Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Maly_biznes_kak_sostavnaya_chast_rynochnoy_ekono.docx

— 307.98 Кб (Скачать файл)

Суммируя все вышеизложенное, можно сказать, что в нынешних условиях представители МП оказались в наиболее сложном положении, которое определяется рядом моментов. Важнейшими из них являются следующие:

1. Отсутствие  идеологии проведения реформ, стержнем  которой должны стать целостная  государственная политика по  отношению к МП и системный  подход к решению его проблем. Общим местом стал тезис о  том, что малый бизнес развивается  скорее не благодаря, а вопреки  государственной политике.

2. Неурегулированность экономических отношений не позволяет предпринимателям в полной мере пользоваться залоговым и гарантийным правом, привлекать кредиты и инвестиции, что зачастую приводит к свёртыванию деятельности множества малых предприятий.

3. Нежелание  государства видеть в секторе  МП равноправного субъекта экономических  отношений. Мелкий собственник не  имеет каких-либо существенных  преимуществ в кредитно-финансовой  и в налоговой системах.

Для представителя МП становится невыгодной какая-либо предпринимательская деятельность в сфере производства, и в большей мере он стремится утвердиться в торговле или посредничестве.

4. Пренебрежительное  отношение со стороны государства  к МП как субъекту рыночных  отношений имеет и другое крайне  негативное последствие: государство  отказалось защищать мелкого  собственника и его имущество  от преступного мира, оставив  его один на один с организованной  преступностью - рэкетирами, шантажистами, грабителями.

5. Сложными  являются отношения представителя  МП с местной властью. МП и  средний бизнес становится объективной  опорой власти в решении экономических  проблем на местном уровне. С  другой стороны, малый бизнес  на местном уровне оказывается в полной зависимости от бюрократического аппарата в лице чиновничества.

Неурегулированность правового положения государственного служащего позволяет чиновнику использовать свое служебное место для изъятия значительных финансовых и материальных средств у представителей малого бизнеса в обмен на выдачу тех или иных разрешительных документов, которые он обязан выдавать в рабочем режиме.

Таким образом, неурегулированность отношений представителя малого бизнеса и среднего бизнеса с государством и властью, стремление последней не столько организовывать и стимулировать развитие малого бизнеса и защищать его представителей, сколько использовать для получения денег в казну и собственного благополучия, делают мелкого предпринимателя бесправным.

Анализ ситуации в стране свидетельствует о том, что МП начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе.

 

 

2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области

2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области

 

Итак, перейдем к рассмотрению и анализу деятельности малого предпринимательства на территории Свердловской области в период 2009-2012 гг. Для начала рассмотрим, согласно статистическим данным, количество субъектов малого предпринимательства в исследуемой области.

В Свердловской области в 2012 г. прогнозируется рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2009 г. на 13,82 процента.

 

Рис. 1. Количество СМСП 2009-2012 гг.

В 2009 году в Свердловской области отмечен рост количества  субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2009 годом на 6,98 процента. В 2011 году указанная тенденция сохранилась, рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства по сравнению с 2010 годом составил 3,28 процента. В 2012 году прогнозируется рост количества субъектов малого и среднего предпринимательства на 1,3 процента по сравнению с 2011 годом.

По состоянию на 01.07.2012 года в Свердловской области насчитывается 189 909 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них 123 937 - индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и крестьянско-фермерские хозяйства, 65 595 - малых предприятий (включая микропредприятия), 377 средних предприятий.

В первом полугодии 2012 года в Свердловской области отмечено снижение количества средних предприятий в целом на 18%, в том числе по видам экономической деятельности: производство и распределение электроэнергии, газа и воды (на 54% процента); операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 37%); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 16%). При этом оставшиеся средние предприятия сохраняют и увеличивают количество рабочих мест, так как снижение количества замещенных рабочих мест составило 2,8 процента.

Количество малых предприятий в Свердловской области увеличилось на 31 процент, в том числе по видам экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (на 27 процентов); обрабатывающие производства (на 42 процента); оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования (на 27 процентов).

К положительным тенденциям, наметившимся в 2011 году, следует отнести увеличение размера среднемесячной заработной платы на малых предприятиях в Свердловской области на 13,7 процента, так в 2010 году размер среднемесячной заработной платы на малых предприятиях составлял 14493 рубля, а в 2011 году - 16482 рубля.

Количество предприятий на одну тысячу населения

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства на 1000 жителей Свердловской области составляет 44 единицы.

В отдельных муниципальных образованиях Свердловской области данный показатель выше среднеобластного значения: городской округ Верхняя Пышма - 49, Асбестовский городской округ - 45, городской округ Заречный - 52, Талицкий городской округ - 53, муниципальное образование «город Екатеринбург» - 55; Березовский городской округ - 59; Сысертский городской округ - 47; Арамильский городской округ - 55.

Рост средней численности работников списочного состава предприятий

По состоянию на 01.07.2012 года среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области составила 641,9 тыс. человек, в том числе на средних предприятиях - 51,2 тыс. человек, на малых предприятиях, включая микропредприятия - 430,9 тыс. человек, у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - 159,8 тыс. человек.

В первом полугодии 2012 года отмечено сокращение среднесписочной численности работников средних предприятий на 1,16 процента. Сокращение среднесписочной численности работников отмечено в следующих видах деятельности: операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (на 13,8 процента); сельское хозяйство (на 5,3 процента); добыча полезных ископаемых (на 31,5 процента).

