Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение материально-технической базы торгового предприятия и перспектив ее развития, а также разработка рекомендаций по ее развитию и определение путей совершенствования.
Объектом исследования выступает потребительское общество «Горшеченское». Исследуемый период составляет три года: 2010-2012 годы. Предметом исследования является материально-техническая база потребительского общества «Горшеченское». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия;
- дается организационно-экономическая характеристика ПО «Горшеченское»;
Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия ………………………………………………………………………...…5
2. Организационно-экономическая характеристика потребительского общества «Горшеченское»….......................................................................13
3. Исследование структуры и динамики развития материально-технической базы розничной торговли ПО «Горшеченское» ………….......28
4. Оценка эффективности использования материально-технической базы ПО «Горшеченское» ………………………………………………………..35
5. Перспективы развития материально-технической базы ПО «Горшеченское» и повышения эффективности ее использования……………………44
Заключение …………………………………………………...…………..47
Список использованных источников ……………………………….......49
2. Организационно-экономическая характеристика
потребительского общества «Горшеченское»
Потребительское общество «Горшеченское» - добровольное объединение граждан и юридических лиц, на основе членства путем объединения его членами имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной, бытовой, социальной и ной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Данной потребительское общество является некоммерческой организацией, действующей на основании устава (прил. 1).
Целью общества является удовлетворение материальных, бытовых, социальных и иных потребностей пайщиков, а также пропаганда кооперативных идей, основанных на международных принципах кооперации, доведение их до каждого пайщика потребительского общества, в том числе через средства массовой информации.
Для выполнения уставных задач потребительское общество осуществляет:
- оптовую, розничную
торговлю, в том числе путем
создания торговых баз,
- бытовую и социальную миссию на селе и в райцентрах;
- производство продукции
сельскохозяйственного
- заготовительную деятельность, в том числе закупку всех видов сельхозпродукции и сырья;
- перевозочную, транспортно-экспедиционную
и другую деятельность, связанную
с осуществлением
- пассажирские и грузовые
перевозки автомобильным
- гостиничный бизнес;
- производство и реализацию
продукции общественного
- розлив, хранение на предприятиях
и оптовую реализацию
- фармацевтическую деятельность;
- деятельность по оказанию ритуальных услуг;
- ветеринарную деятельность,
в том числе организацию
- организацию досуга населения;
-деятельность по оказанию бытовых услуг;
Основой экономической деятельности
общества является имущество, которое
принадлежит ему на праве собственности.
Источниками образования
- паевые взносы;
- доходы от предпринимательской деятельности общества;
- имущество, поступившее при создании общества в его собственность;
- доходы, полученные из иных источников, не запрещенные законодательством Российской Федерации.
Потребительское общество «Горшеченское» имеет паевой фонд, который образуется за счет паевых взносов. Паевой взнос является одним из основных источников формирования имущества общества и предназначен для ведения текущих дел. По состоянию на 31.12.2012г. он составлял 146,0 тыс.руб. Кроме паевого фонда, общество формирует также фонды: неделимый, фонд внеоборотных активов, резервный, фонд развития потребительской кооперации, поддержки социальной миссии, фонд социальной поддержки работников и пенсионеров. Порядок формирования фондов, их размеры и направления расходования определяются положением о фондах, утвержденным собранием уполномоченных пайщиков общества.
Основными традиционными отраслями деятельности потребительского общества являются: розничная торговля, общественное питание, заготовки, а также бытовое обслуживание пайщиков и населения.
Материально-техническая база потребительского общества «Горшеченское» состоит из 35 розничных торговых предприятий, в том числе магазины с самообслуживанием, лавки на дому. Также потребительское общество включает предприятия общественного питания: столовые, закусочные. В производстве имеется кондитерский цех. Автопарк общества представлен составом из 10 единиц.
Оценить социально-экономическое положение объекта исследования можно проанализировав его основные социально-экономические показатели деятельности (табл.1).
