Малый бизнес как составная часть рыночной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2014 в 10:06, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – это всестороннее изучение и рассмотрение аспектов и предпосылок развития малого бизнеса, и его положение в современной экономике России на примере Свердловской области. Для достижения обозначенной цели были сформулированы следующие задачи: установить роль и значение малого бизнеса, и его положение в современной экономике России, охарактеризовать роль малого бизнеса в структуре экономики и пути его совершенствования, показать инфраструктуру поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области. Проанализировать статистику малого предпринимательства в Свердловской области; изучить формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года.

Содержание работы

Введение
1. Теоретические и методологические основы инфраструктуры поддержки малого предпринимательства
1.1. Российский малый бизнес на современном этапе: его сущность, основные характеристики и пути развития
1.2. Малый бизнес, его роль в структуре экономики и пути его совершенствования
1.3. Инфраструктура поддержки малого предпринимательства
2. Инфраструктура поддержки предприятий малого бизнеса на примере Свердловской области
2.1. Статистика малого предпринимательства в Свердловской области
2.2. Основные проблемы малого бизнеса в Свердловской области
3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области
3.1. Формирование долговременных тенденций развития малого предпринимательства Свердловской области до 2020 года
3.2. Ожидаемые результаты реализации Концепции
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Maly_biznes_kak_sostavnaya_chast_rynochnoy_ekono.docx

— 307.98 Кб (Скачать файл)

Около 30% опрошенных жителей Свердловской области в качестве сдерживающих факторов выделили то, что предпринимательство отнимает много сил и времени и не соответствует типу характера респондента. Для 24.5% граждан ключевым социальным препятствием к развитию предпринимательской деятельности является общее негативное отношение к предпринимательству.

Таким образом, можно выделить три основных группы социально-экономических препятствий к предпринимательской деятельности:

  1. Экономическая нестабильность (неустойчивость рынка, высокие процентные платежи и их колебания, и т.п.);
  2. Организационные трудности при создании и развитии своего бизнеса и административные барьеры;
  3. Недостаток знаний, опыта и идей для бизнеса.

В исследовании было рассмотрено влияние территории, на которой живет респондент, на отмеченные им социально-экономические препятствия в качестве важных.

В анкете было представлено 14 социально-экономических препятствий к участию в малом бизнесе. По результатам анкетирования были выделены по пять наиболее важных препятствий, с точки зрения жителей крупных, средних и малых городов. Степень значимости определялась в соответствии с количеством процентов респондентов, указавших данное препятствие как наиболее значимое.

Наиболее важными социально-экономическими препятствиями для жителей крупных городов являются:

  1. Страх потерять свое имущество;
  2. Страх задолженности;
  3. Несоразмерный уровень риска и доходности;
  4. Неустойчивость рынка;
  5. Недостаток опыта.

Жители средних городов отметили следующие наиболее значимые социально-экономические препятствия к участию в бизнесе:

  1. Страх потерять свое имущество;
  2. Отсутствие государственной поддержки;
  3. Несоразмерный уровень риска и доходности;
  4. Предпринимательство отнимает много сил и времени;
  5. Административные барьеры.

Для граждан, проживающих на территории малых городов Свердловской области, рейтинг препятствий выглядит следующим образом:

  1. Страх потерять свое имущество;
  2. Страх задолженности;
  3. Несоразмерный уровень риска и доходности;
  4. Отсутствие бизнес-идеи;
  5. Организационные трудности.

Исходя из вышепредставленных данных, можно сделать вывод о том, что все респонденты, независимо от того, на какой территории они проживают, в качестве самого значимого социально-экономического препятствия выделили страх потерять свое имущество. Также мнение граждан схоже и по следующим по значимости факторам: жителям препятствует страх задолженности и несоразмерный уровень риска и доходности. Если рассматривать препятствия, отмеченные респондентами как 

Итак, рассмотрим основные проблемы малого предпринимательства Свердловской области рисунке 8.

Итак, проведён опрос предпринимателей, который назвал следующие основные проблемы: высокие налоги, часто меняющееся законодательство по налоговой системе, большие материальные и трудовые затраты при преодолении так называемых административных барьеров, недостаток финансовых средств для расширения своего дела и несовершенство финансово-кредитной системы, высокие арендные платежи за нежилые помещения и др.

Трудности развития бизнеса связаны также с недостатком у предпринимателей опыта управления, навыков ведения бизнеса, экономических и юридических знаний. Малый бизнес для многих людей становится не привлекательным. Только 15% из числа опрошенных заявили, что у них нет проблем.

