Меры государственной поддержки малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность малого бизнеса;
сформулировать основные аспекты его существования;
проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства…………………..5
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5
1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………...17
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25
2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...4

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка МП(1).doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

уровень теневой занятости.

На основе представленной схемы можно выделить долю поддержки  и при оценке такого эффекта, как  рост доходов занятых. Предлагается оценивать: прирост доходов занятых  в приоритетных отраслях; прирост  доходов социально уязвимых слоев  населения, получивших рабочие места на малых предприятиях; предотвращение роста теневых доходов и т. д.

Отраслевая структура  малых предприятий и решение  социальных проблем в регионах. Административное насаждение в малом предпринимательстве  социально значимых видов деятельности неправомерно и не эффективно. Их формирование и функционирование определяются действием объективных факторов, прежде всего спросом со стороны населения и наличием возможностей для развития наиболее прибыльных производств, способных существенно пополнять городской бюджет. Необходимы также поддержка малого бизнеса и целенаправленная политика властей по минимизации рисков (политических, социальных, экономических, финансовых, криминальных), препятствующих его развитию. В целом отраслевая направленность малого предпринимательства становится результатом совмещения интересов города, населения, предпринимателей.

Важную роль в развитии малого предпринимательства играет выделение территориальных приоритетов. Так, среди приоритетов для Москвы можно назвать, прежде всего: жизнеобеспечение населения и города; создание материальной базы потребления населения; оказание бытовых услуг; общественное питание; туризм и рекреационная деятельность; строительство и ремонт жилого фонда; образование и здравоохранение; транспорт; наука; информационное обслуживание. Реализация социальных функций малым бизнесом обеспечивается поддержкой города, без которой этот процесс проходил бы гораздо медленнее, а многие социальные эффекты просто не были бы получены. Без определенной корректировки со стороны властей осуществить балансировку экономических и социальных функций малого предпринимательства практически невозможно.

Особо следует остановиться на крупной проблеме развития малого бизнеса, имеющей большую социально-экономическую значимость для ряда регионов России и в первую очередь для Москвы. Речь идет о развитии науки. В современных условиях глобализации мировой экономики любые попытки добиться на мировом рынке успеха на основе развития только традиционных видов производства (не наукоемкого сектора) обеспечены на провал.

Существующую роль в  инновационном процессе в развитых странах мира играют предприятия  малого и среднего бизнеса, занимающиеся разработкой и внедрением в производство новых идей, продуктов и технологий. Как правило, основным источником финансирования инновационных фирм являются венчурные фонды, специализирующиеся на финансировании высокотехнологичных проектов, которые отличаются повышенным риском, но могут принести инвестору высокую прибыль. Наиболее известны три группы венчурных инвесторов: независимые венчурные фонды, корпоративные венчурные инвесторы и частные лица.

Создание венчурных  фондов и венчурного капитала - важнейшее  условие деятельности наиболее изобретательных  предпринимателей-новаторов. Большую  роль в организации и координации этого процесса, как показывает мировой опыт, принадлежит городским и муниципальным властям. Рост венчурных инвестиций можно рассматривать как признак подъема инновационной активности.

В качестве примера привлечения  инвестиций, в котором государство должно оказать значительное содействие, можно привести развитие оффшорного программирования. Оно способно не только поддерживать российских ученых и предотвращать утечку наших программистов за рубеж, но и менять структуру экспорта в пользу высокотехнологичного продукта.

Корректная оценка эффективности  поддержки не может сводиться  только к выявлению ее доли в социально-экономическом  эффекте. Требует своего исследования проблема соотношения положительных  эффектов и возникающих рисков. Безусловно, снижение рисков благодаря поддержки ведет к прямому повышению эффектов (количественных и качественных). Казалось бы, достаточно в их условиях измерять лишь таких эффектов.

Однако важно знать, какие виды рисков остаются, насколько  они существенны, как могут повлиять на развитие малого предпринимательства в будущем, можно ли их стабилизировать и минимизировать на основе адекватной системы поддержки.

Известно, что приоритеты регионов находятся в сфере производства, инновационной деятельности, строительства, туризма, социальных услуг. Структура малого бизнеса не всегда ориентирована на реализацию этих приоритетов, что свидетельствует наряду с другими факторами о недостатках сложившейся системы поддержки. Вот почему все виды рисков следует учитывать при формировании программ поддержки с тем, чтобы усиливать ее влияние на решение проблем долговременного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате написания  данной работы можно сделать следующие выводы:

I. разнообразные подходы  к определению основных параметров малого бизнеса зависят от степени экономического развития страны, конъюнктуры, целей государственной политики в отношении данного сектора экономики и т.п.;