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что в 2011 году вновь кооперировано 20 человек, а в 2012 численность пайщиков сократилась на 45 человек, при этом паевой фонд за весь период возрос на 15,24% (прил. 12-14). Такой рост паевого фонда можно объяснить увеличением сумм паевых взносов, а также увеличением числа пайщиков в потребительском обществе. В 2011 году размер паевого фонда возрос на 2,93%, что составило 3,7 тыс.руб, а в 2012 году наблюдалось увеличение паевого фонда на 16,0 тыс. руб. или на 12,31% к размеру паевого фонда в предыдущем периоде.
Сумма оборота розничной торговли за исследуемый период постоянно увеличивалась: в 2011 году происходит увеличение на 8984,0 тыс.руб., что составило 7,12% от оборота предыдущего года; в 2012 году рост составил лишь 0,12% или 151,0 тыс.руб. Соответственно изменение данного показателя хозяйственной деятельности повлекло за собой изменение продаж товаров, приходящихся на душу населения: данный показатель увеличился лишь на 7,87% и 1,10% в 2011 и 2012 году соответственно, при общем снижении численности района в рассматриваемом периоде.. Среднесписочная численность работников потребительского общества за этот период уменьшилась в общей сложности на 20 человек, преимущественно в 2011 году – сокращено 18 сотрудников или 10,11% общего состава. Это объясняется внутренней реорганизацией потребительского общества – сокращением количества должностей и совмещением нескольких смежных профессий одним сотрудником. При этом средняя заработная плата работников возрастает в течение периода, что является положительным социально-экономическим показателем.
Таблица 1
Анализ социально-
потребительского общества «Горшеченское» за 2010-2012 годы
Показатели |
Годы |
Отклонение, + |
Динамика, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 от 2010 |
2012 от 2011 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | |
Численность пайщиков, чел. |
548 |
568 |
523 |
20 |
-45 |
3,65 |
-7,92 |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
126180,0 |
135164,0 |
135315,0 |
8984,0 |
151,0 |
7,12 |
0,12 |
Численность населения района, тыс. чел. |
18,62 |
18,49 |
18,31 |
-0,95 |
-0,18 |
95,15 |
-0,97 |
Продано товаров на душу населения, руб. |
6776,6 |
7310,1 |
7390,2 |
533,5 |
80,1 |
7,87 |
1,10 |
Паевой фонд, тыс. руб. |
126,3 |
130,0 |
146,0 |
3,7 |
16,0 |
2,93 |
12,31 |
Среднесписочная численность, чел. |
178 |
160 |
158 |
-18 |
-2 |
-10,11 |
-1,25 |
Средняя месячная заработная плата, руб. |
9020,1 |
9260,3 |
10217,9 |
240,2 |
957,6 |
2,66 |
10,34 |
Оборот розничной торговли района, млн. руб |
673,1 |
772,8 |
850,4 |
101,5 |
77,6 |
114,81 |
110,04 |
Доля охвата рынка, % |
18,74 |
17,49 |
15,91 |
-1,25 |
-1,58 |
- |
- |
Доля охвата рынка предприятиями торговли потребительского общества постепенно снижается. За изучаемый период доля снизилась с 18,74% до 15,91%, то есть 2,83 %. Что говорит о постепенном вытеснении магазинов потребительского общества с рынка торговыми организациями других форм и необходимости повышения конкурентоспособности торговых предприятий отрасли.
Потребительское общество «Горшеченское» осуществляет деятельность по нескольким направлениям. Проанализируем структуру деятельности потребительского общества (табл. 2)
Таблица 2
Анализ структуры видов деятельности
потребительского общества «Горшеченское» за 2009-2011гг.
