Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение материально-технической базы торгового предприятия и перспектив ее развития, а также разработка рекомендаций по ее развитию и определение путей совершенствования.
Объектом исследования выступает потребительское общество «Горшеченское». Исследуемый период составляет три года: 2010-2012 годы. Предметом исследования является материально-техническая база потребительского общества «Горшеченское». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия;
- дается организационно-экономическая характеристика ПО «Горшеченское»;
Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия ………………………………………………………………………...…5
2. Организационно-экономическая характеристика потребительского общества «Горшеченское»….......................................................................13
3. Исследование структуры и динамики развития материально-технической базы розничной торговли ПО «Горшеченское» ………….......28
4. Оценка эффективности использования материально-технической базы ПО «Горшеченское» ………………………………………………………..35
5. Перспективы развития материально-технической базы ПО «Горшеченское» и повышения эффективности ее использования……………………44
Заключение …………………………………………………...…………..47
Список использованных источников ……………………………….......49
1. Понятие материально-
предприятия
Потребительская кооперация является общественно-массовой многоотраслевой хозяйственной организацией. Более чем за столетний период своего развития она сформировалась в крупный социально-ориентированный сектор экономики и стала органической частью народнохозяйственного комплекса страны. В настоящее время наметилась стабилизация деятельности кооперативных организаций. Успешное функционирование всей торговли невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.
Материально-техническая база - это совокупность вещественных элементов производительных сил, технологических процессов и форм организации деятельности. Следовательно, материально-техническая база, как научная экономическая категория, является совокупностью вещественных элементов; это значит, что в ее состав непосредственно не включаются работники организации.
В современной литературе существует множество определений материально-технической базы в той или иной интерпретации.
Под материально-технической базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной принадлежности). [2, c.128]
Материально-техническая база торговли представляет собой совокупность средств труда, технологических процессов и форм организации торговли, обеспечивающих функционирование отрасли и выполнение ею своей социально-экономической роли в обществе. [2, c.178]
Материально-техническая база торговли— это совокупность всех средств труда, участвующих в выполнении торговлей своих функций и выступающих как в качестве собственных основных средств отрасли, так и в качестве арендуемых, или средств, безвозмездно предоставленных торговле другими отраслями народного хозяйства. [12, c.105]
Также материально-техническая база торговли определяется как совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий и обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.
Технология и организация,
не являясь вещественными
Как известно, процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров).
Их можно классифицировать по следующим основным признакам:
Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.
Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания (прил. 2):
- универсальные магазины
- Гипермаркет, Универмаг,
- специализированные
- специализированные
- магазины прочей товарной специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.;
- неспециализированные
- неспециализированные
Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.
По формам обслуживания различают магазины самообслуживания, а также предприятия, торгующие через прилавок обслуживания.
С учетом типа зданий и особенностей его объемно-планировочного решения предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.
По функциональным особенностям розничные торговые предприятия делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.
Завершая комплексный
торгово-технологический
К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади, формы и методы торговли. С учетом этого традиционно в административных районах, обслуживаемых потребительской кооперацией, типовой набор магазинов был представлен следующими типами: универмагом, универсамом, продтоварами, промтоварами, товарами повседневного спроса и специализированными магазинами по продаже отдельных продовольственных и непродовольственных групп товаров.
Объем и характер выполняемых
магазином функций будут
Материально-техническая база общества — это материальные, вещественные элементы производительных сил, то есть средства производства. Средства труда применяются как в сфере материального производства, так и в сфере обращения. Сфера обращения выполняет три функции в движении товаров: куплю-продажу, хранение и перевозку. [4, c 25]
Для осуществления каждой из этих функций необходимы соответствующие средства, составляющие основу материально-технической базы сферы товарного обращения. В процессе товарного обращения используются здания и сооружения, оборудование и инвентарь. Эти вещественные элементы относятся к основным средствам. Важнейшей чертой основных средств является то, что они многократно участвуют в процессе купли-продажи товаров. Действуя на протяжении более или менее длительного срока, основные средства торговли постепенно теряют свою потребительную стоимость. При продолжении процессов производства в сфере обращения стоимость основных средств постепенно переносится на товары, увеличивая тем самым их стоимость.