В то же время такие проблемы, как поиск и квалификация кадров, изношенность оборудования, невозможность приобрести сырьё и материалы, недостаточный спрос на продукцию, вопросы маркетинга, высокая конкуренция и другие факторы отошли на второй план, они хотя и могут сдерживать бизнес, но эти проблемы решают сами предприниматели

Итак, были выявленные основные проблемы с которым сталкивается малый бизнес Свердловской области. В следующей же главе будут рассмотрены возможные направления улучшения развития малого предпринимательства.

 

3. Направления по усовершенствованию возможностей развития малого предпринимательства Свердловской области

3.1. Формирование долговременных  тенденций развития   малого  предпринимательства Свердловской  области до 2020 года

 

Сфере малого предпринимательства принадлежит роль одного из важных факторов, определяющих долговременные тенденции развития Свердловской области. В 2006-2020 гг. ожидается изменение организационных, экономических, финансовых, социальных, иных источников развития малого бизнеса, обусловленное реализацией Схемы развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года, что должно учитываться при определении мер государственной поддержки этого сектора экономики.

Свердловская область, постепенно утрачивая преимущества индустриального центра с высокой концентрацией крупной промышленности, сыгравшие в определённых исторических условиях свою положительную роль, в рыночных условиях получает возможность реализовать новые преимущества, основанные на формировании сбалансированной социально ориентированной инновационной экономики. Уже к 2010 году прогнозируется увеличение доли производства услуг в структуре валового регионального продукта до 50 процентов. Развитие малых и средних форм хозяйствования будет основным инструментом реализации этих новых преимуществ.

Тенденцией на долговременную перспективу станет процесс всё большей интеграции малого бизнеса в общую предпринимательскую и хозяйственную среду с возрастающей ролью малых форм хозяйствования в решении социально-экономических проблем, налаживании конструктивного взаимодействия бизнеса и власти, бизнеса и наемного труда, бизнеса и гражданских институтов. Определяющее влияние на формирование целей, форм и инструментов социально-экономической политики Правительства Свердловской области будет оказывать усиливающаяся необходимость формирования у населения и предпринимателей рыночных стереотипов экономического поведения.

В условиях стабильной общественной и политической обстановки, общего экономического подъема в Свердловской области откроются новые возможности для развития малого предпринимательства, уменьшатся административные барьеры, мешающие развитию малого бизнеса, но и одновременно усилится “жесткость” конкурентной среды, усложнится вход субъектов малого предпринимательства на рынок из-за возрастающих барьеров корпоративного характера.

Конкурентная борьба за сегменты и «ниши» рынка между малым, средним и крупным бизнесом приведут к исчезновению неконкурентоспособных производств, выживанию в сфере малого бизнеса узкоспециализированных эффективных с высокой инновационной составляющей субъектов, востребованных в качестве деловых кооперационных  партнёров.

Успех государственной политики по развитию малого предпринимательства во многом будет зависеть от степени разрешения демографических проблем, вызванных демографическими процессами предыдущих десятилетий. В ближайшие годы прогнозируется сокращение численности трудоспособного и  экономически активного населения Свердловской области в сочетании с увеличением доли людей пенсионного возраста. Дефицит трудовых ресурсов будет ограничивать экстенсивные формы экономического роста в сфере малого бизнеса.

Концепция «Сбережение населения Свердловской области  на период до 2015 года» предусматривает меры по смягчению последствий прогнозируемого сокращения численности экономически активного населения Свердловской области в 2006-2015 годах, стабилизации численности трудовых ресурсов к 2015 году  и формированию предпосылок демографического роста к 2020 году. В условиях дефицита трудовых ресурсов малый бизнес будет нуждаться во внедрении технологий, способствующих повышению производительности труда. В связи с этим политика государственной поддержки малого предпринимательства будет включать комплекс мер по адаптации предпринимательской деятельности к условиям дефицита трудовых ресурсов:

1) вовлечение  в трудовую деятельность безработных граждан за счет профессиональной переподготовки;

2) создание  системы адаптации к технологическим  и информационным инновациям  граждан пенсионного возраста, ищущих  работу;

3) развитие  рынка образовательных услуг  в соответствии с потребностями  малого бизнеса в молодых специалистах;

4) насыщение  рынка труда квалифицированными  кадрами за счет иммиграции.