№ п/п |
Виды деятельности |
Годы |
Отклонение, + |
Динамика, % | ||||
2010 |
2011 |
2012 |
2011 от 2010 |
2012 от 2011 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 | ||
1 |
Оборот розничной торговли, тыс. руб. |
126134 |
135218 |
135175 |
11025 |
-43 |
8,0 |
-0,03 |
2 |
Оборот общественного питания, тыс. руб. |
10955 |
13018 |
14880 |
2063 |
1862 |
18,8 |
14,3 |
3 |
Производство товаров и сырья, тыс. руб. |
2748 |
4119 |
4325 |
1371 |
206 |
49,9 |
5,0 |
4 |
Другие виды деятельности, тыс.руб. |
1099 |
964 |
795 |
-135 |
-169 |
87,7 |
-17,5 |
5 |
Совокупный оборот, тыс. руб. |
140936 |
153319 |
155175 |
12383 |
1856 |
8,8 |
1,21 |
6 |
Удельный вес оборота розничной торговли в совокупном обороте, % |
89,5 |
88,2 |
87,1 |
-1,3 |
-1,1 |
- |
-1 |
Согласно произведенным расчетам совокупный оборот потребительского общества за 2010-2012 годы увеличился на 8,8% и 1,21% в 2011 и 2012гг. соответственно. Данные изменения обусловлены увеличением оборота розничной торговли на 11025 и в 2011 году и значительным ростом оборота общественного питания – 18,8% и 14,3% в 2011 и 2012 году. Производственный оборот изменялся неравномерно – сначала наблюдается стремительный рост – на 49,9%, то есть 1371,0 тысяч рублей, а затем лишь небольшое увеличение по отношению к предыдущему году – 5,0% или 206,0 тыс.рублей.. В течение данного периода наблюдается значительное уменьшение оборота по другим видам деятельности, что в значительной мере компенсируется ростом оборота розничной торговли и общественного питания.
Удельный вес оборота розничного торговли в совокупном обороте потребительского общества в рассматриваемом периоде снизился с 89,5% до 87,1%, что обосновано ростом оборота общественного питания и увеличением его доли в совокупном обороте.
Состав предприятий и их динамика позволят оценить общее состояние материально-технической базы потребительского общества. На конец периода 2010-2012гг. в потребительском обществе «Горшеченское» числятся 35 розничных предприятий и 5 предприятий общественного питания. Состав за исследуемый период претерпел незначительные изменения: сократилось общее число торговых точек на одну единицу, один из магазинов - приемозаготовительных пунктов был реорганизован в магазин самообслуживания, что в процентом соотношении составило соответственно -2,7% и 25%. Общее количество предприятий общественной торговли не изменилось. Число предприятий общественного питания в течение всего исследуемого периода составило 5 единиц, в пользовании потребительского общества имеется одно складское помещение общей площадью 580 кв.м.
Таблица 3
Показатели |
Годы |
Отклонение, + |
Динамика, % | |||||||
01.01.2010 |
01.01.2011 |
01.01.2012 |
01.01.2013 |
2011 от 2010 |
2012 от 2011 |
2013 от 2012 |
2011 к 2010 |
2012 к 2011 |
2013 к 2012 | |
1. Количество розничных предприятий, всего |
36 |
35 |
35 |
35 |
1 |
- |
- |
-2,7 |
- |
- |
2. В том числе магазины |
36 |
35 |
35 |
35 |
1 |
- |
- |
-2,7 |
- |
- |
2.1.магазины самообслуживания |
4 |
4 |
5 |
5 |
- |
1 |
- |
- |
25,0 |
- |
2.2.специализированные магазины |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.2.1.Хозяйственные товары |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
2.3.магазины- |
32 |
31 |
31 |
31 |
-1 |
- |
- |
-3,2 |
- |
- |
3. Торговая площадь магазинов |
7480 |
7460 |
7460 |
7460 |
-20 |
- |
- |
-0,27 |
- |
- |
4. Предприятия общественного питания |
5 |
5 |
5 |
5 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
5. Складские помещения |
1 |
1 |
1 |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Информация о работе Материально-техническая база и перспективы ее развития