Методика финансового анализа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2013 в 20:14, контрольная работа

Описание работы

Цель курсовой работы: ознакомиться с сущностью и методами финансового анализа на примере ЗАО «Пензанефтепродукт».
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
изучить сущность и значение финансового анализа;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
Глава 1. МЕТОДИКА ФИНАНСОВОГО АНАЛИЗА……………………5
1.1 Сущность и значение финансового анализа………………………….5
1.2 Показатели ликвидности баланса и платежеспособности предприятия…………………………………………………………………….....9
1.3 Показатели рентабельности и финансовой устойчивости…………12
Глава 2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………16
2.1 Финансово-экономическая характеристика ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………...16
2.2 Анализ платежеспособности ЗАО " Пензанефтепродукт"…………21
2.3 Анализ рентабельности и финансовой устойчивости ЗАО «Пензанефтепродукт»…………………………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………

Файлы: 1 файл

Эконом.анализ испр.doc

— 329.00 Кб (Скачать файл)

Количество  денежных средств на расчетном счету  в 2010 г. увеличивается на 12 243 тыс. руб. или 95, 3%, а в 2011 г. сокращается на 20.8% или 5 218 тыс. руб. Но этот показатель не является значимым в балансе по той причине, что денежные средства могут переводиться со счета на счет и не  являются показателем прибыльности.

Можно сказать, что актив баланса организации  увеличился на 30% относительно 2009 г., из которых 65% составляют оборотные активы, т.е. в оборотные средства компании инвестируется достаточно большое количество средств.

Стоимость источников формирования имущества за 2009, 2010 и 2011 гг. также  заметно повысилась. В 2010 г. уставный капитал компании подняли на 144,32% или 127 тыс. руб. за счет увеличения номинальной стоимости 3-х привилегированных именных бездокументарных акций и ростом нераспределенной прибыли на 26,87% или 104 246 тыс. руб. Резервный капитал Общества представляет собой резервный капитал, образованный в соответствии с учредительными документами (358% уставного капитала) и составляет 770 тыс. руб. Добавочный капитал уменьшился на 158 тыс. руб. или 3,29 %. Уменьшение вызвано операциями по увеличению уставного капитала общества на 127 тыс. руб. или 144, 32%, а также списанием основных средств на 31 тыс. руб.

В 2011 г. уставный капитал увеличен на 35 тыс. руб. или 16,28% за счет сокращения добавочного капитала на 169 тыс. руб. или 3,64 %, 35 тыс. из которых идут на уставный капитал и 134 тыс. руб. отнесены на счет нераспределенной прибыли в связи со списанием основных средств, ранее подвергшихся переоценке. И таким образом, показатель нераспределенной прибыли в 2011 г. вырос н 45, 64 % или 224 631 тыс. руб.

Долгосрочные  обязательства ЗАО «Пензанефтепродукт»  ежегодно сокращаются на 17,06% или 55 262 тыс. руб. в 2010 г. и 18,92% или 50 842 тыс. руб. в 2011 г., из чего следует, что организация не привлекает долгосрочных займов и кредитов, а крупные вложения во внеоборотные активы за последние три года производили в основном за счет собственных средств. В 2010 г. статья заемные средства сокращается на 99,61 % или 5 337 тыс. руб. и. таким образом, полностью ликвидируется. Отложенные налоговые обязательства взлетают на  57,19% или на 1 825 тыс. руб. и в 2011 г. на 206, 14% или на 10 340 тыс. руб.

Иначе выглядит ситуация относительно краткосрочных обязательств. За последние три года наблюдается устойчивая тенденция к росту показателей данной группы пассивов. В 2010 г. увеличение произошло на 10,76 % или 32 200 тыс. руб., в 2011 на 59, 88 % или 198 411 тыс. руб.  Рост произошел в основном по части прочих обязательств: на 31, 84 % или 1 957 тыс. руб. и на 369,89% или на 29 972 тыс. руб. А также по части кредиторской задолженности: в 2010 г. на 8,5 % или 24 907 тыс. руб. и в 2011 г. на 54.6% или 173 572 тыс. руб. Это означает, что предприятие пользуется «чужими» деньгами, что в дальнейшем может поставить общество в трудную ситуацию.

