Методика финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: ознакомиться с сущностью и методами финансового анализа на примере ЗАО «Пензанефтепродукт».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить сущность и значение финансового анализа;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА……………………5
1.1 Сущность и значение финансового анализа………………………….5
1.2 Показатели ликвидности баланса и платежеспособности предприятия…………………………………………………………………….....9
1.3 Показатели рентабельности и финансовой устойчивости…………12
Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………16
2.1 Финансово-экономическая характеристика ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………...16
2.2 Анализ платежеспособности ЗАО " Пензанефтепродукт"…………21
2.3 Анализ рентабельности и финансовой устойчивости ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Эконом.анализ испр.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3

Глава 1. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА……………………5

1.1 Сущность и значение  финансового анализа………………………….5

1.2 Показатели ликвидности  баланса и платежеспособности  предприятия…………………………………………………………………….....9

1.3 Показатели рентабельности и финансовой устойчивости…………12

Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………16

2.1 Финансово-экономическая  характеристика ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………...16

2.2 Анализ платежеспособности ЗАО " Пензанефтепродукт"…………21

2.3 Анализ рентабельности  и финансовой устойчивости ЗАО   «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………...25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………...39

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………41

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Изучение основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия с целью принятия учредителями, собственниками и другими заинтересованными лицами управленческих, инвестиционных и прочих решений называется финансовым анализом.

Финансовый  анализ – это неотъемлемая составляющая экономического анализа. Целевая установка финансового анализа – оценка и прогнозирование финансового состояния организации на основе ее финансовой отчетности с целью повышения устойчивости и выявление возможности повышения эффективности функционирования хозяйствующего субъекта. В системе финансового менеджмента финансовый анализ представляет один из наиболее существенных элементов. Практически все пользователи бухгалтерской и финансовой отчетности в какой-либо мере используют различные методы финансового анализа для принятия решений.

В современных  условиях развития и функционирования хозяйствующего субъекта огромное значение имеет использование чёткой методики финансового анализа, соответствующей внешней и внутренней среде рыночной экономики. Подобные методики важны для правильного выбора партнеров в бизнесе, для оценки финансового положения, эффективности использования средств и определения степени маневренности и деловой активности.

Успешное существование  и развитие предприятия в условиях рыночной экономики во многом зависит от грамотности и способностей управленческого персонала оценивать положение собственной организации и положение конкурирующих фирм. Стабильное и устойчивое финансовое положение фирмы – это один из основных показателей успешной экономической деятельности хозяйствующего субъекта.

Она определяет привлекательность предприятия для сотрудничества, конкурентоспособность, потенциал для дальнейшего развития и оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении.

Таким образом, оценка и анализ финансового положения  хозяйствующего субъекта играет важную роль в принятии важных решений для эффективного управления и развития данного субъекта и обуславливает важность и актуальность выбранной темы курсовой работы.

Цель курсовой работы: ознакомиться с сущностью  и методами финансового анализа  на примере ЗАО «Пензанефтепродукт».

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:

  • изучить сущность и значение финансового анализа;
  • изучить виды и методы финансового анализа;
  • изучить показатели ликвидности баланса и платежеспособности предприятия;
  • изучить показатели рентабельности и финансовой устойчивости;
  • определить финансово-экономическое положение предприятия на примере ЗАО «Пензанефтепродукт»;
  • провести анализ ликвидности и платежеспособности ЗАО «Пензанефтепродукт»;
  • провести анализ рентабельности и финансовой устойчивости на примере ЗАО «Пензанефтепродукт».

Данная работа состоит из двух глав, в каждой из которых по три параграфа. Для  написания работы была использована учебная и науная литература таких  авторов, как Ковалев В.В., Балабанов И.Т., Донцова Л.В., Никифорова Н.А., Стоянова Е.С., Савицкая Г.В., Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. и другие.

 

Глава 1. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА

1.1 Сущность  и значение финансового анализа

 

Финансовый  анализ – процесс накопления, обработки и использования информации финансового характера, цель которого оценить текущее и перспективное финансовое положение компании, оценить возможные темпы развития, найти доступные источники финансирования и оценить возможность их мобилизации, а также спрогнозировать положение организации на рынке капиталов.

Финансовый анализ – это изучение основных данных финансового состояния предприятия и результатов его деятельности для принятия важных решений в сфере управления финансами, инвестициями, кадрами и т.д. Он находится в составе экономического анализа, является его частью. Цель финансового анализа – выявление реального положения фирмы и путей повышения функционирования субъекта с помощью правильной финансовой политики.[3, с. 89]

В процессе достижения своей цели финансовый анализ решает следующие задачи:

  • определение показателей для разработки финансовых планов на будущий период;
  • повышение обоснованности и необходимости планов;
  • разностороннее изучение выполнения представленных планов;;
  • расчет эффективности использования ресурсов;
  • составление прогнозных данных о результатах деятельности компании;
  • подготовка аналитических данных для выбора управленческих решений, корректирующих деятельность фирмы и позволяющих разрабатывать стратегию. [14, с. 137]

В основе финансового  анализа лежит анализ финансовой отчетности. Но все же в качестве основных источников информации для анализа используют: внешние данные (экономическое состояние, состояние финансового сектора, курсы валют, показатели финансового состояния других компаний,  альтернативные доходности, курсы ценных бумаг, доходность по ценным бумагам) и внутренние данные(бухгалтерская и управленческая отчетность).

