Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Maly_biznes_kak_sostavnaya_chast_rynochnoy_ekono.docx

— 307.98 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ  РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖЕДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕСИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Уральский Финансово-Юридический институт»

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА 
по дисциплине «Экономика предприятия»

На тему: «Малый бизнес как составная часть рыночной экономики»

 

 

 

Выполнил: Воробьева А.А.

                                                        Группа ФК-0211

Руководитель: Истомина Е.М.

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург  2014г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

1.1.  Российский  малый бизнес на современном  этапе: его сущность, основные характеристики  и пути развития

1.2. Малый  бизнес, его роль в структуре  экономики и пути его совершенствования

1.3. Инфраструктура поддержки  малого предпринимательства

2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области

2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области

2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области

3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области

3.1. Формирование долговременных  тенденций развития   малого  предпринимательства Свердловской  области до 2020 года

3.2. Ожидаемые  результаты реализации Концепции

Заключение

Список литературы

Приложение  
                                                     Введение

 

Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. Малый бизнес имеет немало преимуществ перед крупным — он более мобилен, быстрее адаптируется к вызовам внешней среды, во многих малых фирмах быстрее внедряются научно-технические и управленческие нововведения. К недостаткам малого бизнеса можно отнести меньшие возможности по привлечению финансовых средств.

Формирование инфраструктуры малого предпринимательства - приоритетное направление обеспечения его устойчивости и роста. Опросы предпринимателей показывают, что среди называемых ими основных проблем, сдерживающих развитие малого бизнеса, неразвитость инфраструктуры занимает четвертое-пятое место после таких проблем, как высокие налоги, нестабильность законодательства, дефицит финансовых средств и др.

Малое предпринимательство в Свердловской области имеет тенденцию к росту, с каждым годом все больше увеличивая свою численность. В предприятиях малого бизнеса на постоянной основе и условиях вторичной занятости работает огромное количество человек. Доля малого предпринимательства в экономике области по численности работающих увеличилась за два года с 5,2% до 12,2%.

В то же время потенциал малого предпринимательства области используется не в полной мере. Не удалось создать благоприятных правовых и экономических условий для открытия и развития малых предприятий по всей территории области. Около четверти малых предприятий являются убыточными, многие предприниматели имеют крайне низкий уровень экономических, юридических и управленческих знаний. Недостаточно развита инфраструктура поддержки малого бизнеса, особенно в городах и районах вдали от областного центра.

Необходима более активная роль инфраструктуры поддержки малого бизнеса в привлечении средств федерального бюджета через федеральные фонды на развитие малых предприятий в Свердловской области.

Все вышесказанное говорит об несомненной  актуальности и своевременности выбора темы курсовой работы. 

Объектом исследования является малый бизнес как составная часть рыночной экономики. Предметом послужил малый бизнес как составная часть рыночной экономики России. Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. 

          Для достижения обозначенной  цели были сформулированы следующие  задачи:

  1. установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России
  2. охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования
  3. показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области.
  4. проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области;
  5. изучить формирование долговременных тенденций развития   малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Работа выполнена на основании литературных источников, материалов периодической печати, законодательных актов и данных статистики по Свердловской области.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.

 

 

1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства

1.1.  Российский «малый бизнес»  на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути  развития

 

Существует немало подходов к определению сущности понятия «малый бизнес», а общепринятая трактовка варьируется в зависимости от субъективного восприятия автора терминологической трактовки, государственной и отраслевой принадлежности малого предпринимателя и многих других факторов.

Если рассматривать расширенное понятие малого бизнеса, он представляет собой мобильную совокупность юридических и физических лиц-малых предпринимателей, не являющихся составной частью монополистических структур и играющих по сравнению с ними второстепенную роль в экономике государства. В узком смысле малый бизнес это коммерческое частное предприятие, отвечающее индивидуальным для каждого государства и отрасли критериям, прописанным в регламентирующих документах государственной важности.

В настоящее время почти треть населения России связана с малым бизнесом. Свыше 800 тысяч малых предприятий - это несколько миллионов реальных собственников, менеджеров, финансистов, организаторов производства, прошедших серьезную школу выживания в российских условиях. Это делает малый бизнес весомым социально-экономическим явлением, а занятые в нем являются очень активной частью общества.

