Меры государственной поддержки малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность малого бизнеса;
сформулировать основные аспекты его существования;
проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства…………………..5
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5
1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………...17
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25
2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...4

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка МП(1).doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы малого предпринимательства…………………..5

    1. Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5

1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки

малого бизнеса……………………………………………………………………...17

Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23

2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23

2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25

2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27

Заключение………………………………………………………………………….39

Список используемой литературы………………………………………………...42

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Формирование социального  рыночного хозяйства представляет собой процесс взаимодействия двух основных субъектов экономики - государства и бизнеса, в том числе и малого. В конечном счете, от эффективности их сотрудничества зависят состояние и перспективы развития российского общества. В экономике роль государства как субъекта организационного воздействия в значительной мере связана с достижением Парето - улучшений при наличии изъянов (провалов) рынка. Отсюда инициирующая роль государства во взаимоотношении с бизнесом. Реализация этой роли органами власти и управления осуществляется посредством соответствующей политики, в том числе поддержки малого бизнеса. Растущий интерес исследователей к обоснованию политики взаимодействия государства и малого бизнеса пока не реализован в разработке ее адекватной теоретической основы в полной мере. Многие принципиальные вопросы, в том числе связанные с определением характера, сфер и форм такого взаимодействия, пока только обозначены.

Актуальность данной темы заключается в том, малое  предпринимательство играет значительную роль в социальной и экономической  стабильности страны, но его развитие невозможно без активного участия и поддержки государства. В период экономического кризиса малое предпринимательство имеет особое значение для устойчивости всей экономики в целом и отдельных регионов, отраслей в частности, поддерживает высокий уровень занятости населения.

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.

Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • обосновать сущность малого бизнеса;
  • сформулировать основные аспекты его существования;
  • проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
  • сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
  • оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.

Поставленные цели обусловили задачи исследования:

выявление сущности малого бизнеса как объекта государственной  поддержки;

рассмотрение форм, методов  и инструментов государственной поддержки малого бизнеса;

исследование эффективности  государственной поддержки малого бизнеса;

изучение проблем и  направлений государственной поддержки малого бизнеса в РФ.

Методологической основой  исследования является системный подход, а также были использованы следующие методы: анализ, наблюдение, обобщение, синтез.

Сформулированные в  работе способы и принципы совершенствования  государственной поддержки малого предпринимательства могут быть использованы при разработке плана  экономического развития страны, планировании бюджета и других нормативных и законодательных документов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства

 

1.1 Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура

 

Многие авторы в своих  работах обращались к теме малого предпринимательства, а также его взаимосвязи с государством. К числу таких авторов относятся И.В. Сергеев, В.Я. Горфинкель, О.В. Девяткина, А.В. Абчук и многие другие. Основы малого предпринимательства также заложены в законодательстве РФ.

Исторически малый бизнес являлся первой и – на протяжении долгих веков – единственной формой предприятия. Крупные предприятия  появились лишь в XIX веке. Предпринимательство - это особый вид экономической активности (под которой мы понимаем целесообразную деятельность, направленную на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Малый бизнес - это предпринимательская  деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях, конституционирующих сущность этого понятия.

Бизнес (от староангл. “bisiq”- активный, занятый работой, деловой) играет определяющую роль в современной экономике. Именно бизнесу общество обязано практически всеми экономическими благами, определяющими условиями существования современного человека,- от жилища и одежды до питания и интеллектуального досуга. Бизнес модифицируется, принимает различные формы, трансформируется и эволюционирует. Привлекает к себе все новые поколения молодых людей, отдающих бизнесу лучшие годы жизни. Понятие “бизнесмена” как человека, отдающего себя производству товаров или услуг в условиях рыночных отношений, в настоящее время является чем-то вроде титула. Не каждый работник может назвать себя бизнесменом, не каждый процесс в сфере производства может называться бизнесом и не каждый бизнес полезен обществу. Тем не менее, бизнес составляет сердцевину современной экономики, без него экономика теряет динамизм, адаптивность, а порой и целевую ориентацию.

В сфере бизнеса заложен  колоссальный интеллектуальный и творческий потенциал, который может раскрыться как в направлениях, желательных  для конкретного человека или  общества, так и в нежелательных. Обществу порой приходится сдерживать и направлять потенциал бизнеса, жертвуя при этом возможностями удовлетворить текущие потребности в пользу удовлетворения будущих запросов. [1]

Сущность бизнеса состоит  в соединении материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов в целях производства товаров, предназначенных для продажи другим экономическим агентам – предприятиям, организациям, гражданам. Такое соединение может быть кратковременным или долговременным (это связано и со стабильностью спроса, и с возможностями отвлечения ресурсов, и с другими аспектами). Если речь идёт о долговременном соединении ресурсов, возникает, как правило, организация или организационная единица, функционирование которой подчинено определённым, относительно устойчивым правилам и нормам, т. е. предприятие. Если соединение ресурсов осуществляется на определенный срок, носит относительно кратковременный характер, то чаще говорят о проекте.