Для проведения финансового анализа используются следующие методы:

  • метод горизонтального анализа;
  • метод вертикального анализа;
  • анализ и прогнозирование трендов;
  • корреляционный анализ;
  • метод анализа коэффициентов;
  • метод сводки и группировки;
  • факторный анализ;
  • анализ чувствительности;
  • метод балансовой увязки. [6, с. 122]

Выделяют, как  правило, два вида анализа: внешний  и внутренний. Внешний анализ проводят лица, посторонние для организации, чаще всего это аудиторы, не имеющие доступа к внутренней наиболее обширной и точной информации. А, следовательно, их анализ менее точный и детальный.

Внутренний  анализ проводят работники, на крупных  предприятиях это, как правило, финансово-экономическая служба. Они анализируют реально сложившуюся ситуацию на предприятия на основе данных бухгалтерского учета и выявляют пути повышения эффективности функционирования фирмы. Для подобного анализа у работников имеется гораздо больше информации и разностороннее и тем самым позволяет принимать наиболее достоверные управленческие решения. Соответственно расширяются и возможности внутреннего анализа гораздо шире. [10, с. 331]

Финансовый  анализ также может быть: перспективным (прогнозным) – анализ прогнозов на будущее, и анализ будущих финансовых планов и ретроспективным – анализ финансовой отчетности прошлых периодов, лет.

 По характеру  проведения финансового анализа  различают:

  • инвестиционный – это анализ вложенных или возможных инвестиций; 
  • финансовой отчетности – это анализ данных бухгалтерского учета, данных отчетности;            
  • технический – анализ графика ценных бумаг предприятия;
  • специальный – анализ по конкретному заданию.

Помимо всего  вышеперечисленного выделяют: экспресс-анализ (анализ по финансовым показателям) и детализированный анализ по всем показателям. [19, с. 74]

В основе финансового  анализа лежит расчет специальных  показателей, чаще в виде коэффициентов, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. Среди самых популярных финансовых коэффициентов можно выделить следующие:

  • коэффициенты ликвидности и платежеспособности;
  • коэффициенты финансовой устойчивости;;
  • коэффициенты рентабельности.

 Финансовый  анализ предприятия, позволяет:

  • определить финансовую устойчивость фирмы и степень влияния на нее различных факторов;
  • определить платежеспособность и финансовую стабильность субъекта;
  • выявить соотношение между источниками финансирования, собственными и заемными, и эффективности их использования;
  • планировать краткосрочную и долгосрочную финансовую политику организации;
  • соблюдать расчетную, кредитную и финансовую дисциплины. [2, с.116]

Финансовое положение – это результат деятельности предприятия, данные об основных показателях, которые интересуют конкурентов. Финансовое состояние – это показатели платежеспособности фирмы, ее способность отвечать по своим обязательствам перед поставщиками, кредиторами и другими агентами, способность эффективно управлять своими ресурсами, как собственными, так и заемными, способность предприятия финансировать свою деятельность.

Финансовое  состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность фирмы своевременно отвечать по обязательствам и вовремя  производить расчеты и платежи является показателем хорошего финансового положения. [16, с. 389]

Таким образом, финансовый анализ содержит в себе вопросы относительно финансового состояния предприятия. Важнейшими принципами анализа являются взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений. Это крайне важно знать любому аналитику. Чтобы компании выжить в современных условиях, необходимо реально оценивать как свое финансовое положение, так и конкурентов. А для этого важно иметь современное компьютерное и информационное оборудование, обученных и квалифицированных специалистов, а также уметь пользоваться всеми методами финансового анализа и успешно применять эти знания на практике.

 

1.2 Показатели  ликвидности баланса и платежеспособности  предприятия

 

Показатели  ликвидности характеризуют способность  предприятия своевременно и в  полном объеме отвечать по требованиям  держателей его краткосрочных обязательств. Платежеспособность – это возможность предприятия своевременно и в полном объеме выполнить свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства из совокупных активов.

Ликвидность баланса  – это покрытие своих обязательств активами. От степени ликвидности баланса зависит платежеспособность компании. Основной признак ликвидности – это превышение стоимости оборотных средств над краткосрочными обязательствами. И чем больше стоимость оборотных активов, тем благоприятнее положение предприятия с точки зрения ликвидности. [1, с. 207]

 Анализ ликвидности баланса – сравнение активов баланса, которые разделены по степени убывания их ликвидности, с пассивами баланса, которые сгруппированы по степени срочности их  погашения и в зависимости от складывающегося соотношения групп актива и пассива, формулировка выводов о платежеспособности предприятия.

Активы в зависимости  от скорости превращения в денежные средства (от степени ликвидности) подразделяются на следующие группы:

А-1: Наиболее ликвидные активы включают денежные средства и краткосрочные финансовые вложения;

А-2: Быстро реализуемые  активы включают краткосрочную дебиторскую  задолженность;

А-3: Медленно реализуемые  активы включают материальные оборотные  средства – запасы, НДС по приобретённым ценностям, долгосрочную дебиторскую задолженность и прочие оборотные активы за исключением расходов будущих периодов;

Информация о работе Методика финансового анализа