Меры государственной поддержки малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность малого бизнеса;
сформулировать основные аспекты его существования;
проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства…………………..5
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5
1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………...17
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25
2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...4

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка МП(1).doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

Но все перечисленные  достоинства малого бизнеса проявляются  отнюдь не автоматически. Проблема состоит  в том, что небольшие предприятия  как правило подвержены гораздо  большему риску чем крупные фирмы (таблица 1) [8].

Таблица 1

Преимущества и слабости малого бизнеса

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

Гибкость

Высокорискованный характер

Более высокая рентабельность по сравнению с крупным бизнесом

Интуитивный характер и неспециализированное управление

Использование незанятых  ресурсов на неформальных рынков

Ограниченный доступ к высококачественным ресурсам

Зависимость от поддержки  крупных фирм и государства.

Недостаток финансовых ресурсов, сложный доступ к информации и достижениям НИОКР


 

Малый бизнес неустойчив. Половина предприятий гибнет в первый срок своего существования, но тут же их место занимают вновь возникающие фирмы. Особенно высок уровень банкротства фирм в первые три года.

Малый бизнес является надежным источником бюджетных поступлений. Доля просроченной задолженности МП местным и федеральному бюджетам ниже, чем у крупных предприятий, соответственно в 2,3 и 2,8 раза. Лидеры МП практически вообще ее не имеют. Лидеры из числа крупных предприятий, напротив, имеют просроченную задолженность по всем позициям, в том числе и поставщикам. Малые предприятия являются достаточно устойчивым источником постоянной занятости, постоянных доходов населения. Доля просроченной задолженности по заработной плате на малых предприятиях в 2,5 раза меньше, чем на крупных.

Вместе с тем малый  бизнес является наиболее изменчивым сектором экономики: высока «смертность» малых предприятий, особенно на раннем этапе их существования. Ежегодно сотни малых предприятий разоряются и прекращают своё существование. Так, по данным Всемирного банка, из создающихся малых предприятий через год остаётся примерно половина, через три года – 7 – 8%, а через пять лет – только 3%. Но на месте ликвидированных фирм образуются новые. Дело в том, что вход на рынок и выход с него для малого бизнеса относительно безболезнен. Ликвидация не означает чрезмерных финансовых потерь, и многие предприниматели делают по 3 – 4 неудачных попытки, прежде чем найдут действительно своё дело.[1]

Малое предпринимательство  – один из важных секторов экономики, особенно в условиях сильной дифференциации социально-экономического развития регионов. Роль малого предпринимательства наиболее полно раскрывается в выполняемых  им функциях. Основные функции малого предпринимательства подразделяются следующим образом:

1. По социальной значимости:

- малое предпринимательство  способствует формированию среднего  класса, являющегося гарантом политической  стабильности и движущей силой  рыночной экономики в регионах;

- сглаживает социальную  напряженность, снижает остроту  социальных проблем в моногородах  в период кризисов градообразующих  предприятий.

2. По экономической  значимости:

- формирует конкурентные  отношения, предлагая какой-либо  товар равных потребительских свойств по более низкой цене;

- расширяет производство  потребительских товаров и услуг  в регионе с использованием  местных источников сырья и  материалов;

- становится новым  источником стабильных поступлений  в бюджет региона;

- осуществляет новые  проекты.[11]

Рис.1 Отраслевая структура малых предприятий в России

В начале своей деятельности наиболее серьезными проблемами для субъектов малого предпринимательства является собственных финансовых средств для открытия бизнеса, высокие ставки арендной платы, высокая налоговая нагрузка, а также проверки органами контроля/надзора деятельности малого предприятия. (Таблица 2).

