Меры государственной поддержки малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность малого бизнеса;
сформулировать основные аспекты его существования;
проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства…………………..5
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5
1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………...17
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25
2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...4

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка МП(1).doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Цели, принципы и направления  помощи малому бизнесу фиксируется  в государственных программах поддержки  малого предпринимательства, которые, будучи подкрепленными соответствующими материальными, информационными, финансовыми, кадровыми и прочими ресурсами, являются основной формой осуществления государственной политики по отношению к малому бизнесу. Упомянутые программы реализуются в рамках конкретных линий помощи, оказываемой различными институтами поддержки малых предприятий. Государственные программы поддержки малого предпринимательства в разных странах многочисленны и имеют сравнительно узкий характер.

Существенен, далее, вопрос об органах (субъектах) государственной (государственно-общественной) поддержки малых предпринимателъств, которые могут быть классифицированы по функциям и уровням.

 В структуре системы  государственной поддержки малого  предпринимательства выделяют три  уровня - федеральный, региональный  и местный, каждый из которых сам образует соответствующую систему; органы поддержки подразделяются на три аналогичные группы. Взаимосвязь между двумя отмеченными критериями классификации органов поддержки такова: на каждом уровне в той или иной форме воспроизводится их функциональная структура. В тоже время следует констатировать явное тяготение институтов инфраструктуры к региональному уровню, как непосредственно взаимодействующему с конкретными малыми предприятиями.

К функциям инфраструктуры господдержки относятся, как представляется, оказание материально-технической, информационной, технологической, консультационной, маркетинговой, кадровой, образовательной и финансовой поддержки. При этом институты инфраструктуры, реализующие эти функции, могут быть как специализированными, т.е. обеспечивающими только один вид поддержки, так и многопрофильными.

На основе анализа  зарубежного и отечественного опыта  выделяются следующие конкретные виды институтов поддержки:

1) финансовые, в том  числе фонды поддержки малого  предпринимательства, специализированные банки, финансовые корпорации, страховые фонды и т.д.;

лизинговые компании;

бизнес-инкубаторы, технопарки, промышленные полигоны агентства и  центры развития малого бизнеса;

центры (пункты) информационного  обеспечения;

учебные центры.

Важнейшие аспекты совершенствования  самой государственной поддержки  малого предпринимательства могут  быть, думается, интерпретированы в  рамках следующего аналитического подхода. Во-первых, в структуре этой системы  различаются и взаимодействуют  три уровня: федеральный, региональный и местный. Во-вторых, каждый уровень сам образует некую систему и представлен тремя блоками: концептуально-программным, организационно-ресурсными функциональным.

Концептуально-программный  блок включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки малых предприятий. Организационно-ресурсный объединяет специализированные органы государственного управления и органы общественной поддержки малого предпринимательства, а также объекты инфраструктуры, наделенные соответствующими ресурсами и кадрами. Функциональный блок охватывает основные направления деятельности системы.

В соответствии с вышеизложенным крупный бизнес представляет собой  ключевой элемент внешней среды  малого предпринимательства, значимость которого определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, - его ведущей ролью в рыночной системе. Во-вторых, этот элемент внешней среды обладает колоссальным потенциалом поддержки малых фирм, который реализуется через широкий спектр форм хозяйственной интеграции. И дело здесь не в стремлении руководителей больших предприятий любой ценой помочь малому бизнесу, а объективных закономерностях крупного современного производства, требующего устойчивой и эффективной системы кооперационных связей.

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Меры государственной  поддержки малого бизнеса в России

2.1 Прямая поддержка малого бизнеса

 

Прямая поддержка малого бизнеса  включает в себя бюджетные субсидии малому бизнесу в приоритетных сферах и обслуживающим его организациям. В странах Европейского Союза такие средства из местного бюджета и специальных фондов выдаются на возвратной (долгосрочный низкопроцентный кредит) или безвозвратной основе для формирования стартового капитала, инвестиций в основные и оборотные средства, в том числе на основе долевого участия в капитале начинающих предпринимателей. Субвенции выдаются для участия в ярмарках и выставках, международной торговле, а также для проведения исследований и разработок, обучения кадров, оплаты консультационных, маркетинговых и информационных услуг.

