Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Maly_biznes_kak_sostavnaya_chast_rynochnoy_ekono.docx

— 307.98 Кб (Скачать файл)

В первом квартале 2011 года продолжилось увеличение количества малых предприятий (без микропредприятий). Рост составил 211 единиц, а общее число достигло 4 497 единиц (данные по микропредприятиям и средним предприятиям поступают один раз в год).

По данным УФНС России по Свердловской области на 01.01.2011 года было зарегистрировано 118,5 тысяч индивидуальных предпринимателей, что на 3,7 тысячи больше по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. По этому показателю в первом квартале 2011 года также продолжился рост. Увеличение составило 772 единицы. В итоге количество индивидуальных предпринимателей на 01.04.2011 года возросло до 119 321.

Среднесписочная численность работников малых без внешних совместителей составила в 2010 году 118,3 тыс. человек, оборот организаций за отчетный период достиг 311075,3 млн. рублей, а инвестиции в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств) малых предприятий (без учета микропредприятий) составил 6760,7 млн. рублей.

В Свердловской области осуществляют свою деятельность 31,4 процента всех малых предприятий УрФО, на малые предприятия (без учета микропредприятий) Свердловской области приходится 29,7 процента среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий УрФО, 38,9 процента - инвестиций в основной капитал и 39,1 процента оборота.

В 2010 году на долю малых предприятий Свердловской области в общероссийских показателях деятельности малых предприятий (без учета микропредприятий) приходилось 3,5 процента оборота малых предприятий, 1,9 процента - среднесписочной численности работников и 2,7 процента - инвестиций в основной капитал.

Итак, были рассмотрена деятельность малого предпринимательства на территории Свердловской области в период 2009-2012 гг. На основании данных можно говорить о том, что несмотря на определенные проблемы, малый бизнес в Свердловской области все же имеет благоприятные тенденции к росту.

 

2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области

 

Итак, в целях выяснения первостепенных факторов, препятствующих благоприятному развития МП был проведен анализ препятствий в развитии малого и среднего бизнеса Свердловской области. Для этого был проведен опрос предпринимателей малого бизнеса Свердловской области, всего в опросе приняло участие 250 человек от 20 до 50 лет, из них 33% женщин и 67 мужчин.

Сроки проведения исследования: июнь – сентябрь 2012 года.

Источники данных. Источниками данных исследования послужили результаты анкетирования малых и средних предприятий Свердловской области, а также интервьюирования граждан РФ, живущих на территории Свердловской области.

При разработке стратегии опроса предпринимателей малого и среднего бизнеса Свердловской области было решено проводить его анонимно методом анкетирования.

Цель и задачи исследования.

Цель исследования - изучение ряда проблем, с которыми сталкивается малый и средний бизнес в Свердловской области.1

Самыми значимыми факторами, препятствующими ведению предпринимательской деятельности в Свердловской области, признаны финансовые факторы. Их отметили 47,2% опрошенных. Второе по значимости место занимают инфраструктурные факторы (39,6%), факторы компетентности персонала (39,2%) и административные факторы (36%). Третье место поделили между собой информационные (27,6%) и правовые (23,2%) факторы.

Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие факторы в нашем регионе в целом в первую очередь препятствуют сегодня успешному ведению предпринимательской деятельности»

Таким образом, главным препятствием успешному ведению бизнеса в Свердловской области, по мнению большинства опрошенных предпринимателей, являются финансовые факторы: слабый доступ к получению кредитов и грантов; недостаточное количество предоставляемых льгот, трудности при приобретении оборудования в лизинг. При этом остается значительной роль и всех остальных выделенных в исследовании факторов. Гипотеза о том, что ключевым фактором, влияющим на формирование препятствий для развития малого бизнеса на всей территории Свердловской области, является финансовый фактор и фактор компетентности персонала – подтвердилась.