В первом полугодии 2012 года отмечено увеличение среднесписочной численности работников малых предприятий на 25,8 процента. Отмечен рост среднесписочной численности работников малых предприятий в следующих видах деятельности: сельское хозяйство (на 15 процентов); добыча полезных ископаемых (на 27,2 процента); оптовая и розничная торговля (на 27,6 процента); гостиницы и рестораны (на 12,3 процента).

Доля среднесписочной численности работников субъектов малого и среднего предпринимательства в общей численности работников организаций Свердловской области составляет 40,2 процента.  

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства

Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области в 2011 году прогнозируется чуть выше уровня докризисного 2008 года:

Рис. 2. Оборот СМСП 2009-2012 гг.

В 2009 году в Свердловской области отмечено снижение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства на 24,33 процента по сравнению с показателями 2009 года. В 2011 году удалось приостановить снижение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства, снижение составило 1,24 процента по сравнению с показателями 2010 года. В 2012 году прогнозируется увеличение оборота субъектов малого и среднего предпринимательства на 0,6 процента по сравнению с 2011 годом.

По итогом первого полугодия 2012 года доля оборота субъектов малого и среднего предпринимательства (без учета выручки индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица) в общем обороте организаций Свердловской области составляет 32,54 процента, с учетом выручки индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица - 40,4 процента.

По состоянию на 01.07.2012 года оборот субъектов малого и среднего предпринимательства в Свердловской области составил 664,65 млрд. рублей, включая оборот средних предприятий - 41,95 млрд. рублей и малых предприятий (без учета микропредприятий) - 146,2 млрд. рублей.

Оборот средних предприятий в первом полугодии 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на 14,1 процента и составил 41 956,6 млн. рублей, что говорит об укреплении экономических позиций среднего бизнеса. Структура оборота средних предприятий по видам деятельности (за первое полугодие 2012 года): оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 43,06 процента; обрабатывающие производства - 23,8 процента; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,27 процента.

Оборот малых предприятий в 2012 году по сравнению с аналогичным периодом прошлого года также возрос на 21,8 процента, что свидетельствует об экономической устойчивости достаточно большого количества малых предприятий. Структура оборота малых предприятий по видам деятельности (за первое полугодие 2012 года): оптовая, розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 65,5 процента; обрабатывающие производства - 14,09 процента; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг - 6,49 процента.

Отмечено снижение доли оборота предприятий оптовой, розничной торговли, по ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования в общем обороте малых предприятий (с 68,6 процента до 65,5 процента).

Инвестиции в основной капитал средних предприятий

Инвестиции средних предприятий Свердловской области в основной капитал в 2009 году составляли 3,824 млрд. рублей, в 2010 году - 6,014 млрд. рублей, в 2011 году - 4,459 млрд. рублей.

Рис. 3. Инвестиции в основной капитал 2009-первое полугодие 2012 г.

Объем инвестиций в основной капитал средних предприятий за первое полугодие 2012 год составил 1,62 млрд. рублей, что на 17,4 процента меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (объем инвестиций в основной капитал за первое полугодие 2011 года составлял 1,96 млрд. рублей).

Инвестиции средних предприятий наращивались в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды (0,8 млн. рублей в первом полугодии 2011 года и 6,1 млн. рублей в первом полугодии 2011 года); строительстве (99,2 млн. рублей в первом полугодии 2010 года и 178,4 в первом полугодии 2012 года).

Снизились объемы инвестиций в основной капитал в следующих видах деятельности: сельское хозяйство, охота, лесное хозяйство (на 17,3 процента); добыча полезных ископаемых (на 49,4 процента); обрабатывающие производства (на 22,9 процента).

Количество получателей поддержки

В Свердловской области в 2011 году внедрены новые инструменты поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства: 1) предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства, производящим и  реализующим товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; 2) предоставление субсидий действующим малым инновационным компаниям; 3) предоставление субсидий начинающим малым инновационным компаниям; 4) компенсации расходов субъектам малого и среднего предпринимательства, участвующим в салонах, выставках, конференциях, ярмарках, «деловых миссиях» в Свердловской области, РФ и за рубежом; 5) предоставление субсидии на выплату первого взноса по договорам лизинга, заключённым субъектами малого и среднего предпринимательства Свердловской области; 6) предоставление услуг патентования малым инновационным компаниям; 7) предоставление услуг прототипирования малым инновационным компаниям; 8) предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства в Свердловской области для компенсации затрат, связанных с проведением энергетических обследований, работ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

В Свердловской области в 2011 году наметилась положительная тенденция увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки. Указанная тенденция сохраняется в 2012 году.

 

Рис. 4. Количество получателей поддержки 2009-8 месяцев 2012 г.

В 2010 году в Свердловской области осуществляло свою деятельность 156,8 тысяч малых предприятий, что на 20,4 процента больше, чем в 2009 году. По данным Свердловскстата количество средних предприятий составляло 499 единиц, малых предприятий (без микропредприятий) - 4,2 тысяч единиц, что было больше чем в 2009 году на 5,7 и 16,5 процента соответственно.

Информация о работе Малый бизнес как составная часть рыночной экономики