнеса. К тому же лизинговые компании, в отличие от банков, более детально могут изучить бизнес клиента, соответственно, лимит доверия у них выше.
Хотя, как отмечают участники рынка, проблема непрозрачности подавляющего большинства российских предпринимателей мешает и в этом случае. Лизингодатели пошли здесь по пути банков: ввели в обиход скоринговую систему рассмотрения заявок клиентов, причем более лояльную и гибкую, чем традиционные банковские скоринг-системы.
«Лизингодатели предъявляют к партнерам менее жесткие требования, принимают в расчет их неофициальные доходы», - отмечает Маштакеева. Причем часто система оценки клиентов сводится к двум-трем основным показателям бизнеса. По оценке самих бизнесменов, в среднем решение о лизинге принимается в четыре-пять раз быстрее, чем решение о выдаче кредита, и требует куда меньше затрат времени и бюрократических процедур.
Еще один плюс лизинга - возможность маневра клиента в случае форс-мажора или изменений в бизнесе: от лизинга, в отличие от кредита, можно отказаться и вернуть его объект лизингодателю. В условиях неустойчивости многих российских бизнесов этот плюс - весьма серьезный для многих предпринимателей, особенно из числа тех, кто берется за проекты start-ap.
Впрочем, главный минус лизинга в сравнении с кредитом также лежит на поверхности: ставки лизинговых платежей пока еще выше кредитных.
Лизингодатели пытаются решить эту проблему за счет внедрения унифицированных лизинговых продуктов - неких типовых вариантов сделок, реализация которых «на конвейере» потребует от лизинговых компаний меньше трудозатрат. Однако это не снимает еще один вопрос - вопрос выгоды самих лизингодателей. По мнению многих из них, лизинг на суммы менее $40 тыс. компаниям невыгоден, поскольку размер маржи не покрывает этих самых трудозатрат. Поэтому проблемы микрокредитования лизинг не решает. Максимум, на что можно рассчитывать, полагают участники рынка, это снижение нижней планки «выгоды» до $25-30 тыс. Но ниже лизинг «упадет» едва ли.
«Медовый месяц» в отношениях
лизинга и малого бизнеса имеет
весьма ощутимую подоплеку - либеральную
законодательную базу, которая дает
лизингодателям гигантское налоговое
преимущество. Банковский кредит не может
быть отнесен к числу затрат, проценты
по нему платятся из прибыли предприятий,
подпадая под соответствующий налог.
Все лизинговые платежи классифицируются
как затраты, тем самым освобождая
предпринимателя от налога на прибыль.
К тому же клиент не платит с объекта
лизинга налог на имущество, поскольку
до окончания контракта оно