И.В. Сергеев отмечает: «Роль бизнеса в обществе достаточно ярко может быть проиллюстрирована на примере роли предприятия как наиболее устойчивой формы бизнеса. Роль предприятия, или фирмы многогранна, а его сущность многофункциональна. Согласно взглядам одних экономистов, основное назначение предприятия – служить источником дохода для собственников (акционеров); другие считают, что суть предприятия в производстве продукции, удовлетворении материальных потребностей общества; третьи, говоря о предприятии, имеют в виду его функцию обеспечения занятости. Сторонники комплексного подхода отмечают целый ряд дополнительных существенных функций предприятия в современном обществе». [17]

Многие авторы говорят  о специфике малого бизнеса, как  сектора экономики, например, такие  авторы как О.В. Девяткина, А.В. Абчук  и другие, в целом их позиция выражается следующим образом. Качественные характеристики малого предприятия (МП) в рыночной экономике в целом присущи ему и в переходных российских условиях. Совокупность качественных характеристик МП трансформируется в специфическую роль малого бизнеса как сектора экономики, определяя его экономическую и социальную значимость. Они — основа сильных и слабых сторон малого бизнеса. Сегодня преимущества малого бизнеса по сравнению с другими секторами экономики выражены четче, чем недостатки. В этом заключается специфика малого предпринимательства — "оживать" в период общего экономического спада, "принимать на себя" решение многих социальных и экономических проблем.[2]

Как показывает мировая  практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. В ряде научных работ понятие "малый бизнес", "предпринимательство" описывается как деятельность, осуществляемая небольшой группой лиц, или предприятие, управляемое одним собственником. Как правило, наиболее общими критериями, на основе которых предприятия относятся к сфере малого предпринимательства, является:

  • численность персонала;
  • размер уставного капитала;
  • величина активов;
  • объем оборота (прибыли, дохода). [18]

С 1 января 2008 года вступил  в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства  в Российской Федерации» (далее также – Федеральный закон). Одним из ключевых нововведений, установленных в Федеральном законе, является принципиально новый подход к критериям выделения субъектов малого и среднего предпринимательства. Так, с 1 января 2008 года критериями отнесения предприятий к соответствующей категории являются средняя численность работников, независимо от вида деятельности, и предельные значения выручки от реализации или балансовой стоимости активов. Согласно нормам Федерального закона, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических  лиц – суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность  работников за предшествующий  календарный год не должна  превышать 100 человек включительно; среди малых предприятий выделяются также микропредприятия – до 15 человек

3) выручка от реализации  товаров (работ, услуг) без учета  налога на добавленную стоимость  или балансовая стоимость активов  (остаточная стоимость основных  средств и нематериальных активов)  за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации. [12]

Малое предпринимательство  сегодня – это динамично развивающийся  сектор любой рыночной, в том числе  и российской, экономики. Их высокая  эффективность связана с двумя факторами:

  • Во многих отраслях минимум средних долгосрочных издержек достигается при небольших объёмах выпуска продукции; соответственно оптимальным в этих отраслях является малый размер предприятия;
  • У малых фирм низки внутрифирменные трансакционные издержки.

«Трансакционные издержки»  – издержки, связанные с заключением сделок, контролем за исполнением соглашений, защитой прав собственности, координацией деятельности и т.п. [19]

Описывая позитивную роль малого бизнеса в экономике, подчеркнем следующие его черты:

    1. Малые фирмы динамичны и гибки, способны на быстрое обновление номенклатуры производимой ими продукции.
    2. Они более приспособлены к выпуску уникальных, нестандартных изделий, хорошо учитывают дифференцированный спрос потребителей.
    3. Малые предприятия быстрее и дешевле перевооружаются технически, требуют меньше капитальных вложений.
    4. Некоторые из них, так называемые венчурные, или рисковые, фирмы, являются наиболее инновативными предприятиями, создающими самые революционные технические новинки.
    5. Инновационная роль малого бизнеса часто реализуется в кооперации с КП. Помимо производственной кооперации существует аналогичное разделение труда в сфере НИОКР. Со стороны малого бизнеса оно осуществляется небольшими наукоёмкими предприятиями – венчурными МП, которые занимаются поиском принципиально новых продуктов и процессов, работая в условиях высокого коммерческого риска, а также берут на себя доработку и пробное освоение научно – технических новшеств, не требующих крупных и капитальных затрат. Однако определенная часть МП пытается вести самостоятельную инвестиционную деятельность, в чем ей оказывает поддержку государство. Если крупный капитал занимается поиском и стимулированием отдельных перспективных в коммерческом отношении малых инновационных форм, то государство поддерживает инновационную деятельность сектора МП как такового. В США федеральное правительство финансирует 35% расходов МП на НИОКР в форме налоговых льгот и через государственные контракты, а на уровне штатов и органов местного самоуправления действуют программы, увязывающие поддержку инновационных МП с конкретными нуждами этих территорий. Значительное число МП осуществляет инновации в форме обновления технологии, менеджмента, организации труда и номенклатуры продукции. В этом плане государственная помощь также играет большую роль. Она выражается в содействии различным способам передачи технологии, прежде всего в форме участия в создании соответствующей инфраструктуры — бизнес-инкубаторов и технопарков (предоставление земельных участков, налоговые льготы и т. п.). Целью является "выращивание" технически передовых предприятий, которые в перспективе смогут осуществить диффузию новейших технологий во все сферы национальной экономики. Тем самым удается частично компенсировать характерную для МП нехватку финансовых средств, необходимых для проведения научных исследований и разработок.
    6. Обычно на малом предприятии царит дух предприимчивости, а дружеские отношения небольшого коллектива сотрудников способствуют реализации их творческих возможностей
    7. Малое предприятие – значительный источник новых рабочих мест.
    8. В большинстве стран малые предприятия являются главными налогоплательщиками, обеспечивают значительную часть доходов бюджета. В современной России это наблюдается только в одном, но очень важном регионе – Москве. [15]

Информация о работе Меры государственной поддержки малого бизнеса в России