Приоритетными отраслями в различных  странах Европейского Союза признаны также дорожное строительство и  местный транспорт; заготовка, хранение и переработка местного сельскохозяйственного  сырья; сбор и переработка отходов  и местных ресурсов; ремесло и народные промыслы; охрана лесов, водоемов, воздуха; социальные услуги.

Следует отметить, что  доля этих субсидий в национальном бюджете постоянно сокращается. В России они также не могут  служить основным средством поддержки  малого бизнеса, потому что способствуют коррупции. Исключением на ближайшие  годы следует признать аграрную сферу. В Соединенных Штатах Америки на поддержку фермеров ежегодно выделяется 35 миллиардов долларов. В Российской Федерации, где 37 % населения проживает в сельской местности, на эти цели в 2003 году выделено лишь 28 миллиардов рублей.

Кроме того, прямая поддержка малого бизнеса включает в себя субсидирование процентной ставки и гарантии по кредитам малому бизнесу для обновления оборудования, приобретения и аренды недвижимости, учреждения филиалов, расширения производства, обновления ассортимента продукции, повышения квалификации кадров и развития экспорта. С 2004 года в странах Европейского Союза можно получить кредит на деятельность, связанную с минимальным риском при наличии у малой фирмы собственных средств, который выдается всего под 1,5 % годовых. Для оценки платёжеспособности заёмщика учитывается сфера деятельности и тенденции её развития, конкурентная позиция фирмы и её доля на рынке, качество менеджмента и репутация владельца, рентабельность, доходность, состояние банковского счета, показатели баланса и амортизации капитала. При сомнительной платёжеспособности заёмщика ссудный процент повышается и проект, по крайней мере, наполовину должен финансироваться из собственных средств. Кредитование малого бизнеса осуществляют специальные банковские и другие финансовые организации. Согласно специальной программе, кредитование стартового капитала на 10 лет проводится без залога под низкий процент на основании бизнес-плана. После заключения независимых экспертов заёмщик, обладающий необходимой не только профессиональной, но и экономической квалификацией и собственным капиталом в размере 15 % потребности по бизнес-плану, может получить в виде кредита до 75 % инвестиций без залога. По другой программе кредиты выдаются на срок до 8 лет. Микрокредиты с гарантиями или поручительствами на 20 % займа не требуют наличия собственного капитала.

В России банки не выдают долгосрочные кредиты малому бизнесу  в основном из-за того, что субъекты малого предпринимательства чаще всего  оставляют свои активы в тени и  не имеют на своем балансе основных фондов для залога.

Необходимо также поддерживать региональные малые и средние  банки, работающие с малым бизнесом, удешевлять кредитные ресурсы путем  снижения фондов обязательного резервирования, развития рефинансирования в Центральном банке, использовать в качестве залога ипотечные ценные бумаги, страховые полисы и так далее. В России недостаточна правовая база обществ взаимного кредита и страхования малого бизнеса, поэтому из-за нереального в условиях России требования о полном залоговом обеспечении малые фирмы берут кредиты у теневых структур под ростовщический процент или в лучшем случае – у зарубежных инвесторов под 17–20 % годовых, то есть во много раз дороже, чем на Западе.

Существенную роль в  развитии российского малого бизнеса с 2003 года начали играть налоговые льготы. Благодаря расширению сферы применения и упорядоченному взиманию вмененного налога, который позволяет обойтись без детального контроля доходов магазинов, кафе и предприятий сферы услуг, заинтересовывает их в лучшем использовании торговой площади.

Упрощенная система  налогообложения позволила фирмам с годовым оборотом до 15 миллионов  рублей заменить пять налогов (на прибыль, имущество, продажи, НДС и единый социальный налог) внесением 15 % от разницы  между доходами и полными деловыми расходами или (по выбору фирмы) 6 % от общей суммы выручки. В результате налоговая нагрузка снижается в 2–2,5 раза, и уменьшаются расходы на налоговый учет. Однако эти льготы касаются только мелкого, а не всего малого бизнеса. Целесообразно понизить ценность нового оборудования, расширить сферу применения инвестиционного кредита (отсрочка уплаты налогов), предоставлять (по решению местных властей) льготы при создании новых рабочих мест и в приоритетных для данного региона сферах деятельности.

