Материально-техническая база и перспективы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение материально-технической базы торгового предприятия и перспектив ее развития, а также разработка рекомендаций по ее развитию и определение путей совершенствования.
Объектом исследования выступает потребительское общество «Горшеченское». Исследуемый период составляет три года: 2010-2012 годы. Предметом исследования является материально-техническая база потребительского общества «Горшеченское». Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- раскрывается понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия;
- дается организационно-экономическая характеристика ПО «Горшеченское»;

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………..3
1. Понятие материально-технической базы и ее роль в развитии предприятия ………………………………………………………………………...…5
2. Организационно-экономическая характеристика потребительского общества «Горшеченское»….......................................................................13
3. Исследование структуры и динамики развития материально-технической базы розничной торговли ПО «Горшеченское» ………….......28
4. Оценка эффективности использования материально-технической базы ПО «Горшеченское» ………………………………………………………..35
5. Перспективы развития материально-технической базы ПО «Горшеченское» и повышения эффективности ее использования……………………44
Заключение …………………………………………………...…………..47
Список использованных источников ……………………………….......49

Файлы: 9 файлов

введение.docx

— 16.40 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 2.docx

— 56.35 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 3.docx

— 29.47 Кб (Скачать файл)

 

3. Исследование структуры и динамики  развития

материально-технической  базы розничной торговли

 ПО «Горшеченское»

 

Материально-техническая база торговли непрерывно развивается и совершенствуется как составная часть материально-технической  базы общества. На каждом этапе развития экономики страны материально-техническая база торговли по своим масштабам, качественному уровню и объемным характеристикам должна обеспечивать решение многообразных задач, стоящих перед отраслью. Торговля получает дальнейшее развитие, возрастает культура обслуживания. [11]

К материально-технической базе торговли относится: розничная торговая сеть, складские здания и сооружения, холодильники и овощехранилища, оборудование и инвентарь, машины и механизмы для перемещения грузов, измерительные приборы и транспортные средства торговых организаций, здания культурно-бытовых учреждений, учебных заведений, жилой фонд.

Материально-техническая база розничной  торговли - совокупность средств производства, выступающих в форме реальных активов торговых предприятий, обеспечивающих процессы купли-продажи и товародвижения.

В частности, материально-техническая  база торговли потребительской кооперации как совокупность объектов владения включает:

- павильоны;

- палатки, киоски;

-магазины на дому;

- автомагазины и прицепы-магазины.

Согласно форме 7-ТОРГ, включающей сведения о материально-технической  базе потребительской кооперации, для ПО «Горшеченское» определена следующая структура материально-технической базы (табл. 8):

Таблица 8

Структура материально-технической  базы ПО «Горшеченское»

 

Наименование объекта

Показатели

(на начало года)

Изменения, +

2011

2012

2013

2012/2011

2013/2012

Магазины:

- единиц

- общая площадь, м2

- площадь торгового зала, м2

- магазины самообслуживания

- магазины-приемозаготовительные пункты

- специализированные («Хозтовары»)

 

35

7460

 

2426

 

4

 

 

31

 

1

 

35

7460

 

2426

 

5

 

 

30

 

1

 

35

7460

 

2426

 

5

 

 

31

 

2

 

-

-

 

-

 

1

 

 

-1

 

-

 

-

-

 

-

 

-

 

 

1

 

1

Закусочные:

- в них мест

- площадь обслуживания, м2

1

20

 

52

1

20

 

52

1

20

 

52

-

-

 

-

-

-

 

-

Столовые:

- в них мест

- площадь обслуживания, м2

1

60

 

105

1

60

 

105

1

60

 

105

-

-

 

-

-

-

 

-

Прочие объекты общественного  питания

 

3

 

3

 

3

 

-

 

-

Рынки

1

1

1

-

-

Складские помещения:

-всего

-складская площадь, м2

 

1

580

 

1

580

 

1

580

 

 

-

-

Количество автомобилей и автобусов, всего

в т.ч.:

- грузовые автомобили

- легковые автомобили

 

9

 

 

7

2

 

10

 

 

8

2

 

10

 

 

8

2

 

1

 

 

1

-

 

-

 

 

-

-


 

Учитывая приведенные данные, а  также произошедшие за исследуемый  период изменения, можно сделать  следующие выводы. Общее число магазинов осталось неизменным. Причем, изменения в структуре указывают на то, что был организован еще один магазин самообслуживания. Специализированный сектор представлен магазином «Хозяйственные товары» в составе двух единиц. Общее количество предприятий общественного питания за исследуемый период не изменилось, площадь осталась прежней. Используемое складское помещение сохранило прежнюю площадь, новые склады не были созданы. Состав транспортных единиц по факту увеличился на 1 единицу – были приобретен грузовой автомобиль. Незначительное увеличение материально-технической базы потребительского общества «Горшеченское» нельзя оценить как положительную тенденцию, но стабильное состояние и отсутствие существенных сокращений  можно считать результатом действий руководства в правильном направлении. 

Общее состояние материально-технической  базы организации потребительской  кооперации представляется возможным  оценить с помощью некоторых  качественных показателей: коэффициент  плотности торговой сети, обеспеченность населения торговой площадью, средний  радиус действия магазинов. 

1. Коэффициент плотности торговой  сети относительно населения  исчисляется в расчете на 1000 или  10000 жителей по формуле: 

 

 

где Кп – коэффициент плотности  торговой сети относительно населения,

 – число розничных  торговых предприятий, ед.,

m – численность населения.