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Проблемы субъектов  малого предпринимательства, с которыми они столкнулись в начале и  в ходе своей деятельности

Проблема

% опрошенных, столкнувшихся  с данной проблемой в начале  своей деятельности

% опрошенных, столкнувшихся  с данной проблемой в ходе  своей деятельности

Нехватка собственных  финансовых средств для открытия (развития) бизнеса

62

24,2

Высокие ставки арендной платы

55,2

75,9

Проверки органами контроля / надзора деятельности малого предприятия

51,8

48,3

Высокая налоговая нагрузка

48,3

54.9

Нестабильность налогового законодательства

27,6

27,6

Отсутствие комплексной  и адресной поддержки федеральных  и региональных органов исполнительной власти

20,7

17,2

Проблема давления со стороны криминальных структур

20,7

34,5

Нехватка квалифицированного персонала

17,2

13,8

Проблема доступа к  арендуемым помещениям

13,8

6,9

Трудности с получением банковского кредита

6,9

6,9

Проблемы со сбытом товаров  и услуг

3,5

34,5


 

Достаточно остро перед предпринимателями, кроме выше обозначенных проблем, стояли проблемы нестабильности налогового законодательства, отсутствие комплексной и адресной поддержки федеральных и региональных органов исполнительной власти, проблема давления со стороны криминальных структур.

Чуть менее остро перед ними стояли проблемы нехватки квалифицированного персонала и доступа к арендуемым помещениям. В общей массе респонденты  не испытывали проблем с получением банковского кредита и проблемы со сбытом товаров и услуг.

Сравнивая проблемы субъектов малого предпринимательства в начале и  в ходе своей деятельности, нетрудно заметить, что в целом набор  проблем остается неизменным, только при осуществлении деятельности предпринимателей уже в значительной мере начинает занимать проблема реализации своей продукции и услуг (проблема сбыта - это постоянная трудность для предпринимательской деятельности в конкурентной экономике). В связи с этим можно констатировать, что основные проблемы, с которыми предприниматели сталкивались при организации своего бизнеса, так и не разрешились за последние 10 лет (как отмечалось ранее, основная масса участвующих в опросе малых предприятий была создана до 2001 г.), а только усугубились.

Предпринимателей больше начинают волновать налоговые проблемы и  высокие арендные ставки, заметно  усилилась проблема давления со стороны  криминальных структур. В свою очередь, несколько меньше их начинают беспокоить проблемы проверок органами контроля/надзора и администрацией Н. Новгорода деятельности малого предприятия, нехватка квалифицированного персонала, проблема доступа к арендуемых помещениям. Значительно меньше беспокоит предпринимателей проблема нехватки собственных финансовых средств для развития бизнеса, это связано с возможностью уже действующего предприятия развиваться за счет собственной прибыли.

Ограниченность собственных средств  у малых предприятий, с одной  стороны, и отсутствие на рынке предложения  финансово-кредитных услуг для  малых предприятий на приемлемых для них условиях с другой обуславливают нехватку оборотных средств. Основная трудность здесь - недоступность нормальных банковских кредитов и полулегальность доступных (от физических лиц и т.п.)

Среди основных факторов, ограничивающих рост малого бизнеса, руководители предприятий выделяют неопределенность экономической ситуации, высокий уровень налогообложения, недостаточный спрос на внутреннем рынке, изношенность и отсутствие оборудования. Некоторые респонденты одной из причин ограниченного роста производства назвали отсутствие или несовершенство нормативно-правовой базы.

Низкий уровень финансовой обеспеченности малых предприятий  вследствие трудностей с первоначальным накоплением капитала, невозможностью получения кредитов на приемлемых условиях, неэффективностью налоговой системы приводит к ликвидации части малых предприятий.

Таким образом, основными причинами, препятствующими дальнейшему развитию малого предпринимательства Нижегородской  области, являются:

  • несовершенство и нестабильность нормативного правового регулирования;
  • административные барьеры;
  • низкая эффективность реализации антимонопольного законодательства;
  • недостаточное развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства в муниципальных образованиях Нижегородской области;
  • недостаточная эффективность функционирования областной системы обучения и консультирования малого бизнеса;
  • недоступность финансовых ресурсов;
  • недостаточно полная и всесторонняя информация об использовании и техническом состоянии объектов недвижимости, в том числе имеющихся излишних производственных площадей, а так же движимого имущества, высвобождаемых в ходе структурной перестройки государственных и муниципальных предприятий;
  • действия криминальных структур;
  • недостаточное информационное обеспечение по широкому спектру предпринимательской деятельности.