Относительно  структуры баланса прослеживается динамика к улучшению структуры  и преобладанию собственных средств. В 2009 г. доля собственных средств в балансе 39%, заемных – 61%; в 2010 г. собственный капитал – 45%, заемный – 55%; в 2011 г. доля собственного капитала составляет 49%, а заемных – 51%. Такое соотношение собственного и заменого капиталов считается нормальным и свидетельствующим о стабильном положении и положительной деятельности.

Если рассмотреть  структуру баланса по части активов  и пассивов, то можно заметить что  ярко выраженной динамики не наблюдается. Доля внеоборотных активов составляет 39% в 2009 г., 40 % в 2010 г. и 35% в 2011 г. Оборотные активы также остаются в стабильных долях: 61%, 60% и 65% в 2009, 2010, 2011 гг. соответственно. Единственно можно здесь отметить увеличение доли запасов на 6% в 2010 г. и 16% в 2011г. и доли дебиторской задолженности на 1% в 2010 г. и на 7% в 2011г. А также сокращение доли финансовых вложений на 8% в 2010г. и на 17% в 2011г.

Что касается пассива  баланса, то здесь наблюдается динамичное уменьшение долгосрочных обязательств: на 8% в 2010г. и на 9% в 2011г. и увеличение краткосрочных обязательств: на 1% в 2010 г. и на 6% в 2011г.

В целом можно  сказать, что ЗАО «Пензанефтепродукт»  находится в достаточно благоприятном  и стабильном финансово-экономическом  состоянии.

Анализ динамики и структуры отчетов о прибылях и убытках ЗАО «Пензанефтепродукт» за 2009-2011 гг. представлен в Приложении 2.

Выручка от продаж за 2009-2011 гг. увеличивается. Хотя в 2010 г. данный рост не значителен на 0,11% или 6 020 тыс. руб., уже в 2011 г. показатель увеличивается на 30,1 % или 1 630 017 тыс. руб. Себестоимость товаров заметно выросла на 31,23% или 1 445 512 тыс. руб. в 2011 г. Ввиду роста выручки и себестоимости выросла и валовая прибыль на 23,46% или 184 505 тыс. руб. в 2011г. В 2010 г. рост этих показателей был крайне незначительным: на 0,11% или 6 020 тыс. руб. выручка, на 0,79% или 36 063 тыс. руб. себестоимость и на спад на 3,68% и 30 043 тыс. руб. валовая прибыль.

С увеличением активов предприятия за 2009-2011 гг., увеличиваются и затраты. Их структура приобретает незначительное и равномерное изменение: в 2011 г. одновременно с ростом себестоимости увеличиваются коммерческие на 15,53% или 70 919 тыс. руб. и управленческие расходы на 6. 33 % или на 5 399 тыс. руб., что объяснимо увеличением объемов реализации и, соответственно, возросшим количеством затрат на реализацию этих объемов. В 2010 г. рост управленческих расходов на 36,43 % или на 22 765 тыс. руб. обусловлен увеличением фонда заработной платы, а коммерческих – на 15,22% или на 60 335 тыс. руб. объясняется возросшими расходами на реализацию продуктов.

Явно заметно  снижение прибыли от продаж на 31,64% или 113 143 тыс. руб. в 2010 г. Прибыль налогооблагаемая уменьшилась на 52,26% или 209 478 тыс. руб., на что, помимо сокращения валовой прибыли и прибыли от продаж, повлияло и снижение прочих доходов на 96,61% (из-за прекращения совместной деятельности с УД Лесной). Это не могло не повлиять на размер чистой прибыли – сокращением этого показателя на 20,48% или 36 381 тыс. руб. в 2010г. Но к концу  2011г. величина чистой прибыли восстанавливается и увеличивается на 58,92% или 83 233 тыс. руб. за счет роста валовой прибыли на 23,46% или 184 505  тыс. руб., роста прочих доходов на 159,62% или на 5 636 тыс. руб. и налогооблагаемой прибыли на 54,66% или на 104 598 тыс. руб.  Данный факт благоприятно сказывается на финансовом состоянии предприятия.