 

2.  Степень обеспеченности населения  торговой площадью на 1000 жителей:

 

где Ст.обесп. – степень обеспеченности населения торговой площадью,

Sфакт. – фактическая торговая площадь, м2,

N – количество жителей, тыс.человек.

 

3. Средний радиус действия магазинов  характеризует их доступность  (пешеходную или транспортную) для  населения:

 

где Rср. – средний радиус действия магазинов, км.,

Sm - площадь территории, обслуживаемой магазином, км.,

n – количество магазинов.

Согласно данным, коэффициент  плотности торговой сети потребительского общества «Горшеченское» за исследуемый  период уменьшился на 0,06. Это связано с сокращением количества торговых единиц, а также  с увеличением общей численности населения района.

Степень обеспеченности торговой площадью населения в изучаемом  периоде колеблется в пределах от 387,9 до 403,5 м2. Учитывая увеличение численности населения, потребительскому обществу необходимо расширять торговую деятельность, тем самым увеличивая обеспеченность населения собственной торговой площадью.

Средний радиус действия магазинов  потребительского общества объясняется  высокой плотностью торговой сети в  целом по району. Данная характеристика определяет доступность и удобство для населения торговых предприятий  потребительского общества.

 

Таблица 9

Качественные показатели состояния  розничной торговой сети

ПО «Горшеченское»

п/п

Показатели

2010

2011

2012

Отклонение,

+

2011

к

2010

2012

 к

2011

1

Численность обслуживаемого населения, тыс.чел.

18,49

18,62

19,23

0,13

0,61

2

Оборот розничной торговли, тыс.руб

126180,0

135164,0

135315,0

8984,0

151,0

3

Количество розничных  торговых предприятий, всего, един.

35

35

35

-

-

4

Торговая площадь магазинов, м2

7460

7460

7460

-

-

5

Коэффициент плотности торговой сети относительно населения (на 1000 чел.)

1,88

1,89

1,82

0,01

-0,07

6

Степень обеспеченности населения  торговой площадью, м2

400,6

403,5

387,9

2,9

-15,6

7

Средний радиус действия магазинов, км

3,79

3,79

3,79

-

-


 

Выполнение торговлей  функций, связанных с продолжением и завершением процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка, фасовка, доработка  товаров), требует значительных основных средств.

Средства труда, обеспечивающие осуществление торгового процесса, составляют материальный объект собственности  на средства производства, функционирующие  в торговле.

Наличие, состав и структура  основных средств потребительского общества «Горшеченское» характеризует экономический потенциал материально-технической базы торговли (табл. 10):

 

Таблица 10

Наличие, состав и структура  основных средств торговли ПО «Горшеченское» за 2010-2012 гг.

Виды основных средств

на 31.12.2010

на 31.12.11

на 31.12.2012

сумма, тыс.р.

% к итогу

сумма, тыс.р.

% к итогу

сумма, тыс.р.

% к итогу

1. Здания

2. Сооружения и передаточные устройства

3. Машины и оборудование

4. Транспортные средства

5. Земельные участки и  объекты природопользования

6. Другие основные средства

12382

 

-

1665

1688

 

 

114

-

78,13

 

-

10,5

10,65

 

 

0,72

-

12382

 

-

1830

2433

 

 

209

-

73,47

 

-

10,86

14,44

 

 

1,24

-

12382

 

-

2423

2433

 

 

1255

-

66,96

 

-

13,1

13,16

 

 

6,79

-

Итого основных средств

15849

100,0

16854

100

18493

100


 

 

Из данных таблицы 10 видно, что структура основных средств торговли потребительского общества за анализируемый период изменилась. Доля пассивной части сокращается из-за ветхости зданий и их морального износа. Так, удельный вес зданий в общей сумме основных средств торговли снизился с 78,13% в 2010 году до 66,96% в 2012 г. Общая сумма основных средств заметно возрастает в исследуемом периоде, преимущественно за счет приобретения транспортных средств, а также расширения земельных участков. Отсутствие производственных цехов в пользовании потребительского общества «Горшеченское» определяет отсутствие на балансе предприятия сооружений и передаточных устройств, производственного и хозяйственного инвентаря.

Таким образом, проведенный  анализ показывает, что для современного этапа развития материально-технической  базы торговли потребительского общества «Горшеченское», характерны следующие  особенности:

  • сохранение существующего количества торговых единиц;
  • практически полное отсутствие специализированных торговых точек;
  • незначительное снижение степени обеспеченности населения розничной сетью;
  • сохранение уровня плотности торговой сети с минимальными отклонениями;
  • сохранение значения радиуса действия торговых точек розничной сети;
  • физический износ эксплуатируемых зданий, а также моральное устаревание используемый основных средств.

 Указанные закономерности  свидетельствуют о статичном  характере  развития материально-технической  базы торговли рассматриваемого  потребительского общества, снижении конкурентоспособности общества, а также   уменьшении его роли в целом в розничной торговле района.


вопрос 4.docx

— 33.41 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос 5.docx

— 19.94 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

вопрос1.docx

— 29.20 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

заключение.docx

— 15.02 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Содержание.docx

— 12.05 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Список источников.docx

— 16.04 Кб (Просмотреть файл, Скачать файл)

Информация о работе Материально-техническая база и перспективы ее развития