Российский малый бизнес обладает некоторыми отличающими его от МП большинства зарубежных стран особенностями. Наиболее значимыми из них являются:

- совмещение  в рамках одного малого предприятия  нескольких видов деятельности, невозможность в большинстве  случаев ориентироваться на однопродуктовую модель развития;

- стремление  к максимальной самостоятельности, в то время как значительная  часть зарубежных малых предприятий  работает на условиях субподряда, франчайзинга и т.п.;

- общий  низкий технический уровень и  низкая технологическая оснащенность  в сочетании со значительным  инновационным потенциалом;

- высокий  уровень квалификации кадров  малого бизнеса в связи с  оттоком таких специалистов из  государственного сектора экономики;

- низкий  управленческий уровень, недостаток  знаний, опыта и культуры рыночных  отношений;

- высокая  степень приспособляемости к  сложной экономической обстановке, усугубляемой дезорганизацией в  системе государственного управления  и нарастающей криминализацией  общества;

- неразвитость  системы самоорганизации и инфраструктуры  поддержки МП;

- стремление  успешно функционирующих малых  предприятий выйти за рамки  локальных рынков, в том числе  и на международные рынки;

- работа  в условиях отсутствия полной  и достоверной информации о  состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных и обучающих  услуг.

Под субъектами малого бизнеса понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Содержание учредительных документов для малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80—90 случаях из 100 создается предприятие малого бизнеса, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности. Основная причина, по которой предприниматели стремятся попасть в разряд малого бизнеса – это упрощённая схема налогообложения, то есть уплата единого налога.

Основной федеральный закон РФ, в котором прописаны рамочные критерии отнесения юридического или физического к сектору малого предпринимательства в РФ, был принят 24 июля 2007 года и называется Федеральный закон 209-ФЗ "О поддержке малого и среднего предпринимательства в РФ". В соответствии с этим законом, в России основными критериями отнесения к малому бизнесу служат численность персонала предприятия и выручка.

Так, фирма, на которой занято менее 15 человек, считается микропредприятием, от 16 до 100 человек – малым предприятием, а фирмы с персоналом более 100 человек переходят в разряд среднего бизнеса. Согласно определённым законом финансовым критериям, фирма с годовым оборотом менее 60 млн. рублей относится к микропредприятиям, от 60 до 400 млн. рублей – к малым, и более 400 млн. рублей – к средним предприятиям. Более того, согласно закону РФ № 209-ФЗ, данные критерии должны пересматриваться каждые 5 лет.

В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:

• выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;

• выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;

• создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.

Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.

Роль малого бизнеса в рыночной экономике несомненно велика. Степень развития малого бизнеса и активности предпринимателей во многом определяет уровень демократизации государства и открытости его экономики. За счёт поддержки сегмента малого предпринимательства государство решает общие проблемы повышения уровня благосостояния населения и увеличения в процентном соотношении граждан со средним уровнем дохода, а также налоговые поступления от малого бизнеса в значительной степени способствуют пополнению бюджета. 

Малый бизнес позволяет повысить средний уровень социальной ответственности, экономической инициативы и осведомлённости граждан отдельно взятого государства. Также конкуренция, являющаяся основным условием работы малых предприятий в системе с рыночной экономикой, позволяет сдерживать рост цен на товары и услуги, и побуждает предпринимателей постоянно повышать качество продукции и внедрять новые технологии.

Малый бизнес частично решает в государстве проблемы с безработицей, а в странах с развитой рыночной экономикой от 50 до 90% граждан заняты именно в этой сфере. Спектр видов деятельности, которыми в праве заниматься малый предприниматель, широк и охватывает многие экономические сегменты. Исключения составляют лишь сферы деятельности, по тем или иным причинам запрещённые законами РФ, а также относящиеся к стратегическим отраслям экономики.

Преимущества малого бизнеса остаются неизменными как в масштабах экономического развития государств, так и касательно каждого отдельного человека. Малый бизнес позволяет обрести долгожданную независимость и финансовую стабильность, в то же время не требует капитальных вложений, человеческий ресурсов и значительных затрат времени.

В условиях стагнации и упадка промышленности малый бизнес становится наиболее перспективной сферой развития экономики. Ведь при распаде крупных предприятий-монополистов  именно малое предпринимательство является главным рычагом поддержки экономики, резервом создания новых рабочих мест и источником пополнения государственного бюджета.

Роль же государства состоит в том, чтобы с помощью различных антикризисных мероприятий и программ поддержки сохранить на плаву соль важный для экономики Ноев ковчег, построенный предприятиями малого бизнеса, который поможет стране справится с кризисом и повысить общее благосостояние нации.

На данный момент в России принято необходимое законодательство по поддержке малого предпринимательства, однако большим рывком для нашей страны стало бы воплощение в жизнь всех принятых мер и программ поддержки. Это позволило бы России не только решить мелкие текущие проблемы, но и перейти на новый уровень экономического развития.

Информация о работе Малый бизнес как составная часть рыночной экономики