Таким образом, из-за небольшого увеличения выручки от продаж на 0,11% или на 6 020 тыс. руб., роста себестоимости на 0,79% или на 36 063 тыс. руб., коммерческих затрат на 15,22% или на 60 335 тыс. руб. и управленческих затрат на 36,43% или на 22 765 тыс. руб., чистая прибыль сокращается на 20,48% или на 36 381 тыс. руб. и финансовый результат компании в 2010 г. ухудшается. Но в 2011 г., несмотря на более заметный рост себестоимости на 31,23% или на 1 445 512 тыс. руб., коммерческих затрат на 15,53% или на 70 919 тыс. руб. и управленческих затрат на 6,33% или на  5 399 тыс. руб., увеличивается и размер чистой прибыли на 58,92% или на 83 233 тыс. руб., и финансовый результат компании устойчиво растет. 

 

 

2.2 Анализ платежеспособности ЗАО «Пензанефтепродукт»

 

К числу наиболее важных задач финансового анализа на уровне предприятия относятся: оценка реально сложившегося уровня платежеспособности, оценка уровня управления активами, оценка степени зависимости от внешних источников финансирования, а также расчет показателей, характеризующих изменение уровня деловой активности.

Эти задачи тесно взаимосвязаны между собой и только их системное решение, только их совокупные результаты могут дать объективную картину финансового состояния предприятия. Качественная диагностика финансовых параметров предприятия позволяет использовать полученные данные, как для коррекции существующей стратегии развития, так и для проектирования новой.

Платежеспособность  – это возможность предприятия своевременно и в полном объеме выполнить свои внешние (краткосрочные и долгосрочные) обязательства из совокупных активов.

Поэтому на основании  форм бухгалтерской отчетности представленных в Приложениях 1 и 2, проведем более углубленный анализ финансово-экономической деятельности предприятия.

Анализ ликвидности  баланса – это сравнение активов, сгруппированных по степени убывания их ликвидности, с обязательствами  по пассиву, сгруппированными по степени срочности их  оплаты (погашения) и  в зависимости от складывающегося соотношения групп актива и пассива, формулирование выводов о степени платежеспособности предприятия.

Группировку активов  и пассивов можно посмотреть в таблице 2.1.

Таблица 2.1.  Группировка активов и пассивов по степени ликвидности                и по срочности оплаты

Наименование  показателя

Сумма, тыс. руб.

 

Удельный вес  в структуре баланса, % 

2009г.

2010г.

2011г.

2009г.

2010г.

2011г.

Активы

А-1: Наиболее ликвидные  активы

412 022

366 205

225 687

40,53

33,36

15,35

А-2: Быстро реализуемые  активы

40 999

45 904

169 089

4,03

4,18

11,50

А-3: Медленно реализуемые  активы

168 744

248 185

563 990

16,60

22,61

38,37

А-4: Трудно реализуемые  активы

394 914

437 538

511 132

38,84

39,85

34,77

Баланс

1 016 679

1 097 832

1 469 898

-

-

-

Пассивы

П-1: Наиболее срочные  обязательства

299 164

326 028

529 572

29,43

29,70

36,03

П-2: Краткосрочные  обязательства

-

5 336

203

-

0,49

0,01

П-3: Долгосрочные обязательства

323 947

268 685

217 843

31,86

24,47

14,82

П-4: Собственные  средства

393 568

497 783

722 280

38,71

45,34

49,14

Баланс

1 016 679

1 097 832

1 469 898

-

-

-


Таким образом, в 2010 в структуре имущества наблюдается увеличение удельного веса трудно реализуемых активов: 39,85% и снижение этих активов в 2011г. до 34,77%. Большое количество этой группы в активе баланса свидетельствует об активной инвестиционной политике организации. Удельный вес медленно реализуемых активов также имеет тенденцию к росту: 22,61% - 2010 г., 38,37% - 2011 г. (рост доли запасов товарно-материальных ценностей). Сокращается вес наиболее ликвидных активов: 33,36%  и 15,35%, что отрицательно сказывается на ликвидности баланса. Крайне низок вес быстро реализуемых активов – 4,18%, который в 2011г. возрастает до 11,5%.