Во всех случаях льготы должны предоставляться не с момента  регистрации, а при фактическом  начале хозяйственной деятельности, причем в качестве элемента комплексной системы поддержки малого бизнеса.

2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса

 

Косвенная поддержка малого бизнеса стала в развитых зарубежных странах основой создания благоприятной внешней среды для его развития.

Такая поддержка включает в себя обязательное резервирование части государственного и муниципального заказа для малого бизнеса. По данным Министерства экономического развития и торговли, заявки на эти заказы подает ежегодно более 100 тысяч предпринимателей (52 % – на муниципальном уровне), однако лишь 9 % заказов достается малому бизнесу, причём на конкурсной основе. Крупные компании не кооперируются с ними при выполнении госзаказа. Необходимо сделать аутсорсинг главным направлением экономии затрат государственных и муниципальных учреждений и крупного бизнеса на вспомогательные и обслуживающие функции.

На долю лизинга в  России приходится лишь 4–5 % общей суммы инвестиций. Между тем региональные и отраслевые лизинговые компании, созданные с участием государства и крупного бизнеса, эффективнее всего решают основную проблему конкурентоспособности малого бизнеса – быстрое обновление оборудования при весьма ограниченных финансовых ресурсах.

Венчурное финансирование в развитых зарубежных странах покрывает до 85 % затрат малого бизнеса на разработку и освоение нововведений. В сочетании со страхованием коммерческих рисков и залогом интеллектуальной собственности (прав на результаты исследований и разработок) оно открывает дорогу для развития малых инновационных фирм, помогает сдержать эмиграцию специалистов. Правовая база в этой сфере крайне несовершенна, в ней можно использовать опыт не только больших стран, но и Финляндии, Норвегии, Израиля.

Решающее значение для  поддержки малого бизнеса имеет  административная и муниципальная  реформа, развитие региональной рыночной и инновационной инфраструктуры. Определённый опыт в этом отношении накоплен в Москве, Петербурге, Новосибирске, Томске и других городах. В 2003 году впервые стало сокращаться число административных проверок и разрешений. Однако до сих пор расходы малого бизнеса на оплату ненужных и незаконных «услуг» государственных организаций и криминала, на поиск и проверку информации о возможных партнерах, сертификацию и так далее превышают налоговую нагрузку.

2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса

 

Задачи повышения роли господдержки малого бизнеса и формирования ее рациональной структуры обусловливают необходимость эффекта от затрачиваемых средств. Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства должна носить комплексный характер и включать:

выявление тенденций  в динамике показателей, характеризующих  развитие малых предприятий и эффективность их деятельности;

оценку вклада (доли) государственной  поддержки в получении социально-экономического эффекта на всех уровнях (ВВП и  валовой региональный продукт, налоговые  доходы бюджетной системы, доходы предприятий  и др.);

определение экономики на трансакционных издержках;

оценку социальных эффектов от поддержки малого бизнеса;

выявление и оценку негативных явлений, возникающих в том числе  из-за невысокого уровня поддержки.

Обобщение результатов  оценки эффективности по названным  направлениям позволит дать ответы на вопросы: в какой степени господдержка является помощью для саморазвития малых предприятий и в какой выступает формой патернализма, рассчитанного на краткосрочные эффекты и не обеспечивающего в должной мере условий воспроизводства и жизнеспособности малого бизнеса.

Критерии эффективности  поддержки малого предпринимательства  должны отражать меру ее воздействия  на реализацию тех целей, которые  стоят перед предприятиями этой сферы. Гипотетически такой эффект можно было бы определить как разницу между показателями результативности деятельности малых предприятий при поддержке и без таковой. Провести подобные расчеты сложно, прежде всего, из-за несовершенства информационной базы, но это не единственная причина.

При подходе к решению данного вопроса следует различать эффективность предпринимательства в широком смысле (на общегосударственном, региональном уровнях) и в узком - эффективность собственного предпринимательства (на предприятиях, в организациях). Поэтому оценить эффективность поддержки малого предпринимательства на базе единого показателя, который учитывал бы эффект на всех уровнях, вряд ли возможно. При этом появляется принципиальная возможность выделить в эффектах долю, зависящую от поддержки малого предпринимательства.

Информация о работе Меры государственной поддержки малого бизнеса в России