Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Maly_biznes_kak_sostavnaya_chast_rynochnoy_ekono.docx

— 307.98 Кб (Скачать файл)

По данным Организации Объединённых Наций, в мире малым бизнесом занято около 50 процентов трудоспособного населения.

Результатом намечающихся в Свердловской области долговременных тенденций развития малого предпринимательства станет приближение параметров развития этого сектора экономики к среднеевропейскому уровню. 

 

3.2. Ожидаемые результаты реализации  Концепции

 

Достижение основных целей и решение задач, изложенных в Концепции государственной политики развития и поддержки малого предпринимательства в Свердловской области на 2002-2020 годы, а также реализация предусмотренных в ней мер и механизмов стимулирования малого бизнеса позволит  увеличить вклад   малого предпринимательства в экономику области. Рост числа субъектов малого предпринимательства повысит устойчивость, гибкость и адаптивность экономики, создаст основу для формирования массового среднего слоя в обществе. Государственная политика целенаправленно будет содействовать упрощению административных процедур при регулировании развития МП, росту конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства, более быстрой их адаптации к существующей рыночной среде.

Реализация положений Концепции позволит развивать малое предпринимательство в соответствии с потребностями рыночной экономики, более полно реализовать предпринимательский ресурс общества для решения экономических и социальных задач с использованием новой модели государственной поддержки малого предпринимательства на основе эффективных правовых, экономических и организационных  механизмов.

Динамика количественных и качественных характеристик малого предпринимательства приведена в таблице «Показатели развития малого предпринимательства Свердловской области в 2001 – 2020 годах» (приложение). Эти показатели охватывают позиции, которые занимает и будет занимать малый бизнес в сфере производства продукции и услуг собственными силами, объёме оборота, производстве инновационной продукции, занятости населения в экономике области, что определяет возможности малых форм хозяйствования оказывать позитивное воздействие на развитие экономических и социальных процессов.

В Свердловской области к 2020 году по сравнению с 2001 годом число субъектов малого предпринимательства увеличится в 1,9-2,0 раза, общая численность работающих в сфере малого предпринимательства  достигнет  1 млн. человек, или около 45 процентов от общего числа занятых в экономике области. Доля малого предпринимательства по большинству экономических показателей, в том числе по занятости населения, обороту субъектов малого бизнеса, производству инновационной продукции приблизится к соответствующим среднеевропейским показателям.

Предполагается ежегодно обеспечить устойчивый рост оборота малых предприятий и индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица с динамикой, опережающей темпы роста объёма валового регионального продукта.

Усилится влияние малого предпринимательства на структурные преобразования в экономике, формирование оптимальной структуры видов экономической деятельности, направленной на обеспечение потребителей многообразными качественными отечественными товарами и услугами при отлаженной системе взаимодополняющих друг друга малых, средних и крупных товаропроизводителей.

Наиболее высокими темпами будет развиваться сфера деловых, социальных, коммунальных и персональных услуг. Прогнозируется ускорение роста малого предпринимательства в обрабатывающих производствах, строительстве, транспорте и связи, научно-технической и инновационной сфере.

Увеличится инвестиционный потенциал малого предпринимательства для расширения производства товаров и услуг на основе активизации самофинансирования за счёт роста доходов и накоплений у субъектов малого бизнеса, привлечения сбережений населения, повышения доли заимствованных средств у коммерческих инвестиционных структур. Критерием положительной оценки этого процесса станут показатели повышения доли прибыльных малых предприятий, эффективности работы индивидуальных предпринимателей, устойчивого роста инвестиций в основной капитал.

В период до 2020 года проявится тенденция роста степени зрелости малого бизнеса через увеличение уровня имущественной обеспеченности в среднем одного субъекта малого предпринимательства, опыта хозяйствования, широты деловых связей, что приведёт к повышению стабильности малого бизнеса.

Развитие малого предпринимательства обеспечит снижение социальной напряжённости и бедности, увеличение в обществе граждан, самостоятельно обеспечивающих  своё достойное благосостояние. Эти цели достижимы также в связи с предусмотренными к осуществлению мерами по формированию позитивного отношения различных слоёв и групп населения к предпринимательской деятельности, как к достойному образу жизни.

 

Заключение

 

В Свердловской области с организационным и финансовым участием исполнительных органов государственной власти создана одна из наиболее разветвленных в Российской Федерации сетей  организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, которые в 2011 году оказали  услуги (информационные, консультационные, образовательные, финансовые) 22 тысячам субъектов малого предпринимательства.