Анализ факторов, препятствующих успешному ведению предпринимателями своего бизнеса

Препятствиями для успешного ведения бизнеса предприниматели считают такие факторы, как: ограниченный доступ к финансированию (36% опрошенных); неустойчивость рынка (34,8% респондентов); жесткая конкуренция (34,4%участников опроса). Наряду с этими основными препятствиями предприниматели отметили факторы, как несоразмерный уровень риска и доходности (24% респондентов); административные барьеры (24,8% опрошенных); чрезмерное налогообложение (21,6 % предпринимателей) и коррупция (19,6 % участников анкетирования). Проблемы в сфере микрокредитования препятствуют успешному ведению бизнеса 16,8% опрошенных.

Для 14,4% респондентов серьезными препятствиями для успешного ведения своего бизнеса являются несовершенство законодательной базы и трудности при получении консультаций. Общее негативное отношение к предпринимательству является препятствием лишь для 3,2% предпринимателей. Затруднились с ответом на данный вопрос 2,4% участников анкетирования.

 

 

Рис. 6. Факторы, препятствующие успешному ведению предпринимателями своего бизнеса

Таким образом, учитывая достаточно равномерное распределение ответов, можно выделить три основные группы факторов, препятствующих успешному ведению предпринимателями своего бизнеса:

  1. Препятствия 1-го уровня (ограниченный доступ к финансированию, неустойчивость рынка, жесткая конкуренция).
  2. Препятствия 2-го уровня (несоразмерный уровень риска и доходности, административные барьеры, чрезмерное налогообложение, коррупция).
  3. Препятствия 3-го уровня (проблемы в сфере микрокредитования, несовершенство законодательной базы, трудности при получении консультаций).

Выделенные группы препятствий ранжированы по степени их значимости для предпринимателей.

На основе результатов исследования выявлено наличие определенной взаимосвязи между сегментом бизнеса и типом препятствий для успешного развития предпринимательской деятельности, в том числе:

- ограниченный доступ к финансированию  является более значимым препятствием  для предпринимателей, работающих  на рынке более 10 лет (56%), чем для  предпринимателей, находящихся на  рынке от 1 до 3 лет (30,6%);

- проблема в сфере микрокредитования  является наименее значимым препятствием  к успешному ведению бизнеса  для предпринимателей с опытом  работы от 5 до 10 лет – 5,9% (в сравнении  с бизнесменами с опытом работы  менее 5 лет).

Можно сделать предположение, что такая тенденция связана со стадией жизненного цикла предприятия. Предприниматели с опытом работы более 10 лет вынуждены решать проблемы перехода бизнеса от стадии спада к стадии роста, что требует привлечения большого объема финансирования. Предприниматели, которые только начинают свой бизнес, нуждаются в меньших объемах финансирования, поскольку финансовые ресурсы требуются им для поддержания текущей деятельности.

- трудности при получении консультаций  являются более значимыми для  предпринимателей, работающих менее  года – 20%. В то время как  предприниматели, работающие на рынке более 10 лет, практически не испытывают потребности в консультациях (4%);

- несовершенство законодательной  базы РФ является более значимым  препятствием для предпринимателей  с опытом работы более 5 лет (21,6%);

- коррупция является более значимым  препятствием для предпринимателей, занимающихся бизнесом менее 5 лет (28%).

Рассматривая взаимосвязь между опытом работы предпринимателя и значимостью факторов, препятствующих успешному ведению предпринимательской деятельности в регионе, можно выделить следующие тенденции:

- по мнению предпринимателей, работающих  более 10 лет, инфраструктурные факторы  не являются значимым препятствием  для развития предпринимательства  в регионе (16%);

- предприниматели с опытом работы  менее года считают, что административные  факторы являются существенным  препятствием для развития бизнеса (64%); в то время как правовые  факторы, по их мнению, особо не  препятствуют развитию предпринимательства (12%);

- предприниматели, работающие на  рынке от 1 до 3 лет, среди всех  рассматриваемых факторов выделили  финансовые факторы (слабый доступ  к получению кредитов и грантов; недостаточное количество предоставляемых  льгот, трудности при приобретении  оборудования в лизинг) в качестве  главного препятствия к ведению  бизнеса (50%);

- предприниматели, занимающиеся бизнесом  от 3 до 5 лет, рассматривают факторы  компетентности персонала в качестве  одного из наиболее весомых  препятствий к развитию предпринимательства (55,2%).

