Меры государственной поддержки малого бизнеса в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность малого бизнеса;
сформулировать основные аспекты его существования;
проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства…………………..5
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5
1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………...17
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25
2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...4

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка МП(1).doc

— 256.50 Кб (Скачать файл)

На региональном уровне можно для оценки эффективности малого предпринимательства и выделения эффекта от государственной поддержки использовать следующую систему показателей.

Показатели производственной и коммерческой деятельности (в динамике). К ним относятся: производство продукции, товаров и услуг (общий объем и на душу населения); балансовая прибыль на 1 руб. затрат; платежи в бюджетную систему на 1 руб. выручки; относительная экономия от использования основных ресурсов; рентабельность; издержки производства и обращения на 1 руб. произведенной и реализованной продукции. Особо выделяется такой показатель, как отдача от затрат государства на поддержку малого предпринимательства - бюджетная эффективность. Это - соотношение объема платежей в бюджетную систему (бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) и объема средств государственной поддержки.

Расчет показателей  доли малого предпринимательства в  валовом региональном продукте, в  прибыли, бюджетных поступлениях позволяет  оценить место малого бизнеса в развитии экономики региона. Это важный аспект оценки эффекта. Его значимость возрастает, если результаты сравнивать с недополучением прибыли и налогов из-за теневого оборота. Предлагаемые показатели и их динамика могут в определенной степени выявить роль поддержки в получении эффекта.

Показатели эффективности  использования ресурсов:

капиталоемкость; материалоемкость; удельные капитальные вложения на 1 руб. прироста продукции (работ, услуг) и др. Их расчет позволяет увидеть  изменения в использовании примененных ресурсов по сравнению с накопленными. Показатели отчетного (анализируемого) периода сравниваются с соответствующими показателями базисного периода. Это имеет значение также для оценки ресурсных возможностей и льгот, которые представляются малым предприятиям в регионах: нежилые помещения, земля, техника, инвестиции, информация и т.д. Динамика рассматриваемых показателей дает возможность более определенно формировать направления поддержки, то есть проводить целенаправленные изменения в её структуре.

Среди показателей повышения эффективности использования труда (в динамике) основным является производительность труда. Этот показатель важен, прежде всего, для сопоставления с аналогичным показателем по средним и крупным предприятиям, по регионам, а также для поиска резервов развития малых предприятий (внутренних и внешних). Обычно в комментариях ко всем подобным расчетам фиксируется более низкая производительность труда на малых предприятиях по сравнению со средними и крупными. Однако однозначные выводы здесь делать не следует. Во-первых, известно, что более крупные фирмы вытесняют малый бизнес в сферы деятельности с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Во-вторых, в деятельности малого предпринимательства недоучитывается теневой сектор, который является довольно мощным в крупных городах.

Кроме названных выше, можно применять еще несколько  показателей экономической эффективности  малого бизнеса на региональном уровне: прирост коэффициента эффективности (общей рентабельности), равного  отношению суммы балансовой прибыли (или объема произведенной продукции, оказанных услуг) к полным затратам, с условным выделением доли поддержки; интегральный уровневый показатель частных показателей с применением формулы многомерной средней и др.

Для оценки абсолютной и  сравнительной эффективности предпринимательской деятельности на уровне ее определенных видов и конкретных организаций (предприятий) можно применять действующие методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий).

Для оценки перспективной эффективности вполне применимы и другие подходы. Так, региональное предпринимательство рассматривается как проект, реализуемый в условиях рисков (производственных, маркетинговых, кредитных, финансовых, валютных). При этом должен использоваться вероятный подход, предполагающий прогнозирование возможных результатов с определенной степенью вероятности. И в этом случае при определенной условности рассчитывается доля поддержки в получаемом эффекте.

В целом следует отметить, что область применения перечисленных показателей довольно ограничена. Для совершенствования политики господдержки малых предприятий их недостаточно. Необходим поиск и других подходов к оценке эффекта от поддержки.

Оценка эффективности  поддержки малого предпринимательства  может стать более многогранной и полной, если использовать методологический подход, основанный на анализе трансакционных затрат (издержек трансакций). Он может оказаться весьма продуктивным при анализе факторов, влияющих на становление малого бизнеса в нашей стране. Речь идет о том, что возможность преодоления барьеров при входе малых предприятий на рынок определяется способностью хозяйствующего субъекта наряду с затратами, связанными непосредственно с производством товаров и услуг, нести трансакционные издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде.

Внешняя предпринимательская  среда определяется совокупностью  факторов и условий, прямо или  косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют взаимоотношения с органами государственной и местной власти, поставщиками и потребителями, субъектами рыночной инфраструктуры. Многое зависит от отношений с конкурентами, кредитными организациями, от уровня налоговой нагрузки, цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и т.д.

Внутренняя предпринимательская  среда определяется совокупностью  внутренних условий и факторов функционирования предпринимательской организации: наличием необходимого размера собственного капитала; обоснованным выбором организационно-правовой формы предприятия (организации) и предмета деятельности; подбором команды партнеров; знанием рынка и квалифицированным проведением маркетинговых исследований; подбором кадров и управлением персонала, его мотивированным материальным стимулированием; механизмом сохранения предпринимательской тайны и пр.

Трансакционные издержки включают по меньшей мере следующие  составляющие:

издержки поиска информации (затраты на поиск информации о рыночной ситуации, а также потери от неполноты информации);

издержки ведения переговоров  и заключение контрактов (в том  числе затраты на юридическое  и нелегальное оформление сделок);

издержки измерения (затраты, необходимые для оценки качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка);

издержки спецификации и защиты прав собственности (плата  за услуги юристов и арбитража, за обеспечение безопасности; потери, понесенные из-за неправильной спецификации);

издержки оппортунистического поведения (затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение их нарушений).