Учитывая имеющийся отечественный и международный опыт формирования инфраструктурного обеспечения малого бизнеса, в Свердловской области вводятся следующие принципы формирования областной и муниципальной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

1) адекватность развития  объектов инфраструктуры уровню  развития малого предпринимательства  и его потребностей в том  или ином муниципальном образовании  и в области в целом;

2) развитие спектра предоставляемых  объектом инфраструктуры услуг  на основе соответствующего ресурсного (финансового) обеспечения;

3) комплексный характер  предоставляемых объектом инфраструктуры  услуг (по принципу «под одной  крышей» или «одно окно»), сосредоточение  на муниципальном уровне разнообразных  услуг (консультационных, обучающих, информационных, правовых, финансовых) в рамках одного  объекта инфраструктуры в противовес  распылению ресурсов при создании  нескольких разнородных и дублирующих  друг друга структур;

4) преимущественное развитие  на муниципальном уровне объектов  инфраструктуры в организационно-правовой  форме «фонд», доказавшей свою  эффективность и гибкость, в том  числе для приближения услуг  к предпринимателям по месту  их деятельности;

5) распространение деятельности  существующих фондов на соседние  муниципальные образования, где  отсутствует или на данном  этапе нецелесообразно создание  самостоятельного объекта инфраструктуры.

Исходя из перечисленных принципов, предполагаются следующие направления формирования и развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства:

1) подготовка нормативных  правовых актов, предусматривающих  меры государственного регулирования  формирования системы инфраструктурного  обеспечения предпринимательства  в Свердловской области, в том  числе аккредитацию организаций  инфраструктуры на бесплатной  и добровольной основе, создание  условий для участия субъектов  малого бизнеса в формировании  инфраструктурной среды;

2) развитие существующей  системы муниципальных фондов  поддержки малого предпринимательства, направленное на расширение спектра  и комплексный характер предоставляемых  услуг (по принципу «под одной  крышей»);

3) разработка положения  об организациях инфраструктуры  поддержки малого бизнеса и  установление для них понижающих  коэффициентов при расчете арендной  платы;

4) приоритетное формирование  региональной инфраструктуры поддержки  малого инновационного предпринимательства (технопарки, инновационно-технологические центры, центры трансферта технологий, венчурные фонды) и инфраструктуры, содействующей развитию начинающих предпринимателей (бизнес-инкубаторы, муниципальные информационно-консультационные центры).

 

Список литературы

 

  1. Закон Свердловской области от 19 декабря 2008 г. N 134-ОЗ "О внесении изменений в Закон Свердловской области "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области".
  2. Закон Свердловской области от 4 февраля 2008 г. N 10-ОЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Свердловской области".
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации".
  4. Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». – 2011.
  5. «Изучение проблем малого и среднего бизнеса в Свердловской области
  6. Бутов В.И., Игнатов В.Г., Кетова Н.П. Основы региональной экономики. Учебное пособие. - М., 2009. - 448 с.
  7. Гуськов Н.С., Зенякин В.Е., Крюков В.В. Экономическая безопасность регионов России. - М., 2008. - 288 с.
  8. Елисеев В. А. Научные основы управления промышленным предприятием. — Донецк, 2011.
  9. Организация производства: Учебник для вузов / О. Г. Туровец, В. Н. Попов, В. Б. Родионов и др. 2-е изд. — М.: Экономика и финансы, 2012.
  10. Основы организации производства: Учебник/ Под ред. Н. А. Чечина. — Самара: Изд-во СГЭА, 2009.
  11. Осетрова А. А. О формировании инвестиционного имиджа российских регионов // Панорама исследований политики Прикамья. Научное издание, выпуск 4, Пермь, 2011.
  12. Региональная экономика.: Учебное пособие / Под ред. М.В. Степанова. – М.: ИНФА-М, Изд-во Рос.экон.акад., 2010. – 463 с.
  13. Региональная экономика/Тяглов С.Г., Черныш Е.А. и др.: Учебное пособие. - Ростов н/Д, 2011. - 320 с.
  14. Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза. Под ред. Гранберга А.Г. М., 2011. С.288.
  15. Регионоведение: Учебник для вузов. Морозова Т.Г., Победина М.П., Шишов С.С., Исляев Р.А. - М., 2008. - 424 с.
  16. Регионоведение. Под ред. Морозовой Т.Г. М., 2009. С.180.
  17. Чачугиев М.Ч., Соколов М.М. Регионы, экономика и управление. - М., 2011. - 271 с.
  18. Фурщик М.А., Марков С.В. «Сиситемная диагностика региональной экономики», Сборник трудов ИСА РАН, 2009.
  19. Фурщик М.А. «Эффективность применения инструментов регионального развития», Сборник трудов ИСА РАН, 2008.
  20. Филиппов Ю.В. Основы развития местного хозяйства. М., 2008.
  21. Экономическая география России, уч. пос.,   ч. II.  / отв. ред. Степанов М. В.. - М., РЭА, 2011.
  22. Экономическая и социальная география мира. / Гладких Ю.Н. – М., 2011.
  23. Экономическая география России. Под ред. Видяпина В.И. М., 2012. С.265.
  24. Экономика предприятия: Учебник для вузов / Под ред. В. Я. Горфинкеля и В. А. Швандара. 3-е изд. — М.: ЮНИТИ, 2012.

 

 

 

 

 

 

1 Аналитический отчет по исследованию на тему: «Мониторинг динамики показателей развития малого и среднего предпринимательства в Свердловской области». – 2012.

 

 

 


Информация о работе Малый бизнес как составная часть рыночной экономики