Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 18:29, курсовая работа
Целью выполнения данной курсовой работы является исследование государственной поддержки малого предпринимательства и разработка путей его совершенствования.
Для достижения выше поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
обосновать сущность малого бизнеса;
сформулировать основные аспекты его существования;
проанализировать изменение в малом бизнесе и его структуре за последние годы;
сформулировать основные направления совершенствования государственной поддержки малого предпринимательства;
оценить роль малого бизнеса в экономической жизни страны.
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы малого предпринимательства…………………..5
Малое предпринимательство: сущность, критерии, структура……………..5
1.2. Формы, методы и инструменты государственной поддержки
малого бизнеса……………………………………………………………………...17
Глава 2. Меры государственной поддержки малого бизнеса в России .………..23
2.1 Прямая поддержка малого бизнеса……………………………………………23
2.2 Косвенная поддержка малого бизнеса………………………………………...25
2.3 Эффективность государственной поддержки малого бизнеса………………27
Заключение………………………………………………………………………….39
Список используемой литературы………………………………………………...4
На региональном уровне можно для оценки эффективности малого предпринимательства и выделения эффекта от государственной поддержки использовать следующую систему показателей.
Показатели производственной и коммерческой деятельности (в динамике). К ним относятся: производство продукции, товаров и услуг (общий объем и на душу населения); балансовая прибыль на 1 руб. затрат; платежи в бюджетную систему на 1 руб. выручки; относительная экономия от использования основных ресурсов; рентабельность; издержки производства и обращения на 1 руб. произведенной и реализованной продукции. Особо выделяется такой показатель, как отдача от затрат государства на поддержку малого предпринимательства - бюджетная эффективность. Это - соотношение объема платежей в бюджетную систему (бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды) и объема средств государственной поддержки.
Расчет показателей доли малого предпринимательства в валовом региональном продукте, в прибыли, бюджетных поступлениях позволяет оценить место малого бизнеса в развитии экономики региона. Это важный аспект оценки эффекта. Его значимость возрастает, если результаты сравнивать с недополучением прибыли и налогов из-за теневого оборота. Предлагаемые показатели и их динамика могут в определенной степени выявить роль поддержки в получении эффекта.
Показатели эффективности использования ресурсов:
капиталоемкость; материалоемкость;
удельные капитальные вложения на 1
руб. прироста продукции (работ, услуг)
и др. Их расчет позволяет увидеть
изменения в использовании
Среди показателей повышения эффективности использования труда (в динамике) основным является производительность труда. Этот показатель важен, прежде всего, для сопоставления с аналогичным показателем по средним и крупным предприятиям, по регионам, а также для поиска резервов развития малых предприятий (внутренних и внешних). Обычно в комментариях ко всем подобным расчетам фиксируется более низкая производительность труда на малых предприятиях по сравнению со средними и крупными. Однако однозначные выводы здесь делать не следует. Во-первых, известно, что более крупные фирмы вытесняют малый бизнес в сферы деятельности с низкой рентабельностью и высокой трудоемкостью. Во-вторых, в деятельности малого предпринимательства недоучитывается теневой сектор, который является довольно мощным в крупных городах.
Кроме названных выше,
можно применять еще несколько
показателей экономической
Для оценки абсолютной и сравнительной эффективности предпринимательской деятельности на уровне ее определенных видов и конкретных организаций (предприятий) можно применять действующие методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций (предприятий).
Для оценки перспективной эффективности вполне применимы и другие подходы. Так, региональное предпринимательство рассматривается как проект, реализуемый в условиях рисков (производственных, маркетинговых, кредитных, финансовых, валютных). При этом должен использоваться вероятный подход, предполагающий прогнозирование возможных результатов с определенной степенью вероятности. И в этом случае при определенной условности рассчитывается доля поддержки в получаемом эффекте.
В целом следует отметить, что область применения перечисленных показателей довольно ограничена. Для совершенствования политики господдержки малых предприятий их недостаточно. Необходим поиск и других подходов к оценке эффекта от поддержки.
Оценка эффективности поддержки малого предпринимательства может стать более многогранной и полной, если использовать методологический подход, основанный на анализе трансакционных затрат (издержек трансакций). Он может оказаться весьма продуктивным при анализе факторов, влияющих на становление малого бизнеса в нашей стране. Речь идет о том, что возможность преодоления барьеров при входе малых предприятий на рынок определяется способностью хозяйствующего субъекта наряду с затратами, связанными непосредственно с производством товаров и услуг, нести трансакционные издержки, обусловленные необходимостью налаживания и поддержки отношений со всеми контрагентами во внешней и внутренней среде.
Внешняя предпринимательская среда определяется совокупностью факторов и условий, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства. В частности, на эффективность развития предпринимательства положительно (или отрицательно) влияют взаимоотношения с органами государственной и местной власти, поставщиками и потребителями, субъектами рыночной инфраструктуры. Многое зависит от отношений с конкурентами, кредитными организациями, от уровня налоговой нагрузки, цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий и т.д.
Внутренняя
Трансакционные издержки включают по меньшей мере следующие составляющие:
издержки поиска информации (затраты на поиск информации о рыночной ситуации, а также потери от неполноты информации);
издержки ведения переговоров и заключение контрактов (в том числе затраты на юридическое и нелегальное оформление сделок);
издержки измерения (затраты, необходимые для оценки качества товаров и услуг, по поводу которых совершается сделка);
издержки спецификации и защиты прав собственности (плата за услуги юристов и арбитража, за обеспечение безопасности; потери, понесенные из-за неправильной спецификации);
издержки оппортунистического поведения (затраты на контроль за соблюдением условий сделки и предотвращение их нарушений).
