Макроокружение организации и его особенности в современной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 13:30, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике, оценка эффективности деятельности организации с помощью PEST-анализ и EFAS-резюме.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие задачи:
исследовать и обобщить теоретические положения, раскрывающие сущность понятий «современная организация», «внешняя среда», «макрокомпоненты»;
выявить и проанализировать факторы и условия, формирующие внешнюю среду современной организации;

Файлы: 1 файл

Макроокружение организации и его особенности в современной ситуации.курсоваяdocx.docx

— 122.58 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

 

Последние десятилетия стали для экономики всех стран переломными. Системный кризис поразил сферы жизнедеятельности общества. Одна из главных причин кризиса разрушение существующей системы государственного и производственного управления. Спад экономики обернулся глубоким спадом производства, деловой активности и жизненного уровня населения. Теория управления как практически действующее знание, включенное в мысли, поведение и деятельность людей базируется на совокупности научно- доказательных, выверенных и признанных практикой взглядах о состоянии и закономерностях функционирования и развития управляемой системы, объекта управления.

Решение политических, экономических, социальных и других задач, стоящих  перед обществом, в решающей степени  зависит от эффективности управления, важной составляющей деятельности которой выступает продуманная государственная политика. Через государственную политику и посредством совместной работы, решаются задачи выхода общества из кризисного состояния, осуществление курса на построение развитой экономики, установление стабильности.

Тема данной работы носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднимаемых вопросов. Тема «Макроокружение современная организация и ее окружающая среда» изучается на стыке сразу нескольких взаимосвязанных дисциплин. Для современного состояния науки характерен переход к глобальному рассмотрению проблем тематики, поэтому целесообразно использовать зарубежный опыт управления фирмами, в данной работе это американская компания Procter&Gamble.

Концептуальные основы управления социально-экономическими отношениями  на уровне макроокружения исследовались в трудах как отечественных, так и зарубежных авторов. Теоретические и методологические аспекты социально-экономических взаимодействий представлены в исследованиях Л. фон Визе, Д. Парка, Э. Берджерса, Т. Парсонса, П. Штомпка и др.

Проблемы внешней и внутренней среды организации как специфической  формы деятельности группы лиц занимали одно из центральных мест в работах  таких видных западных и российских экономистов: Р. Кантильон, И.Г. Тюнен, Ф.Х. Найт, Дж.-Б. Сэй, Й.А. Шумпетер, Л. Мизес, Ф. Хайек, И. Кирцнер, Дж. М. Кейнс, Г. Форд, А. Каминка, Г.К Гинс и др.). Они  доказали взаимосвязь внутренней и  внешней среды с деятельностью  предприятий.

Недостаточная разработанность этой проблемы актуализирует исследования, направленные на повышение эффективности социально-экономических взаимодействий между элементами макроокружения. «Макроокружение организации и его особенности в современной ситуации».

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим  интересом к теме в современной  науке, с другой стороны, ее недостаточной  разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой  носит как теоретическую, так  и практическую значимость. Результаты могут быть использованы для разработки методики анализа «Макроокружение организации и его особенности в современной ситуации».

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Макроокружение организации и его особенности в современной ситуации», круг вопросов и логическую схему ее построения.

Целью исследования является изучение темы с точки зрения новейших отечественных  и зарубежных исследований по сходной проблематике, оценка эффективности деятельности организации с помощью PEST-анализ и EFAS-резюме.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены и решены следующие  задачи:

  • исследовать и обобщить теоретические положения, раскрывающие сущность понятий «современная организация», «внешняя среда», «макрокомпоненты»;
  • выявить и проанализировать факторы и условия, формирующие внешнюю среду современной организации;
  • рассмотреть основные компоненты макро- и микросреды современного предприятия;
  • предложить ряд мероприятий, направленных на эффективность функционирования организации  во внешней среде американской компании Procter&Gamble.

Объектом данного исследования является современная организация  и ее окружающая среда. При этом предметом  исследования является рассмотрение отдельных  вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

В работе были использованы основные методические подходы исследования (системный, причинно-следственный, историко-логический, сравнительный, факторный, информационно-статистический и др.) которые позволили наиболее полно организовать научный поиск для достижения поставленной цели и исследовательских задач.

Работа имеет традиционную структуру  и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ МАКРОСРЕДЫ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

1.1 Внешняя среда - макрокомпонент современной организации

 

С точки зрения теории управления, любая организация находится и функционирует в среде. Каждое действие всех без исключения организаций возможно только в том случае, если среда допускает его осуществление. Внутренняя среда организации является источником ее жизненной силы. Она заключает в себе тот потенциал, который дает возможность организации функционировать, а, следовательно, существовать и выживать в определенном промежутке времени. Но внутренняя среда может быть также и источником проблем и даже гибели организации в том случае, если она не обеспечивает необходимого функционирования организации.

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего  потенциала на должном уровне. Организация  находится в состоянии постоянного  обмена с внешней средой, обеспечивая  тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды небезграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация  не сможет получить нужные ресурсы  из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом  для достижения ее целей, и тем  самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе[4].

Для того, чтобы определить стратегию  поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство  должно иметь углубленное представление  как о внутренней среде организации, так и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в  ней организацией. При этом и внутренняя среда и внешнее окружение  изучаются стратегическим управлением  в первую очередь для того, чтобы  вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать  при определении своих целей  и их достижении.