В ходе исследования была проанализирована зависимость проблем развития СМП от сферы их деятельности.

Среди промышленных предприятий разных сфер особо следует отметить сферу строительства. Было установлено, что наиболее значимыми препятствиями для данных организаций являются: ограниченный доступ к финансированию; несоразмерный уровень риска и доходности; неустойчивость рынка; несовершенство законодательной базы; общее негативное отношение к предпринимательству и коррупция. Таким образом, можно отметить, что разные предприятия промышленной сферы испытывают различные проблемы развития; с наибольшими проблемами сталкиваются строительные организации.

Среди предприятий сферы торговли с наибольшими трудностями сталкиваются предприятия, работающие в розничной торговле.

Среди предприятий сферы услуг выявлены следующие тенденции:

- проблемы в области финансирования, микрокредитования и получения  консультаций наиболее значимы  для предприятий сферы здоровья  и красоты, а также отдыха и  развлечений; также в качестве  значимого препятствия эти предприятия  отмечают неустойчивость рынка  и жесткую конкуренцию;

- несоразмерный уровень риска  и доходности и коррупция наиболее  значимы для предприятий, реализующих  услуги в сфере транспорта  и связи.

Результаты исследования показали, что ряд проблем, связанных с ведением предпринимательской деятельности, носит достаточно общий характер. В основном оценка значимости предпринимателями препятствий для успешного ведения бизнеса не зависит напрямую от территориальных особенностей. Можно выделить препятствия, степень значимости которых различна для предприятий разных категорий городов, а значит, и территорий. Например:

- трудности при получении консультаций  является более значимым препятствием  для средних городов Свердловской  области;

- несоразмерный уровень риска  и доходности является в большей  степени препятствием для крупных  и средних городов, чем для  малых;

- такое препятствие как коррупция  в большей степени сдерживает  ведение предпринимательской деятельности  в малых городах.

Можно сделать вывод, что гипотеза о том, что предприятия, расположенные на разных территориях, испытывают разные проблемы, с точки зрения территориальных особенностей - подтвердилась частично.

Анализ социально-экономических препятствий к участию в малом бизнесе

Всем респондентам  было предложено ответить на вопрос, какие они видят социально-экономические препятствия к участию в малом бизнесе, существующие сегодня в Свердловской области. В качестве наиболее значимого препятствия граждане отметили страх потерять свое имущество (так ответили 79,3% респондентов). Следующим по значимости сдерживающим фактором был отмечен несоразмерный уровень риска и доходности (в качестве важного фактора его отметили 70,6% жителей области)

Рис. 7. Социально-экономические препятствия к участию в малом бизнесе

Значительная доля опрошенных жителей Свердловской области (70,3%) отметили, что большое количество административных барьеров (активная деятельность административно-контролирующих органов, проводящих проверки, взимающих штрафы и т.д.) сегодня является важным препятствием к созданию своего бизнеса.

Следующими по значимости препятствиями были выделены страх задолженности и организационные трудности при создании своего дела. Около 60% жителей области в качестве препятствий отметили отсутствие бизнес-идеи, профессиональных знаний и навыков, а также недостаток опыта предпринимательской деятельности. Для 56,2% граждан наиболее важным экономическим препятствием к вовлечению в бизнес является неустойчивость рынка, для 54,5% - отсутствие государственной поддержки. 53,3% респондентов в качестве наиболее важного препятствия к участию в малом бизнесе отметили отсутствие команды.

Информация о работе Малый бизнес как составная часть рыночной экономики