Перечисленные направления  поддержки развития малого бизнеса  позволяют сделать выводы о том, что основной эффект от полной реализации соответствующих мероприятий предполагает снижение трансакционных издержек. Оно может найти отражение в экономии ресурсов по отдельным направлениям внешних связей, в увеличении их прибыли за счет такой экономии, а также в росте доходов работников и поступлений в бюджеты всех уровней.

При этом возникает проблема соотношения интересов различных  групп, получающих выгоду в ходе реализации мероприятий по поддержке малых  предприятий. С одной стороны, в  снижении трансакционных издержек и  поддержке заинтересованы предприниматели, с другой - в наличии системы поддержки заинтересованы чиновники, деятельность которых связана с малыми предприятиями. Они ориентированы на укрепление своих позиций, на доступ к средствам бюджета, сохранение возможностей при помощи "своим" предприятиям. В снижении трансакционных издержек такая группа заинтересована лишь в той мере, в какой это способствует ее самосохранению.

Следовательно, вопрос о  трансакционных издержках приобретает  все большую актуальность. Важно  знать, какова экономия на этих издержках при различных вариантах поддержки. Речь идет о том, как сократить издержки преодоления барьеров при входе на рынок малых предприятий, снизить риски за счет предоставления комплексных услуг (обучение, информационное обеспечение, консалтинговые, сервисные, маркетинговые, патентные услуги и др.)

Определение уровня трансакционных издержек - сложная задача сама по себе, а тем более при отсутствии многих надежных данных об эффективности  малых предприятий. В принципе приближенную оценку можно получить на основе регулярных опросов предпринимателей. Снижение трансакционных затрат они могут экспертно оценить в виде прироста прибыли или дохода предприятий. Это дает возможность определить условно в стоимостной форме изменение величины издержек и сравнить ее с затратами государства на поддержку малых предприятий. Это дает возможность определить условно в стоимостной форме изменение величины издержек и сравнить ее с затратами государства на поддержку малых предприятий. Проведение таких обследований должно стать важнейшим элементом региональной экономической политики.

Из мирового опыта  известно, что малое предпринимательство  играет ключевую роль в обеспечении  социальной ориентации рыночной экономики, в достижении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем. Однако высокая социальная значимость малого предпринимательства начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия этой сферы создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели региона. Соответственно поддержка становится эффективной по двум направлениям: доведение объемов выпуска на этих предприятиях до социально значимых величин (в качестве ориентира выступают развитые страны, имеющие многолетний опыт развития малого предпринимательства); оказание поддержки уже сформировавшемуся устойчивому сектору малого предпринимательства для повышения степени его зрелости и самоорганизации.

Проблемы социальной эффективности малых предприятий  и системы их поддержки целесообразно  исследовать в трех аспектах. Первый - оценка социальной значимости малых предприятий для региона. Второй - оценка зрелости рынка социально значимых услуг, предоставляемых этими предприятиями, то есть речь идет о такой структуре хозяйства, которая позволяет удерживать баланс между рыночной эффективностью и социальной значимостью. Третий аспект - исследование социальных эффектов в самом малом предпринимательстве (в данной статье не рассматривается).

Социальная значимость малого предпринимательства для  регионов. В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет малого предпринимательства. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки.

Вместе с тем рассмотренные  эффекты являются результатом экономической  активности и самих предприятий. Поэтому некоторые показатели, предлагаемые для оценки социальной эффективности господдержки (отношение годового прироста доходов работников малого предпринимательства за счет увеличения числа рабочих мест к объему бюджетных средств, выделяемых на их поддержку; отношение поступлений в бюджет от малых предприятий к расходам бюджета на их поддержку), не характеризуют в достаточной степени эффективность поддержки. Они могут свидетельствовать лишь о неэффективности поддержки при неудовлетворительной динамике в течение определенного периода.

Кроме того, оценка влияния поддержки малого предпринимательства на занятость требует более детальных расчетов и не может ограничиваться только подсчетом прироста рабочих мест. Такой упрощенный подход к данной проблеме не отражает всей совокупности эффектов прежде всего для крупных мегаполисов типа Москвы. Результаты государственной поддержки в этом направлении многообразны, и для их оценки можно использовать следующую систему показателей.

Первая группа показателей:

увеличение доли рабочих  мест на малых предприятиях в общем количестве рабочих мест в городе, в том числе в отраслях, объявленных приоритетными в программах развития малого предпринимательства;

количество рабочих  мест на малых предприятиях для молодежи и различных групп риска в  общем количестве рабочих мест;

сопоставление темпов роста рабочих мест на малых предприятиях и темпов снижения безработицы в городе.

Вторая группа показателей:

соотношение прироста постоянных кадров и привлеченных в малый  бизнес;

прирост численности  предпринимателей в малом бизнесе, в том числе в приоритетных отраслях (то есть воздействие на формирование среднего класса);

доля предпринимателей, прошедших обучение (включая его  новые формы) и повысивших квалификацию, в общем их количестве;

расширение доступности  информационных услуг для занятых в малом бизнесе;

соответствие формируемой  структуры занятости в малом  предпринимательстве программным  экономическим разработкам и  планам застройки и развития Москвы.

Третья группа показателей, отражающая эффективность поддержки, связана с различного рода рисками, возникающими при недостаточном уровне поддержки:

-нарастание различий  в становлении малого предпринимательства  и занятости в нем по округам;

ограничения в доступе  всех предпринимателей к системе  информации, обучения, консалтинговых услуг;

Информация о работе Меры государственной поддержки малого бизнеса в России