Перечисленные направления поддержки развития малого бизнеса позволяют сделать выводы о том, что основной эффект от полной реализации соответствующих мероприятий предполагает снижение трансакционных издержек. Оно может найти отражение в экономии ресурсов по отдельным направлениям внешних связей, в увеличении их прибыли за счет такой экономии, а также в росте доходов работников и поступлений в бюджеты всех уровней.
При этом возникает проблема
соотношения интересов
Следовательно, вопрос о трансакционных издержках приобретает все большую актуальность. Важно знать, какова экономия на этих издержках при различных вариантах поддержки. Речь идет о том, как сократить издержки преодоления барьеров при входе на рынок малых предприятий, снизить риски за счет предоставления комплексных услуг (обучение, информационное обеспечение, консалтинговые, сервисные, маркетинговые, патентные услуги и др.)
Определение уровня трансакционных издержек - сложная задача сама по себе, а тем более при отсутствии многих надежных данных об эффективности малых предприятий. В принципе приближенную оценку можно получить на основе регулярных опросов предпринимателей. Снижение трансакционных затрат они могут экспертно оценить в виде прироста прибыли или дохода предприятий. Это дает возможность определить условно в стоимостной форме изменение величины издержек и сравнить ее с затратами государства на поддержку малых предприятий. Это дает возможность определить условно в стоимостной форме изменение величины издержек и сравнить ее с затратами государства на поддержку малых предприятий. Проведение таких обследований должно стать важнейшим элементом региональной экономической политики.
Из мирового опыта известно, что малое предпринимательство играет ключевую роль в обеспечении социальной ориентации рыночной экономики, в достижении баланса между рыночной эффективностью и решением социальных проблем. Однако высокая социальная значимость малого предпринимательства начинает проявляться лишь при условии, когда предприятия этой сферы создают определенные объемы продукции, влияющие на основные социально-экономические показатели региона. Соответственно поддержка становится эффективной по двум направлениям: доведение объемов выпуска на этих предприятиях до социально значимых величин (в качестве ориентира выступают развитые страны, имеющие многолетний опыт развития малого предпринимательства); оказание поддержки уже сформировавшемуся устойчивому сектору малого предпринимательства для повышения степени его зрелости и самоорганизации.
Проблемы социальной
эффективности малых
Социальная значимость малого предпринимательства для регионов. В настоящее время наиболее значимыми эффектами функционирования малых предприятий во всех регионах являются прирост рабочих мест и поступления в бюджет, позволяющие решать комплекс социальных задач. Поэтому социальную эффективность малого предпринимательства на региональном уровне можно оценивать следующей системой показателей: снижение уровня безработицы; рост доходов; увеличение поступлений в бюджет за счет малого предпринимательства. Достижение этих важнейших целей, которые преследует государство, поддерживая малое предпринимательство, в определенной степени можно принять за основной социальный результат государственной поддержки.
Вместе с тем рассмотренные эффекты являются результатом экономической активности и самих предприятий. Поэтому некоторые показатели, предлагаемые для оценки социальной эффективности господдержки (отношение годового прироста доходов работников малого предпринимательства за счет увеличения числа рабочих мест к объему бюджетных средств, выделяемых на их поддержку; отношение поступлений в бюджет от малых предприятий к расходам бюджета на их поддержку), не характеризуют в достаточной степени эффективность поддержки. Они могут свидетельствовать лишь о неэффективности поддержки при неудовлетворительной динамике в течение определенного периода.
Кроме того, оценка влияния поддержки малого предпринимательства на занятость требует более детальных расчетов и не может ограничиваться только подсчетом прироста рабочих мест. Такой упрощенный подход к данной проблеме не отражает всей совокупности эффектов прежде всего для крупных мегаполисов типа Москвы. Результаты государственной поддержки в этом направлении многообразны, и для их оценки можно использовать следующую систему показателей.
Первая группа показателей:
увеличение доли рабочих мест на малых предприятиях в общем количестве рабочих мест в городе, в том числе в отраслях, объявленных приоритетными в программах развития малого предпринимательства;
количество рабочих мест на малых предприятиях для молодежи и различных групп риска в общем количестве рабочих мест;
сопоставление темпов роста рабочих мест на малых предприятиях и темпов снижения безработицы в городе.
Вторая группа показателей:
соотношение прироста постоянных кадров и привлеченных в малый бизнес;
прирост численности предпринимателей в малом бизнесе, в том числе в приоритетных отраслях (то есть воздействие на формирование среднего класса);
доля предпринимателей, прошедших обучение (включая его новые формы) и повысивших квалификацию, в общем их количестве;
расширение доступности информационных услуг для занятых в малом бизнесе;
соответствие формируемой
структуры занятости в малом
предпринимательстве
Третья группа показателей, отражающая эффективность поддержки, связана с различного рода рисками, возникающими при недостаточном уровне поддержки:
-нарастание различий
в становлении малого
ограничения в доступе всех предпринимателей к системе информации, обучения, консалтинговых услуг;
Информация о работе Меры государственной поддержки малого бизнеса в России