Материально-техническая база и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение материально-технической базы торгового предприятия и перспектив ее развития, а также разработка рекомендаций по ее развитию и определение путей совершенствования.
Объектом исследования выступает потребительское общество «Горшеченское». Исследуемый период составляет три года: 2010-2012 годы. Предметом исследования является материально-техническая база потребительского общества «Горшеченское». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия;
- дается организационно-экономическая характеристика ПО «Горшеченское»;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия ………………………………………………………………………...…5
2. Организационно-экономическая характеристика потребительского общества «Горшеченское»….......................................................................13
3. Исследование структуры и динамики развития материально-технической базы розничной торговли ПО «Горшеченское» ………….......28
4. Оценка эффективности использования материально-технической базы ПО «Горшеченское» ………………………………………………………..35
5. Перспективы развития материально-технической базы ПО «Горшеченское» и повышения эффективности ее использования……………………44
Заключение …………………………………………………...…………..47
Список использованных источников ……………………………….......49

Файлы: 9 файлов

введение.docx

— 16.40 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 2.docx

— 56.35 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 3.docx

— 29.47 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 4.docx

— 33.41 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 5.docx

— 19.94 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос1.docx

— 29.20 Кб (Скачать файл)

 

1.  Понятие материально-технической  базы и ее роль в развитии 

предприятия

 

 

Потребительская кооперация является общественно-массовой многоотраслевой хозяйственной организацией. Более чем за столетний период своего развития она сформировалась в крупный социально-ориентированный сектор экономики и стала органической частью народнохозяйственного комплекса страны. В настоящее время наметилась стабилизация деятельности кооперативных организаций. Успешное функционирование всей торговли невозможно без наличия и укрепления материально-технической базы.

Материально-техническая  база - это совокупность вещественных элементов производительных сил, технологических процессов и форм организации деятельности. Следовательно, материально-техническая база, как научная экономическая категория, является совокупностью вещественных элементов; это значит, что в ее состав непосредственно не включаются работники организации.

В современной литературе существует множество определений  материально-технической базы в той или иной интерпретации.

Под материально-технической  базой торговли следует понимать совокупность средств и предметов труда, выраженных как в натуральной, так и в стоимостной форме, используемых для осуществления торгово-технологических процессов (вне зависимости от их ведомственной принадлежности). [2, c.128]

Материально-техническая  база торговли представляет собой совокупность средств труда, технологических процессов и форм организации торговли, обеспечивающих функционирование отрасли и выполнение ею своей социально-экономической роли в обществе. [2, c.178]

Материально-техническая  база торговли— это совокупность всех средств труда, участвующих в выполнении торговлей своих функций и выступающих как в качестве собственных основных средств отрасли, так и в качестве арендуемых, или средств, безвозмездно предоставленных торговле другими отраслями народного хозяйства. [12, c.105]

Также материально-техническая  база торговли определяется как совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий и обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.

Технология и организация, не являясь вещественными элементами материально-технической базы, тем не менее, тесно с нею связаны. Они являются условиями приведения ее в действие и дальнейшего совершенствования. Внедрение достижений научно-технического прогресса и повышение эффективности функционирования материально-технической базы торговли достигается коренным преобразованием средств труда, освоением передовой технологии и непрерывным улучшением организации торговли.

Как известно, процесс обращения товаров и доведения их до непосредственных потребителей завершается в розничной торговой сети, составляющей основу материально-технической базы торговли и представляющей собой совокупность торговых предприятий (магазинов и других пунктов продажи товаров).

Их можно классифицировать по следующим основным признакам:

  • виды и особенности устройства;
  • тип предприятия;
  • форма обслуживания покупателей;
  • тип здания и особенности его объемно-планировочного решения;
  • функциональные особенности предприятия.

Предприятия розничной торговли классифицируют на виды в зависимости от ассортимента реализуемых товаров: универсальные, специализированные и неспециализированные магазины.