II. вышеизложенное дает  все необходимые и достаточные  предпосылки для определения основного противоречия малого бизнеса: с одной стороны, исследование воздействия малого бизнеса на разнообразные общественные процессы позволяет сделать вывод об объективно высокой социально-экономической значимости его функций; с другой - характерной чертой малого бизнеса является его неустойчивость;

для того, чтобы малый  бизнес мог выполнять свои функции, необходимо повышать его устойчивость. Это, в свою очередь, становится возможным  лишь в результате реализации комплекса  мер со стороны государства по поддержке малого бизнеса. Государственная поддержка малого бизнеса - это совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными органами через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции;

критерии эффективности  государственной поддержки малого бизнеса должны отражать меру ее воздействия  на реализацию тех целей, которые  стоят перед предприятиями этой сферы. Гипотетически такой эффект можно было бы определить как разницу между показателями результативности деятельности малых предприятий при господдержке и без таковой. При подходе к решению данного вопроса следует различать эффективность бизнеса в широком смысле (на общегосударственном, региональном уровнях) и в узком - эффективность собственно бизнеса (на предприятиях).

Поэтому оценить эффективность  господдержки малых предприятий  на базе единого показателя, который  учитывал бы эффект на всех уровнях, вряд ли возможно. Предлагается для оценки эффективности малого бизнеса использовать методики, применяемые для бизнеса в целом. При этом появляется принципиальная возможность выделить в эффектах долю, зависящую от поддержки малых предприятий. Оценка эффективности господдержки малого бизнеса должна носить комплексный характер и включать:

выявление тенденций  в динамике показателей, характеризующей  развитие малых предприятий и  эффективность их деятельности;

оценку вклада (доли) господдержки в получение социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и валовой региональный продукт, налоговые доходы бюджетной системы);

оценку социальных эффектов от господдержки малого бизнеса;

определение экономии на трансакционных издержках;

выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе из-за невысокого уровня господдержки. Обобщение результатов оценки эффективности по названным направлениям позволяет дать ответы на вопросы: в какой степени господдержка является помощью для саморазвития малых предприятий и в какой выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочные эффекты и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса;

V. государственная поддержка  малого и среднего бизнеса  осуществляется по 6-ти направлениям:

создание институциональных основ;

управленческая научно-методическая поддержка;

правовое обеспечение  и защита предпринимательства, отраженные в законодательствах о предприятиях, антимонопольном, налоговом, внешнеторговом, отраслевом законодательствах, хозяйственном, коммерческом кодексах, в системе специальных законов о статусе и льготах для мелких и средних предприятий, инновационных предприятий;

финансово-кредитная  поддержка;

налоговая политика;

антимонопольная политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
  2. Акимов О.Ю. Малый и средний бизнес: эволюция понятий, рыночная среда, проблемы развития / О.Ю. Акимов. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 192 с.
  3. Бетин О.И. Некоторые аспекты региональной социально-экономической политики / О.И. Бетин // Федеральные отношения и региональная социально-экономическая политика. -2008. - № 1.
  4. Блюменфельд В. Большие проблемы малого бизнеса / В. Блюменфельд // Экономика и жизнь. - 2007. - № 1.
  5. Бруксбэнк Р. Экономика фирмы: пер с англ. / Р. Бруксбэнк. - М.: Экзамен, 2004.
  6. Давыдова Л.А. Эволюция системы налогообложения в России / Л.А. Давыдова, Л.В. Будовская // Финансы и кредит. - 2008. - № 9.
  7. Зельднер А.Г. Государство и экономика: Факторы роста / А.Г. Зельднер, И. Ю. Ваславская, В.К. Южелевский. - М.: Наука, 2007.
  8. Исследование эффективности системы государственной поддержки малого предпринимательства в РФ: состояние, направления развития. - М., 2008.
  9. Камаев В.Д. Экономика и бизнес / В.Д. Камаев. - М.: Изд-во МГТУ, 2007.
  10. Львов Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю. А. Львов. - СПб.: ГМП “Фармико”, 2007.
  11. Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России / А. Орлов // Вопросы экономики. - 2009. - № 7.
  12. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система Российской Федерации: учебник / В.Г. Пансков. - М.: Финансы и статистика, 2009.
  13. Ревентлоу П. Проблемы малого бизнеса: пер. с англ. / П. Ревентлоу. - М.: Лотос, 2007.
  14. Шелюбовская Н. Косвенные методы государственного стимулирования инвестиций: опыт зарубежной Европы / Н. Шелюбская // Проблемы теории и практики управления. – 2009. - № 3.
  15. Шеремет А.Д. Методика Финансового анализа / А.Д. Шеремет, Р.С. Сайфулин, Е.В. Негашев. - М., 2010.
  16. Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение / Т.Ф. Юткина. - М.: ИНФРА-М, 2008.



Информация о работе Меры государственной поддержки малого бизнеса в России