Используемые в торговле основные средства в их натуральной форме и составляют материально-техническую базу торговли. Однако понятие «материально-техническая база» значительно шире понятия «основные средства».
Для обслуживания населения
торговля использует значительные по
своим размерам основные средства.
В своей натуральной форме
они целиком участвуют в
В отличие от оборотных средств, которые нуждаются в возмещении после каждого цикла, основные средства требуют замены в первоначальной натуральной форме через известный период. Часть основных средств, которая существует в натуральной форме, в ходе своего функционирования постоянно уменьшается.
Важную роль в экономической характеристике основных средств торговли играют своевременный учет физического и морального износа основных средств и обеспечение его возмещения.
Под физическим износом понимается материальный износ зданий, оборудования и других видов основных средств в результате утраты ими в процессе использования и влияния сил природы потребительной стоимости, то есть технико-эксплуатационных свойств. Размер физического износа основных средств зависит от степени их экстенсивного или интенсивного использования, ухода за ними, влияния природных факторов, качества и своевременности капитальных и текущих ремонтов. Величину физического износа можно определить исходя из стоимости основных средств и времени их эксплуатации.
С физическим износом тесно связан моральный износ (моральное старение) основных средств. Принято различать две формы морального износа: первая вызывается снижением стоимости воспроизводства средств труда, вторая — внедрением более эффективных их образцов. В современных условиях к причинам, вызывающим моральный износ основных средств, относится внедрение прогрессивных торгово-технологических процессов. [14, c.75]
В связи с постоянным развитием
основных средств и материально-
Материально-техническая база торговли служит, прежде всего, для реализации товаров населению. Чем выше уровень развития материально-технической базы торговли, тем при прочих равных условиях больше товарооборот. Поэтому между темпами развития товарооборота и материально-технической базы торговли существует определенная взаимосвязь. Но взаимосвязь эта не прямо пропорциональна, так как развитие товарооборота и развитие материально-технической базы торговли находятся под влиянием целого комплекса факторов. В частности, на развитие материально-технической базы, кроме роста товарооборота, влияют такие факторы, как повышение пропускной способности организаций, улучшение использования торговых площадей, совершенствование, системы размещения предприятий.
Материально-техническая база торговли непрерывно развивается и совершенствуется как составная часть материально-технической базы общества. На каждом этапе развития экономики страны материально-техническая база торговли по своим масштабам, качественному уровню и объемным характеристикам должна обеспечивать решение многообразных задач, стоящих перед отраслью. Торговля получает дальнейшее развитие, укрепляется ее материально-техническая база, возрастает культура обслуживания.
Для правильной экономической
характеристики и анализа материально-
Материально-техническая база торговли непрерывно развивается и совершенствуется как составная часть материально-технической базы общества. На каждом этапе развития экономики страны материально-техническая база торговли по своим масштабам, качественному уровню и объемным характеристикам должна обеспечивать решение многообразных задач, стоящих перед отраслью. Торговля получает дальнейшее развитие, укрепляется ее материально-техническая база, возрастает культура обслуживания.
Экономическая сущность материально-технической базы торговли заключается в том, что она призвана повышать качество торгового обслуживания, создавать условия для механизации и автоматизации трудоемких торгово-технологических процессов, улучшать условия труда работников торговли и ускорять оборачиваемость товаров.
Торговые предприятия
организаций, формирующие материально-
• в системе имеется более 47 тысяч действующих магазинов совокупной площадью 3,2 миллиона квадратных метров;
• торговля обслуживает до 60 процентов сельского населения;
• имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тысячи складов).
Таким образом, в условиях формирования рыночных отношений повышается роль кооперативных торговых организаций в удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления, различного рода услугах. У торговых организаций имеются все предпосылки для того, чтобы успешно развиваться в условиях рынка, выдерживать конкуренцию с организациями других форм собственности. Для реализации товаров населению кооперативная торговля имеет определенную материально-техническую базу, которая представляет собой совокупность средств труда, технологий и организационных форм, обеспечивающих успешное функционирование отрасли и достижение ею высоких конечных результатов.
Информация о работе Материально-техническая база и перспективы ее развития