Предприятия розничной торговли определенного вида классифицируют на типы в зависимости от размера торговой площади и применяемых форм торгового обслуживания (прил. 2):

- универсальные магазины - Гипермаркет, Универмаг, Универмаг  «Детский Мир», Магазин-склад, Универсам (Супермаркет), Гастроном, Товары повседневного спроса и т.п.;

- специализированные продовольственные  магазины - Рыба, Мясо, Колбасы, Минеральные  воды и т.п.;

- специализированные непродовольственные  магазины - Мебель, Хозяйственные товары, Электротовары, Одежда, Обувь, Ткани и т.п.;

- магазины прочей товарной  специализации - Природа, Семена, Зоомагазин, Книги и т.п.;

- неспециализированные продовольственные  магазины - Продукты (Минимаркет) и т.п.;

- неспециализированные непродовольственные  магазины - Дом торговли, Все для дома, Товары для детей, Товары для женщин, Промтовары, Комиссионный магазин и т.п.

Неспециализированные магазины со смешанным ассортиментом на типы не подразделяют.

По формам обслуживания различают  магазины самообслуживания, а также  предприятия, торгующие через прилавок обслуживания.

С учетом типа зданий и особенностей его объемно-планировочного решения  предприятия розничной торговли подразделяют на отдельно стоящие, встроенно-пристроенные и торговые комплексы, они бывают одноэтажные, многоэтажные, с подвальными помещениями или без них.

По функциональным особенностям розничные торговые предприятия  делятся на стационарные, передвижные, сезонные, посылочные и комиссионные.

Завершая комплексный  торгово-технологический процесс  товародвижения, магазины выполняют ряд торговых (коммерческих) и технологических функций. Кроме того, магазины выполняют функции, связанные с оказанием покупателям дополнительных услуг (предварительный прим заказов на товары, доставка купленных в магазине товаров на дом покупателя).

К основным признакам, определяющим тип магазина, относятся ассортиментный профиль и размер торговой площади, формы и методы торговли. С учетом этого традиционно в административных районах, обслуживаемых потребительской кооперацией, типовой набор магазинов был представлен следующими типами: универмагом, универсамом, продтоварами, промтоварами, товарами повседневного спроса и специализированными магазинами по продаже отдельных продовольственных и непродовольственных групп товаров.

Объем и характер выполняемых  магазином функций будут зависеть от его типа и размера, хозяйственной  самостоятельности, места расположения и технической оснащенности. В  настоящее время магазины потребительской  кооперации приобрели полную хозяйственную  самостоятельность, что позволяет им кроме перечисленных выше функций выполнять также функции, связанные с оптовыми закупками товаров и расчетами за них, осуществлять управление и хозяйственное обслуживание подчиненных им торговых единиц.

Материально-техническая  база общества — это материальные, вещественные элементы производительных сил, то есть средства производства. Средства труда применяются как в сфере материального производства, так и в сфере обращения. Сфера обращения выполняет три функции в движении товаров: куплю-продажу, хранение и перевозку. [4, c 25]

Для осуществления каждой из этих функций необходимы соответствующие средства, составляющие основу материально-технической базы сферы товарного обращения. В процессе товарного обращения используются здания и сооружения, оборудование и инвентарь. Эти вещественные элементы относятся к основным средствам. Важнейшей чертой основных средств является то, что они многократно участвуют в процессе купли-продажи товаров. Действуя на протяжении более или менее длительного срока, основные средства торговли постепенно теряют свою потребительную стоимость. При продолжении процессов производства в сфере обращения стоимость основных средств постепенно переносится на товары, увеличивая тем самым их стоимость.

Используемые в торговле основные средства в их натуральной  форме и  составляют материально-техническую базу торговли. Однако понятие «материально-техническая база» значительно шире понятия «основные средства».   

Для обслуживания населения  торговля использует значительные по своим размерам основные средства. В своей натуральной форме  они целиком участвуют в обслуживании процесса обращения товаров; в переносе же стоимости они участвуют лишь частично — в меру своего износа, причем той части средств, которая обслуживает транспортировку товаров, сортировку, доработку, фасовку, хранение и другие операции, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения. Износ основных средств торговли, обслуживающих процесс купли-продажи товаров, то есть смену форм стоимости, покрывается за счет чистого дохода общества.

В отличие от оборотных  средств, которые нуждаются в  возмещении после каждого цикла, основные средства требуют замены в  первоначальной натуральной форме  через известный период. Часть  основных средств, которая существует в натуральной форме, в ходе своего функционирования постоянно уменьшается.

Важную роль в экономической  характеристике основных средств торговли играют своевременный учет физического и морального износа основных средств и обеспечение его возмещения.