Факторами, обеспечивающими возможности развития малого предпринимательства Свердловской области в перспективе до 2020 года, будут, с одной стороны, возрастающий личный потребительский спрос населения на товары, работы и услуги, с другой стороны, усиливающиеся потребности крупных и средних предприятий различных видов экономической деятельности  в производственно-кооперационных поставках комплектующих, узлов и деталей, предоставлении услуг промышленного характера.

Положительная динамика этих факторов предусмотрена Схемой развития и размещения производительных сил Свердловской области на период до 2015 года: в 2015 году по сравнению с 2005 годом валовой региональный продукт и реальная заработная плата возрастут в ценах 2005 года в 2,1-2,4 раза. Активность субъектов малого предпринимательства  также будет стимулировать запланированное развитие транспортной и общехозяйственной инфраструктуры, средств связи и коммуникации, логистики в хозяйственном комплексе Свердловской области.

Таким образом, изменения в сфере малого бизнеса будут связаны с общим ходом структурных преобразований в экономике Свердловской области и приведут к интенсивному развитию сферы услуг для населения и бизнес-услуг по сравнению с малым предпринимательством торгового и производственного профиля. Этому будет способствовать возрастающая концентрация федеральных, межрегиональных и международных организаций, банков и компаний в Свердловской области, её географическое положение на пути  Европа-Азия, а также высокий уровень доходности бизнеса в сфере услуг.

По данным социологических опросов 9 – 10 процентов граждан Свердловской области при соответствующих условиях готовы открыть своё дело и начать заниматься бизнесом. В связи с этим предпринимательский потенциал населения Свердловской области в 2-2,5 раза выше общего числа действовавших в 2002-2005 годах субъектов малого предпринимательства. Концепция направлена на реализацию этого потенциала.

В связи со структурными изменениями в сфере малого бизнеса в перспективе существенно изменятся и приоритеты областной государственной политики поддержки малого предпринимательства. Преобладавший ранее преимущественно отраслевой подход постепенно утратит свое значение,  и всё в большей мере государственная поддержка будет ориентироваться на конкретные целевые группы предпринимателей. В сфере малого предпринимательства происходит внутренняя дифференциация, которая в перспективе будет усиливаться.

В связи с этим наблюдается процесс формирования устойчивых групп, отличающихся степенью хозяйственной зрелости, социальным и имущественным положением, числом наёмных работников, имеющих различные представления о проблемах и перспективах своего развития и необходимых им формах содействия (начинающие предприниматели, женское предпринимательство, инновационный малый бизнес).

Как и в странах с более развитой рыночной экономикой в Свердловской области среди малых форм хозяйствования доля малых предприятий - юридических лиц в общем количестве субъектов малого предпринимательства будет сокращаться в связи с преобладанием таких форм организации бизнеса как индивидуальное предпринимательство и других малых форм хозяйствования и самозанятости,  характерных для лиц свободных творческих профессий.

Деятельность индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица к 2020 году переместится из преимущественно торговой  деятельности (около 80 процентов в 2005 году) в сферу интеллектуальных высокопрофессиональных услуг (юристы, врачи, консультанты, домашние учителя, ремесленники, переводчики).

В силу исторических, географических, природно-климатических и других особенностей уровень социально-экономического развития муниципальных образований, в том числе  и уровень развития малого предпринимательства, существенно варьируется. Диспропорция относительных показателей развития малого предпринимательства свидетельствует, что уровень развития малого бизнеса в крупных городах Свердловской области в 3-5 раз выше, чем в муниципальных образованиях со сложными условиями хозяйствования.

Перспективные тенденции развития малого бизнеса будут направлены на выравнивание межтерриториальной дифференциации в степени насыщенности субъектами малого предпринимательства, “сглаживание” различий между муниципальными образованиями по степени развития малого предпринимательства. В связи с этим в государственной политике развития малого предпринимательства усилится  территориальный акцент, направленный на содействие формированию в условиях реформы органов местного самоуправления и новых возрастающих бюджетных возможностей самостоятельной территориальной политики поддержки и развития малого предпринимательства как экономической основы развития муниципальных образований.

Государственная политика направляется на повышение конкурентоспособности малого бизнеса, его адаптационного потенциала, выравнивание шансов для успешного старта в бизнесе любого обладающего предпринимательскими способностями гражданина. Параллельно с государственной политикой общественные институты малого бизнеса будут способствовать формированию ответственного социального и предпринимательского поведения, корпоративной консолидации и взаимной ответственности.

Информация о работе Малый бизнес как составная часть рыночной экономики