 Внешняя среда в стратегическом  управлении рассматривается как  совокупность двух относительно  самостоятельных подсистем: макроокружения  и микроокружения (непосредственного  окружения).

Микросреду рассматривают как  среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических  ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые  посредники, конкуренты, государственные  органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории.

Тогда как макросреда включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду.

Первая часть – «ближнее» окружение непосредственно влияет на организацию, увеличивает или уменьшает эффективность ее работы, приближает или отдаляет достижение ее целей. Обычно оно включает клиентов, поставщиков, конкурентов, государственное регулирование и требования муниципальных властей, профсоюзы и торговые ассоциации. Организация тесно взаимодействует с этой частью своей среды, а менеджеры пытаются управлять ее параметрами, воздействовать на "ближнее" окружение с целью изменения их в благоприятном для организации направлении.

Вторая часть – «дальнее» окружение включает все те факторы, которые могут оказывать воздействие на организацию, но не прямое, а опосредованное. Это, например, макроэкономические факторы, требования законодательства, изменения в государственной или региональной политике, социальные и культурные особенности. Воздействие этих факторов на организацию труднее выявлять и изучать, но нельзя игнорировать, так как именно они часто определяют тенденции, которые со временем будут влиять на «ближнее» организационное окружение. Менеджеры не могут управлять параметрами «дальнего» окружения, но должны отслеживать тенденции их изменения и учитывать их в своих планах[3].

 

1.2. Основные факторы внешней среды организации

 

Организации следят за внешней обстановкой  с целью выявить и использовать ее благоприятные возможности для  достижения корпоративных целей, избежать при этом угрозы препятствий. Этого  добиваются пристальным изучением  внешней среды на перспективу, составлением перечня возможностей и угроз, которые  в дальнейшем позволят как использовать благоприятные возможности, так  и найти действенные ответы на вызовы среды. Данный процесс называется анализом факторов внешней среды.

Первым шагом по анализу факторов внешней среды является сбор информации о социальных, экономических, политико-правовых и технологических тенденциях в  изменениях среды существования  организаций. Для этого часто  назначают отдельных сотрудников  в организации или приглашают внешних консультантов, перед которыми ставится специальная задача следить  за различными источниками информации, такими как профессиональные журналы, книги и газеты, информационные системы, Интернет, библиотеки, научные исследования, НИИ, поставщики, распространители, покупатели, конкуренты и др. Эти специалисты  представляют периодические обзорные доклады руководству (топ-менеджерам), отвечающему за организацию исследований факторов внешней среды. После того как собранная информация будет  оценена, возникшие вопросы обсуждаются  на встречах с управляющими, задачей  которых является определение возможностей и угроз и, что особенно важно, разработка базовых показателей эффективности для действий в соответствии с выявленными возможностями и угрозами. Например, анализ среды может определить возможный рост базовых ставок процента, и в результате ключевым показателем эффективности могло бы стать сокращение объемов заемных средств организации.

Применение для анализа среды  метод SWOT /аббревиатура составлена из первых букв английский слов сила, слабость, возможности и угрозы/ является довольно широко признанным подходом, позволяющим  провести совместное изучение внешней  и внутренней среды[4].

Сначала с учетом конкретной ситуации, в которой находится организация, составляются список ее слабых и сильных  сторон, а также список угроз и  возможностей.

После того, как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними.

Применение различных методологий  выявляет сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности, а далее - установление цепочек связи  между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы в стратегическом планировании деятельности организации.

Макроокружение создает общие  условия среды нахождения организации. В большинстве случаев макроокружение не носит специфического характера  по отношению к отдельно взятой организации. Однако степень влияния состояния  макроокружения на различные организации  различна. Это связано как с  различиями в сферах деятельности организаций, так и с различиями во внутреннем потенциале организаций.

Изучение экономической компоненты макроокружения позволяет понять то, как формируются и распределяются ресурсы. Оно предполагает анализ таких  характеристик, как величина валового национального продукта, темп инфляции, уровень безработицы, процентная ставка, производительность труда, нормы налогообложения, платежный баланс, норма накопления и т.п. При изучении экономической  компоненты важно обращать внимание на такие факторы, как общий уровень  экономического развития, добываемые природные ресурсы, климат, тип и  уровень развитости конкурентных отношений, структура населения, уровень образованности рабочей силы и величина заработной платы[7].

На способность организации  оставаться прибыльной непосредственное влияние оказывает общее здоровье и благополучие экономики, стадии развития экономического цикла. Экономический  климат в целом будет определять уровень возможностей достижения организациями  своих экономических целей. Плохие экономические условия снизят спрос  на товары и услуги организаций, а  более благоприятные - могут обеспечить предпосылки для его роста.

Макросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия  повлиять не может и должно учитывать  для того, чтобы устанавливать  и поддерживать с клиентами отношения  сотрудничества. Предприятие и его  микросреда функционируют в окружении  более обширной макросреды, которая  либо открывает новые возможности, либо грозит новыми опасностями. [1, стр. 218]

При анализе внешней обстановки для некоторой конкретной организации  требуется оценить ряд экономических  показателей. Сюда включаются ставка процента, курсы обмена валют, темпы экономического роста, уровень инфляции и некоторые  другие. Рассмотрим важнейшие из них.

Информация о работе Макроокружение организации и его особенности в современной ситуации