В структуре  пассивов заметен рост удельного веса собственных средств: 45,34% в 2010 г. и 49,14% в 2011 г., что свидетельствует об увеличении ликвидности баланса и финансовой устойчивости. Доля долгосрочных обязательств заметно уменьшается: 24,47% в 2010 г. и 14,82% в 2011 г., что также положительно сказывается на ликвидности и финансовой устойчивости. Краткосрочные обязательства в 2011 г. составляют 0,01% в структуре пассивов, а вот удельный вес наиболее срочных обязательств (кредиторская задолженность, задолженность перед учредителями, доходы будущих периодов и резервы предстоящих расходов) ежегодно возрастает и в 2011 г. становится равным 36,03%, что оказывает отрицательное воздействие на ликвидность и говорит о растущей кредиторской задолженности.

Таблица 2.4.  Динамика показателей ликвидности

Наименование  показателя

2009 г.

2010 г.

2011г.

Изменение 2010г. к 2009 г.

Изменение 2011г. к 2010 г.

Коэффициент текущей  ликвидности

2,12

2,04

2,60

-0,08

0,56

Коэффициент срочной  ликвидности

1,52

1,25

1,21

-0,27

-0,04

Коэффициент абсолютной ликвидности

1,38

1,11

0,68

-0,27

-0,43


 

Ктл2009=(412 022+40 999+ 168 744)/(299 164)= 2,12

Ктл2010=(366 205+45 904+248 185)/(326 028+5 336)=2,04

Ктл2011=(225 687+169089+536 990)/(529 572+203)=2,60

Значения коэффициентов  в 2009, 2010, 2011 гг. свидетельствуют о  том, что предприятие обеспечено собственными средствами и своевременно исполняет свои краткосрочные обязательства.

Значение коэффициента текущей ликвидности в 2009г. гораздо выше нормы, но в 2010г. наблюдается некоторый спад, но в 2011г. снова заметна тенденция к росту на 0,56%.

Ксл2009=(412 022+40 999)/(299 164)= 1,52

Ксл2010=(366 205+45 904)/(326 028+5 336)=1,25

Ксл2011=(225 687+169089)/(529 572+203)=1,21

Кал2009=412 022/(299 164)= 1,38

Кал2010=366 205/(326 028+5 336)=1,11

Кал2011=225 687/(529 572+203)=0,68

Коэффициенты  срочной и абсолютной ликвидности  также находятся в пределах гораздо  выше нормы и, несмотря на динамику уменьшения за последние три года, значения все равно остаются выше нормативных и говорят о том, что предприятие эффективно ведет свою деятельность и распоряжается своими денежными средствами и грамотно управляет дебиторской задолженностью.

Таким образом, предприятие имеет высокую способность оплачивать свои краткосрочные обязательства в течение отчетного периода и полностью ликвидно.

 

 

2.3 Анализ рентабельности  и финансовой устойчивости ЗАО «Пензанефтепродукт»

 

Важнейшей характеристикой  успешности любого бизнеса является его способность приносить прибыль своим владельцам. Показатели рентабельности отражают степень прибыльности деятельности предприятия.

Основные  значения показателей  рентабельности организации представлены в таблице 2.2.

Таблица 2.2.  Динамика показателей рентабельности

Наименование  показателя

2009 г.

2010 г.

2011г.

Изменение 2010г. к 2009 г.

Изменение 2011г. к 2010 г.

Рентабельность  общая

0,07

0,04

0,04

-0,03

-

Рентабельность  активов

0,17

0,13

0,18

-0,04

0,05

Рентабельность  производства

0,18

0,17

0,16

-0,01

-0,01

Рентабельность  реализованной продукции

1,07

1,05

1,05

-0,02

-

Доход маржинальный

0,15

0,15

0,14

-

-0,01

Порог рентабельности

3 059 813

3 613 813

4 417 071

554 000

803 258

Запас финансовой прочности

2 348 999

1 801 019

2 627 778

-547 980

826 759

Информация о работе Методика финансового анализа