Под физическим износом понимается материальный износ зданий, оборудования и других видов основных средств в результате утраты ими в процессе использования и влияния сил природы потребительной стоимости, то есть технико-эксплуатационных свойств. Размер физического износа основных средств зависит от степени их экстенсивного или интенсивного использования, ухода за ними, влияния природных факторов, качества и своевременности капитальных и текущих ремонтов. Величину физического износа можно определить исходя из стоимости основных средств и времени их эксплуатации.

С физическим износом тесно  связан моральный износ (моральное  старение) основных средств. Принято различать две формы морального износа: первая вызывается снижением стоимости воспроизводства средств труда, вторая — внедрением более эффективных их образцов. В современных условиях к причинам, вызывающим моральный износ основных средств, относится внедрение прогрессивных торгово-технологических процессов. [14, c.75]

В связи с постоянным развитием  основных средств и материально-технической  базы торговли важное значение приобретает проблема эффективного их функционирования. Эффективность функционирования материально-технической базы торговли в первую очередь заключается в увеличении объема реализации товаров, наиболее рациональном использовании живого и овеществленного труда при обеспечении высокой культуры торгового обслуживания населения.

Материально-техническая  база торговли служит, прежде всего, для  реализации товаров населению. Чем  выше уровень развития материально-технической  базы торговли, тем при прочих равных условиях больше товарооборот. Поэтому между темпами развития товарооборота и материально-технической базы торговли существует определенная взаимосвязь. Но взаимосвязь эта не прямо пропорциональна, так как развитие товарооборота и развитие материально-технической базы торговли находятся под влиянием целого комплекса факторов. В частности, на развитие материально-технической базы, кроме роста товарооборота, влияют такие факторы, как повышение пропускной способности организаций, улучшение использования торговых площадей, совершенствование, системы размещения предприятий.

Материально-техническая  база торговли непрерывно развивается  и совершенствуется как составная часть материально-технической базы общества. На каждом этапе развития экономики страны материально-техническая база торговли по своим масштабам, качественному уровню и объемным характеристикам должна обеспечивать решение многообразных задач, стоящих перед отраслью. Торговля получает дальнейшее развитие, укрепляется ее материально-техническая база, возрастает культура обслуживания.

Для правильной экономической  характеристики и анализа материально-технической базы торговли большое значение имеет ее научно обоснованная классификация. Прежде всего, это необходимо для того, чтобы квалифицированно управлять сложными процессами и явлениями, оказывающими существенное влияние на уровень и темпы ее развития, эффективность использования. Следовательно, научно обоснованная классификация материально-технической базы торговли является важной методологической основой для ее планирования и количественной оценки резервов повышения эффективности использования.

Материально-техническая  база торговли непрерывно развивается  и совершенствуется как составная часть материально-технической базы общества. На каждом этапе развития экономики страны материально-техническая база торговли по своим масштабам, качественному уровню и объемным характеристикам должна обеспечивать решение многообразных задач, стоящих перед отраслью. Торговля получает дальнейшее развитие, укрепляется ее материально-техническая база, возрастает культура обслуживания.

Экономическая сущность материально-технической базы торговли заключается в том, что она призвана повышать качество торгового обслуживания, создавать условия для механизации и автоматизации трудоемких торгово-технологических процессов, улучшать условия труда работников торговли и ускорять оборачиваемость товаров.

Торговые предприятия  организаций, формирующие материально-техническую  базу торговли потребительской кооперации Российской Федерации, обладают огромным потенциалом развития. В настоящее время в совокупности материально-техническая база потребительской кооперации определяется следующими особенностями:

• в системе имеется более 47 тысяч действующих магазинов совокупной площадью 3,2 миллиона квадратных метров;

• торговля обслуживает до 60 процентов сельского населения;

• имеются свои оптово-распределительные центры практически в каждом регионе (более 100 действующих торговых баз и 3,5 тысячи складов).

Таким образом, в условиях формирования рыночных отношений повышается роль кооперативных торговых организаций в удовлетворении потребностей населения в товарах народного потребления, различного рода услугах. У торговых организаций имеются все предпосылки для того, чтобы успешно развиваться в условиях рынка, выдерживать конкуренцию с организациями других форм собственности. Для реализации товаров населению кооперативная торговля имеет определенную материально-техническую базу, которая представляет собой совокупность средств труда, технологий и организационных форм, обеспечивающих успешное функционирование отрасли и достижение ею высоких конечных результатов.

заключение.docx

— 15.02 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.docx

— 12.05 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список источников.docx

— 16.04 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Материально-техническая база и перспективы ее развития