 

1.2 Формы, методы  и инструменты государственной  поддержки малого бизнеса

 

Существует необходимость  поддержки малого предпринимательства  государством и дополняющими деятельность последнего в рассматриваемом отношении общественными органами - о государственно-общественной поддержки малого бизнеса.

Экономическая деятельность государства  в системе рыночных отношений  определяется следующими основными  направлениями.


 

Рис 2. Направления экономической деятельности государства

 

Критериями сущности поддержки малого предпринимательства  отвечают, с другой стороны, разнообразные  формы производственного, сбытового, научно-технического и иного взаимодействия малых хозяйствующих структур с  крупными (речь идет, например, о механизмах субпорядка, лизинга, франчайзинга). В результате хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса возрастает стабильность, предсказуемость внешней среды последнего, дополняемая взаимовыгодным движением информационных, технологических, сырьевых и прочих ресурсов. Все это дает основания рассматривать совокупность вышеназванных процессов, как интеграционную поддержку малого предпринимательства.

Области и субъекты поддержки  малых предприятий тесно взаимосвязаны: государственное воздействие рассматривается и на развитие системы интеграционных связей, как ключевого элемента внешней среды малого предпринимательства. В свою очередь крупный бизнес участвует в инициируемых государством мероприятиях по развитию инфраструктуры поддержки (например, бизнес-инкубаторов). Таким образом, представляется возможным сделать вывод о функционировании двух подсистем -государственно-общественной и интеграционной - в рамках единой системы поддержки малого предпринимательства. Думается в этой связи, что данную систему логично определить как совокупность мероприятий, направленных на разрешение основного противоречия малого бизнеса и осуществляемых государством, общественными органами и крупными предприятиями через специальную инфраструктуру, а также в рамках многообразных форм хозяйственной интеграции.

Алгоритм исследования эволюции подсистемы государственной  поддержки таков: от "инвентаризации" ее основ (выявление места в структуре "государственной машины", принципов, целей, программ, органов и т.д.) к  формулированию главных направлений ее воздействия на преодоление кризисных явлений в сфере российского малого предпринимательства, а затем - к обоснованию комплекса мер по ее организационному совершенствованию.

В содержание поддержки  малого предпринимательства как важной экономической функции государства следует выделить два начала: обеспечивающее и управленческое. "Обеспечивающее" в данном случае означает обслуживание малых предприятий, доведение до них материальных, денежных, информационных услуг, и т.д. Управленческое же начало всегда связано с планированием, решением организационно-административных вопросов, контролем. Как представляется, это начало призвано стать ведущим, так как оно придает развитию малого бизнеса устойчивый, эффективный, управляемый характер. Широко используемое понятие «поддержка малого предпринимательства» обозначает, думается, синтез управленческого и обеспечивающего аспектов рассматриваемой системы.

Построение подсистемы господдержки базируется на определенных научно обоснованных принципах. Причем общие (фундаментальные) принципы касаются системы в целом, тогда как частные - отдельные ее компонентов (например, принципы построения инфраструктуры государственной поддержки малого бизнеса).

В немногих попытках осветить эту проблему в литературе можно акцентировать один из подходов, согласно которому выделяются такие принципы господдержки малого предпринимательства, как: протекционизм (сочетаемый с обеспечением свободного рыночного саморегулирования); программно-целевой характер; дифференцированность: обусловленная гарантированностью поддержки и ответственность госорганов; учет динамичности и противоречивости процесса становления слоя малых предпринимателей. Данный перечень, думается, должен быть дополнен следующим "золотым правилом" ориентированность поддержки на регулирование внешней среды малого предпринимательства, на внутренние функциональные области малых предприятий и на самоорганизацию соответствующей системы институтов необходимо зафиксировать в качестве принципа неразрывного единства и взаимообусловленности трех соответствующих основных направлений поддерживающей деятельности. Эти направления, как представляется, выступают средствами реализации высшей цели поддержки малого предпринимательства - осуществление в полном объеме этим сектором народного хозяйства своих экономических, научно-технических, социальных и других функций.

Информация о работе Меры государственной поддержки малого бизнеса в России